2021 год богат на литературные события. И среди них две даты, связанные с именем великого русского гения Федора Михайловича Достоевского. Это 200-летие со дня рождения и 140-летие со дня кончины писателя и мыслителя.

 

Очередной выпуск «Литературного четверга» познакомит вас с наиболее интересными книгами о жизни и творчестве писателя из фондов областной научной библиотеки.

«Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, 

т. е. изображаю все глубины души человеческой» 

                                          Ф. М. Достоевский

pkljcn1Сараскина, Л. И. Достоевский / Людмила Сараскина. - Москва : Молодая гвардия, 2011. - 824, [1] с., [16] л. ил., портр. ; 21. - (Жизнь замечательных людей ; вып. 1520 (1320)). - Библиогр. в тексте примеч. - Крат. библиогр. работ Ф. М. Достоевского и лит. о нем.: с. 814-817. - ISBN 978-5-235-03458-7.

«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он - самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира». Это слова Николая Бердяева, но с ними согласны и другие исследователи творчества великого писателя, открывшего в душе человека такие бездны добра и зла, каких не могла представить себе вся предшествующая мировая литература. В великих произведениях Достоевского в полной мере отражается его судьба - таинственная смерть отца, годы бедности и духовных исканий, каторга и солдатчина за участие в революционном кружке, трудное восхождение к славе, сделавшей его - как при жизни, так и посмертно - объектом как восторженных похвал, так и ожесточенных нападок. Подробности жизни писателя, вплоть до самых неизвестных и «неудобных», в полной мере отражены в его новой биографии, принадлежащей перу Людмилы Сараскиной.

Людмила Сараскина – опытный филолог и специалист в области творчества Достоевского, она написала далеко ни одну книгу о великом писателе. Труд объемный, детальный и очень скрупулезный, автор постаралась на славу. В хронологическом порядке, с возвращениями по конкретной теме рассказывается о детстве в семье, отрочестве в училище, лихой молодости и страстях великого писателя, о его работах над произведениями и отношение автора к критике. Описывается его жизнь в зрелые годы и его последние дни. Хочется выделить тактичный, всесторонний и художественный подход к описанию жизни и работы писателя автора книги. В ее передаче материала чувствуется глубокая работа над архивом документов писателя и его окружения - семьи, друзей, родственников, приближенных к Федору Михайловичу. Книга эмоциональна и ее читаешь не как сводку новостей о конкретной личности, а как самостоятельное художественное произведение с сюжетом и интригой, своим замыслом.

Гроссман, Л. П. Достоевский за рулеткой : роман из жизни великого писателя / Леонид Гроссман ; [сост., послесл., примеч., указ. имен: Т. Ф. Прокопова]. - Санкт-Петербург :pfhektnrjq2 Полиграф, 2011. - 382 с. ; 17. - Указ. имен: с. 361-380. - Библиогр. в примеч. - ISBN 978-5-91868-005.

«Достоевский за рулеткой» - документальный роман-исследование известного литературоведа и писателя Леонида Петровича Гроссмана, опубликованный в 1932 г. и давно ставший библиографической редкостью. Была переиздана в 2011 году издательством «Полиграф». Книга позволяет нам заглянуть в скрытую сферу жизни русского гения: как после изнурительных мук творчества, создав очередной роман, Достоевский искал освобождения от него, чтобы приступить к трудам новым. И освобождение находилось - в тайных кружках молодежи, в спорах о правде и справедливости (закончились «уроком» каторги), в любовных страстях, в странствиях по игорным вертепам Европы.

 «Леонид Гроссман, московский историк литературы, сумел полнее и, может быть, проницательнее, чем кто-либо, исследовать именно этот пласт в творчестве Достоевского. Гроссману удалось очень интересно и наглядно показать, как основные темы целого ряда романов (в особенности "Преступления и наказания", "Братьев Карамазовых", "Игрока") возникли и развились в Достоевском из фактов биографических. В этом отношении книга представляет собою несомненную ценность». Писал В. Ф. Ходасевич.

Несмотря на название «Достоевский за рулеткой», здесь показаны все ключевые моменты жизни Федора Михайловича, его мысли и чувства, взятые из дневников и писем и тщательно переработанные.

lhcnbty3Молева, Н. М. Достоевский и его женщины, или Музы отложенного самоубийства : [роман] / Нина Молева. - Москва : Астрель : Олимп, 2010 (Владимир). - 284, [3] с. ; 21. - (Кумиры). - ISBN 978-5-271-22949-7 (Астрель). - ISBN 978-5-7390-2335-3 (Олимп)

Достоевский. Писатель, создавший такие произведения, как «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок», не мог быть и не был заурядным, обычным человеком. Его величие, его характер и, в конце концов, его судьба притягивают и пугают одновременно. Несостоявшийся расстрел, приступы эпилепсии, безудержная страсть к игре, запутанные, странные отношения с женщинами - лишь вершина айсберга.

Книга рассказывает о личной жизни Ф.М. Достоевского. Читается этот роман очень интересно. Жизнь Достоевского не была переполнена бурными романами или мелкими интрижками. Он смущался и робел, когда речь шла о женщинах. Он мог часами мечтать о любви и прекрасных незнакомках, склоняющихся к нему на грудь, но когда ему приходилось встречать не воображаемых, а живых женщин, он становился смешон, но это не помешало ему заключить два брака, и оба брака по любви, к обеим своим супругам писатель испытывал большую любовь и страсть.

Первая супруга Достоевского умерла от чахотки. О ней писатель вспоминал до конца жизни с особой любовью. Достоевский любил её за все те чувства, которые она в нём возбудила, за всё то, что он вложил в неё, за всё, что было с нею связано - и за те страдания, которые она ему причинила. Как он сам говорил позже: «это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь». Со второй супругой Анной Григорьевной жизнь была бурная. Выходя замуж за Достоевского, Анна Григорьевна вряд ли отдавала себе отчёт в том, что её ждало, и только после брака поняла трудность вставших перед ней вопросов. Тут были и его ревность, и подозрительность, и его страсть к игре, и его болезни, и его особенности и странности. Годы, проведённые с Анной Григорьевной были счастливыми в его жизни. Анна Григорьевна сохранила загробную верность мужу. В год смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени.

И именно эти две женщины сыграли огромную роль в жизни писателя, в его моральном становлении, и даже в том, что Достоевский к концу жизни практически излечился от эпилепсии. Что скрывалось за мрачной внешностью гения, какова главная тайна Федора Михайловича - именно об этом новый роман Нины Молевой, в котором она рисует совершенно новый портрет человека, входящего в созвездие величайших писателей всех времен и народов.

Комарович, В. Л. "Весь устремление": статьи и исследования о Ф. М. Достоевском : [все известные работы] / В. Л. Комарович ; Институт мировой литературы им. А. М. Горькогоrjvfhjdbx4 Российской академии наук. - Москва : ИМЛИ РАН, 2018. - 923, [2] с., [1] л. портр. : портр. ; 24. - Библиогр. в подстроч. примеч. и в тексте коммент. и примеч. - Список тр. В. Л. Комаровича, 1916-1960 / сост. Т. А. Крюкова: с. 895-898. - Указ. имен: с. 901-923. - ISBN 978-5-9208-0556-0.

В книге впервые под одной обложкой собраны все известные нам работы о Ф.М. Достоевском, вышедшие из-под пера выдающегося текстолога, литературоведа и фольклориста первой половины XX века В.Л. Комаровича. Большинство из них были опубликованы в редких и малотиражных изданиях и с тех пор ни разу не перепечатывались.

Василий Леонидович Комарович (1894-1942) – один из крупнейших русских литературоведов первой половины XX столетия, выдающийся исследователь творчества Достоевского, стоявший у истоков текстологии писателя и во многом определивший ее принципы. Он работал в трудных условиях довоенных десятилетий советской власти, испытывая классовую (по причине своего дворянского происхождения) и мировоззренческую (по причине чуждости марксистко-ленинской идеологии) дискриминацию, был репрессирован.

Комаровичу принадлежит честь открытия нескольких неизвестных текстов Достоевского, например, фельетона «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «петербургского варианта второй части неизданной главы романа «Бесы» - «У Тихона, части «Дневника писателя» за 1876 год – май, глава вторая «Одна несоответственная идея». Новизна и глубина проблематики его работ сочетаются с широтой историко-культурного фона ее рассмотрения. Исследователь выстраивает в одну цепочку психологию, идеологию, поэтику Достоевского, показывая их взаимную обусловленность и трагическую противоречивость.

Почти столетие доступ к наследию замечательного ученого был затруднен, потому что большая часть его статей опубликована в малотиражных периодических изданиях 1920-х лет и с тех пор ни разу не переиздавались, а основной труд о Достоевском – объемное предисловие к первой публикации рукописей «Братьев Карамазовых» вышел в свет за рубежом, в Германии, на немецком языке, и вскоре стал библиографической редкостью. Благодаря своим немецкоязычным работам Комарович – один из авторитетнейших на Западе русских достоеведов. Большая работа о «Братьях Карамазовых», состоящая из шести глав (1928), - монументальное исследование ученого – ВПЕРВЫЕ публикуется в переводе с немецкого в настоящем издании.

jhcn.huty5Геригк, Х-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии : от "Записок из Мертвого дома" до "Братьев Карамазовых" / Хорст-Юрген Геригк ; авторизован. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. - Санкт-Петербург : Изд-во Пушкинского Дома : Нестор-История, 2016. - 319 с. : факс. ; 21. - (Современная русистика ; т. 4). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: 312-317. - ISBN 978-5-87781-042-6. - ISBN 978-5-4469-0834-9.

Романы и повести Достоевского сделали его частью культурного сознания нашего времени во всем мире. В Токио и Берлине, в Париже и Нью-Йорке, в Осло и Риме, в Сиднее и Рио-де-Жанейро книжные магазины держат наготове произведения русского мастера. Не говоря уже о Москве и Петербурге. Читатели Достоевского бесчисленны. Его репутация классика мировой литературы незыблема. Несмотря на это, каждое новое поколение должно само прочесть и составить свое мнение о его произведениях. Это происходит не из-за уважения к великой традиции, а просто из-за того удовольствия, которое тексты русского мастера гарантировали своим читателям во все времена. Мировая слава Достоевского зиждется на его пятикнижии, пяти поздних великих романах (Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Подросток, Братья Карамазовы), а также на арестантском отчете — «Записках из Мертвого дома». Эти произведения, к которым примыкают «Записки из подполья» и «Игрок», роман небольшого объема, обеспечили ему прочное место в мировой литературе. Если прочесть эти восемь произведений одно за другим, в последовательности их возникновения, то развитие писательского мастерства Достоевского становится наглядным.

Книга известного немецкого филолога, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского, Ханса-Юргена Геригка сводит, по словам самого автора, воедино «все, что он когда-либо думал о Достоевском». Цель этой книги - оказать поддержку естественному, не основанному на литературоведческих знаниях, пониманию читателя и облегчить ему подход к главным текстам Достоевского, а также прояснить актуальность Достоевского, который продолжает «задевать нас за живое».

Кириллова, И. А. Образ Христа в творчестве Достоевского : размышления / Ирина Кириллова. - Москва : Центр книги Всероссийской государственной библиотеки им. М. И.bhbyfrbhbkkjdf6 Рудомино, 2010. - 155, [3] с. ; 21 см. - ISBN 978-5-7380-0353-0.

Ирина Арсеньевна Кириллова, профессор Кембриджского университета, — один из ведущих специалистов по творчеству Ф.М. Достоевского. Она принадлежит к так называемому «второму поколению» старой эмиграции, то есть к поколению людей, которые появились на свет в самых разных странах, куда забрасывало русских, вынужденных бежать от ужасов революции 1917 года и Гражданской войны.

В основу книги положены лекции, прочитанные в России за последние двадцать лет. Небольшой сборник является не столько научным исследованием, сколько размышлением над «духовным реализмом» Достоевского, проявившемся наиболее полно в романе «Идиот».

«Самый загадочный и таинственный роман Достоевского «Идиот». Над ним можно думать и размышлять всю жизнь. Автор хотел изобразить положительного, прекрасного человека и начинает с попытки создания христоподобного героя – князя Мышкина. Достоевского в эмиграции часто называли религиозным писателем. На самом деле он таковым не является. Говоря о высшем реализме, он понимал под этим невидимое духовное сознание своего героя, пытался понять, «сколько человека в человеке».

Мышкин сеет добро, именует себя князем Христовым. Но евангельский Христос не может быть героем реалистического романа. Первоначальный светлый образ Мышкина постепенно изменяется, подвергается человеческой слабости и оборачивается трагедией.

Федор Михайлович Достоевский своим творчеством дает пищу для размышлений и открывает перед нами огромное поле вопросов. А может быть, и наоборот, ставит всего лишь один вопрос: кто мы и для чего созданы?»

jryxfybthjfyf7Разумов, А. С. Ф. М. Достоевский. "Братья Карамазовы" : читаем ненаписанное продолжение великого романа / А. С. Разумов. - Изд. стер. - Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2014. - 121, [1] с. ; 22. - Библиогр. в конце кн. (11 назв.). - ISBN 978-5-397-04467-7.

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - произведение незаконченное. О том, что романов должно быть два, говорит сам писатель в предисловии к первому, написанному роману. Считается, что к работе над вторым романом Федор Михайлович так и не приступил. Но это не так. Нет, не ищите записей по второму роману в черновиках, письмах или записных книжках автора. Искать ответ на вопрос, какие сюжетные линии могли войти в это произведение, надо в тексте «Братьев Карамазовых». Ведь оба романа должны были составлять одно целое, поэтому и герои в них одни и те же, а значит, надо внимательно присмотреться к тому, что недосказано Достоевским в отношениях героев. Эти недосказанности и есть те «мостики», которые перекинуты между двумя берегами - между первым и вторым романами. Надо только найти эти «мостики». В настоящем исследовании вскрываются сюжетные ходы, которые были намечены Достоевским для второго романа, и открытие этих сюжетных ходов меняет устоявшийся взгляд на «Братьев Карамазовых».

От автора: «Вы спросите: «О каких это «мостиках» здесь говорится?» Поясню небольшим примером из «Братьев Карамазовых». Алёша Карамазов, возвращаясь вечером из города в монастырь, встречает поджидавшего его старшего брата Дмитрия. Между братьями возникает разговор, в ходе которого Дмитрий восклицает: «Вот тут, вот тут – готовится страшное бесчестие.» А сейчас я задам вопрос: разве кто-нибудь из нас, когда первый раз читал «Братьев Карамазовых», придавал должное значение этим словам Дмитрия, сказанным в начале романа? Конечно, нет. Но, вспомните, какое значение они имели в конце произведения, когда во время суда Алёша вдруг вспомнил не только эти слова, но и жест старшего брата. Эти показания Алёши почти спасли Дмитрия Карамазова от приговора. Мы видим, что Фёдор Михайлович в самом начале повествования заложил слова и жест Мити в сюжет, зная, как это пригодится ему в конце романа. Поэтому приводимую выше недосказанность в разговоре двух братьев я называю «мостиком» между разными частями романа. В данном случае между началом и концом произведения. И этот взгляд во второй роман меняет представление о «Братьях Карамазовых». Меняет во всём: ОТ ИМЕНИ ПРЕСТУПНИКА, УБИВШЕГО ФЁДОРА ПАВЛОВИЧА КАРАМАЗОВА, ДО ИДЕИ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ».

Основу книги составляют десять текстовых и шесть смысловых косвенных доказательств невиновности Павла Смердякова в смерти своего отца. Также представлено прямое доказательство и многочисленные указания из текста романа, что организатором преступления следует считать другого героя повествования. Если бы косвенное доказательство было только одно, то на него не стоило бы и обращать внимания. Если два, то мы бы сказали, что это «случайная ошибка писателя». Если бы три – «досадная оплошность автора». Но какое слово подобрать, если их шестнадцать?

Степанян, К. А. Достоевский и Сервантес : диалог в большом времени / Карен Степанян ; [ил. С. Дали]. - Москва : Языки славянской культуры, 2013. - 363 с., [4] л. цв. ил. ; 22.ljvcnbcrthd8 - (Studia philologica). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Др. работы авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-9551-0537-6.

Сервантеса - наряду с Шекспиром и Шиллером - Достоевский называл в числе величайших гениев мировой литературы, наиболее ценимых им. Образы Дон Кихота и князя Мышкина сопоставлялись множество раз, однако до сих пор не существовало специального исследования, посвященного сравнительному анализу всего творческого пути русского и испанского писателей в контексте культурной истории Европы. Монография доктора филологических наук, вице-президента российского Общества Достоевского Карена Степаняна восполняет этот пробел. В книге рассматриваются сходства и различия между Испанией XVI-XVII вв. и Россией XIX в., сложнейшая духовная эволюция обоих писателей, переживших ужас ожидания смертной казни и помилование в последний момент, тюрьму, лишения, прижизненную славу и непонимание, противоставших кризису личности и христианской цивилизации и разгадавших многие метафизические тайны бытия. Раскрываются причины, подвигшие Достоевского и Сервантеса на разрешение грандиозной художественной задачи: создать образ «положительно прекрасного» человека и понять, способна ли такая личность собственными силами победить мировое зло. В главах, посвященных Дон Кихоту и Мышкину, прослежено и меняющееся восприятие этих бессмертных образов в различные эпохи.

«К романам «Дон Кихот» и «Идиот» это относится в высшей степени. В центре их — человек, бросающийся в мир творить добро, искоренять зло и помогать ближним, и, однако, в итоге приносящий большинству тех, кому стремился помочь, гораздо больше зла, чем добра, и в то же время у многих вызывающий искреннюю симпатию, любовь и даже поклонение; всеми окружающими откровенно или за глаза признаваемый безумным, — при этом мудрость его мало кто решается отрицать; а главное, на века ставший в сознании большинства читателей образцом доброты, самоотверженности и благородства. Со времени создания первого из этих гениальных произведений прошло почти четыре века, второго — более ста сорока лет, но можем ли мы сказать, что поняли хотя бы в главном ту правду о человеке и человечестве, которая заложена в них?»

ujunehuljcn9Гоголь. Тургенев Достоевский : когда изображение служит слову : [12+] / [предисл. Е. Ю. Гениевой]. - Москва : Бослен, 2014 (макет 2015). - 188, [3] с. : ил., портр. ; 23x24. - (Писатели рисуют). - Библиогр. в конце кн. и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-91187-209-0.

Читая рассказы Н. В. Гоголя, повести И. С. Тургенева, романы Ф.М. Достоевского, мы рисуем в воображении главных героев, места, где происходит действие… Совпадают ли наши представления с тем, что задумали авторы? Если вы думаете, что узнать это невозможно, то вы ошибаетесь. Представляю вам интересный альбом, который содержит множество рисунков, эскизов, портретов, картин, выполненных рукой Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского. У вас появится возможность узнать больше и о самих великих литераторах, и о тех событиях, которые подвигли их взяться за кисть и карандаш.

Рисунки авторов разные по стилю и темпераменту. Порой нервные, быстрые, а порой выполненные с поразительной точностью зарисовки Николая Васильевича Гоголя; Гоголь умел и любил рисовать, но в его черновиках, по сравнение с Пушкиным, к примеру, рисунков очень мало, и они не всегда относятся к тексту. Зато у Гоголя есть профильные портреты Пушкина. Он не очень-то любил рисовать людей, а если и рисовал, то сходства там было крайне мало. Зато на иллюстрациях в книге видно, что ему удавалась архитектура.

Вдумчиво-спокойные, четкие, почти фотографические – Ивана Сергеевича Тургенева. В них есть характер, детали, настроение, личность. Ему самому было интересно по созданному им наброску лица узнать особенности, наклонности человека, его хорошие и плохие стороны, условия жизни или призвание.

И совсем неожиданные – Федора Михайловича Достоевского. Талант Достоевского был раскрыт только столетие назад, когда исследователи получили доступ к его рукописным архивам. Вот они удивились, обнаружив зарисовки к его главным романам! В книге много фотографий черновиков. На некоторых страницах вообще трудно разобрать текст: строчки наползают друг на друга, одни подчеркнуты, другие вычеркнуты, всё это еще перемежается то какими-то головами, то зданиями. Достоевский заполняет страницы рукописей каллиграфическими пробами. Рисунок здесь не более чем средство медитации, помощник в работе воображения.

Данное издание заинтересует не только специалистов, занимающихся изучением творчества писателей, но и всех любителей литературы и искусства.

Со всеми представленными в обзоре книгами можно познакомиться в отделе абонемента.

Светлана Галактионова,

заведующая отделом абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество