Богатая и выразительная символика греческих мифов не раз вдохновляла и будет вдохновлять в дальнейшем писателей всего мира. Очередной выпуск литературного четверга посвящен героям древнегреческих мифов в современных художественных произведениях.
Переосмысление известных сюжетов, размышление над ними и поиск чего-то нового нередко приводят современных писателей к замечательным результатам.
Аспейтья, Х. Плач минотавра : [роман / пер. с исп. Михаила Емельянова]. - Москва : Флюид, 2007. - 301, [2] с. : ил. - (Испанская линия). - ISBN 5-98358-108-2 (В пер.).
Если вас интересуют мифы древней Греции, загадки лабиринта, где по легенде обитал Минотавр, можете прочитать книгу «Плач Минотавра». Испанец Хавьер Аспетья предлагает свой вариант легенды о Минотавре, воссоздавая атмосферу греческих мифов, в которой вымысел переплетается с реальностью.
Действие происходит на греческом острове Крит, в городе Кносс. После вторжения ахейцев под предводительством царя Астерия, жизнь критян меняется в корне. Греческие боги и богини начинают соперничать между собой, а их инструментами выступают люди, которые свободно общаются с богами в этой книге. Действующие лица - это довольно известные персонажи из мифов - Ариадна, Минотавр, Тесей, Дедал, его сын Икар. Книга и сама похожа на лабиринт: каждая короткая глава — словно новый участок пути; магия Кносса и царского дворца, таинственная, доступная лишь посвящённым, дурманит и кружит голову, а само повествование к тому же насыщено загадками и притчевыми сюжетами. В широком смысле это книга о предопределении судьбы и цикличности истории, о победе новых богов над старыми, торжестве мужского начала над женским.
Рено, М. Последние капли вина / Мэри Рено ; [пер. с англ. Э.Х. Маринина]. - Москва : Эксмо ; Санкт-Петербург : Домино, 2006. - 507, [1] с. : ил. ; 22. - (Исторический роман. Классика / сост. Александр Жикаренцев). - ISBN 5-699-15123-0.
Известная английская писательница приглашает читателя в мир Древней Эллады, предлагая взглянуть на жизнь древнегреческого полиса глазами жителя Афин грека Алексия. Судьба принесла ему множество волнующих приключений и суровых испытаний. Афины. V век до н.э. Пелопоннесская война. Афины готовятся к высадке на Сицилии. С этого начинается книга. Но, война – это фон, на котором показано взросление главного героя, от мальчика, до зрелого мужа, воина, гражданина. В этом романе писательнице удалось очень реалистично передать атмосферу эллинистического мира, достаточно объективно отражающую характер и противоречия эпохи и показывающую весьма насыщенную жизнь греческих государств. Вместе с героями романа Мэри Рено помещает нас в центр самых значимых культурных, политических и военных событий, знакомит с жизненным укладом, бытом и мировоззрением людей того времени. Основное внимание автор уделила заключительному периоду Пелопоннесской войны, разразившейся между двумя ведущими греческими государствами – Афинами и Спартой.
Клюкина, О. П. Весенняя песня Сапфо / Ольга Клюкина. - Москва : Книжный клуб Книговек, 2012. - 282, [2] с. ; 21. - (Избранницы судьбы). - ISBN 978-5-4224-0519-0 (в пер.)
Сапфо (Сафо Митиленская, Sappho; ок. 630 г. до н. э. - 572/570 до н. э.) - древнегреческая поэтесса, женщина-легенда, создательница бессмертной любовной лирики, первая в истории литературы воспевшая чувственную любовь между женщинами. Счастье, страсть, муки несчастной любви - основные темы Сапфо. Ее стихи, воспевающие женскую красоту, очарование, стыдливость, нежность, девичью прелесть, отличаются силой и искренностью чувства. Поэтессу высоко чтили в античности, называя ее десятой музой.
Для создания яркого образа своей героини автор использует все возможности: и достоверные сведения, и сохранившиеся стихотворные строки, и легенды, и мифы. Центральная тема романа - любовь Сапфо к юному прекрасному Фаону, мальчику, воспитанному её ученицами, годившемуся поэтессе в сыновья. Легенда о такой любви существует, говорят, она даже бросилась со скалы из-за неразделенных чувств. Перед читателями раскрываются душевные переживания великой поэтессы, бытовые подробности ее жизни, наставничество и творчество, а также необычный женский мир, созданный Сапфо на острове Лесбос.
Весенняя песня Сапфо – это исторический роман, в котором вымысел тонко переплетается с реальными событиями, а украшением его служат несколько подлинных строк Сапфо, отрывки из поэтических творений Алкея, Архилоха, Семонида, Солона, что делает эту книгу не только интересной и лёгкой, но и по-своему уникальной.
Олди, Г. Л. Герой должен быть один : [фантастический роман] / Генри Лайон Олди. - Москва : Эксмо, 2011. - 508, [2] с. - (Легенды). - ISBN 978-5-699-46839-3.
Миф о подвигах Геракла известен всем с малолетства. Но не все знают, что на юном Геракле пересеклись интересы Олимпийской Семьи, титанов, свергнутых в Тартар, и многих людей – в результате чего будущий герой и его брат-близнец Ификл с детства стали заложниками чужих интриг. И уж конечно, никто не слышал о зловещих приступах безумия, которым подвержен великий Геракл, об алтарях Одержимых Тартаром, на которых дымится кровь человеческих жертв, и о страшной тайне, которую земной отец Геракла – Амфитрион, внук Персея, - вынужден хранить до самой смерти и даже после нее…
Атмосферная и захватывающая книга, погружающая в мир Древней Греции. Сочный, красивый язык. Интересное переосмысление греческой мифологии, совершенно иной взгляд на противоборство и интриги древнегреческих богов. Олди не ушли от общеизвестной хронологии и использовали свои познания, чтобы показать какая могла быть история на самом деле, не изменили миф, а внесли первопричины событий и поступков, показали какими могли быть боги в глазах простых смертных. Продуманная, интересная история жизни двух братьев-близнецов, одному из которых суждено было стать героем.
Айлиф, Г. Царь Итаки / Глин Айлиф ; [пер. с англ. М. Жуковой]. - Москва : АСТ, 2009. - 415 с. ; 21 см. - (Всемирная история). - ISBN 978-5-17-061073-0 (в пер.). - ISBN 978-5-403-01789-3.
Из аннотации: «Это было время мифов и тайн. Время, когда боги жили среди людей, а люди становились героями... Древняя Греция. Страна, разделенная на воюющие царства, жаждущие богатства, силы и власти. Здесь начинается путь великого воина и неутомимого странника - хитроумного Одиссея, царя Итаки, без которого исход Троянской войны, возможно, оказался бы совсем иным. История изощренных политических интриг и жестоких войн. История подвигов и предательств. История верности и любви, беспримерного мужества - и почти самоубийственной отваги... История великого человека и его полного опасностей славного времени!»
Никто из героев Троянской войны не сравнится обаянием и многогранностью с лукавым Одиссеем. Неудивительно, что он становится одним из центральных персонажей практически любой новой вариации знаменитой легенды. Мы привыкли видеть в нём хитроумие и мудрость, которые обеспечили царю крошечной Итаки репутацию одного из величайших мужей Эллады. Глин Айлиф решил взглянуть на Одиссея под иным ракурсом. Книга рассказывает про жизнь Одиссея до «Илиады» и «Одиссеи». События «Царя Итаки» разворачиваются в те годы, когда Одиссей ещё не занял отцовский трон и не успел превратить свой ум в оружие более опасное, чем меч Ахилла. Центральный персонаж истории, впрочем, отнюдь не юный царевич, а воин по имени Эперит — лишившийся родины наёмник, который становится побратимом Одиссея. Вместе они отправляются в Спарту, где решается судьба Елены Прекрасной, вместе сражаются за свободу Итаки... Увлекательный роман о героях, где есть место всепоглощающей любви, коварным интригам людей и богов, божественным появлениям и, конечно, настоящим приключениям.
Барикко, А. Гомер. Илиада : роман / пер. с ит. Екатерины Кисловой. - Москва : Иностранка, 2007. - 172,[1] с. ; 17. - (ИЛ) (Современная классика мировой литературы) (Иллюминатор ; 078). - ISBN 978-5-94145-423-5.
Алессандро Барикко, один из самых популярных и загадочных европейских писателей наших дней, пересказывает на свой лад гомеровскую «Илиаду». «Илиада» для Барикко становится гимном войне, исполненным, тем не менее, неизменного стремления к миру. Античный текст ценен для него именно потому, что способен пролить свет на загадки современной цивилизации. По признанию самого автора, он пытается «построить из гомеровских кирпичей более плотную стену». Практически ничего не дописывая, лишь добавляя кое-где пару строк от себя, Барикко сумел показать нам совершенно другую Троянскую войну - жестокую, лишенную налета романтики.
«...война – это ад, но красивый. Люди всегда бросались на нее, как мотыльки на смертоносный свет огня. Боясь, ужасаясь самих себя, они все же не могли удержаться вдали от огня, потому что видели в нем единственную возможность вырваться из сумрака повседневности. И сегодня задача истинного пацифизма должна заключаться не столько в создании отталкивающего образа войны, сколько в понимании того, что, лишь познав другую красоту, мы сможем отказаться от той, которую нам всегда предлагала война. Создание другой красоты, быть может, единственный путь к настоящему миру. Мы должны показать, что в состоянии осветить мрак существования, не прибегая к военному огню. И придать вещам глубокий смысл, не вынося его на слепящий свет смерти».
Миллер, М. Песнь Ахилла = The Song of Achilles : роман : [18+] / Мадлен Миллер ; перевод с английского Анастасии Завозовой. - Москва : АСТ : CORPUS, 2019 (макет 2020). - 379, [1] с. - (CORPUS ; 556). - ISBN 978-5-17-108765-4.
Кто из нас не зачитывался в юном возрасте мифами Древней Греции? Кому не хотелось заглянуть за жесткие рамки жанра, подойти поближе к античному миру, познакомиться с богами и героями, разобраться в их мотивах, подчас непостижимых? Неудивительно, что дебютный роман Мадлен Миллер мгновенно завоевал сердца читателей. На страницах «Песни Ахилла» рассказывает свою историю один из самых интересных персонажей «Илиады» — Патрокл, спутник несравненного Ахилла. Робкий, невзрачный царевич, нечаянно убив сверстника, отправляется в изгнание ко двору Пелея, где находит лучшего друга и любовь на всю жизнь. Они провели вместе 18 лет, 10 из которых - на войне, которую начали другие из-за оскорбленной чести одного мужчины. Но как долго двое мальчишек могут противостоять капризам жестоких богов, интригам военачальников и зловещим пророчествам? Автор отлично передает атмосферу античности и характеры персонажей. А тот факт, что о большей части героев ты слышал и что-то знаешь, создает ощущение, будто смотришь специальный эпизод твоего любимого, давно закончившегося сериала.
Грэм, Д. Черные корабли : [роман] / Джо Грэм ; [пер. с англ. И. Майгуровой]. - Москва : АСТ : АСТ Москва, 2009. - 382, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-17-058074-3 (АСТ). - ISBN 978-5-403-00883-9 (АСТ Москва).
Пала легендарная Троя, и лишь немногие ее обитатели сумели избежать гибели или позорного плена и спастись на девяти кораблях. Измотанные до предела, лишившиеся всего люди. Смелый мореплаватель и мужественный воин Эней и его верные сподвижники - кормчий Ксандр и прорицательница Чайка - ведут уцелевших троянцев в неизвестность... Позади - горе и слезы, дымящиеся руины Трои, потери родных и друзей. Впереди - новые страны и бесчисленные приключения. Энея и его людей не ждут нигде - ни в землях богатых финикийцев, ни в государстве воинственных хеттов, ни в царстве солнечного Ра - могущественном Египте. Троянцы готовы служить любому государю, которому нужны опытные воины, и вынуждены в жестоких сражениях добывать себе хлеб. Будет ли этому конец? Где найдут изгнанники новую родину? И сколько крови прольют за нее?..
Тойбин, К. Дом имен : роман : [16+] / Колм Тойбин ; перевод с английского Шаши Мартыновой. - Москва : Phantom Рress, 2018. - 319 с. ; 21. - ISBN 978-5-86471-802-5.
«Я привыкла к запаху смерти». Так начинается рассказ Клитемнестры о ее жизни после того, как ее покинул муж – Агамемнон, отправившийся завоевывать Трою. Бессмертный древнегреческий миф о троянском герое Агамемноне, о его неверной жене Клитемнестре, об их детях, чью судьбу определили необратимые поступки родителей, запечатлели две с лишним тысячи лет назад Эсхил, Софокл, Еврипид, и всю дальнейшую историю человечество пересказывало и переосмысляло эти судьбы и сюжеты.
В романе «Дом имён» Колму Тойбину удалось и открыть совершенно новое звучание античной трагедии об Агамемноне, Клитемнестре, Ифигении, Электре и Оресте, и заполнить пробелы в классических жизнеописаниях этих героев, и придать их нерешаемым нравственным дилеммам современные оттенки и глубину, и написать захватывающий и жуткий детектив в древнегреческих декорациях. Тойбин ведет по коварным лабиринтам памяти, то лживой, то устрашающе честной, по тропам слов, которые можно трактовать пятью разными способами – а от выбора трактовки будет всякий раз зависеть чья-то жизнь, – и по следам всегда судьбоносных решений. Это история о том, как одно предательство влечет другое, как одно убийство обращается в цепь убийств, как осуждение и оправдание идут рука об руку.
Все представленные в обзоре книги вы можете получить в отделе абонемента.
Светлана Галактионова
Заведующая абонементом