На земле есть много удивительных и прекрасных мест, которые манят своими загадками, тайнами, необычной природой и животным миром. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен Северу.
Из стихотворения Ирины Галашевой «Мой Север»:
«На Белом море — торосов глыбы:
Под ярким солнцем сверкают дали!
Мой край суровый, мой край наивный:
Теплее — есть, но светлей — едва ли.
И над искрящейся ширью снежной —
До горизонта! — звезд ярких капли…
Мой край суровый, любимый нежно:
Есть ярче — может быть, лучше — вряд ли».
А вы бы хотели побывать на Севере? Несмотря на то, что снег и лёд мы видим на протяжении почти полугода, само слово «север» завораживает и манит. Когда мы говорим о Севере, сразу представляются льды и белоснежное безмолвие, белые медведи и айсберги, полярное сияние. Он может быть хмурым, неприветливым, пронизывающе колючим и даже злым, особенно в плохую погоду, но всё равно он – прекрасен! Давайте сегодня отправимся в путешествие по нашему русскому Северу, а помогут нам в этом книги.
Куваев, О. М. Избранное : в 2 т. Т. 1 : Рассказы, повести / [сост., коммент. Г.М. Куваевой ; предисл. В. Курбатова ; оформ. Ю. Боярского ; рис. С. Крестовского]. - М. : Молодая гвардия, 1988
Олег Куваев, известный писатель, геолог по профессии, прожил недолгую, всего 40 лет, но богатую событиями жизнь. Многие факты из своей биографии послужили ему материалом для рассказов и повестей, удивлявших читателей новизной темы, глубоким знанием предмета, оригинальностью мышления и авторских оценок. Его творчество привлекало неординарно раскрытой темой труда, романтикой изыскательских профессий, правдивым изображением жизни людей Севера, о котором в то время, а мне кажется и сейчас, имели одностороннее и не всегда верное представление.
Вот одна из повестей, представленных в этом томе под названием «Не споткнись о Полярный круг». Впервые она была опубликована в журнале «Вокруг света» (1962, № 5). Герои повести, молодые парни, искали Пильхуэрти-Нейку, что в переводе с чукотского означает «загадочно не тающая мягкая гора», почти сплошь, как утверждает легенда, состоящая из самородного серебра. Что может быть интереснее поиска сокровищ? Берёте отпуск и отправляетесь за ними. Только не за сокровищами спрятанными пиратами на тропическом острове, а за сокровищами утаёнными самой природой на самом краю мира - на Чукотке. Поиск сокровищ не только путешествие в неизвестные края, это еще и путешествие в историю. Прежде чем пойти за ними, нужно поработать с документами, с людьми. Это тоже очень увлекательное занятие. Своеобразный историко-географический детектив. Необходимо максимально точно определить искомое место и еще самому себе доказать, что оно возможно, что оно - не байка и не обман. Вот этим и занят главный герой повести и его спутник и друг, по прозвищу Старик.
Повесть интригует своей загадкой - серебряной горой, увлекающей в путешествие в почти безлюдных землях, встречей с удивительными по своему чистому, открытому характеру людьми и, конечно описанием красот природы. Автор влюблен в неё. Это чувствуется. Это видно. И вместе с ним нельзя если не полюбить, то понять чувства автора. Одно только описание вынырнувшего из норки Евражки — колымского суслика, описано с такой теплотой и любовью, что нельзя не расчувствоваться и не представить себе этого жителя северного края. «Евражка меньше своего степного собрата и, соответственно, живее характером. Пестрая глянцевитая шкурка и косые очаровательные глаза. Евражка приветствует гостей, и только подергивание хвоста выдает, что ей все же здорово боязно.»
Любовь к природе Чукотки у Куваева - основа его восприятия мира. Олег Куваев очень гармонично вплетает в повествование образы природы, людей, мыслей, чувств, так что читая, не замечаешь этой образности-всё естественно. Читаешь и отдыхаешь. Отдыхают и его персонажи, они ведь в отпуске. А ведь физически им приходится очень нелегко. Но они продолжают идти. И не потому что они алчные до серебра, а потому, что смысл пути в самом пути. Главное сокровище именно это - идти к цели по земле, где никто не бывал. Ну или бывал, но это было давно и их было мало.
Куваев, О. М. Территория. - 1982.
Вершиной творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х годов. Начиная с 1975 года роман выдержал более тридцати изданий, в том числе в «Роман газете» трехмиллионным тиражом. Издавался он и за рубежом. А в 1978 году был экранизирован режиссером Александром Суриным на студии «Мосфильм».
Именно этот роман наиболее полно отражает всю философию «обычных суперменов» Севера — золотодобытчиков, старателей, геологов. И в этом романе опыт самого Куваева как геолога отражается наиболее полно. Особенно его опыт одиночных маршрутов по тундре. Многие из героев романа имеют вполне реальных прототипов. А поселок, который описан в романе, это, ставший теперь городом - Певек. Один из центральных персонажей романа Илья Николаевич Чинков так же имеет легендарного прототипа. Это советский геолог, один из первооткрывателей месторождений золота на Колыме и Чукотке, Николай Ильич Чемоданов.
Территория - это суровый мир, беспощадный к слабым и трусливым и щедрый - к волевым и целеустремленным. Молодой парень Сергей Баклаков оказывается на самом «краю мира», в Поселке, откуда уходят в бескрайнюю тундру поисковые партии, которые отправляются искать золото. Именно в образ Баклакова писатель вложил свой реальный опыт прохождения одиночных маршрутов. В романе он был отправлен в одиночный 700-километровый, смертельный маршрут и к удивлению начальства, выполнил задание, вернулся живой и невредимый. Но золото лишь предлог для работы, а ищут герои Куваева совсем другое – смысл жизни, любви, Бога. «Территория» - это романтическая сага о найденном смысле. Редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека, все это то, что отличает прозу Олега Куваева. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера.
Ковлер, И. Проклятие Индигирки : [роман] / Игорь Ковлер. - Москва : Флюид FreeFly, 2013. - 541, [1] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-905720-26
Индигирка – река, которая получила свое название от сибирской тунгусской народности эвенов. Эвенское родовое наименование индигир означает «люди рода инди». Также ее называют «Собачья река». А в самом начале геологических открытий и еще долгое время ее называли «Золотая река». Все так или иначе связанное с золотом не бывает простым. Вокруг него тайны, некоторые из них интересны, другие – опасны. Роман Игоря Ковлера - это сплав литературы вымысла и литературы факта, а еще серьезная попытка осмысления событий перестроечных лет вдали от Москвы, где судьбу земли и людей определяло золото.
Роман, охватывающий несколько десятилетий, вобравший в себя историю Севера, Золотой Реки - Индигирки, личности главного героя Егора Перелыгина, размышляющего о времени, о себе, о своем поколении. Перед нами яркое и увлекательное путешествие самого Перелыгина на Золотую реку где он, работая журналистом, стал одним из главных действующих лиц почти детективной истории, гибели крупного золотого месторождения, открытого в конце тридцатых годов. Книга на половину состоит из философских размышлений людей, которых мы встречаем на ее страницах. Перед ними встают извечные вопросы любви, благосостояния, положения, карьеры. А для некоторых все это - призвание. Разработка местности, азарт поиска и наконец открытие нового месторождения. Каждый стремится к своей, только ему ясной цели. В романе очень подробно описаны тонкости северной жизни, с ее пищей, охотой, рыбалкой. Скромная жизнь людей, их радости и горести. Подробно описаны и судьбы большинства героев. Как каждый из них оказался на Индигирке и почему не уехал, когда была такая возможность.
Читая, есть над чем задуматься, поразмыслить. Ответить на вопросы, которые жизнь задает героям книги. А в некоторых моментах, попробовать поставить себя на их место.
Поклад, Ю. А. Осколки северного братства : [рассказы] / Юрий Поклад. - Москва : Юность, 2012. - 220, [3] с. - ISBN 978-5-7282-0280-6
Автор книги работал в геологоразведочных экспедициях глубокого бурения на Крайнем Севере, в Крыму, на нефтяных промыслах Западной Сибири и в Южной Корее. В рассказах Юрия Поклада о Севере оживают маленькие сибирские городки, полустанки, времянки, которые создавались, когда страна активно осваивала свои недра. Из предисловия книги Игоря Михайлова: «Самое поразительное в рассказах человека, прокаленного Севером, прошедшего прививку пятидесятиградусными морозами, то, что его экзистенциализм - не игрушечный, салонный, а выстраданный. Он не надуманный, не высосанный из пальца каприз золотого мальчика, для которого жизнь - скучное развлечение, полученное от родителей в подарок. Он готов отвечать за каждое слово в своих рассказах. По-мужски, по-настоящему, не так как это делают в двух столицах успешные приспособленцы от литературы. Он, возможно, один из последних могикан, кто даже не прокричал, а сказал просто, тихо, но веско, как Антон Палыч в пьесе «Вишневый сад»: «Человека забыли». И не просто человека, а целый край, эпоху. Ему не только за державу обидно, но и за геологоразведку. За маленькие сибирские городки, полустанки, времянки, которые создавались тогда, когда страна активно осваивала Север, недра, но потом вдруг забыла своих детей, которые, пропадая, спиваясь, сходя с ума, остались верны своей матери. Они так и остались в тех местах, покинутых Богом и людьми. И потому, что бежать уже более некуда, да и потому, что Север не отпускает. Маленькие люди великой некогда страны, безмолвные герои остались на посту до конца своих дней. Теперь вот Юрий Поклад – полномочный их представитель, всех этих северных бурильщиков, дизелистов, слесарей, водителей. Он их, если хотите, голос и совесть».
«Автору книги хорошо известен особенный, ни с чем несравнимый дух Крайнего Севера, он понимает, что человеческая душа, а душа северянина в особенности, - своего рода месторождение, в котором много чего можно найти, если не полениться, и хорошего, и не очень, но «Великое Северное Братство» сформировали лучшие качества этих людей», - такие слова о книге оставил, бывший нефтяник-буровик Герман Митягин. Именно о таких людях и пишет в своей книге автор. Здесь нет ничего выдуманного, это реальная жизнь, которую он проживает вместе со своими героями, ставшими осколками северного братства.
Березин, В. Последний мамонт / Владимир Березин. - Москва : Paulsen, 2012. - 239 с. : ил. ; 19. - Библиогр.: с. 237-239. - ISBN 978-5-98797-061-4
Наука и мистика - две вещи лучше всего характеризующие Арктику, под обложкой этой книги, причудливо сплетаются воедино. «А на Руси звали его Индрик-зверь, только подойдешь к нему поближе — и выходит, что он вовсе не таков, каким его представлял. То он похож на слона, то на лошадь, то у него голова коня, а тело рыбы» - так описывали мамонта в древности. Речь в книге идет о военном и послевоенном времени. Главный герой, участник войны, увлечен идеей найти в Сибири мамонта. Поиски последнего живого мамонта становятся смыслом и целью его жизни. В конце концов его мечта о встрече с этим удивительным животным сбывается.
В ткань повествования вплетены рассказы о реальных людях, избравших Север своей судьбой, о первопроходцах и исследователях, чьи заслуги в деле изучения и освоения Арктики огромны, а мужество и самоотверженность – беспримерны. Описания различных экспедиций к Северному полюсу и по Арктике, много имен ученых, исследователей, летчиков, моряков встречаются в книге. Это познавательный пласт, очень насыщенный фактами. Также здесь есть и моменты, говорящие о внутри и внешнеполитических проблемах нашей страны тех лет, а именно о войне, о репрессиях, ссылке в лагеря, угрозе американской экспансии в Сибири. Эта книга одновременно и приключенческий роман, и краткий справочник о жизни мамонтов, и повествование о загадочном государстве «Дальстрой». Если вы любите путешествия, приключения, историю или Север, то это книга для вас.
Эйснер, В. Гранатовый остров : рассказы и повести о севере / Владимир Эйснер. - Санкт-Петербург : Написано пером, 2015. - 379, [3] с. ; 21. - ISBN 978-5-00071-342-6
В сборник вошли три повести и 21 рассказ о жизни и приключениях людей на русском Севере. Герои рассказов – охотники, рыбаки, оленеводы, полярники, геологи и другие люди разных национальностей, как коренные жители, так и приезжие. Попадая в непростые, часто экстремальные условия, они учатся у местных жителей, друг у друга и у животных жить в согласии с природой, совестью и традициями. Выделить какой-либо рассказ трудно: до такой степени интересно буквально всё, что вошло в сборник. В рассказе «Волки и люди» переживаешь за волка по кличке Лобан, который, кажется, более человек, чем иные люди. Запоминается и рассказ «Макарова Рассоха» с его главным героем - простым и открытым дедом Евдокимом, так и не принявшим «волчьих» законов в современном обществе. А сама книга названа по одноимённой повести «Гранатовый остров», вошедшей в этот сборник. В повести рассказывается о жизни молодого охотника Сашки, который оказывается в Арктике. Видно, что автор хорошо знаком с этой действительностью: так свободно и легко рассказывает обо всём, что замечает и чувствует главный герой. Проза Эйснера чем-то напоминает рассказы Джека Лондона, но то, что описывает автор, имеет другую основу: читатель погружается в русскую действительность, которая более понятна и узнаваема.
Книга также будет интересна тем, кто ищет ответы на вопросы, чем так привлекателен Север, местные жители не стремятся покинуть его, а приезжие, однажды побывав на нем, обязательно возвращаются. Как научиться никогда не опускать рук и бороться до конца. Редкий сплав из суровой реальности и высокой романтики вот что объединяет все представленные в сборнике рассказы и повести. В 2014 году книга «Гранатовый остров» стала заслуженным победителем конкурса «Написано пером».
Куксин, К. В. Хозяин белых оленей / Константин Куксин ; [худож.: К. В. Куксин]. - Москва : Nomadic, 2013. - 387 с. : ил. ; 22 см. - ISBN 978-5-9903369-2-6
Константин Куксин много лет прожил в тундре где вечный холод. Там, среди дикой природы, он боролся за выживание, а может быть, просто наслаждался обыкновенной жизнью неизведанных народов. Из интервью автора: «Первая экспедиция на Север была к ненцам. Эта книга «Хозяин белых оленей» — о том, как мы с приятелем встали на лыжи и пошли искать оленеводов. Надо сказать, это было безумием – в минус сорок градусов ходить в полярной ночи по тундре и искать оленеводов. В результате, они все-таки нас нашли, не мы их, а они нас. Подъехал к нам на снегоходе ненец и говорит: «Вот на чем надо здесь передвигаться, а ты на лыжах идешь, замерзнешь же». Привезли нас в чум и, по сути, спасли. Ненцы – они такие настоящие индейцы: каменные лица, никаких эмоций. Нас обогрели, налили чай, я попытался с ними разговориться, чтобы сказать, что я хочу остаться, потому что приехал их изучать. Я остался у него жить, звали старика Гаврила, он не умеет читать и писать, но он стал моим наставником в тундре. Например, он может, понюхав воздух, сказать, что будет пурга. На вид отличает 20 названий снега. Спустя несколько месяцев у нас завязался такой разговор: «Вы всем гостям так кровь наливаете? - Нет. Кровь лакомство. Редко пьем. Зимой, чтобы болезнь не пришла. Если кровь не пить, смерть может прийти. — А нам-то вы зачем кровь налили — Вы какие-то странные были. Пришли, сидите, чай пьете, не уходите. К нам русские заходят мясо купить — мужчины, а русские женщины чумом вообще брезгуют, говорят, шерсть оленья прилипает к одежде и пахнет у нас плохо. А вы какие-то странные были. Думаю, кровь попьют – вообще необычные русские. А вы и кровь пить стали. Тут я совсем увлекся, решил вас у себя поселить и дальше вас изучать…Я потом подумал: кто же кого изучал – я оленеводов Севера или они меня?! Так был сломан первый барьер».
Увлекательное повествование о путешествиях автора на Крайний Север и его длительной этнографической работе среди ненцев и хантов органично сочетается в книге с яркими описаниями скрытого от посторонних глаз, а потому таинственного мира кочевников тундры. Написанная с неподдельным интересом к жизни представителей малочисленных народов и уважением к их культуре и традициям, с тревогой за сегодняшние проблемы северян, эта книга стирает границы между прошлым и настоящим, между реальностью и мифом. Тонкий лиризм и романтическая канва повествования, мягкий юмор, переходящий порою в сарказм, умение автора увидеть необычное в обычном, делают её легко читаемой и невероятно познавательной. Со страниц книги веет неистребимым жизнелюбием, силой духа и мудрой философией кочевников Крайнего Севера.
Из интервью писателя и этнографа, директора уникального Музея кочевой культуры Константина Куксина: «Скажу словами Пржевальского: «Я знаю один народ – человечество и один закон – справедливость». Есть плохие люди, но нет плохих народов. Знаю плохих чукчей, плохих ненцев, плохих русских, плохих цыган, но хороших людей больше. Если бы я относился иначе к людям, среди которых я живу и работаю, наверное, меня бы съели или убили бы, я бы просто не вернулся бы домой. Нужно идти к людям других народов с теплотой и чувством. Ну и, наверное, мне везет, потому что я в своих путешествиях не встречал плохих людей». Книга адресована самому широкому кругу читателей.
Лиханов, Д. А. Bianca : жизнь белой суки : посвящается Тайге : [роман : 18+] / Дмитрий Лиханов. - Москва : Эксмо, 2018. - 283, [1] с. ; 21. - (Прекрасный стиль). - ISBN 978-5-04-096912-8
Это повесть о собаке с итальянским именем Бьянка. Белоснежная лайка, умница, красавица, чудо природы и многолетней селекции. Она могла бы украсить выставки собак, вызывая восхищение знатоков, а прожила горькую жизнь деревенской дворняги. Как оказалось, на написание книги автора вдохновила вполне реальная история. Дмитрий Лиханов рассказал в одном из интервью, что прототипом Бьянки стала породистая лайка по кличке Тайга, которую много лет назад привезли в северную деревню. Писатель признался, что история животного трагична и в свое время произвела на него сильнейшее впечатление. «У Тайги могло быть прекрасное будущее, однако все сложилось совсем не так, как задумывала природа. Дети ее выродились и погибли, да и саму ее застрелил собственный хозяин. Эту собаку и ее хозяев я знаю. Охочусь в этих краях почти 20 лет», — поведал автор книги «Bianca» в одном из интервью.
Действие произведения разворачивается в Шенкурском районе Архангельской области в начале нулевых. Прототипы главных героев и до сих пор живут в деревнях Верхопаденьга, Остахино, Ивановское, Часовенская, куда Дмитрий Лиханов приезжает последние 18 лет. Любовь и предательство - ключевые темы романа. По мнению автора книги, далеко не каждый современный человек может так же беззаветно, как и животное, кого-то любить. Противопоставление жестокого, равнодушного мира людей миру природы проходит через всю книгу. Симпатии писателя всегда на стороне природы: северный лес и его обитатели, тёплая корова Маркиза и, конечно, собаки. В книге Лиханова нет ничего приблизительного. О повадках и болезнях собак, охоте, буднях и праздниках северной деревни он пишет с глубоким знанием предмета. Очень вкусно описаны блюда русской кухни, даже повседневные. А праздничное застолье писатель назвал «русским гастрономическим Версалем»: «Прихваченные морозцем, нежные лепестки домашнего сала с тонкими бордовыми прожилками присыпаны крупной солью и толчёным чесноком, пирамиды напечённых Ольгой горячих пирожков с лесными грибами, ливером, яйцом с зелёным луком, само собой, с капустой и картофельным пюре. Доставленная специально из Архангельска знакомым дальнобойщиком жирная сельдь трёхлетка, отливающая серебром. Дубовые плошки с мелкими рыжиками в сметане, осклизлыми маслятами с крошеным лучком, боровичками, маринованными с гвоздикой, душистым перцем и лаврушкой. И целые ушаты капусты, квашенной для остроты с клюквой, а для сладости — с антоновкой. Не говоря уже о чёрной редьке в жирной сметане, под свежим подсолнуховым маслом, паренной с мёдом».
Критики отмечают что книга Лиханова достойна занять место рядом с рассказом Юрия Казакова «Арктур – гончий пёс», повестью Георгия Владимова «Верный Руслан» и «Белым Бимом Чёрное ухо» Гавриила Троепольского. Роман о русском Севере вошел в длинный список престижной литературной премии «Национальный бестселлер» в 2018 году. История одной собаки переплетается в романе с историями человеческих судеб и в чем-то перекликается с ними. Это и делает книгу не очередной трогательной историей о собачке, а вполне полновесным произведением о современной жизни. О том, как живут люди в Москве и за ее пределами, об отношениях мужчины и женщины, об умирании русской деревни и о многом другом. «Bianca» Дмитрия Лиханова - это суровая книга о нас с вами.
Все представленные в обзоре книги можно найти на полке современной литературы отдела абонемента.
Ольга Крупская
Главный библиотекарь отдела абонемента