До середины 19 века Новый год, в отличие от Рождества, считался тихим, домашним праздником. Приглашались самые близкие родственники. Пожилые играли в карты, молодежь гадала. Ближе к полуночи устраивался скромный ужин.

Все поднимали праздничный тост и желали друг другу новогоднего счастья. И только с началом 20-го столетия готовиться к праздниками стали задолго до их наступления. Совершенно так же, как в наши дни, в магазинах, кондитерских и ресторанах начинался предпраздничный ажиотаж и толкотня. Цены тут же устремлялись ввысь.rojdestvo

«Последний раз делаю елку… Один расход, и удовольствия никакого», - жалуется герой Надежды Александровны Тэффи. Тогда же все принялись праздновать встречу Нового года в ресторанах и трактирах. Богатые фабриканты и заводчики загодя бронировали столики в только что отстроенном «Метрополе», в «Гранд Отеле» собирались банкиры и биржевики, а проживающие в Москве иностранцы в «Эрмитаже». Знаковую для москвичей и гостей столицы ресторацию «Яръ» красочно обрисовал Федор Шаляпин: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные – во фраках». В благородных столичных семействах привечали не только дальних родственников но и священнослужителей, и монахов из монастырей, куда семья обычно ездила на богомолье. Среди тогдашнего купечества прием многочисленного духовенства входил в условия хорошего тона. Наносились визиты всем близким, знакомым, родным, сослуживцам и начальникам. Существовала так называемая «визитная повинность». Как отмечал писатель Михаил Загоскин: «посещают обыкновенно своих родных, друзей и приятелей, а визиты делают всем знакомым».

По словам писателя Николая Вишнякова: «Рождество превращалось для москвичей в настоящую визитную каторгу! Полагалось объехать всех, особенно старших по возрасту и положению. Людям, обладавшим обширным кругом деловых знакомств, приходилось заезжать к знакомым до нескольких десятков раз за один день, перемещаясь от Крестовской заставы до Даниловской слободы.

В то же время столичные жители развлекались гуляньями, катаньями с горок, а также в санях, запряженных парами и тройками лошадей. В дворянских домах на Святки устраивали благотворительные балы, маскарады и танцевальные вечера. Среди мещан и купечества было принято наряжаться и колядовать. Молодежь рядилась медведями, солдатами и козами. Горожане надевали вывернутые мехом наружу тулупы, мазали лица сажей и разъезжали в санях по знакомым.

По воспоминаниям писателя Ивана Шмелева вся Москва в канун праздника превращалась в ярмарку: «Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество».

Со всей России в столицу свозили поросят, гусей, уток, рябчиков и тетеревов. Торговали прямо из саней без весов: «Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся!» — удивлялся Шмелев. Главные новогодние фрукты – мандарины – появились в Москве в начале XIX века. Они стоили очень дорого: десяток – около трех рублей, когда за 15 в то время можно было купить корову.

В большинстве зажиточных и дворянских домов столы для гостей держали накрытыми все Святки. В меню – окорока, жареная индейка, рыба, сыр, икра, несколько сортов колбасы. На протяжении всех зимних праздников, куда постепенно вошел и Новый год, в зажиточных семьях устраивали званые обеды. Меню изобиловало богатыми и искусно приготовленными блюдами, которые обычно заказывали в знаменитых ресторациях или трактирах. Их доставляли на дом курьерами.

Родная сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала в своих записках: «Незаметно подошло Рождество. Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы — и прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. Предвкушалась уже мамина «панорама» с ее волшебными превращениями. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат «дедушкиного» печенья».

В преддверии череды новогодних и следующих на ними рождественских торжеств, хотелось бы вновь вернуться к нашим исконно русским национальным традициям празднования Рождества, а точнее, к рождественским блюдам. Если следовать народным поверьям, на столе должно присутствовать 12 блюд: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, жареная курица, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, хлебцы с маком и медом. Но содержание современного рождественского стола со временем приобрело не столь традиционный характер — многие блюда со временем нашли свою замену более дешёвым или удобным в приготовлении вариантом. Такому же принципу в подготовке к праздничному столу на Рождество можете следовать и вы.

Радостного всем Рождества и сытного стола!

Специального рождественского рыбного блюда у нас не делали, это на пасхальном столе без рыбы не обойтись, а на рождественском главное – мясо. Резали к Рождеству скотину, солили окорока, коптили ветчину, начиняли колбасы, свиные головы и желудки. Колядовали – ходили в предрождественскую ночь по улицам и пели: «Кишку да ножку подайте в окошко!» Не жалели мяса и на щи. После постных рыбных, с осетровой головизной или снетками, разговлялись богатыми щами – с разварной бараниной или говядиной, забеляя их сметаной, молоком или сливками. Но начиналось разговение совсем не с мяса – в Сочельник, канун Рождества, с первой звездой надо было отведать сочива (оно же – коливо, или кутья). А уж потом, после заутрени – поднять рюмочку под жареного гуся или свиную голову. Пришло-прикатило Рождество Христово! Веселись, ребятки, – наступили Святки!

В некоторых губерниях на Рождество пекли особые блины – из овсяной муки. Ими одаривали знакомых, приглашали на блины-овсяники родню. Овес вообще считался одним из символов рождественских празднований. Васильев вечер, канун Нового года по-старому стилю, назывался еще и Овсенем. К овсяным блинам великолепно подходит особое блюдо – пряженина. В Белоруссии оно называется мачанкой, от слова «макать» – макают в густую мясную подливу не только блины, но и традиционные белорусские драники, отварную картошку, просто свежеиспеченный хлеб. В России в основном пекли блины ржаные, полбяные, из доступной муки, включая гороховую. Пшеничная мука была дорогой, так что к пшеничным блинам, как и к белой булке, русский крестьянин XIX века приучен не был. У Василия Левшина в той же «Русской поварне» довольно много места отведено блинным караваям. Был, например, «попадьин пирог», с творогом. Причем во времена Левшина необязательно этот пирог был сладким. В творог запросто могли и лучку добавить. Сладкие блинные пироги – это уже середина XIX века, когда сахар стал гораздо доступнее.

Согревались в Рождество сбитнем. Детям предлагали безалкогольный вариант, взрослым – крепкий, с пивом, бренди, водкой или вином. Рождественский стол в любом русском доме выглядел по-особому празднично. Часто он оставался накрытым на все время Святок (12 дней от Рождества до Богоявления), и самые разнообразные угощения не убирались с него – в ожидании незваного, но всегда желанного гостя или колядующих. Под самые нарядные скатерти принято было класть пучок соломы – как напоминание о рождении младенца Христа в хлеву у Вифлеема. В некоторых русских областях такой обычай сохранился до сих пор...

rojdestvo stol

Канун Рождества – завершение 40-дневного Филиппова поста. Как сказано у Ивана Шмелева в «Лете Господнем»: «бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы. Ставили под образа...» Разговляться прихожане начинали только после всенощной – дома ждали закуски, выпивали рюмочку. А большой праздничный стол накрывали уже на следующий день.

Желе и московиты

В разряд праздничных рождественских блюд автоматически попадали те, в рецептуру которых входили мясо, сдоба, яйца – по всему этому люди успевали за время поста соскучиться. Подавали заливное, студень, московиты – так называли десертные фруктовые желе. Готовили такие желейные блюда только зимой – на холоде они хорошо застывали и дольше не портились. У заливного главным показателем мастерства повара считался прозрачный бульон, тогда и желе получалось кристально прозрачным. В нарядной, праздничной версии старались использовать как можно больше разных рыб. Считалось, у заливного из двух, а лучше – трех рыб вкус богаче. Кстати, желатин в XIX веке делали не из говяжьих, а из рыбьих костей. «Рыбный клей» стоил довольно дорого, поэтому был выбор – или купить готовый «клей», или сэкономить и самому вываривать, скажем, стерляжью головизну.

Студень из свинины

Рождественский студень из свинины – дань истинно московской традиции. Свиней забивали как раз к Рождеству, в Москву шли целые возы свинины с Юга, из Подмосковья. Тот же Шмелев живописно описывает, что рубили замороженные туши прямо на рынке, не взвешивая, на глаз определяя, сколько весит тот или иной кусок. Если что-то отлетало от топора и падало в снег, то никто и не думал поднимать – отдавали бедным. В зимние праздники – на Рождество и Васильев день – свинина во всех видах была главным московским блюдом. Недаром cвятой Василий Великий считался в народе покровителем именно свиноводов. Это, конечно, выдумка, но в русском сознании основательно укоренившаяся.

Стерлядь кольчиком

«Москва Онегина встречает своей спесивой суетой, своими девами прельщает, стерляжьей потчует ухой», – читаем у Пушкина. Стерлядь – своеобразный символ московской кухни. Тогда стерлядь водилась не только в дальних реках, но и до Москвы-реки доходила. Рыба эта была дорогая, и кто еще мог себе ее позволить, кроме зажиточных москвичей? Стерлядь кольчиком – значит, свернутая кольцом и в таком виде запеченная. Типичное блюдо из меню речных пароходств и ресторанов у пристаней, оно описано во множестве источников, в том числе и в самом гастрономичном рассказе Чехова «Сирена».

Гуси-утки

Самая рождественская птица – конечно, гусь. Но и утка не последняя в ряду праздничных угощений. Водоплавающую птицу забивали, когда на реках вставал лед. Вялили, коптили, солили. В романе «Анна Каренина» упоминаются среди прочих припасов «гусиные полотки», то есть половинки вяленого гуся. Их ели и просто так, и использовали как заготовку – то есть вымачивали, а затем запекали или тушили. Замороженная птица стоила дороже, ее покупали люди побогаче, а победнее – довольствовались такими «полуфабрикатами». Что касается рецептов, то классической начинкой для уток и гусей была каша, гречневая, пшеничная, полбяная. Нередко птицу начиняли яблоками, если были – свежими, а не было – мочеными. Роль подливки или соуса выполняли взвары или приварки. Была, например, привычна приварка из квашеной капусты – капусту клали в горшок, добавляли воды и убирали в печь тушиться. Такую приварку даже получали солдаты в качестве продуктового довольствия.

Иллюстрация: Жюль Александр Грюн. После ужина

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество