В этом году в фонд нашей библиотеки поступили две очень интересные книги из серии «О доблестях, о подвигах, о славе…», обе посвящены жизни и творчеству Льва Николаевича Толстого.
Ткачев, А. В. Подпоручик Севастопольский : мистерия войны и мира / Александр Ткачев. - Москва : Русскiй мiръ, 2013. - 871 с. : ил., портр. ; 27 см. - (Большая московская библиотека : БМБ) (О доблестях, о подвигах, о славе...). - ISBN 978-5-89577-135-8.
Толстой и Севастополь – это удивительная страница нашей истории. Книга повествует о малоизученной севастопольской эпохе в жизни Льва Николаевича Толстого, ее влиянию на творчество величайшего русского писателя. Л. Н. Толстой находился в Крыму и в Севастополе с ноября 1854 года по ноябрь 1855 года в звании подпоручика артиллерии, которое относилось к XIII классу чинов Табели о рангах, что по современной шкале соответствует лейтенанту. Без Севастополя подпоручик артиллерии никогда бы не стал генералиссимусом русской литературы. Благодаря опыту Крымской войны отставной обер-офицер занял уникальное место в мировой культуре. Не только «Севастопольские рассказы», но и «Война и мир», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Анна Каренина», публицистические и философские произведения Толстого отразили военный опыт русского гения.
На основании широкого круга архивных и мемуарных источников, историко-литературное исследование, включающее в себя 872 страницы, исчерпывающим образом освещает военную службу Толстого, в её севастопольский период, устанавливая ряд ранее неизвестных фактов. Например, автор доказывает, что роман «Война и мир» насыщен картинами и сценами Восточной войны 1853-1856 годов, очевидцем и участником которых был Толстой. Сослуживцы подпоручика и деятели «севастопольской страды» стали прототипами романных героев и персонажей, подарив им свои поступки, внешность, высказывания, фрагменты биографии, даже подвиги и низкие деяния.
Толстой первым в мировой литературе показал окопную правду войны, потому что увидел ее глазами русского солдата, и первым показал этих «вшивых и сморщенных героев» без прикрас, но с истинной любовью и глубочайшим пониманием. В книге содержится богатый материал в виде иллюстраций, фотографий, картин, портретов, карт, документов, воспроизводящих основные события войны 1853-1856 гг. Некоторые изображения публикуются впервые.
На страницах книги вы сможете найти интересный рассказ о сестрах милосердия того времени, а также переписку Л.Н. Толстого, переносящую нас в то время. Издание адресовано всем, кого интересуют неизвестные страницы биографии Толстого и тем, кто ценит его творчество.
Ткачёв, А. В. Лев Толстой. Кавказский роман. 1851-1904 : [исследование] / Александр Ткачёв. - Москва : Русскiй мiръ, 2018. - 984, [1] с. : ил., портр., факс., к. ; 27. - (О доблестях, о подвигах, о славе...) (Большая московская библиотека : БМБ) (Издательская программа Правительства Москвы). - ISBN 978-5-89577-244-7.
Художественное творчество Л. Н. Толстого тесно связано с Кавказом. Свою первую повесть «Детство» он написал в Тифлисе в 1851 году, свой последний шедевр «Хаджи-Мурат», посвященный Кавказской войне, завершил в 1904 году. На протяжении 53 лет, разделяющих эти даты, писатель прямо или косвенно обращался к своему кавказскому опыту и кавказскому материалу во многих своих художественных, философских и публицистических произведениях. Новое исследование.1851-1904» освещает службу Толстого в артиллерии Отдельного Кавказского корпуса, его участие в боевых действиях, что в совокупности с ранее опубликованной монографией «Подпоручик Севастопольский», посвященной событиям Крымской войны, с исключительной полнотой и тщательностью восстанавливает все перипетии военной жизни писателя.
Существенная часть исследования посвящена кавказскому окружению Толстого, его интересу к истории, быту и культуре казаков и горцев.
Исследование реализует методически новый подход: кавказские тексты Л. Н. Толстого осмыслены как единое произведение, своего рода «кавказский роман», создававшийся более полувека, имеющий свои непрерывные, сквозные темы и мотивы, своих персонажей, переходящих под разными именами из одного произведения в другое. Анализ совокупности кавказских текстов выявляет диалектику этих персонажей, ее зависимость от духовного развития их творца и исторических событий второй половины XIX века.
Трушкин, М. Д. А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / М. Д. Трушкин. - Москва : Русскiй Мiръ, 2009. - 655 с. : ил., портр., факс. ; 27. - (Русская провинция). - Библиогр.: с. 608-612. - Имен. указ.: с. 613-653. - ISBN 978-5-89577-097-9.
Судьба дворянской усадьбы, дворянской культуры очень актуальна для современного литературоведения. Настоящее издание о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого (1817-1875), автора популярного исторического романа «Князь Серебряный», лирических стихотворений, одного из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», вызвавшей большой резонанс в России и имевшей небывалый успех на сцене русского театра, да и по сей день остающейся одной из крупнейших вершин русской драматургии.
В этой книге граф Толстой предстает перед нами в живом общении со своими выдающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром II, композитором Ф. Листом, славянофилами братьями К.С. и И.С. Аксаковыми, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры. Живописным фоном всему повествованию служит русская провинциальная усадьба - усадьбы Красный Рог, Погорельцы и Пустынька, где поэт был по-настоящему счастлив. Не обойдена в книге тема личной жизни поэта, а также жизни видных деятелей русской культуры из родственного ему окружения: графов Разумовских, графов Толстых, Перовских и Жемчужниковых.
Автор этого объемного, прекрасно оформленного издателями и богато иллюстрированного труда Михаил Иванович Трушкин, родился в селе Красный Рог на Брянщине — там, где когда-то находилось одно из наследственных имений богатого графского рода Толстых и где сам Алексей Константинович провел немало времени. Очарование местной природы, русской истории и поэзии оказалось для автора книги так велико, что однажды он сменил свою первую профессию военного-моряка на труд историка, получил новое образование и много лет проработал в питерских музеях, а затем вернулся на место своего рождения, в Красный Рог. Он стал исключительным знатоком истории нескольких дворянских родов — Толстых, Разумовских, Перовских, со всеми перипетиями их семейных, дружеских и служебных отношений, личных страстей, художественных исканий. А главное — он сумел почувствовать и передать великую связь этих выдающихся людей с их родной землей, которую они когда-то холили и обустраивали, где создали неповторимый мир русской дворянской усадьбы.
Гродецкая, А. Г. Гончаров в литературном доме Майковых, 1830-1840-е годы / А. Г. Гродецкая ; ответственный редактор: А. Ю. Балакин ; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. - Санкт-Петербург : Полиграф, 2021. - 429, [1] с. : ил., факс., портр. ; 22. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Имен. указ.: с. 413-427. - ISBN 978-5-91868-023.
Многолетнее знакомство Гончарова с Аполлоном Майковым началось летом 1835 г., когда недавний выпускник Московского университета, служащий Департамента внешней торговли Министерства финансов, был приглашен преподавать историю русской литературы, риторику, пиитику и латинский язык старшим сыновьям известного живописца Н. А. Майкова — Валериану и Аполлону. Знакомство это довольно скоро переросло в тесную дружбу, сохраненную на протяжении всей долгой жизни Гончарова. Мало с кем складывались у Гончарова, не отличавшегося легкостью характера, столь теплые, почти родственные отношения. Значение дружбы с семейством Майковых для развития творческой личности писателя, формирования его литературного вкуса, его общественных взглядов и пристрастий отмечалось многими мемуаристами и не раз служило предметом специальных исследований. Дом Майковых явился для начинающего писателя своеобразным «текстом жизни», который во многом стал источником сюжетных и персонажных образов в его прозе.
С середины 1840-х двери дома Майковых были открыты для лучших сил «Отечественных записок» и «Современника». Здесь бывали Некрасов, Тургенев, Плещеев, Достоевские и др. На основе малоизвестных архивных и мемуарных материалов автором во всей полноте воссоздан феномен литературного дома Майковых, уникального явления в культурной жизни столицы, представлены «домашние» рукописные издания — журнал «Подснежник» (1835, 1836, 1838) и альманах «Лунные ночи» (1839), в которых и состоялся литературный дебют Гончарова. Ранние тексты писателя исследуются как в «домашнем», так и в жанровом и стилевом контексте.
В разделе «Приложения» впервые публикуются поэтические, прозаические, фельетонные тексты из рукописных изданий Майковых, здесь же дана и полная роспись их содержания. Иллюстрациями в книге стали редкие архивные материалы. Исследование обобщает результаты многолетней работы автора над томами академического Полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова. Книга адресована всем интересующимся историей Золотого века русской культуры.
Анненкова, Е. И. Константин Аксаков. Веселье духа : [монография] / Е. И. Анненкова ; Российский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург : Росток, 2018. - 326, [1] с. : вкл. [8] л., портр., факс., фот. ; 21 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Имен. указ.: с.318-325. - ISBN 978-5-94668-266-4 (в пер.)
В монографии рассматривается личность и творческий путь Константина Сергеевича Аксакова, одного из основателей славянофильства, оставившего обширное наследие: художественные произведения, научные и публицистические труды, многочисленные письма. Автор книги стремится представить личность Аксакова в ее уникальной целостности, анализируя духовные поиски в начале пути, процесс формирования и последовательной защиты славянофильских убеждений, а также отношения с современниками, выявляя единство аксаковской биографии и эстетики в контексте русской истории и культуры.
В первой главе «И вот мой путь...Биография и эстетика»
рассматриваются юношеские годы К. С. Аксакова, становление его личности в уникальной атмосфере аксаковской семьи. Вторая глава книги посвящена рассмотрению научного и публицистического наследия Аксакова, его славянофильских убеждений. Автор книги не стремится реформировать законченную систему взглядов К. С. Аксакова, понимая, что само представление о системности мировоззрения не вполне подходит для описания его картины мира. В результате вырисовывается самобытный облик К. С. Аксакова как мыслителя, внутренняя логика рассуждений которого не всегда поддается привычному научному описанию.
Последняя глава книги посвящена отдельным эстетическим, историческим, религиозно-философским вопросам, актуальным для позднего творчества К. С. Аксакова, в частности, вопросам соотношения искусства и христианства на фоне активного рассмотрения этого вопроса в русском обществе конца 1840-х годов. Константин Аксаков предстает в этой части книги как мыслитель, хорошо знакомый с философско-эстетической проблематикой христианского искусства, что позволило ему глубоко изучить и проанализировать «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.
Завершая книгу, Е. И. Анненкова подводит главный итог своего исследования: «обнаруженные константы духовного мира К. C. Аксакова — «жизнь» и «веселье духа», «святыня духа», «целомудрие», «простота», проходят через все творчество и подвергаются испытанию в конце жизненного пути. «Константину действительно удавалось, — пишет исследователь, — в самые трагические минуты жизни, охранять “святыню духа”. Жизнью и кончиной он, может быть, и свидетельствовал, что поиск пути к святости остается некой духовной константой национального сознания.»
Кошелев, В. А. Грибоедов в «предлагаемых обстоятельствах» / В. А. Кошелев ; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук ; ответственный редактор А. П. Дмитриев. - Санкт-Петербург : Росток, 2020. - 334, [1] с. : ил. ; 22. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 324-333. - ISBN 978-5-94668-316-6 (в пер.)
Эта книга стала последней книгой известного филолога, профессора Новгородского университета, и автора множества книг о Пушкине и его эпохе, Вячеслава Анатольевича Кошелева. Вышла в свет она уже после смерти автора. Книга о Грибоедове – это сборник статей, объединенных метафорическим театральным заглавием: в «предлагаемых обстоятельствах» (выражение, восходящее к актерской школе К.С. Станиславского). Оно подразумевает те условия: время, место, события, положения, связи, характер и т.п., - в которые актеру надлежит «вживаться», чтобы создать достоверный и яркий образ, способный увлечь театрального зрителя. Этот девиз здесь применяется не к актеру, а к драматургу, создателю тех самых «предлагаемых обстоятельств». При этом Грибоедов представлен здесь не столько автором единственной гениальной комедии, сколько «человеком пути», и этот оборванный на «восхождении» путь становится настоящим предметом разговора.
Открывается сборник двумя рецензиями на биографические работы о Грибоедове Е.Н. Цимбаевой, издание вышедшее в серии «ЖЗЛ» (2003), и итоговую «грибоедовскую» книгу С.А. Фомичева (2012). Большая часть статей в этом сборнике посвящена произведению Грибоедова «Горе от ума» и откликам на него. «Нелюбви» к нему Вяземского, известным отзывам Пушкина. Сопоставление фонвизинской и грибоедовской сатиры. Из предисловия книги: «Грибоедов совсем не стремился к литературной известности. До «Горя от ума» он писал как будто нехотя – по просьбе знакомых актрис или в соавторстве с приятелями. А те произведения, которые создавались после «Горя от ума» до нас почти не дошли: какие-то наброски, планы, литературные слухи… Автору, яркому дипломату, занятому по службе, было просто некогда заниматься этими «ребяческими удовольствиями». Поэтому «Горе от ума», при всей «единственности», воспринимается не как вершина творчества Грибоедова, а лишь как заявка для восхождения на ещё более «вершинный» уровень создания. Поэтому же оно навсегда останется, по замечанию Блока, произведением, «не разгаданным до конца». «Разгадывают» Грибоедова бесконечно. Заметки разных жанров и разных лет, собранные в этой книге, призваны не «разгадать» Грибоедова, а разве что несколько вычленить и наметить те «обстоятельства, которые он предложил к литературному «обсуждению».
Маркович, В. М. О Тургеневе : работы разных лет / В. М. Маркович ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Росток, 2018. - 541 с. ; 22. - Библиография в подстрочных примечаниях. - Указатель имен: с. 532-540. - ISBN 978-5-94668-258-9 (в пер.)
В этой книге впервые собраны вместе все работы о Тургеневе Владимира Марковича Марковича (1936—2016), одного из самых блестящих профессоров Санкт-Петербургского государственного университета. От редакторов книги: «На протяжении последних двадцати пяти лет жизни Владимир Маркович был научным руководителем уникальных конференций, собиравших в Пушкинских Горах ученых со всего мира. Он приветствовал разномыслие и свою задачу видел в том, чтобы самые разные научные направления, искания, устремления не замыкались в границах узких сообществ, а вступали бы в диалог друг с другом, преодолевая разделяющие их границы.»
Если мы обратимся к содержанию данной книги, то увидим следующие темы, представленные в книге и раскрывающие творчество великого русского писателя. Это – «Человек в романах И.С. Тургенева»; «Тургенев и русский реалистический роман XIX века»; «Дневник лишнего человека» в движении русской реалистической литературы»; «Русский европеец» в прозе Тургенева 1850-х годов»; «О «трагическом значении любви» в повестях И.С. Тургенева 1850-х годов»; «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отечественном литературоведении 1952-2006 годов». Книга будет интересна всем, кто интересуется творчеством знаменитого писателя.
Кюхельбекер, В. К. Лицейский словарь : [16+] / Вильгельм Кюхельбекер ; издание подготовил Е. В. Абдуллаев. - Санкт-Петербург : Росток, 2021. - 149, [2] с. ; 22. - Библиография: с. 134-146. - Указатель имен: с. 147-150. - ISBN 978-5-94668-303-6.
Из книги Тынянова «Пушкин» - «Всюду с собою Кюхля таскал толстую тетрадь: это был его знаменитый словарь. От А до Я. Кюхля терпеливо переписывал все мысли, казавшиеся ему замечательными». У так называемого лицейского «Словаря» Кюхельбекера сложная судьба. Кюхельбекер заполнял его в последние три года обучения в Лицее — 1815–1816-е. После его кончины «Словарь», вместе с другими рукописями, хранился в семье поэта. В начале 1920-х эти рукописи попали к коллекционеру Александру Евгеньевичу Бурцеву; в 1928–1929 годах у него их частями приобретал Ю. Тынянов.
В 1934 году в известной статье «Пушкин и Кюхельбекер» Тынянов дал первое описание «Словаря»: «Словарь» представляет собою объемистую тетрадь плотной синей бумаги в ¼ листа заполнено всего 245 страниц. Доведенный до буквы Щ, он на странице 201 (текста) начинается снова (с буквы Б доведен до буквы С)».
В настоящем издании, подготовленном кандидатом философских наук и литературным критиком Евгением Викторовичем Абдуллаевым, впервые полностью публикуется «Словарь» Вильгельма Кюхельбекера, созданный им в годы обучения в Царскосельском лицее. В словаре представлены выписки из книг, которые читал Кюхельбекер. Интересно, что первое место по количеству выписок (147) занимает труд швейцарского политика и мыслителя Франсуа Рудольфа Вейса «Принципы философии, политики и морали». На втором месте по числу выписок (60) стоит Жан Жак Руссо. Третье место (34) выписки занимает Фридрих Шиллер. Это уникальный документ духовной жизни 1810-х годов, отразивший становление будущего литератора и декабриста, а также близкого ему круга соучеников-лицеистов, прежде всего А.С. Пушкина.
Приглашаем познакомиться с книгами!
Ольга Крупская,
главный библиотекарь отдела абонемента