В самом начале 1920-х годов руководство молодой страны Советов догадалось, что фарфоровые изделия — это отличный способ агитации. На тарелках, чашках, чайниках писали революционные лозунги, рисовали портреты первых лиц государства, рассказывали о достижениях. Разумеется, что на фарфоре писали о техническом прорыве. Во второй половине 1950-х годов одновременно с запуском первого искусственного спутника Земли появилась новая тема — космос.
Дорога к звездам открыта
В 1957 году в СССР началась космическая эра, когда 4 октября запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Через два года станция «Луна-3» передала на Землю первые снимки обратной стороны Луны. В 1959 году Сергей Королев говорил: «Обязательно наступит и тот день, когда космический корабль с людьми на борту покинет нашу планету и отправится в далекое путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских ракет, дорога к звездам открыта!». Ровно через год Землю облетели собаки-космонавты Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек. Понятно, что эти первые шаги освоения космоса прославили советскую науку.
Издание France Press тогда писало: «Советский Союз сегодня дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Одновременно с этим космонавтика начала отражаться и в искусстве. В СССР снимали художественные фильмы, писали стихи и создавали картины о далеких звездах. Живописные панно с изображением спутников, ракет и, конечно, Юрия Гагарина появлялись одно за другим на торцах зданий, на детских площадках строили сооружения в форме ракет. В больших городах открывали планетарии и технические кружки. Так, космос стремительно заполнял собой пространство повседневной жизни: марки, спичечные коробки, монеты, фарфор.
Фарфоровый космос
Российский искусствовед Николай Бесчастнов говорит: «Стремление донести революционные идеи до каждого человека с помощью нанесения изображений на промышленные изделия массового производства породило то, что мы называем агитационным фарфором». Художники Государственного фарфорового завода разрабатывали посуду и скульптуры, которые прославляли советскую промышленность и сельское хозяйство. Изделия на космическую тему производились и на многих других фарфорофаянсовых фабриках страны: Ленинградской, Дулевской, Киевской. Было налажено производство и на маленьких предприятиях. Например, на Довбышской фарфоровой фабрике в 1960 году создали шкатулки в виде станции «Луна-3». На родине Сергея Королева, в Житомире, выпускали в честь конструктора вазы.
Космической темой также занимались знаменитые советские скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина Трегубова. Все они создавали статуэтки, настенные тарелки, посуду. В 1975 году на Дулевском фарфоровом заводе Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию, посвященную стыковке «Союза» и «Аполлона». Сближение советского и американского аппаратов получило название «Рукопожатие в космосе». Изготавливали такие изделия из фарфора и в 1980-х годах, кроме Юрия Гагарина героями стали и другие космонавты: Герман Титов, Валентина Терешкова. Также создавались абстрактные произведения на космическую тему. Среди них — статуэтка с названием «Хозяйка космоса», автором которой была скульптор Людмила Шушканова. Основой для этой композиции стала переработанная скульптура «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок писателя Павла Бажова. Были и такие изделия, которые выпускались только в одном экземпляре, их дарили космонавтам и конструкторам. В 1983 году для Анны Гагариной, матери первого космонавта, на Коростенской фарфоровой фабрике скульптор Валентина Трегубова изготовила сервиз. На предметах изобразили портреты членов семьи Гагарина, его дом и планеты. Сделали сервиз и специально для Алексея Леонова — первого космонавта, который вышел в открытый космос. Сервиз создали на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в 2014 году.
Пономаренко Елена Борисовна, ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ПОУНБ им. В.Я. Курбатова
Фото с сайта: v-proshloe.ru