У многих в число приятных воспоминаний детства входят бабушкины часы на стене, с цепочкой и с тяжелой гирей. Ежедневный ритуал поднятия гири с загадочным стрекочущим звуком механизма. Размеренный звук «тик-так» был непременным атрибутом бабушкиного дома. Механизм этих часов был один и тот же, а все отличие было только в корпусе или в рисунке на циферблате. Были более сложные часы с кукушкой. Откуда же такая любовь к «ходикам» была у нашего народа?
Первые часовые мастерские появились в России в 1769 году, но они производили только дорогие подарочные часы «на заказ». В середине 19 века резко увеличился ввоз импортных часов, которые облагались высоким таможенным сбором. Купцы быстро смекнули, что лучше часы ввозить в разобранном виде. Так в России появились первые цеха для обратной сборки часов из импортных деталей. Пошлину за ввоз часов в разобранном виде брали по общему весу (1,5рубля за кг), поэтому началось «импортозамещение» и «локализация»: тяжелые детали начали изготавливать в России. Часть мастеров, изучив механизм импортных часов, организовали собственное производство уже "полного цикла". Вскоре часовые мастерские начали появляется как грибы после дождя. Причем все они специализировались именно на самых простых часах-ходиках. На них хоть и наценка была самая низкая, но зато спрос всегда высокий и стабильный. Вот тогда и появилась знаменитая форма циферблата. Только вместо соснового бора с мишками там печатались картины на крестьянские мотивы. Даже выпускалась специальная серия часов с портретами царской четы-должен же простой народ знать их в лицо.
К 1917 году производство ходиков достигло 1,5 миллиона штук в год, полностью обеспечив потребности населения России. После Октябрьской революции часовые мастерские продолжили выпускать продукцию, но подчинялись они уже Главному управлению точной механики, позже переименованную в Гострест Точмех. Революционные умы в руководстве Гостреста решили: раз ходики вхожи в каждый дом, так пусть занимаются еще и пропагандой населения. Логика была железная: на агитационные плакаты можно и не обращать внимания, а на часы невольно вынужден смотреть много раз на дню. Если домашние настенные часы производили в достатке, то с карманными часами было все грустно. Их по - прежнему приходилось собирать из импортных деталей. Между тем железнодорожники и военные требовали увеличить производство в разы. Европейские фирмы категорически отказывались поставлять оборудование, тогда СССР выкупил в США два разорившихся часовых завода. Оборудование завода «Дюбер-Хэмпден» (г. Кентен, штат Огайо) передали Первому Часовому заводу для организации выпуска 250 тысяч карманных часов в год. Оборудование другого завода «Ансония» из Бруклина передали Второму Часовому заводу для организации производства будильников. Предполагалось, что с появлением настольных будильников, спрос на ходики упадет и их производство можно будет свернуть. В реальности получилось в точности до наоборот: с увеличением производства будильников, рос спрос и на ходики. Если в 1932 году выпускали 3 миллиона ходиков в год, то в 1955году уже производство достигло 6 миллионов штук в год и продолжало расти.
В чем же секрет такой любви советских людей к «ходикам»? Дело даже не в низкой цене -3 рубля 50 копеек. Прежде всего они ценились за простой и надежный механизм. Часы годами работали без обслуживания, а если и останавливались, то нужно было только почистить от пыли и обновить смазку. С этой задачей мог справится даже школьник. «Ходикам» уже почти сто лет, а они по - прежнему отсчитывают время. Тиканье этих часов ни с чем спутать невозможно!!
Источник: https://dzen.ru/a/YqXEMJdoYmkqa17d
Пономаренко Елена Борисовна, ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ПОУНБ им. В.Я. Курбатова