Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен Всемирному дню театра, который будет отмечаться 27 марта. Познакомим читателей как с пьесами, так и с прозаическими произведениями, имеющими отношение к этому непостижимому и загадочному виду искусства. 

В этот день служители Мельпомены, люди, чья профессиональная деятельность связана со сценическим искусством (театральные критики, художественные руководители, звукорежиссеры, гримеры, костюмеры, декораторы, осветители, нельзя забыть о работниках гардероба, ведь театр начинается с вешалки и т.д.), а также зрители смогут окунуться в завораживающую атмосферу мира театра. Театра, который является самобытным отражением духовной природы людей, населяющих нашу планету.

Неповторимый и загадочный мир Востока раскрывается на примере традиционного китайского театра или кабуки, зародившегося в Японии. Каждое представление там создается на основе глубоких символов, зашифрованных в позах актеров, костюмах, гриме.

На Западе особенно знаменит лондонский театр «Глобус», чья история неразрывно связана с именем выдающегося драматурга и актера Вильяма Шекспира. К сожалению, строение эпохи мастера пера не дошло до наших дней. Но интересно, что в новой версии здания, построенного на основе строительных чертежей первого «Глобуса» и отворившего свои двери для зрителя в 1997 году, театралам разрешено вести себя с учетом нравов периода правления королевы Елизаветы, а именно - освистывать и делать громкие замечания актерам, чья игра их не впечатлила.

В русской же народной традиции можно было наблюдать такое явление как скоморошничество, которому было свойственно паясничество, фарс, высмеивание остросоциальных проблем, балагурство, кривляние. Также нельзя не упомянуть знаменитую на весь мир систему Станиславского, в которой содержатся методические разработки известного режиссера и педагога, помогающие актерам освоить сценическое мастерство.  Немаловажным фактом является то, что созданный в первой половине XX века Константином Сергеевичем Станиславским метод актерской игры актуален и для наших дней.

Как бы парадоксально это не звучало, несмотря на всю свою непохожесть, как и в любом другом виде искусства, в театре заключена необыкновенная сила, способная объединять людей. Через него осуществляется общение поколений сквозь века, без оглядки на территориальные барьеры. Храм Мельпомены - удивительный своеобразный мир, наполненный яркими образами, бурей эмоций, особыми волшебными тайнами, скрывающимися за закрытым занавесом. Мир, который никого не оставит равнодушным, затрагивающий самые потаенные струны души, побуждающий задуматься о смысле жизни, спасающий от сумрака повседневности, вдохновляющий, дарящий радость и чувство восторга от предвкушения встречи.

Отмечают Всемирный день театра с особым размахом. К этому дню приурочены премьерные показы театральных постановок, специальные выпуски программ на телевидении, знакомящие зрителя с жизнью, царящей в храме Мельпомены, творческие встречи с актерами, церемонии награждения молодых талантов и заслуженных мастеров сценического искусства, разнообразные акции, экскурсии, мастер-классы, концерты, капустники.

Уильям ШекспирШекспир, У. Малое собрание сочинений : [перевод с английского] / Шекспир Уильям / Уильям Шекспир. - Санкт-Петербург : Азбука, 2010. - 733, [2] с. -ISBN 978-5-389-01078-9

Начать хотелось бы с творчества Вильяма Шекспира, ибо эту вершину в драматургии не преодолеет никто и никогда. Мы все прекрасно знаем, что в творчестве Шекспира был светлый, радостный период, когда он писал комедии. Затем, разочаровавшись в окружающей его действительности, драматург перешел к пьесам с трагическим началом. Последнее из радостных произведений Шекспира — это комедия «Двенадцатая ночь».

Двенадцатая ночь после Рождества Христова была концом зимних праздников и отмечалась особенным весельем, отсюда и название комедии. В то же время это было время прощания с бурным шутовством. Так получилось, что после «Двенадцатой ночи» и сам автор не написал ничего радостного. Но зато какое блестящее прощание! Это замечательная романтическая сказка для взрослых, исполненная любви, шуток, музыки, поэзии, всяческого изящества и утонченности. А какую неподражаемую компанию составили сэр Тоби Белч, шут Фесте, их «друг» и одновременно «кошелек» сэр Эндрю Эгьючик и камеристка графини Оливии Мария! Как ловко высмеивают они ханжу Мальволио, врага всяческой веселости и радости жизни!

Из трагедий Вильяма Шекспира самая известная и сильная по накалу страстей это «Гамлет». Написанная в далеком 16 веке, она звучит удивительно современно. Вспомните, как пронзительно читал-выкрикивал из сердца монолог Гамлета Владимир Семенович Высоцкий! Разве это был не «его» монолог, касающийся именно его жизненного выбора? А нам всем разве не приходили в голову те же мысли, только не так все вместе и не так стройно выраженные? Вчитайтесь еще раз в монолог Гамлета в переводе Бориса Пастернака:

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

В этой трагедии автор сам написал о силе воздействия театра и глубине перевоплощения актеров. Актер, описывая в монологе страдания Гекубы, вдовы убитого троянского царя Приама, разрыдался. Пораженный этим Гамлет произносит монолог:

Не страшно ль, что актёр проезжий этот
В фантазии для сочиненных чувств,
Так подчинил мечте своё сознанье,
Что сходит кровь со щёк его, глаза
Туманят слёзы, замирает голос
И облик каждой складкой говорит,
Что он живет! А для чего в итоге?
Из-за Гекубы!
Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
А он рыдает.

 

kjgfltdtufЛопе, де Вега. Драмы и комедии : [пер. с исп.] / [сост. и вступ. ст. В. Силюнаса ; коммент. К. Державина, З. Плавскина, Н. Томашевского ; ил. В. Лукашова]. - Москва : Правда, 1991.

Еще один автор, которого нельзя не упомянуть, это Феликс Лопе де Вега. Он написал более 2000 пьес, из которых дошли до нас только 426. Удивительно, что среди его драматических произведений была и посвященная Лжедмитрию пьеса. Называлась она «Великий герцог Московский».

Лопе де Вега писал пьесы исторические, социально-политические, затрагивал все стороны испанской жизни, выводил на сцену все сословия, создавал удивительные образы слуг, плутоватых, но находчивых и верных своим хозяевам. Современному зрителю особенно нравятся его комедии «плаща и шпаги», к примеру, «Учитель танцев» и «Собака на сене». Комедия «Собака на сене» при внешней легкости и комизме содержит серьезный конфликт между старыми средневековыми понятиями и новыми, возрожденческими. Образ Теодоро, юноши безродного, но образованного и честного, исполненного не родовых, а личных достоинств – это воплощение идеала эпохи Возрождения. А образ слуги Тристана предвосхитил галерею подобных образов в европейской драматургии, к примеру, образа знаменитого Фигаро Бомарше. (Кстати, если Вам грустно, не забудьте воспользоваться советом Александра Сергеевича, и перечесть «Женитьбу Фигаро» - еще одну знаменитую пьесу).

 

 

Борис ГодуноваПушкин, А. Полное собрание сочинений в одном томе / Александр Пушкин. - Москва : Альфа-Книга, 2016. - 1214 с. : портр. ; 22 см. - (Полное собрание в одном томе). - ISBN 978-5-9922-0094-2

Из наших авторов - прежде всего Пушкин, его «Борис Годунов», которого он начал создавать в селе Михайловском. Четыре года спустя в набросках предисловия к «Борису Годунову» он писал: «Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории. Не смущаемый никаким иным влиянием, Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении планов, Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий, в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени. Источники богатые!»

«Борис Годунов» - о трагедии человека масштабного, просвещенного, желающего принести добро целой державе, тысячам своих подданных. Для этого всего лишь нужно было убить одного ребенка. И забыть об этом. Ан нет, не получилось. Совесть не дала. И «мальчики кровавые в глазах» замучили. И народ в конце концов не принял, отвернулся, «безмолвствовал».

 

 

Вишневый садЧехов, А. Вишневый сад : [сборник : 12+] / Антон Чехов. - Москва : АСТ, 2020. - 413, [1] с. ; 21. - (Лучшая мировая классика). - ISBN 978-5-17-114507-1

 Совсем другой русский автор – Антон Павлович Чехов. Он произвел революцию в мировой драматургии. Если до него главным в драматургии было внешнее действие, то Чехов стал передавать внутренние переживания героев. Он стал родоначальником нового направления в драматургии, психолого-ориентированной драмы.

По сути, вся современная пьеса идет от Чехова. Его герои – мятущиеся, мучительно ищущие смысла жизни люди, как правило, несчастные, подававшие большие надежды и не реализовавшие свои способности. Все это оказалось очень близко современной интеллигенции, как в России, так и за ее пределами. Его пьесы («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») часто ставятся на сцене. Премьерный показ первой пьесы А.П. Чехова «Чайка» состоялся в Александринском театре Петербурга, где ее ждал провал. Затем ее ставит МХАТ – оглушительный успех! Чехов становится автором театра, его чайка – символом МХАТа (ее изображение украшает занавес).

 

 

 

 

Михаил БулгаковБулгаков, М.  Малое собрание сочинений / Михаил Булгаков. - Санкт-Петербург : Азбука, 2012. - 829, [2] с. ; 21 см. - ISBN 978-5-389-01235-6

Позже, в 20-е годы, автором МХАТа станет Михаил Афанасьевич Булгаков. Его «Дни Турбинных» русский советский театральный критик, режиссер, теоретик и историк театра Павел Александрович Марков, который участвовал в формировании репертуара нового, советского, МХАТа, назвал новой «Чайкой» по ее значению для театра.

Первые произведения, которые написал Булгаков в начале 20-х годов, были именно пьесы. Всего за свою жизнь он создал 13 пьес: «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Мертвые души» (инсценировка романа М.В. Гоголя), «Мольер» (или «Кабала святош»), «Иван Васильевич» и др.

С октября 1926 г. во МХАТе с успехом шла пьеса М.А. Булгакова «Дни Турбиных», с конца октября этого же года в театре им. Вахтангова поставили другую его пьесу – «Зойкина квартира». В 1928 году в Москве состоялась премьера пьесы «Багровый остров».

Пьесы Булгакова рассказывают о судьбе честных русских интеллигентов, которых перемололи страшные события гражданской войны. Народ пошел не за ними. Им же остается бег по кругу, бег в никуда, как на тараканьих бегах, описанных в пьесе «Бег».

Прекрасно зная театр, Михаил Афанасьевич написал книгу «Театральный роман» (или «Записки покойника») - остроумную, язвительную, порой даже злую, но исполненную ценных наблюдений, а иногда истинного лиризма. В ней он вывел образы, прототипами которых послужили деятели театра, режиссеры, актеры, отразил свои непростые отношения с МХАТом. Роман не был закончен.

Мир театра играет настолько большую роль в жизни общества, что многие прозаики касались этой темы.

nhjtdkjlrtДжером, К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки; Трое на четырех колесах; Как мы писали роман; Рассказы : Романы, рассказы / [Пер. с англ. М. Донского и др.]. - М. : АСТ: Пушкинская библиотека, 2003. - 735 с. - (Золотой фонд мировой классики). - ISBN 5-94643-082-3. - ISBN 5-17-021263-1

В книге английского писателя Джерома Клапки Джерома содержатся прозаические труды из сборника «На сцене и за кулисами». Примечательно то, что данные произведения создавались на основе жизненного опыта, полученного самим автором. Ведь начиная с 1877 года Джером К. Джером пробовал себя в качестве актера. В составе бродячей труппы он колесил по дорогам Англии и радовал публику своими выступлениями. «Сняв парик и камзол главного героя, Джером спешил облачиться в чепец и кринолин, чтобы в следующей сцене появиться сиделкой у постели его больного отца. Декорации расползались от дыр, костюмы не взял бы и старьевщик. Антрепренеры жульничали, норовя урезать и без того нищенский гонорар».

В рассказе «Я становлюсь актером» мы узнаем, какие трудности подстерегают исполнителей на пути покорения сцены, что среди импресарио существует особый вид «лжеагентов», готовых влить любую патоку в уши, лишь бы вы расстались с вашими банкнотами.

В рассказе «Последнее представление» мы узнаем о жизненных испытаниях, свалившихся на долю бродячего артиста. Также в нем представлены выдержки из дневника писателя: «У меня сложилось не очень лестное мнение о провинциальном зрителе: никакого трепета перед театральным действом, грубые шутки, выкрикиваемые во время спектакля, оглушительный рев при появлении актера». Еще в дневниковых записях нашли отражение забавно-печальные наблюдения из жизни служителей театра. Например, объявления, в которых говорится, что «От лиц в нетрезвом виде заявления не принимаются», «Нужны особые навыки, чтобы оставаться трезвым в течении всего представления». Последней каплей в море несчастий стало то, что после удачно проведенного спектакля организатор исчез вместе с заработанными деньгами. Это и побудило «веселого рассказчика» распрощаться со сценой и направить все свои творческие силы на писательскую деятельность.

 

Моэм, У. Театр : [роман] / Сомерсет Моэм ; пер. с англ. Г. Островской. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 415 с. ; 22. - ISBN 978-5-17-066013-1 (АСТ). - ISBN 978-5-271-28805-0vjvntfnh (Астрель)

Роман «Театр» английского писателя Сомерсета Моэма по праву считается самым известным произведением автора. Роману свойственны тонкая психологическая игра персонажей, легкая ирония, пронизывающая все действо, а также занимательный сюжет, разворачивающийся в волшебной атмосфере театральных подмостков. В данном романе мы знакомимся с блистательной актрисой Джулией Лэмберт, для которой игра не ограничивалась только сценой, но являлась неотъемлемой частью ее повседневной реальности. На рубеже сорока шести лет про нее можно было сказать, что в жизни она была полностью состоявшимся человеком. Карьера Джулии развивалась очень успешно. Публика щедро одаривала ее признанием и обожанием, а также приклонялась перед ее удивительной притягательностью. Джулия Лэмберт являлась «прирожденной актрисой», способной заворожить публику своим «бархатным взглядом». На семейном поприще, на первый взгляд, все также сложилось крайне благополучно – она вышла замуж за любимого мужчину и стала счастливой матерью. Майкл (муж Джулии) «был внимателен, ласков, нежен, но довольно скоро стал смотреть на нее как на что-то привычное, само собой разумеющееся». Со временем и ее чувства по отношению к нему охладели. Однако женщине свойственно лететь на пламя любви, и знаменитая актриса не смогла удержаться от искушения и с головой окунулась в роман с молодым клерком Томасом Феннелом, работающем в бухгалтерской конторе. Но, к сожалению, в театре жизни существует много лицедеев, и на самом деле Джулия Лэмберт угодила в тщательно спланированную любовную ловушку. Осознав, что Том, на самом деле, является альфонсом, использующим ее положение в обществе, Джулия решила отомстить ему и молодой актрисе Эвис Крайтон, к которой Т. Феннел на самом деле испытывал нежные чувства и которую пытался продвинуть по карьерной лестнице. И роль мстительницы она отыграла безупречно. «С Эвис было покончено навсегда», когда Джулия Лэмберт и Эвис Крайтон сошлись на одной сцене. Джулия завладела всем вниманием публики, зал с затаенным дыханием ожидал каждого ее действия, ее прекрасная актерская игра наилучшим образом оттеняла всю несостоятельность Эвис как актрисы. Помимо истории любви и мести перед нами предстанет вселенная закулисья во всем своем многообразии.

xtkrjncvqГюго, В. Человек, который смеется. - 1979.

Совсем другая история рассказана в произведении Виктора Гюго «Человек, который смеется». В данном труде перед нами раскроется жизненные мытарства мальчика, а потом и взрослого мужчины по имени Гуинплен. С раннего детства на него обрушились тяжелейшие испытания, которые моги бы сломить даже зрелого и сформировавшегося человека. Действие романа происходит в XVII столетии на территории Англии во времена правления Иакова II. «Это был век чисто византийских нравов; простодушие сочеталось в нем с развращенностью, а жестокость с чувствительностью – любопытная разновидность цивилизации! Он напоминает жеманничающего тигра. Это век мадам де Севинье, мило щебечущей о костре и колесовании».  Это были времена, когда уродство служило на потеху публике - забава, которой не гнушались ни народ, ни короли.

В двух предварительных главах Гюго знакомит читателя с Урсусом, который вел жизнь бродячего философа и мастера шутки, а по совместительству являлся врачевателем, чревовещателем, мизантропом, и волком Гомо – его другом и компаньоном по путешествиям. Также одна глава полностью посвящена описанию такого явления, как компрачикосы. Это было «необычайное и гнусное сообщество бродяг», зарабатывающее себе на хлеб ужасным по своей сути ремеслом. Они покупали детей, проводили над ними хирургические операции, уродовали дарованное при рождении лицо, крали воспоминания и возвращали в большой мир в новой исковерканно-преображенной версии.

И именно в столь неподходящей для достойного человека компании мы впервые знакомимся с Гуинпленом. «Ребенок, предназначенный служить игрушкой для взрослых» - именно такая судьба была уготовлена компрачикосами для этого невинного дитя. Но волею судьбы полулегальный век «скупщиков детей» подходил к концу. С восхождением на трон Вильгельма Оранского, который сурово карал эту язву общества, бродягам в срочном порядке пришлось покидать негостеприимный берег английского острова. Но ребенок, чье уродство имело явно рукотворный характер, мог вывести их на чистую воду и указать на то, кем являются на самом деле эти люди. Следовательно, единственным способом спастись было оставить его. Что они и сделали, бросив десятилетнего Гуинплена одного на пустынном берегу зимой.

Ребенок же нашел приют в старом балагане Урсуса. Он не только смог избежать встречи с ангелом смерти, но и сумел вырвать из оков снежной бури огонек жизни. Именно в эту ночь Гуинплен забрал маленькую девочку, чьи глаза навсегда наполнились незрячей тьмой, с холодной груди мертвой матери. Дея, так назвали малютку, стала для него воплощением чистой любви, светом, озаряющим его тягостное существование, избавлением от неспокойных мыслей и надеждой на счастье. Впоследствии люди, чьи линии жизни пересеклись в ту страшную ночь, стали настоящей семьей бродячих артистов. Со временем Гуинплен стал «знаменитостью». И не удивительно, что человек, чей вид заставлял смеяться даже палача, приобрел особую известность в рядах публики.

«Появление Гуинплена произвело необычайное впечатление. Зрители сразу же пришли в восторг. Никто еще никогда не видел ничего похожего на эту поразительную маску смеха. Никто не знал, каким способом было достигнуто это чудо: одни считали этот смех, заражавший всех окружающих, естественным, другие — искусственным; действительность обрастала догадками, и всюду на перекрестках дорог, на площадях, на ярмарках, на праздничных гуляньях толпа стремилась взглянуть на Гуинплена. Благодаря этому «блестящему аттракциону» в тощий кошелек бродячих фигляров сначала полились дождем лиары, затем су и, наконец, шиллинги».

Но что интересно, несмотря на физические и душевные раны, нанесенные людьми, несмотря на смех встречающей его толпы, сердце Гуинплена не ожесточилось. Он смог познать великое чудо любви к Дее, чувство глубокой привязанности к наставнику и спасителю Урсусу, познать боль от несправедливости мира и пытался изменить реальность людей к лучшему. В данном романе именно он мог носить гордое имя Человек.

"Гроза"Театр — особый мир со своими законами, традициями и атмосферой. В условиях одного обзора невозможно написать о всех достойных авторах. К примеру, пьесы Островского - совершенно особая страница в истории русского театра. Как актуально звучат они сегодня! А если Вы хотите погрузиться в мир кулис и при этом поломать голову над разгадкой преступления — прочитайте детектив Татьяны Устиновой «Шекспир мне друг, но истина дороже».bcnbyfljhjt

В своем произведении «Литературные мечтания. Элегия в прозе» Виссарион Григорьевич Белинский восклицает: «Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей… Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?». Когда в театре вибрация струн души автора, режиссера, актеров и зрителя совпадают, возникает ни с чем не сравнимое ощущение полета и счастья.

 

 

 

 

 

 

Дарья Александровна Николаева, ведущий библиотекарь отдела абонемента

 

 

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество