Историки до сих пор затрудняются назвать точную дату рождения первого комплекта. Впервые он появился около 3-4 веков назад на территории Китая, исторической родине фарфоровых изделий. Мастера Поднебесной трепетно относились к продукции собственного производства, а тем более к технологии ее изготовления. Все важные нюансы хранились в строгом секрете, а за их разглашение можно было поплатиться жизнью. Такие меры повлияли на географию распространения фарфора, и в Европе он появился лишь несколько столетий спустя, в 1708 году.
Скрещенные голубые мечи — фирменный знак фарфора — красуется на посуде уже около трехсот лет. Многие мейсенские сервизы приравниваются к произведениям искусства и оцениваются так же дорого, как живописные полотна знаменитых мастеров. Впрочем, говорить о промышленных масштабах можно с большой натяжкой, поскольку чайная посуда из столь редкого и дорогого материала была доступна лишь знатным особам. Каждая именитая фарфоровая фабрика хранит свои секреты состава, клеймо и росписи фарфора, истории неудач мастеров наравне с успешными заказами от коронованных особ.
Почему именно фарфор?
Многие современники задаются вполне закономерным вопросом: почему для производства чайных сервизов и сейчас используют фарфор? На этот вопрос достаточно просто ответить, приведя несколько примеров: фарфор способен сохранять тепло очень долго, превосходя по этому критерию даже металл, в кружке нагревается главным образом внутренняя часть, к тому же, этот материал позволяет создавать настоящие произведения искусства, посуда получается очень тонкой.
Особенности чайного сервиза
На раннем этапе чайные чашки производились по аналогии с китайскими изделиями – без ручек. Европейцам понадобилось около 2 десятилетий активной эксплуатации новой продукции, чтобы на практике убедиться – горячее чаепитие из таких кружек крайне неудобно.
У китайской церемонии была заимствована еще одна традиция – пить ароматную консистенцию из блюдца. На исторической родине чай пили из специальных пиал. Европейцы изготовили собственные изделия, визуально напоминающие пиалу, но более плоские, что было продиктовано необходимостью в более быстром остывании чая.
Английские мастера впервые дополнили китайскую пиалу ручкой, что придало изделию форму знакомой каждому человеку чашки. Они же дополнили стандартный комплект маленьким блюдцем — что эстетично и исключает вероятность попадания чайных капель на колени гостя или скатерть, «подтянули» вверх сервизные формы, и поставили чашки на короткую ножку.
Неотъемлемые составляющие практически всех чайных сервизов:
- чашки;
- блюдца;
- подносы для угощений, сладостей;
- заварочный чайник;
- молочник;
- сахарница.
Примечательно, что в эпоху Средневековья на территории Европы все эти предметы уже активно использовались — но не вместе, а по отдельности. Для их изготовления использовали серебро. С появлением фарфорового производства все перечисленные изделия были окончательно укомплектованы в чайных сервизах.
Традиции и новые веяния
Носителями европейской чайной традиции по праву можно считать англичан. Чайные сервизы, произведенные в этой стране, поражают не только количеством изделий, но и визуальной оригинальностью, изысканностью, красотой. Англичане дополнили функциональную часть посуды непревзойденной эстетической концепцией. Они научились получать удовольствие от чаепития в его истинно глубоком понимании и поднять саму церемонию на абсолютно новый уровень. В Китае, а затем и в Японии фарфоровые сервизы и до сегодняшнего дня считают одним из самых ценных подарков. Это символ глубокого уважения.
Когда началась мода на чайные сервизы
Чайные сервизы всегда были мечтой хозяек, неважно, в какой стране они жили. Когда в 18 веке в Европе стали производить фарфоровую посуду, она была настолько дорогой, что купить ее мог не каждый. Но в скором времени фарфор подешевел и сервизы стали более доступными.
В России роскошные чайные наборы изготавливали на императорском фарфоровом заводе, который был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге. Когда к власти пришла Екатерина II, на заводе стали делать потрясающие фамильные чайные сервизы. В 1925 году завод был переименован и стал носить имя Михаила Ломоносова. Но и сегодня «ЛФЗ» - это самый известный поставщик российского фарфора. Тонкий, звонкий, прозрачный костяной фарфор пользуется невероятным спросом во всем мире. Что касается Руси, то, например, в трактирах или в обычных домах не высокого достатка использовалась фаянсовая посуда.
В СССР сервизы бережно хранили и передавали детям в качестве наследства. Немецкая «Мадонна» была лучшим подарком на свадьбу или другую знаменательную дату.
Чайные сервизы считаются семейной реликвией, и наши предки часто сохраняли их до последнего блюдца или чашечки. Такая посуда всегда означала устойчивость и незыблемость домашнего уклада.
Источники: https://kulturologia.ru/blogs/250820/47350/
https://cofe.ru/section-interior/article-chaynyy-serviz-istoriya-farforovogo-sovershenstva/