Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
Некоторые факты традиционной культуры указывают на бытование в народной среде представления о гончарах как распорядителях адского пламени. Так, о соотнесении гончарной печи с преисподней, пеклом ада свидетельствует русская пословица-шутка: «Быть тебе в раю, где горшки обжигают!». Иногда это соотнесение находит отражение в конкретных явлениях той или иной местной традиции. В народе считали, что в посуде гончара, не владеющего профессиональными тайнами, не будет получаться хорошая сметана или не смогут храниться продукты.
Что же до цифр, то еще в девятом столетии на Руси не знали гончарного круга: ручной керамикой занимались, в основном, женщины. Чистую глину комбинировали с песком, мелкими ракушками, кварцевыми и гранитными частичками. В конце девятого века на юге страны появился гончарный круг: прогресс связывают с переселением туда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии – гончар. Начали появляться мастерские, где работали уже мужчины: так и стало исключительно женское занятие преимущественно мужским.
Действительно, изготовление гончарных изделий обставлялось множеством правил и запретов, которые были неизвестны обычным людям. Знающий гончар отправлялся за водой для изготовления посуды только в субботу, до восхода солнца. Придя к источнику, он говорил: «Я пришел по воду, делать кувшины для сыра, для сметаны, для масла». Возвратившись домой, мастер тут же заливал глину водой и начинал ее месить. Традицией предписывалось начальные этапы обработки материала совершать только до восхода солнца, иначе, по поверьям, посуда не будет удачной. При формовке каждого сосуда следовало сказать вслух, для какой цели он делается: для сметаны ли, для масла ли, для чего-либо еще. Во многих славянских традициях гончары в конце дня, завершая работу, чертили на оставшемся на гончарном круге куске глины крест, чтобы нечистая сила не вращала круг ночью. Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. Этот промысел развивался всюду, где были залежи пригодной для обжига глины.
Вместе с тем гончарство как ремесло пользовалось значительным уважением, что, в частности объяснялось тем, что оно связано с огнем и землей — стихиями, которые в народном сознании осмыслялись как чистые и святые, а потому — почитаемые. Горшки широко употреблялись в лечебной практике: знахарь накидывал их на живот больного, бабка-повитуха зачастую таким же образом «правила» роженицу. Не случайно у русских сложилась пословица: «Горшок на живот — все заживет». С горшком в печи связывалась также примета, предсказывающая погоду: в народе верили, что горшки легко перекипают через край к ненастью. На Руси само слово «гончар» - произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена. И особенно славились гончары Псковоградской волости псковского уезда, из деревень, расположенных на реке Черехе.
У гончаров на реке Черехе сохранилось предание об основании промысла. Они рассказывали, что первый горшечник был выходцем из Пскова, с Завеличья. Первоначально он изготавливал кафель, затем перешел на точение горшков и кружек.
Со временем появляется самая разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, грузила для рыболовных снастей, пряслица для веретен и многое другое.
Мастера всю душу вкладывали в свои изделия. Известен мастер из деревни Луковка псковского уезда Захар Павлов. Он был не просто мастер, но и художник своего дела: изобретал сосуды с секретом, например, кружка, из которой буквально «по усам текло, да в рот не попало», если не знать до какого места дотронуться губами, чтобы попить. Его работы очень ценились.
Но как же она устроена и в чем этот секрет? В верхней части кружки расположены по окружности дырочки. Когда кружку наклоняют, содержимое не попадает в рот, а обливает грудь. Об этом предупреждает подпись на кружке: "Напейся, но не облейся". (Секрет кружки спрятан в ручке - она сделана полой. Канал, проходящий внутри ручки, имеет вход у дна кружки и выход в одном из пяти «сосочков», идущих по верхнему ободу. Таким образом, из кружки нужно пить, всасывая в себя содержимое через «сосочек». Однако главный секрет - в маленькой дырочке, спрятанной под ручкой. Только зажав ее пальцем, можно напиться, не облившись).
Гончары продавали потешные кружки на рынках за две цены: одну назначали за саму кружку, а другую — за секрет, точнее, за его раскрытие.