В 2020 году Москва отмечает свой 873-й день рождения. Традиционное празднование Дня города пройдет в первые выходные осени.
Отдел абонемента посвящает очередной выпуск «Литературного четверга» столице нашей Родины и произведениям о ней.
«Люблю гулять по улицам твоим,
Люблю твои театры и музеи.
Здесь каждый уголок мне кажется родным.
Москва, я с каждым днем люблю тебя сильнее!»
Анастасия Удалова
Москва всегда вдохновляла, восхищала, очаровывала (а зачастую и пугала) писателей и поэтов. Она была местом действия великого множества самых разных по жанру и стилю художественных произведений. Вспомним «Москва и москвичи» Гиляровского, рассказы Чехова или романы Толстого.
XX и XXI век с его бурной, яркой и одновременно с этим страшной историей особенно сильно повлиял как на город, так и на литераторов, писавших о нем: революции, войны, репрессии, масштабные (пере-)стройки, новые люди, стремившиеся в Москву со всех концов страны. Менялся облик и психология москвичей, а вместе с ними облик и психология литературных персонажей.
Много сказано и рассказано о нашей столице. Современные писатели тоже не остаются в стороне. Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с книгами, в которых действие происходит в городе Москве.
Власов, Петр Васильевич. Московская стена : [16+] / Пётр Власов, Ольга Власова. - Москва : Эксмо, 2019. - 445, [1] с. ; 22. - ISBN 978-5-04-106021-3
Петр и Ольга Власовы — авторы, до сих известные лишь в детской литературе, — выпустили роман «Московская стена» — книгу, действие которой происходит после совершившейся в России революции, мирового политического и экономического кризиса. Что будет, если очередной глобальный кризис разрушит привычный нам мир? Перед вами один из вариантов такого будущего. Россия, США и Китай распались на части. В единой Европе к власти пришли ультраправые, которые пытаются сдержать миллионные потоки мигрантов и обеспечить поставки нефти и газа из погрузившейся в хаос России. А в России новая смута и в Кремле опять хозяйничают интервенты. Подмосковье стало центром партизанской войны, и для защиты от партизан в пределах Садового кольца Москва обнесена тридцатиметровой стеной. Сибирская республика одной рукой поставляет нефть и газ в Евросоюз, где к власти пришел ультраправый режим, а другой тайно поддерживают партизанские отряды оружием и добровольцами.
В бывшую российскую столицу прилетает со специальным заданием штабс-капитан Джон Голдстон, англичанин с русскими корнями. Его цель – выяснить происхождение загадочного объекта, который был сфотографирован европейским спутником в Сибири. Чтобы разобраться, в чем дело, главному герою придется предпринять рискованное путешествие через охваченную хаосом, оставшуюся без центральной власти Россию, обрести на исторической родине друзей, врагов и настоящую любовь.
Колганов, Владимир Алексеевич. Покаянные сны Михаила Афанасьевича : роман / Владимир Колганов. - Москва : Центрполиграф, 2014. - 348, [1] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-227-04538-6
Этот роман навеян обстоятельствами знакомства и расставания Михаила Булгакова с княгиней Кирой Козловской, описанными в книгах «Дом Маргариты» и «Булгаков и Маргарита». Наступил 1921 год, Булгаков садится в поезд в Киеве с намерением отправиться покорять Москву, а дальше происходит нечто совершенно невозможное: добравшись до столицы, он обнаруживает, что на календаре… август 1991 года. Писатель оказывается в новом времени, однако выясняется, что за семьдесят лет в нравах столичной публики и чиновничества почти ничего не изменилось. Как пишет сам автор романа: «Сказать по правде, на авторство этого романа я не претендую. Во всяком случае, на ту очень небольшую его часть, которая явилась вольным, а кое-где чуть ли не дословным изложением текстов, принадлежащих перу известного писателя. Теперь, надеюсь, ни у кого не возникнет подозрений, будто пытаюсь заработать литературный капитал путем вульгарного заимствования. Но дело тут совсем в другом. Нет лучшего способа рассказать о жизни литератора, чем сделать это его собственными словами.» Актуальность проблематики, взятой за основу сюжета, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги.
Рубина, Дина Ильинична. На Верхней Масловке : повести и рассказы / Дина Рубина. - Москва : Эксмо, 2004. - 334, [1] с. - ISBN 5-699-07162-8
Действие романа происходит в 1980-х годах в Москве. Главной героине – Анне Борисовне – 90 лет. Она – художница и скульптор, прожила бурную и увлекательную жизнь, провела молодость в Париже, была знакома со многими знаменитыми художниками ХХ века. В своей мастерской на улице Верхняя Масловка она не просто доживает жизнь, а продолжает оставаться ярким персонажем столичной богемы. Вокруг нее – постоянно вращается общество молодых художников, писателей, журналистов. Секрет ее притягательности – острый и парадоксальный ум, самостоятельность и независимость суждений. Исключительно благодаря этим качествам, несмотря на возраст, одышку и старый халат, она остается необычайно привлекательной для своих совсем молодых знакомых. В своём романе, Дина Рубина увлекает даже не сюжетом, а человеческими характерами. Её описания очень коротки, потрясающе емки, иногда в одном предложении целый характер, целое событие. И очень тонкое чувство юмора. Интересны в романе и диалоги главных героев – остроумные, необычные и парадоксальные. Именно они удерживают читательский интерес и доставляют наибольшее удовольствие. В одном из персонажей романа – переводчице Нине – отчетливо угадывается образ самой писательницы. С этой точки зрения, поклонникам Дины Рубиной должно быть интересно прочитать ее собственную версию знакомства с будущим мужем-художником и довольно ироничное описание их совместной жизни. «На Верхней Масловке» - это книга о том, что любовь бывает разной. И о том, что настоящее - это совсем не то, что кажется.
Москва Нуар : город исковерканных утопий : [антология : сборник / отв. ред. Е. Березина]. - Москва : Эксмо, 2011. - 376, [7] с. ; 21 см. - (Я люблю читать) (Современные и классические бестселлеры). - ISBN 978-5-699-53618-4
В антологии «Москва Нуар» собраны рассказы самых ярких современных российских писателей о Москве — не такой, как мы ее знаем, состоящей из дорожных пробок, гламура и вечной толкотни, а о Городе тайн и загадок, Городе, имеющем душу. Узнать его можно, только открыв ему свое сердце нараспашку. Каждый из авторов антологии хорошо известен читающей публике, у каждого — свой неповторимый стиль и безграничная фантазия. Анна Стробинец, Людмила Петрушевская, Сергей Самсонов и ещё 11 современных авторов разместили свои рассказы в книге. Антология «Москва Нуар» — это объемный и неожиданный портрет Большого Города, написанный крупными и смелыми мазками, привлекательный и шокирующий одновременно, но всегда яркий и интересный.
Этот Город можно не любить, но не гордиться им невозможно.
Веллер, Михаил Иосифович. Легенды Арбата : [сборник] / М. Веллер. - Москва : АСТ, 2010. - 316, [2] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-17-062228-302192
Книга Михаила Веллера «Легенды Арбата» это сборник невероятно смешных и головокружительных историй советского и недавнего прошлого. Беспощадная правда и народная мифология образуют блестящий сплав и гремучую смесь. По стилю и манере - продолжение знаменитого национального бестселлера "Легенды Невского проспекта. В книге собраны, в основном, политические анекдоты - рассказанные живо, остроумно, безо всякой жалости к фигурантам или оглядки на высокие имена. Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни.
Минаев, Сергей Сергеевич. Москва, я не люблю тебя : [городской романс] / Сергей Минаев. - Москва : Астрель, 2012. - 318, [2] с. - ISBN 978-5-271-39708-0
Главный герой романа Сергея Минаева — Москва... Этот город не делает людей лучше и очень скоро избавляет от иллюзий, но его огни так загадочно мерцают по ночам, что люди невольно начинают мечтать о невозможном. Одни только и делают, что ведут интеллектуальные беседы; другие окружают себя дорогими вещами, наслаждаясь своим индивидуальным раем; третьи тяжко работают за гроши… Но все они мечтают, и их мечтами пронизан сам воздух мегаполиса. И хотя автор сочувствует своим персонажам, он мастерски переходит от юмора к иронии, от иронии — к сарказму. Творчество Минаева местами иронично и цинично, со смыслом между строк.
Орлов, Владимир Викторович. Альтист Данилов : роман / ред.-сост. м. Латышев. - м. : Терра, 1994. - 560 с. - (четвертое измерение). - isbn 5-85255-327-1
Роман написан в жанре «фантастического реализма» — действие, в основном, происходит в Москве в 1970-х годах, но главный герой Данилов при этом обладает сверхъестественными («демоническими») способностями, которые иногда применяет в повседневной жизни. В частности, он может перемещаться в любую точку пространства со скоростью мысли, парить в облаках, любит «купаться в молниях». Роман повествует историю Владимира Данилова, странствующего демона, сосланного на Землю и живущего в Москве в районе Останкино. В своё время этот сын демона и женщины учился в демоническом лицее, пробовал работать по делам демонов, но проявил к людям то, что совсем несвойственно демонам - жалость и сострадание. Живя на Земле, Данилов окунается в жизнь Москвы 70-х годов, попадая в череду загадочных событий и мечась от человека к демону. Здесь он ожидает время «Ч» - суд за свои странные суждения. Данилова спасает лишь Музыка - его особая чувствительность позволяет ему играть на альте и слышать весь мир в музыке. Путь Данилова полон загадок и поражений, любви к девушке и музыкальных подвигов - все это в ожидании времени «Ч».
Роман Орлова написан языком чуть старомодным, что выглядит осмысленно, ведь автор считается продолжателем традиций Гофмана и Гоголя. Роман полон описаний, психологических этюдов, юмора и метафор. История под завязку набита сатирой на общество и людей, плавно переплетаясь с философскими спорами и рассуждениями Данилова. Владимир Орлов использует приём погружения - как будто он сам знает Данилова, тем самым убеждая читателя в достоверности истории.
Абгарян, Наринэ. Понаехавшая / Наринэ Абгарян. - Москва : ACT ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб ; Владимир : ВКТ, [2012]. - 249, [2] с. : ил. - ISBN 978-5-17-074778-8
Как говорит о книге сама автор: «Это трагикомическая история одной гордой и юной девицы, приехавшей в шальные 90-е из маленькой горной республики покорять Москву. У каждого понаехавшего своя Москва. Моя Москва - это люди, с которыми свел меня этот безумный и прекрасный город. Они любят и оберегают меня, водят по тайным тропам, о которых знают только местные, и никогда-приезжие. Моя книга, о маленьком кусочке той, оборотной, «понаехавшей» жизни, о которой, быть может, не догадываются жители больших городов. Об очень смешном и немного горьком кусочке, благодаря которому я состоялась как понаехавшая и как москвичка.» В книге много мата, персонажи на нем буквально разговаривают. Но, и автор и издатели об этом честно предупредили – на обложке стоит «штамп»: «18+ Содержит нецензурную лексику». Поэтому люди, на дух не переносящие мат, могут сразу вычеркнуть книгу из своего списка. Остальные же, смело могут читать и хохотать в голос.
Казаков, Владимир. Воскрешение на Патриарших : [роман, рассказы : 18+] / Владимир Казаков. - Москва : Флюид FreeFly, 2019. - 249, [2] с. ; 18. - (Книжная полка Вадима Левенталя). - ISBN 978-5-906827-29-6
Эта книга, своеобразный гимн Москве, её не самым главным улочкам и площадям, центру и окраинам, и написан этот гимн с искренней и трогательной любовью, которая понятна и близка не только жителям столицы, но и, наверное, каждому читателю. Причем, любовь – тоже полноправный персонаж романа наряду с главным героем, его друзьями и Москвой. Любовь целомудренная и возвышенная, что в современной литературе, в принципе, встречается не часто.
Герой повествования, живя в наше время, читает рукопись неизвестного автора, которая будто бы написана о нём самом, но события в ней происходят в уже далеком 1979 году, когда и герой был ещё юным студентом, и Москва – совсем другим городом. Реальность в книге и в жизни раздваивается на время «до» и «после». И попадая в уже давнее прошлое, а после возвращаясь в настоящее, герой мучительно анализирует и сравнивает «то, что было» с «тем, что стало».
Жвалевский, Андрей Валентинович.
Москвест : роман-сказка / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. - Москва : Время, 2011. - 424, [3] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-9691-0705-2
Книгу Москвест написали современные авторы, муж и жена Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Эта книга написана для подростков.
Современные подростки Миша и Маша случайно встречаются в Александровском саду. Оба отстали от своих классов, пришедших на экскурсию в Кремль. Собственно, не сильно они об этом жалеют, потому что, как заявил во всеуслышание Миша, : «История – это отстой». Ох, как зря он это сделал! Капризная дама – история сразу же ему отомстила – закинула подростков аж на десять веков назад. И оказались они вроде на том же месте, да вот ни сада, ни Кремля, ни Москвы там не было – пару покосившихся избушек. Еще бы, ведь до первого упоминания Москвы в летописях еще оставалось 100 лет!
Чтобы вернуться назад, в свой родной 21 век, ребятам надо вспоминать что-нибудь из истории или догадаться, какой урок надо извлечь из того или иного события. Потому книга и называется «Москвест» - отвечаем на вопрос и двигаемся дальше. Сама завязка сюжета говорит о том, что историю надо знать и уважать. Для того, чтобы выбраться из прошлого, главным героям придется вспомнить все, что они знают по истории. Перед читателями проносятся различные периоды истории Москвы.
Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента