9 февраля 2023 года исполняется 100 лет с момента создания гражданской авиации России. Представляем вашему вниманию небольшой экскурс в историю гражданской авиации и обзор литературы по данной теме. Со всей литературой можно познакомиться в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки имени В. Я. Курбатова (кабинет 202). Все издания выдаются на дом.
В 2023 году дата вдвойне юбилейная, поскольку одновременно исполняется 100 лет с момента создания гражданской авиации России, а также 10 лет со дня подписания Указа, которым был установлен этот важный профессиональный праздник.
Гражданская авиация стала повседневным, широкодоступным транспортом для миллионов людей. Треть пассажиров в стране для дальних поездок предпочитает самолеты. Более 3600 промышленных центров и населенных пунктов связаны авиатрассами, общая протяженность которых превышает 1 млн. км. Это в 7 раз больше длины железных дорог в нашей стране. Каждый год гражданской авиацией перевозится свыше 100 млн. пассажиров. Тысячи часов для работы, учебы, отдыха экономит нам Аэрофлот. На ряде воздушных трасс, особенно в районах Сибири, Дальнего Востока, на Севере страны, самолеты и вертолеты принимают на свои могучие «крылья» основную массу пассажиров. Гражданская авиация служит средством осуществления не только внутренних, но и международных воздушных сообщений и играет существенную роль в укреплении политических, экономических, культурных и других связей между странами и народами, тесно связывая это с важнейшей задачей в поддержании мира.
Еще в глубокой древности, завидуя птицам, люди мечтали о полетах. Об этом свидетельствует поэтическая легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо с помощью крыльев из перьев и воска. Многие тысячелетия человек лелеял мечту о завоевании воздуха. История хранит сведения о попытках русских людей овладеть его стихией. Князь Олег в 906 году, осаждая город Царьград, пользовался воздушными змеями. В царствование Ивана Грозного некий Никитка выдумал машину с деревянными крыльями. За «дружество» с нечистой силой Никитке приказали отрубить голову и «тело окаянного пса-смерда бросить на съедение, а выдумку аки дьявольскую... после божеской литургии огнем сжечь». В Москве в 1695 году, в начале царствования Петра Великого, сделал мужик «крылья слюдвенные» за 18 рублей. Деньги отпущены из государственной казны. Мужик на крыльях не смог взлететь – они были тяжелыми. Мужика били батогами, а деньги велено было взыскать. В 1761-1762 годах Федор Мелес придумал крылья для летания, за что был сослан в Сибирь в кандалах. Попытки овладеть крыльями делались почти у всех народов. Мечтали о летательных аппаратах Аристотель, Галилей, Ньютон.
Летательный аппарат в виде большого шара был изобретен русским человеком гораздо раньше иностранцев. Но Россия была тогда отсталой страной, темной. Умные талантливые люди вместе со своими изобретениями часто погибали. В развитие летного дела и воздухоплавания народ наш внес большой вклад. Еще Михайло Ломоносов, мыслитель и поэт, занимался изучением воздушной среды и разработкой таких проблем, которые впоследствии легли в основу новой отрасли — аэродинамики. Научные исследования М. В. Ломоносова вдохновили многих русских ученых. В 1804 году академик Захаров успешно совершил полет на воздушном шаре. Большие заслуги в развитии многих проблем авиационной науки принадлежат Д. И. Менделееву. Он обосновал идею стратостата. Дмитрий Иванович Менделеев поднялся на воздушном шаре до высоты 3600 метров и наблюдал за солнечным затмением. Русский изобретатель Можайский сконструировал модели первых самолетов с неподвижным крылом. Летом 1882 года самолет поднялся в воздух. Это был первый в мире полет машины тяжелее воздуха. Можайский своим изобретением поднял престиж нашей страны как родины самолета. Последователи Можайского – талантливые русские изобретатели, ученые – создавали и совершенствовали новые конструкции самолетов. Особенно большое влияние на развитие авиации имели труды Николая Егоровича Жуковского. Жуковским написано около 170 научных работ. Ученый и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский смело утверждал, что на смену авиации моторной придет авиация реактивная. Теперь, создавая реактивные аппараты, спутники Земли, межконтинентальные ракеты и космические корабли, наши ученые основываются на исследованиях Жуковского и Циолковского.
Научно-техническая мысль в России всегда стояла на уровне самых развитых государств Европы, а порой даже превосходила их. Имена первых русских летчиков С. Уточкина, А. Васильева, Н. Попова, М. Ефимова, П. Нестерова, немало сделавших для развития и популяризации авиации, были известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Однако, несмотря на значительный успех русских ученых, инженеров, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей. Создание гражданской авиации Страны Советов началось вскоре после свершения Великой Октябрьской социалистической революции. По инициативе В. И. Ленина было организовано Бюро комиссаров воздушного флота, а затем Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом РСФСР. Были изданы декреты: о национализации самолетостроительных заводов; о создании Центрального аэрогидродинамического института под руководством Н. Жуковского; о подготовке летно-технических кадров и другие...
В начале 1921 года В. И. Ленин подписал декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами». Многие положения этого документа не потеряли своего значения и в современном воздушном законодательстве. Совершались первые транспортные перелеты между Москвой и Петроградом (Ленинград), Харьковом, Киевом. Нижним Новгородом (Горький). Начали развиваться и международные авиационные связи. В 1919 году состоялся полет в Будапешт, а в 1921 году появляется постановление Совета Народных Комиссаров «Об организации воздушного сообщения Москва – Германия». Таковы были первые шаги зарождающейся советской гражданской авиации. 9 февраля 1923 года был создан Совет по гражданской авиации. Этот день стал днем рождения Аэрофлота.
Совет разработал трехлетний план развития воздушных линий не только в центральных районах страны, но и в малообжитых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Закавказья и Средней Азии. Для организации воздушных сообщений были основаны три акционерных общества: В РСФСР, на Украине и в Закавказье, впоследствии объединенных во всесоюзное акционерное общество «Добролет». В эти годы в стране был популярен призыв: «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!». Создается Общество друзей Воздушного Флота. Одними из первых вступили в общество и внесли на развитие авиации свои сбережения В. И. Ленин и его жена и соратница Н. К. Крупская. В короткий срок по всей стране было собрано 6 миллионов рублей золотом и построено 223 самолета. Десятки тысяч добровольцев приняли участие в строительстве авиационных заводов, в развертываниимассовой авиационной работы. Авиация стала детищем всего народа.
Уже в годы первых пятилеток вырисовываются контуры существующей сети воздушных сообщений СССР. Ее основу составили тогда: Восточная магистраль, соединяющая центральные районы через Урал с Дальним Востоком, Южная магистраль, которая вела через Украину и Северный Кавказ в республики Закавказья, и Среднеазиатская магистраль, связывающая Москву с Ташкентом, Фрунзе, Душанбе, Ашхабадом, Алма-Атой. Открывались и первые регулярные международные линии: Москва – Прага (1936 г.), Москва – Стокгольм (1937 г.) Москва – София (1939 г.).
Важное значение приобрели перевозки грузов по воздуху в отдаленные районы, где аэродром являлся одним из первых объектов строительства, а самолеты — единственным средством доставки специалистов, оборудования, почты, продовольствия, медикаментов... Вехами в истории мировой авиации стали героические перелеты советских летчиков В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова из Москвы через Северный полюс в Америку, женского экипажа под командованием В. Гризодубовой из Москвы на Дальний Восток, В. Коккинаки из Москвы через Гренландию в Америку. К 1941 году Аэрофлот стал одной из ведущих авиакомпаний мира. На трассы вышли новые отечественные самолеты АНТ-9, «Сталь-3» Г-2, К-5... Создавались аэродромы, ремонтные мастерские, склады, совершенствовалось радиооборудование. Началось образование первых городских агентств, средних и высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов гражданской авиации.
С первых же дней Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) авиаторы воздушного флота вместе со всем советским народом встали на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Летчики гражданской авиации в сложных метеоусловиях, днем и ночью, подвергаясь нападениям вражеских истребителей, под огнем зениток совершали полеты в глубокий тыл противника к партизанам, в осажденные города Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одессу... За годы войны было совершено свыше 40 тысяч таких вылетов, перевезено 2 миллиона 300 тысяч пассажиров, около 300 тысяч тонн медикаментов, оружия, снаряжения, горючего. Летчики Аэрофлота оказали большую помощь партизанскому движению не только в СССР, но и в Чехословакии, Югославии, Польше, Италии и других странах Европы. Аэрофлот и в суровые военные годы продолжал полеты по многим внутрисоюзным авиалиниям, имевшим жизненно важное значение для тыла и фронта. Советский народ высоко оценил доблесть работников гражданской авиации: более 12 тысяч летчиков, штурманов, бортмехаников, инженеров и техников были награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 15 человек. Техническое переоснащение Аэрофлота началось в 1944 году, когда самолетный парк стал пополняться 21-местными ЛИ-2. Это позволило повысить частоту движения и увеличить объем перевозок.
В 1947 – 1948 годах началось серийное производство самолетов ИЛ-12, АН-2 и ЯК-12. Самолет ИЛ-12, в салоне которого размещались 32 кресла, был предвестником современных воздушных лайнеров. На местных линиях как нельзя кстати пришелся легкий самолет АН-2. Оценили его и работники сельского хозяйства. ЯК-12 стал незаменим для перевозки срочных почтовых грузов. Самолеты этих типов составили основу парка воздушных машин. Техника находилась в умелых, опытных руках специалистов, отдававших все силы восстановлению народного хозяйства. В послевоенные годы Аэрофлот за короткий срок не только восстановил свое хозяйство, но и превысил довоенный уровень, уверенно наращивая темпы воздушных перевозок. 1956 год открыл новую эру в истории гражданской авиации. 15 сентября первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104 совершил первый рейс из Москвы в Иркутск, а 12 октября 1956 года он уже вышел на международную воздушную трассу Москва – Прага. Вслед за ТУ-104 на авиалиниях появились лайнеры нового поколения ИЛ-18 и ТУ-114, которые на Всемирной выставке в Брюсселе были удостоены Гран-при. Генеральному конструктору А. Туполеву была вручена Золотая медаль Всемирной авиационной федерации. Вскоре парк машин Аэрофлота пополнился самолетами ТУ-124 и АН-24, вертолетами МИ-1, МИ-4, МИ-6.
Самолет Ил-12
Новая авиационная техника позволила повысить скорость и увеличить объем воздушных перевозок, снизить их себестоимость. Если в 1956 году было перевезено 3,1 миллиона человек, то в 1965 году - уже 42,1 миллиона человек, а перевозки груза и почты достигли миллиона тонн. В этот период были построены и реконструированы многие аэродромы и аэровокзальные комплексы, городские агентства, заложены основы комплексной механизации аэродромных служб. Началась автоматизация управления движением самолетов и обеспечения взлета и посадки. Напряженная, плодотворная деятельность Аэрофлота была по достоинству оценена; 9 февраля 1963 года в день своего сорокалетия за выдающиеся достижения в освоении авиационной техники и обслуживании народного хозяйства Аэрофлот был награжден орденом Ленина, а тринадцать его лучших тружеников удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. В системе разветвленной сети воздушных линий Аэрофлота важную роль играют международные маршруты. Их развитие является отражением стремления народа нашей страны к миру и сотрудничеству на основе равенства и взаимной выгоды. В 1955 году было заключено советско-австрийское соглашение о воздушном сообщении, через год – соглашения с Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией, а затем – с Англией, Францией, Бельгией, Голландией. В 1958 году самолеты Аэрофлота стали летать в аэропорты почти всех государств Западной Европы. С конца пятидесятых годов начали развиваться воздушные сообщения со странами Азии и Африки. Были открыты линии в Индию, Египет, Бирму, Индонезию, Пакистан, Цейлон, Сирию, Иран, Марокко, Мали, Гвинею, Гану, Алжир, Тунис...
10 июля 1962 года советский воздушный лайнер ТУ-114 проложил в небе дорогу в столицу Кубы Гавану. Так было положено начало полетам через Атлантику. К 1965 году СССР имел соглашения об установлении воздушного сообщения более чем с 50 странами. Крупным событием явилось открытие весной 1967 года Транссибирской магистрали, связавшей Японию со странами Европы через Москву и воздушное пространство Сибири. В московском аэропорту Шереметьево стали приземляться самолеты с эмблемами многих авиакомпаний Европы, Азии, Африки и Америки. Лайнеры Аэрофлота летали в более чем 100 аэропортов мира.
В наше время невозможно найти такую отрасль экономики нашей страны, где бы не применялись самолеты и вертолеты. Авиаторы всегда чутко отзывались на призывы Родины. Рабочие будни Аэрофлота - это миллионы тонн перевезенных срочных грузов и почты, это защищенное от пожаров море тайги, это помощь рыбакам в обнаружении косяков рыбы, это уничтожение сельскохозяйственных вредителей и расселение рыб ценных пород... В сельском хозяйстве использование самолетов и вертолетов стало столь же привычным, как использование тракторов, комбайнов. Более 100 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий обрабатывают ежегодно с воздуха авиаторы. Они выполняли для колхозов и совхозов десятки видов других работ в разных концах страны. Без авиации невозможно представить освоение новых экономических районов страны. Аэрофлот гордился своей причастностью к сооружению таких гигантов, как Саяно-Шушенская ГЭС, Камский автомобильный завод, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Без авиации немыслимы изыскания геологов и работа картографов, проводка судов в условиях арктической навигации, проведение исследовательских работ в полярных зонах планеты. Важную и благородную роль играл Аэрофлот в охране здоровья советских людей. Ежегодно самолеты и вертолеты с красным крестом на борту выполняли десятки тысяч рейсов. В нашей стране были созданы специальные санитарно-воздушные станции, где постоянно дежурят врачи и пилоты, готовые вылететь по первому вызову... В последние годы, помимо ставшего уже привычным патрулирования трубопроводов и высоковольтных линий электропередач, вертолеты используются для контроля движения на важнейших автомагистралях. Может показаться удивительным, но авиаторов теперь можно было встретить и на совместной работе с археологами. С помощью аэрофотосъемки можно достаточно точно определить контуры находящихся под землей древних сооружений...
Новым этапом в развитии советской гражданской авиации стало появление в начале семидесятых годов второго поколения пассажирских реактивных лайнеров: ТУ-134, ТУ-154, ЯК-40, ИЛ-62... Отличаясь от своих предшественников более высокими летно-техническими данными, скоростью, комфортом, эти самолеты в скором времени «приняли на свои плечи» основную часть пассажирских перевозок. Самолет ЯК-40 стал популярен на местных и ближних магистральных линиях, а самолеты ТУ-134, ТУ-154 и ИЛ-62 используются Аэрофлотом не только на внутрисоюзных, но и на международных трассах. Причем воздушный лайнер ИЛ-62 выполняет рейсы на таких протяженных авиалиниях, как Москва - Владивосток, Москва - Токио, а также трансатлантических линиях Аэрофлота. В 1976 году авиаторы получили новую транспортную машину - самолет ИЛ-76, способный перевозить до 40 тонн крупногабаритных грузов. Новый грузовоз активно используется при освоении экономических районов Сибири и Крайнего Севера. 1980 год ознаменовался для Аэрофлота получением новой перспективной техники: начали выполнять регулярные рейсы самолеты ЯК-42 и ИЛ-86. Мы уже знаем о полетах нового поколения самолетов конструкторского бюро Туполева - они экологически безвредны. Открываются новые трассы.
Самолет Ил-62
Недалек тот день, когда самолеты Аэрофлота будут совершать полеты по расписанию в любую погоду. Но гражданская авиация - это не только первоклассная техника, это прежде всего люди, эксплуатирующие эту технику в воздухе и на земле, люди, имеющие высшую и среднюю специальную подготовку, обеспечивающие ритмичную работу гражданской авиации и в зимнюю стужу и в знойную пору. Много специальностей в гражданской авиации. Это бесстрашные летчики, штурманы, бортрадисты, бортинженеры, бортпроводники, жизнь и труд которых ежедневно протекает в воздухе. Наш народ знает немало имен и фамилий летчиков, прославивших нашу страну. Первые Герои Советского Союза: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин - покорители Крайнего Севера. В настоящее время в гражданской авиации трудится свыше 130 Героев Советского Союза и 60 Героев Социалистического Труда, 500 заслуженных пилотов и штурманов СССР.
Но летчики бы не летали, самолеты бы не поднимались в воздух, если бы не многотысячный коллектив наземных работников, самая многочисленная армия специалистов-авиаторов, заботливо и кропотливо не готовили к полетам самолеты, аэродромы к приему самолетов, радиотехнические средства управления полетами, если бы авиаперевозчики не подготовили пассажиров, почту, груз, наземный спецтранспорт не обеспечил обслуживание авиационной техники и многотысячный коллектив служб движения не управлял полетами. Заслуженную популярность начинают приобретать специалисты по управлению воздушным движением, к которым предъявляются особо высокие требования. Эта служба призвана организовывать полеты, планировать их и непосредственно управлять движением воздушных судов. От нее в значительной степени зависит безопасность полетов. Сфера деятельности этой службы находится как бы между небом и землей. В воздухе, поддерживая связь с самолетами, диспетчеры управляют их движением с тем, чтобы не допустить сближения самолетов между собой, с высокими земными препятствиями и горами, предотвратить их попадание в сложные метеорологические условия полета. Служба следит за тем, чтобы не допустить уклонения воздушных судов от маршрутов полетов и утвержденных схем снижения и захода самолетов на посадку.
Вот что рассказывает доцент Ленинградской академии гражданской авиации Михаил Афанасьевич Тетерин:
- Начало деятельности службы движения в гражданской авиации относится к образованию первых постоянно действующих воздушных линий в СССР в 1922 г. При эксплуатации первых воздушных линий руководство движением самолетов осуществлялось командирами летных отрядов. Командир выдавал пилоту разрешение на полет, визуально наблюдал за рулением и взлетом самолета и фиксировал время вылета, но затем он был в полном неведении о полете самолета. Об окончании полета и его результатах он узнавал из сообщений пилота самолета или начальника посадочной площадки, которыепередавались с большими задержками по телефону или телеграфу почтовых или железнодорожных ведомств. Пилот во время полета был предоставлен сам себе, так как самолеты не имели никаких средств связи, не было их и у командира отряда, поскольку радиотехника еще только зарождалась. Полеты осуществлялись преимущественно на малых высотах при визуальной ориентировке местности и вдоль железных дорог. На некоторых воздушных линиях организовывались контрольно-семафорные пункты через 100 - 200 км около запасных посадочных площадок или у железнодорожных станций. На этих пунктах имелись специальные сигнальные полотнища, с их помощью передавались пилоту сигналы с информацией о возможности продолжения полета. Для ориентировки пилотов и контроля самолетовождения на контрольно-семафорных пунктах устраивались специальные площадки с маркировочными надписями, указывающими название пункта или номер, направление маршрута полета (стрелой) и расстояние, пройденное и оставшееся до следующего семафорного пункта или до каждого пункта посадки. На крыше здания семафорного пункта наносился краской номер. Пилот, пролетая над семафорными пунктами, ориентировался по своей полетной карте и контролировал самолетовождение.
При дальнейшем развитии сети воздушных линий и увеличении интенсивности полетов такая система руководства движением самолетов стала совершенно непригодной. В поисках необходимой организации начали применяться отдельные элементы диспетчерской системы, заимствованные от других видов транспорта, главным образом железнодорожного, а также использовался опыт иностранных воздушных линий. Впервые элементы диспетчерской системы руководства движением самолетов на воздушных линиях были частично введены в 1929 году в первый год опытной эксплуатации воздушной линии магистрального значения Москва — Иркутск протяженностью 4700 км по инициативе начальника этой линии Кириллова И. К. При этом отдельного диспетчерского аппарата не было создано, а функции диспетчера выполнял начальник эксплуатационного отдела управления линии. Диспетчерская связь с аэропортами осуществлялась при помощи телеграфа почтовых и железнодорожных ведомств. Для контроля за движением самолетов по воздушной линии применялся «График движения» по типу применяемого в диспетчерской службе железнодорожного транспорта.
В 1930 году был разработан первый проект «Положения о диспетчерской службе на воздушных линиях СССР». Основной задачей диспетчерской службы по положению было надлежащее регулирование движения самолетов на воздушных линиях для обеспечения прохождения отдельных участков по расписанию или графику и устранения причин, вызывающих затруднения и задержки движения в аэропортах. Обеспечение безопасности полетов возлагалось на пилотов и командиров отрядов. Значительные сдвиги в гражданской авиации и в совершенствовании диспетчерского руководства произошли в 1932 году после образования Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при СНК СССР, что способствовало развитию отечественной авиационной и радиотехнической промышленности. На аэродромах устанавливались приемопередающие радиостанции, курсовые радиомаяки, коротковолновые наземные пеленгаторы и светотехническое оборудование, а на самолетах - бортовые радиостанции. В связи с оснащением аэропортов радиотехническими средствами была поставлена задача летать регулярно круглый год и в течение всего времени суток. Новые задачи изменили и значение диспетчерского руководства движением самолетов. Потребовалась перестройка структуры службы и методов руководства. В результате возникла необходимость в создании в аэропортах, на аэродромах и в территориальных управлениях ГВФ диспетчерской службы, а также в научно обоснованной подготовке специалистов для управления воздушным движением. К руководству работой службы движения в аэропортах и выполнения функций диспетчеров были привлечены командиры воздушных судов, а также бывшие пилоты, списанные по здоровью, но с большим летным опытом.
В разработке научных методов подготовки специалистов для службы движения приняли участие научные работники Ленинградского института инженеров ГВФ на факультете воздушных сообщений, а с 1933 года положено начало специальной переподготовки диспетчеров службы движения на курсах усовершенствования с одногодичным сроком обучения. В 1935 году образованы первые Курсы высшей летной подготовки, на которых проходили обучение пилоты, штурманы, бортрадисты, наземные радиооператоры — радиопеленгаторщики и диспетчеры службы движения. В дальнейшем курсы были преобразованы в Школу высшей летной подготовки — ШВЛП ГВФ. Накопленный опыт диспетчерского руководства в довоенный период положительно сказался во время Великой Отечественной войны. Диспетчерская служба совершенствовалась в применении активных методов. Этому способствовало оборудование диспетчерских пунктов командными радиотелефонными радиостанциями, обеспечивающими возможность вести радиообмен с экипажами самолетов, получать информацию от экипажей о выполняемом полете и передавать им необходимые указания и распоряжения по обеспечению безопасности полетов. Для ведения радиообмена в телефонном режиме была разработана типовая фразеология, а диспетчерским пунктам аэропортов и воздушным судам присвоены опознавательные позывные.
В 1945 году для обеспечения безопасности полетов в сложных метеоусловиях и ограниченной горизонтальной видимости, а также в ночное время установлено эшелонирование полетов по высотам на воздушных трассах, т. е. началось рассредоточение полетов в вертикальном направлении (вертикальное эшелонирование). Коренное изменение всей структуры организации и выполнения полетов и соответственно диспетчерского руководства движением произошло в 1947 году с введением в действие «Основных правил полетов на территории СССР». В связи с проведенной реорганизацией зон ответственности и исполнения, утвержденной «Временной инструкцией по руководству движением самолетов на воздушных линиях ГВФ», возникла необходимость повышения ответственности диспетчеров. Был создан Институт руководителей полетов (РП) с целью повышения безопасности и регулярности полетов, оказания помощи командирам воздушных судов при взлетах и посадках в сложных метеоусловиях днем и ночью, а также для повседневного руководства полетами. Служба движения постоянно совершенствуется и оснащается самыми современными радиотехническими средствами.
Предлагаем Вашему вниманию обзор литературы в честь 100-летия Гражданской авиации, подготовленной отделом технико-экономической и сельскохозяйственной литературы.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года.
В книге дан исторический обзор отечественных самолетов от зарождения авиации в России до 1938 года, описаны их конструкции в развитии. Около 800 серийных, опытных и экспериментальных оригинальных типов отечественных самолетов вошли в историю рассматриваемого периода. В книге приводятся с возможной по имеющимся материалам полнотой основные характеристики и особенности конструкции каждого из этих самолетов, рассказывается о дальнейшей их судьбе.
Первое издание книги (1969 г.) было с большим интересом встречено читателями. В новом ее издании приведены сведения о некоторых самолетах, уточняющие их характеристики - размеры, массу, летные качества. Книга будет интересна для широкого круга читателей.
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 годов.
В издании дан исторический обзор самолетов, созданных и эксплуатировавшихся в СССР в 1938-1950 годах. Автор, в прошлом известный советский конструктор самолетов, продолжает рассказ, начатый в его книге "История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. Материал собранный авторам представляет большую ценность. В книге приводятся основные характеристики и особенности конструкции каждого из этих самолетов, созданных в этот период.
Соболев Д. А. Столетняя история «летающего крыла».
В книге подробно прослежена история создания и развития самолетов таких нетрадиционных схем, как «бесхвостка» и «летающее крыло». Рассмотрен вклад различных конструкторов и конструкторских школ в эволюцию летательных аппаратов указанных типов. Для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой авиации.
Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия.
Энциклопедия «Крылья России» содержит информацию обо всех самолетах Советского Союза и России, построенных за период с 1910 по 2006 год.
Рассмотрены все типы самолетов: военные, гражданские, серийные, опытные, экспериментальные. Излагается история их разработки и применения, даются основные летно-технические характеристики. Энциклопедия включает 555 статей, каждая из которых снабжена фотографией соответствующего самолета, представляя собой наиболее полный на сегодняшний день справочный ресурс по самолетам Советского Союза и России.
Для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной авиации.
Н.Якубович. Первые сверхзвуковые - Ту-144 против «Конкорда».
Когда накануне нового 1969 года начались летные испытания сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144, его взлет представлялся настоящим триумфом СССР: русские еще раз доказали свое научно-техническое превосходство, став первыми не только в космосе, но и в авиации, обогнав и англо-французский «Конкорд», и американцев с их «Боингом-2707», который так и не поднялся в воздух. Почему же в конце концов эта победа оказалась «пирровой», а Ту-144 был «отлучен от неба» и снят с пассажирских авиалиний, совершив под флагом Аэрофлота всего 102 рейса? Считать ли его «гордостью отечественного авиапрома» или мертворожденным проектом, который обошелся стране слишком дорого? Почему «Конкорд», переживший конкурента на четверть века, также не оставил «потомства»? Что стало причиной полного отказа от сверхзвуковой пассажирской авиации - ее нерентабельность или ненадежность? И следует ли считать Ту-144 и «Concorde» «тупиковой ветвью» в развитии воздушного флота - или почетным поражением великих аэродержав, рискнувших «прыгнуть выше головы»? Восстанавливая подлинную историю «сверхзвуковой гонки» XX века, эта книга воздает должное непревзойденным авиалайнерам, далеко обогнавшим свое время. Издание иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
С этими и многими другими книгами можно познакомиться в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки имени В. Я. Курбатова (кабинет 202). Все издания выдаются на дом.
Пономаренко Елена Борисовна, ведущий библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ПОУНБ им. В.Я. Курбатова
Тел.: 72-84-08
Немного фактов из нашей истории:
1917, сентябрь — для проведения летных испытаний самолетов, двигателей, авиационного оборудования и другой авиатехники был создан Научно-опытный аэродром.
1917, 13 сентября. Создан Московский авиационный техникум, впоследствии реорганизованный в Институт инженеров Красного Воздушного Флота.
1917, 10 ноября. По указанию Владимира Ильича Ленина при Военно-революционном комитете образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, приступившие к подбору авиационных кадров и организации сбора, учета и охраны авиационного имущества. Бюро комиссаров было первым революционным органом строительства советского воздушного флота.
1917, 1 декабря. По указанию В. И. Ленина декретом Советского правительства учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Руководителем ЦАГИ был назначен профессор Н. Е. Жуковский.
1917, 1 декабря. Приказом Революционного Военного Совета Республики при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухофлот) учреждена Инспекция Гражданского воздушного флота, на которую была возложена разработка общих проблем по развитию гражданской авиации в стране и технический надзор за ее деятельностью.
1917, 20 декабря. Создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики.Коллегия объединяла все отрасли авиации и воздухоплавания, осуществляла руководство авиационными предприятиями.
1918, 17 января. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров о воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами.
1918, 25 января. Издан приказ Народного Комиссариата по военным и морским делам, подготовленный Всероссийской коллегией по управлению Воздушным Флотом Республики, в котором предписывалось: «Все авиационные части и школы сохранить для трудового народа».
1918, 9 февраля. Совет Труда и Обороны принял постановление, которым руководство добровольными авиационными обществами было возложено на Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухофлот) через Инспекцию Гражданского воздушного флота. Этим же постановлением создан постоянный Совет по гражданской авиации. С этого дня ведет свое летосчисление советский Гражданский воздушный флот.
1918, 1 мая. Впервые над Красной площадью во время первомайского парада появился советский самолет, за полетом которого наблюдал В. И. Ленин. Самолет вел инструктор Московской авиационной школы И. Н. Виноградов.
1918, 24 мая. Образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота (Главвоздухофлот).
1921, 26 января. В. И. Ленин подписал постановление Совета Труда и Обороны об учреждении комиссии для разработки программы-минимума развития воздухоплавания и авиационной промышленности при Главвоз- духофлоте.
1921, 1 мая. Открыта первая международная воздушная линия Советской России: Москва - Ковно - Кенигсберг (ныне Калининград).
1921, ноябрь. Образовано советско-германское смешанное общество воздушных сообщений «Дерулуфт».
1922, 15 июля. Открылась первая в Советском Союзе регулярная воздушная линия по маршруту Москва — Нижний Новгород.
1923, 21 августа. На самолете, доставленном на пароходе к полярной станции Маточкин Шар, известный летчик Б. Г. Чухновский совершил первым в мире полет по разведке льдов с целью проводки судов в полярном бассейне.
1924, 10 июня. Начался один из выдающихся в истории советской авиации международный групповой перелет шести советских самолетов по маршруту Москва — Пекин, которые пилотировали летчики М. М. Громов, Н. И. Найденов, М. А. Волковойнов, А. Н. Екатов, И. К. Поляков, А. И. Томашевский. Самолеты финишировали в Пекине 13 июля, пройдя путь 6476 км.
1921, 31 августа. Дан старт советскому самолету АНТ-3 «Пролетарий», который под управлением летчика М. М. Громова совершил выдающийся перелет по маршруту: Москва — Берлин — Париж — Рим — Вена — Варшава — Москва. Самолет возвратился 2 сентября в Москву, пройдя за 34 ч 15 мин летного времени 7150 км.
1921, 27 июля. Совет Труда и Обороны СССР возложил технический надзор за воздушными линиями на Инспекцию Гражданского воздушного флота, передав ее из ведения Управления Военно-Воздушных Сил в непосредственное подчинение Народного Комиссариата по военным и морским делам.
1929, 10 июля. Постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета СССР введен единый флаг для Гражданского воздушного флота СССР.
1929, 8 августа. Завершён перелет под управлением летчика М. М. Громова на пассажирском самолете АНТ-9 «Крылья Советов» по маршруту Москва — Берлин — Париж — Рим — Лондон — Варшава — Москва. Пройдя за 53 летных часа 9037 км при средней скорости 180 км/ч, самолет возвратился в Москву.
1929, 12 октября. Уполномоченный СССР подписал в Варшаве вместе с уполномоченными других государств конвенцию для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок.
1929, 10 декабря. Образована Главная инспекция Гражданского воздушного флота СССР при Народном Комиссариате по военным и морским делам. На эту инспекцию было возложено планирование и руководство Гражданским воздушным флотом СССР.
1931, 6 ноября. В Москве на центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе открыт первый в Советском Союзе аэровокзал Гражданского воздушного флота.
1932, 25 марта. Главному управлению Гражданского воздушного флота присвоено наименование «Аэрофлот».
1932, 27 апреля. Президиум ЦИК СССР утвердил первый Воздушный кодекс Союза Советских социалистических Республик.
1934, 13 апреля. Советские летчики закончили героическую работу по спасению экипажа и участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин» (всего более ста человек).
1934, 20 апреля. Летчикам В. Ляпидевскому, С. А. Леваневскому, В. С. Молокову, Н. П. Каманину, М. Т. Слепневу, М. В. Водопьянову, И. В. Доронину первым в Советском Союзе присвоены почетные звания Героев Советского Союза. Кроме Н. П. Каманина, все остальные летчики работали на линиях Гражданского воздушного флота.
1934, 12 сентября. Завершен длительный беспосадочный полет на самолете АНТ-25 под управлением известного летчика М. М. Громова. За 72 ч 02 мин непрерывного полета М. М. Громов пролетел 12 411 км, перекрыв тем самым мировой рекорд на 3307 км, который принадлежал французским летчикам.
1936, 22 июля. Летчики П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков завершили начатый ими 20 июля сверхдальний беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 по маршруту: Москва — Баренцево море — Северный Ледовитый океан — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд (ныне о. Чкалов). За 56 ч 20 мин пребывания в воздухе советские летчики покрыли расстояние 9374 км.
1937, 20 июня. Успешно завершен первый в мире беспосадочный перелет советского самолета АНТ-25 из Москвы в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс.
Вылетев рано утром 18 июня 1937 года с одного из подмосковных аэродромов, экипаж самолета в составе Героев Советского Союза В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова совершил посадку близ Ванкувера в США, пролетев за 63 ч 25 мин свыше 12 тыс. км.
1937, 12 июля. Советский самолет АНТ-25 под управлением экипажа в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина вылетел по маршруту Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки.
14 июля 1937 г., через 62 ч 17 мин после вылета, советские летчики произвели посадку на территории США около города Сан-Джасинто, недалеко от границы Мексики, пролетев 11 500 км.
1941, 22 июня. Началась Великая Отечественная война с немецкими фашистскими захватчиками. На следующий день, 23 июня, по решению Советского правительства Гражданский воздушный флот в оперативном отношении стал подчиняться Народному Комиссариату Обороны.
1941, 25 июня. Закончено формирование частей ГВФ. Они были приданы фронтам для выполнения специальных заданий командования Красной Армии.
1945, 9 мая. Полным разгромом немецкого фашизма закончилась Великая Отечественная война. Около 15 тыс. летчиков, штурманов,бортмехаников, бортрадистов, инженеров, техников, рабочих, служащих, командного и политического состава награждены орденами и медалями. 15 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза, 6 фронтовых частей Аэрофлота были преобразованы в гвардейские, 10 частей награждены орденами, 12 присвоены почетные наименования.Так высоко оценил советский народ боевую и трудовую доблесть личного состава гражданской авиации.
1947, 24 июня. Советским правительством утвержден генеральный план реконструкции московского центрального аэропорта «Внуково». Этим планом было предусмотрено значительно увеличить пропускную способность аэропорта, оборудовать его современными радиотехническими средствами, обеспечивающими полеты пассажирских самолетов в сложных метеорологических условиях, днем и ночью.
1962, 8 января. Утверждено «Положение об общественных инспекторах по безопасности полетов в подразделениях Гражданского воздушного флота».
1977, январь — введена в эксплуатацию первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением «Старт» в аэропорту «Пулково» (Ленинград).
1979, декабрь — завершено внедрение автоматизированных систем УВД в воздушных зонах аэропортов Борисполь, Пулково, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи.
1981, 15 апреля — введена в действие АС УВД в Московской воздушной зоне.