Двигатель прогресса и развития, залог процветания человечества – наука. 2021 год объявлен Годом Науки в России. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен ученым и проблемам науки в художественной литературе.
Каков он – ученый? Какими качествами должен обладать? Должен ли отвечать за свои научные открытия? И как может измениться мир и сам человек в результате этих открытий? Эти вопросам посвящали свои произведения многие писатели.
XIX век справедливо назван «золотым веком»: имена деятелей искусства и науки стали гордостью России, их открытия и достижения – достоянием всего человечества, фундаментом исследований XX и XXI веков. Говоря о науке, мы с гордостью вспоминаем работы выдающихся математиков Н.И. Лобачевского, П.Л. Чебышева, С.В. Ковалевской, физиков В.В. Петрова, А.Г. Столетова и А. С. Попова, химиков А.М. Бутлерова, Н.Н. Зинина, Д.И. Менделеева, врачей С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, биологов И.М. Сеченова и И.И. Мечникова и др. Многие русские учёные рассматривали своё дело как форму служения интересам народа.
Но в контексте русской литературы XIX века более уместно говорить о чертах героя-ученого (как правило, врача и отчасти учителя). Такие черты можно обнаружить в героях М. Ю. Лермонтова (Вернер из романа «Герой нашего времени»), А. И. Герцена (Крупов из повести «Доктор Крупов»), И. С. Тургенева (Базаров из романа «Отцы и дети») и др. Зачастую доктора — персонажи второго плана.
Ярким примером художественного осмысления современного учёного-исследователя является герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Не случайно автором выбрана специальность героя. Он окончил медицинский факультет Петербургского университета, занимается исследованиями в области биологии и химии. Время действия романа – 1855-1861 гг. Базаров - типичный представитель науки, увлечённый своей работой. Исследования приносят ему удовольствие. Он, как и многие учёные, не сидит без дела. Даже приехав на отдых в Марьино, Базаров тотчас же принимается за работу: собирает гербарий, занимается опытами над земноводными.
Мировоззрение героя строится на материалистической основе. Так, вспоминается усмешка Базарова по поводу суеверия крестьян: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Мне соглашаться с ним?» или его рассуждения об отношениях полов: «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это всё романтизм». Взгляды его носят прагматический характер. Например, на природу Евгений смотрит как на определённую сферу приложения сил человека: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Сквозь призму детского восприятия автобиографического героя Алёши Пешкова в повести М. Горького «Детство» также воссоздаётся образ учёного второй половины 19 в. Это химик по прозвищу Хорошее Дело. Как многие представители его профессии, Хорошее Дело полностью посвятил себя научной деятельности. «С утра до вечера он весь измазанный какими-то красками, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах, мычал, обжигал пальцы, а иногда вдруг останавливался среди комнаты или у окна и долго стоял, закрыв глаза, подняв лицо, остолбеневший и безмолвный». Так изображается человек, которого полностью захватывает мысль, вдохновение, вырывая из серых будней реальности, для которого наука становится подлинным миром.
Как и большинство учёных, Хорошее Дело одинок. Окружающие испытывают к нему недоверие. Некоторых учёный даже раздражал. Смущают, вызывают непонимание его опыты, приносящие другим квартирантам неудобства (бульканье, дым и неприятные запахи, доносящиеся из его комнаты). Из уст суеверных окружающих в адрес учёного летят обвинения в колдовстве. В конце концов химика выживают. Так Горький рисует драматическую судьбу учёного, избравшего свой путь – путь бескорыстного служения науке, самоотречения, непризнанности обывателями.
На рубеже веков акценты в трактовке образа ученого несколько меняются. Герои Антона Павловича Чехова и Викентия Викентьевича Вересаева уже не второстепенные персонажи, а главные действующие лица. Сделавшись смысловым центром повествования, они определяют его тему и идею. Герои-ученые (врачи) Чехова и Вересаева стремятся воплотить в жизнь идеал жертвенного служения науке, они верят в прогресс и знания, но сталкиваются с непреодолимыми жизненными обстоятельствами, бытом, косностью общества, следствием чего становится их разочарованность в профессии и жизни, ощущение ее бессмысленности, одиночества, безысходности.
Многие годы жизни Викентия Викентьевича Вересаева были посвящены медицинской деятельности, в которой он проявил себя как компетентный самоотверженный врач и общественный деятель, отстаивавший права пациентов и врачей. В своих произведениях Вересаев затронул многие актуальные вопросы медицины и общества. Его «Записки врача», опубликованные в 1901 г., и по сей день не утратили своего общественного и даже (несмотря на прогресс науки) медицинского значения.
Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Николая Ивановича Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках.
Работая над книгой, Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчеты, материалы врачебных съездов. В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки».
Образ учёного представлен в рассказе Антона Павловича Чехова «Скучная история». Николай Степанович - опытный профессор одного из университетов, талантливый человек, создавший за свою жизнь множество научных трудов. Особый талант профессора заключался в умении удерживать внимание большой аудитории. Он имел свой подход к студентам: видя во время лекций, что кто-то «начинает поглядывать на потолок», «улыбается своим мыслям», он очень умело разбавлял поток информации каплей юмора, и внимание студентов моментально освежалось.
Наука-единственное, что по-настоящему занимает Николая Степановича, отказаться от неё для профессора - всё равно что быть похороненным заживо. Погружённый в науку, Николай Степанович остальным практически не интересуется. Хотя у профессора есть семья, он одинок. Николай Степанович размышляет о судьбе, волей которой обречён на смерть, пытается понять себя, описывая обычное течение жизни. Итог дум: известное имя, с достоинством и толком прожитая жизнь не освобождают от теперешних мук, душевных и физических.
Палитра героев-ученых в начале XX века пополнилась образами астрономов (пьеса «К звездам» Леонида Андреева), физиков («Жидкое солнце» Александра Куприна), математиков («Москва» Андрея Белого). Здесь наблюдается намеченная еще в литературе XIX века тенденция либо к параллельному изображению ученых и душевнобольных, либо близость к сумасшествию самого героя-ученого, который иногда оказывается в учреждении для умалишенных (профессор Коробкин из романа Андрея Белого «Москва»). Яркая черта этого образа — фатальная одержимость какой-либо идеей, усугубляющая абсурдность существования и лишающая образы реально-бытовой основы.
Иное художественное видение человека науки наблюдается у Ивана Семеновича Шмелева и Владимира Галактионовича Короленко, стремившихся показать «идеальный тип русского ученого». По сравнению с предшествующей литературной традицией оба писателя не просто подчеркивают детали, характеризующие профессиональный облик героя-ученого, но и выдвигают их на первый план. И Шмелев, и Короленко делают образ ученого более многогранным, соединяя его с образом наставника, имеющим в литературе древние корни и ассоциирующимся с мудростью, способностью научить, направить, стать образцом для подражания.
И Короленко, и Шмелев видели такого наставника для себя и своих современников в великом русском ученом Клименте Аркадьевиче Тимирязеве, встреча с которым произошла в годы их обучения. Владимир Галактионович был студентом и помощником Тимирязева. Иван Сергеевич, учась на юридическом факультете, посещал лекции и занятия известного ботаника. Именно профессор Тимирязев стал прототипом «идеального образа ученого» повести «В новую жизнь» Ивана Сергеевича Шмелева и рассказа «С двух сторон» Владимира Галактионовича Короленко.
Узнал себя великий ботаник в образе профессора Изборского, о чем свидетельствует надпись на книге «Жизнь растений», которую он подарил своему ученику: «Дорогому, глубокоуважаемому Владимиру Галактионовичу Короленко от сердечно признательного «Изборского».
И Короленко, и Шмелев при создании образа ученого намеренно ориентируются на образ реального и очень популярного в те времена ботаника. Вводя персонаж, в котором довольно легко узнается их современник, авторы способствовали тому, что произведения обрели напряженное публицистическое звучание. Новое видение человека науки, художественно представленное в произведениях этих авторов, открывает путь в широкое литературное пространство, предвосхищая появление таких ярких образов ученых, которые мы находим в произведениях авторов литературы XX века.
Период 1920-х годов ХХ века – это время становления новой культурной и социально-исторической ситуации в советской России, время социальных катаклизмов. Создание нового государства происходит в трудных условиях. Гражданская война, «военный коммунизм», введение продразверстки, голод, эпидемии, НЭП, миграция населения – исторические события сменяли одно другое так быстро, что человеку было трудно осознать новую действительность и свое место в ней.
Стремление осмыслить происходящее требовало от писателей поиска новых инструментов, образов, форм, которые могли бы помочь разобраться в том, что же происходит вокруг. Одним из ключей, с помощью которого авторы пытаются вскрыть реальность 1920-х годов, является образ ученого. Ученый становится одним из центральных образов в литературе.
Образы учёных встречаются на страницах произведений Михаила Александровича Булгакова. Несмотря на артистизм натуры, любовь к искусству, в юности он выбрал медицину, несколько лет практиковал. Став писателем, не раз обращался к образам врачей, экспериментаторов. Интерес к теме научных опытов и открытий был связан и с состоянием биологической науки, которая в начале XX в. переживала новый подъём.
По мнению исследователей творчества Булгакова, советский биолог Александр Гурвич, автор трудов по цитологии, эмбриологии, биофизике, который открыл митогенетическое излучение, стимулирующее деление клеток посредством цепных химических реакций, мог стать прототипом героя повести «Роковые яйца» Владимира Ипатьевича Персикова, отразившего в своей судьбе сложную эпоху. Как часто случается у учёных, талант не принёс Персикову счастья. Открытие уникального красного луча, способного вызвать быстрое размножение любого организма, попавшего под его свет, сыграло роковую роль в судьбе профессора. Жизнь такого талантливого учёного Персикова оканчивается бесславно: его убивает разъярённая толпа, испугавшаяся нашествия наплодившихся гадов. Сама природа вмешивается в вышедший из-под контроля эксперимент, насылая мороз на выведенных гигантских змей и крокодилов. Так Булгаков говорит об ответственности науки и учёных.
Профессор Филипп Филиппович Преображенский – главный герой повести «Собачье сердце». Этот человек очень талантлив. Он увлечён своей деятельностью, стремится к открытиям. Эксперимент с пересадкой гипофиза человека собаке является для профессора своеобразным соревнованием с самой природой. Преображенский хочет создать совершенного человека из собаки. Соревнуясь с природой, Преображенский потерял способность предвидеть последствия эксперимента, что часто случается с учёными. Но в то же время важным качеством Филиппа Филипповича как учёного является способность вовремя понять свою ошибку: «Можно привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!». Как видим, Булгаков интересно раскрывает образ учёного-современника и решает важнейшие проблемы связи науки и жизни.
Но время требовало нового героя, и на смену герою-интеллигенту приходят новые образы. Булгаковский ученый – человек прошлой эпохи, он принадлежит старому миру и старому знанию. И Персиков («Роковые яйца»), и Преображенский («Собачье сердце) проводят эксперименты, делают открытия ради самой науки, а не славы или богатств. Ученый Алексея Толстого – это человек уже нового мира («Гиперболоид инженера Гарина»).
Впервые в русской литературе в 20-е годы ХХ века сразу несколько ведущих писателей обращаются в своих произведениях к образу ученого. К числу таких авторов принадлежат В.А. Обручев («Земля Санникова», «Плутония»), А.Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина»), А.Р. Беляев («Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия»). В их произведениях ученый выступает как первооткрыватель, экспериментатор, завоеватель, создатель новой реальности. Одна из ключевых черт характера этих ученых – стремление выйти за грань возможного, постигнуть и перекроить законы природы. Довольно интересно заметить общие черты этих ученых. Прежде всего, это люди с колоссальной трудоспособностью, честолюбием, внешность у них неказистая: низкого роста с бородкой, усами или без, но обязательно в очках; у них нет жен и детей, но есть оторванность от реальности, вера в собственное могущество. Кроме того у всех исследователей имеются странные привычки и особенности. Странности обусловлены их предельной внутренней концентрацией. Мыслительная деятельность волнует их гораздо сильнее, чем то, как они выглядят в глазах окружающих. Предельная сосредоточенность на своих мыслях приводит этих ученых к открытиям.
Русский геолог, палеонтолог и географ, академик Владимир Обручев вошел в историю фантастики как писатель-популяризатор науки, двумя своими романами 20-х годов - «Плутония» и «Земля Санникова».
Оба романа были явными подражаниями классике. Первый, о мире внутри полой планеты - «Путешествию к центру Земли» Жюля Верна, а второй - «Затерянному миру» Артура Конан-Дойля. Но у Обручева фантастические элементы носили чисто прикладное значение - научно-популярное. Более того, он хотел противопоставить свои научные романы - современным ему, не слишком грамотным фантастическим.
Толчком к написанию знаменитого романа «Земля Санникова» послужило прочтение фантастической повести чешского автора «Заколдованная земля». Там было описано нечто, похожее на легендарную Землю Санникова: теплый климат, никаких снегов. Только все это -- в Гренландии. Обручев даже в фантастическом жанре не мог согласиться с таким вымыслом и сочинил свой роман, где обосновал причины такого необычного климата в Ледовитом океане.
А в послесловии к роману «Плутония» В. А. Обручев подчеркивал: «Плутония» написана мною с целью дать нашим читателям возможно более правильное представление о природе минувших геологических периодов, о существовавших в те далекие времена животных и растениях в занимательной форме научно-фантастического романа». Автор выражал надежду, что издание «Плутонии» поможет привлечь «к исследованию земных глубин, ископаемых богатств и остатков исчезнувших животных и растений новые силы...». Надежды ученого и писателя сбылись: «Роман выдержал множество изданий и вошел в золотой фонд советской научной фантастики. Особенный интерес он вызвал у молодых читателей. И, как когда-то увлечение Жюлем Верном, литературой путешествий, приключений и фантастикой толкнуло молодого Обручева стать путешественником и ученым, так и «Плутония» навела многих на мысль заняться наукой о Земле».
Одним из известных произведений Алексея Толстого стал роман «Гиперболоид инженера Гарина». Написанный в жанре фантастики, роман раскрывал актуальные проблемы времени, одной из которых является проблема ответственности учёного за свои открытия, негативной роли технических открытий в жизни человека и общества в целом.
Роман перерабатывался автором четыре раза. Последняя его редакция была написана писателем в 1939 году, в год начала Второй мировой войны. Тема орудия массового уничтожения в то время была злободневной.
Именно о таком грозном оружии — гиперболоиде, созданном инженером Гариным по чертежам учёного Николя Манцева, и пишет Толстой в романе. Сначала прибор задуман для того, чтобы лучом разрушать многовековые породы гор, добираться до глубин, чтобы извлекать оттуда золото. Но постепенно он стал использоваться для достижения мирового господства, для разрушения, для подчинения людей.
Деятельность учёных очень ответственная. Их открытия могут быть как передовыми, служащими интересам страны, благу народа, так и негативными, созданными для разрушения, решения своих эгоистичных проблем. Как верно сказал один из героев романа Хлынов: «Гениальному человеку больше, чем кому бы то ни было, нужна строжайшая дисциплина. Слишком ответственно.»
Александра Романовича Беляева называли русским Жюль Верном, но сравнение с Ломоносовым, точней. С великим ученым Беляева роднит универсальность познаний - писатель владел научным материалом из самых разных областей знания, легко ориентируясь в физике, химии, математике, астрономии, радиотехнике, биологии, океанологии и океанографии.
Именно в существующем, изучаемом реальной наукой мире, он черпал сюжеты для своих произведений. Беляева остро интересовали проблемы человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с состоянием души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит». Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
За всеми этими произведениями кроется страстное стремление писателя - инвалида по состоянию здоровья - бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее. Поражает широкий круг поднятых писателем научных проблем.
Создал Беляев и ряд чудесных очерков о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском, чьи идеи послужили ему в создании сюжетов его произведений. На фоне робкой еще фантазии ранней советской литературы, делавшей первые шаги в области научной фантастики и приключений, произведения Беляева кажутся поистине удивительными. И в основе всего созданного писателем лежит светлая, гуманистическая идея человеческого счастья. Беляев верил в могущество человека, вооруженного наукой.
Продолжение следует…
Светлана Алексеевна Галактионова,
заведующая отделом абонемента