Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен книгам – исследованиям мировых бестселлеров.
Из них вы узнаете где жили и творили великие писатели, как формировались образы главных героев, какие прообразы действующих лиц и местности существовали на самом деле, а какие были специально вымышлены и многие другие интересные факты.
Юзефович, Г. Л. О чем говорят бестселлеры. Как все устроено в книжном мире : [16+] / Галина Юзефович. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018. - 250, [1] с. ; 21. - (Культурный разговор) (Места-то мало). - Библиография в тексте и в подстрочных примечаниях. - 16+. - ISBN 978-5-17-982683-5 (в пер.)
«Великий бестселлер может быть хорошей книгой, а может и не быть, но в нём всегда – всегда! – присутствует некоторая магия».
За что мы любили Эраста Фандорина, чем объясняется феномен Гарри Поттера и чему нас может научить «Хоббит» Толкина? Почему мы больше не берем толстые бумажные книги в путешествие? Что общего у «большого американского романа» с романом русским? Как устроен детектив и почему нам так часто не нравятся переводы? За что на самом деле дают Нобелевскую премию и почему к выбору шведских академиков стоит относиться с уважением и доверием, даже если лично вам он не нравится? Как читают современные дети и что с этим делать родителям, которые в детстве читали иначе?
В этой книге Галина Леонидовна рассказывает о профессии литературного критика, какими они бывают и на что обращают внимание при написании рецензий. А также дает ответы на многие вопросы, мучащие книголюбов. «Перед вами своеобразный сборник инструкций к современной литературе с кратким описанием ее внутреннего устройства. Если вам кажется, что в мире современного чтения нельзя сориентироваться и законы его принципиально непознаваемы, то, возможно, мне удастся вас переубедить и показать этот пугающий хаос как сумму относительно надежных закономерностей». (Г.Юзефович)
«Это компактная карта современной литературы и одновременно набор навигационных приборов, которые помогут в ней ориентироваться». Юрий Сапрыкин
Чернов, С. Бейкер-стрит и окрестности : эпоха Шерлока Хомса / Светозар Чернов. - Москва : Форум, 2013. - 476, [2] с. : ил. ; 24. - Библиогр.: с. 471-476. - ISBN 978-5-91134-611-9.
«Эта книга - не шерлокианская энциклопедия, хотя вы найдете в ней массу бесполезных сведений от ассортимента лавок в окрестностях дома 221-б по Бейкер-стрит до цен на газ и извозчика, от описания маршрута погони за Джонатоном Смоллом до жалованья полицейских констеблей. Возможно даже, что где-то обилие дат, фамилий и цен заставит вас перевернуть ту или иную страницу. Делайте это смело. Ведь если вы соберетесь писать, каждая такая дата и фамилия могут оказаться бесценными, и вы вернетесь к ним. Если же вы просто читатель, то дальше вы непременно найдете истории, которые вас заинтересуют».
Где действительно находится дом 221- б по Бейкер стрит, кто там жил, какими были соседи? Что из себя представляла сама постройка, какой была общая гостиная и спальни джентльменов? Какими были кухня, ванная и дворовые пристройки? Какое было освещение - газ, свечи или лампочка Эддисона? Какую одежду носили дома и на улицу в разное время суток и почему? Чем «визитка» отличается от пиджака? Что такое «инвернесский» загородный плащ? Что ели на «брекфаст», на ланч, на пятичасовой чай и обед, который был аж в 7-8 вечера? Что такое обед «а-ля рюс»? Где находится ресторан у Симсона, куда ходили Шерлок Холмс и доктор Ватсон, отметить завершение дела, или ресторан «Холнборн», где Стэмфорд и Ватсон отмечали первую встречу. Как отправить телеграмму, написать и отправить письмо? Что за абонент значился в Национальной телефонной компании 1898 года под номером «Паддингтон 7277»?
Эта книга — путеводитель по миру самого известного литературного сыщика. Она даёт возможность более подробно представить предметный мир Шерлока Холмса: как выглядел дом детектива, какие вещи окружали его в повседневной жизни, каким транспортом он предпочитал пользоваться... Конечно же, даже самые преданные фанаты Холмса понимают, что мир Великого сыщика выдуман, но ведь создан-то он на основе реально существовавшего мира викторианского Лондона.
На все эти вопросы книга дает точные и развернутые ответы. А еще есть картинки со множеством пояснений. Привычные вещи утратили своё практическое назначение, поменялся уклад жизни. Но всё это осталось на страницах книг, и любопытный читатель, конечно же, не остановится на их чтении, а пойдет дальше, чтобы узнать историю описанной эпохи — для того, чтобы снова увидеть любимых героев, которые идут по уже знакомым улицам, и пользуются уже узнаваемыми предметами.
Эко, У. Заметки на полях Имени розы / Умберто Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович. - Москва : Астрель : CORPUS, 2011. - 157, [1] с. - ISBN 978-5-271-36786-1 (Астрель).
Умберто Эко написал шесть романов: планетарный бестселлер «Имя розы», известнейшие «Маятник Фуко», «Остров Накануне», «Баудолино», «Таинственное пламя царицы Лоаны» и «Пражское кладбище». Книги эти считаются занимательными, но и сложными; ясными, но и полными загадок. Именно поэтому читатели, раззадоренные интеллектуальными играми под знаком романтики, в стихии юмора, охотно перечитывают эти книги, обсуждают, спорят. Только единожды сам автор вошел в круг спорщиков и толкователей, написав умное, веселое и очень занятное пояснение: «Заметки на полях «Имени розы». Текст этот больше всего похож на блог. Хотя не будем забывать, что создан он еще до появления всех на свете блогов, до изобретения интернета и даже до распространения персональных компьютеров.
«Я написал роман потому, что мне захотелось. Полагаю, что это достаточное основание, чтобы сесть и начать рассказывать. Человек от рождения – животное рассказывающее. Я начал писать в марте 1978 года. Мне хотелось отравить монаха. Думаю, что всякий роман рождается от подобных мыслей. Остальная мякоть наращивается сама собой».
Полуироничные мысли о том, как непросто опередить свое время, как обманчива простота детектива и как долго идет автор к созданию романа, написанного «на одном дыхании». Все это – «Заметки на полях «Имени розы», книги, переведенной на несколько десятков языков и ставшей классикой мировой литературы.
Миттельбах, О. По следам Парфюмера Патрика Зюскинда / Оливер Миттельбах ; [пер. с нем. Е. В. Шукшиной]. - Москва : АСТ : Хранитель, 2008. - 129 с. : ил. - ISBN 978-5-17-040695-1 (АСТ). - ISBN 978-5-9713-7304-9 (АСТ МОСКВА). - ISBN 978-5-9762-2328-8 (Хранитель).
Из предисловия: «Места, где разворачивается действие романа «Парфюмер»...Города и замки, ставшие естественными декорациями для потрясающего фильма, в основу которого лег этот роман... Старинные кварталы Парижа и Барселоны. Узкие улочки, торговые площади и маленькие лавочки Лазурного берега и Прованса...»
Это путеводитель по Франции и Испании. Но не совсем простой: следуя его указаниям, вы пройдете по маршруту самого известного литературного парфюмера Гренуя. Узнаете, какие исторические здания, улицы существуют до сих пор, какие уже исчезли навсегда. Вам расскажут, где и почему надо остановиться, указав, в каком аспекте то или иное здание, улица встречается в романе, в какие часы здание открыто и как лучше до него добраться. Автор приводит короткие заметки справочно-исторического характера. Вы узнаете, как делали духи раньше и какой метод предпочитают сейчас. И что в Грасе можно попробовать сделать свои собственные духи, где им дадут номер и занесут в архив. Что в ресторане «Газан» вам предложат «Меню духов». И еще много чего интересного. Почему в этой книге присутствует Испания? Оказывает, при экранизации книги многие сцены фильма были сняты не во Франции, а именно в Испании. Почему? Прочитайте книгу.
Шарый, А. Знак Z: Зорро в книгах и на экране / Андрей Шарый. - Москва : Новое литературное обозрение, 2008. - 245, [1] с. : ил., портр. ; 21 см. - (Кумиры нашего детства). - ISBN 978-5-86793-626-6 (В пер.)
Его сердцу неведом страх. Его клинок не знает жалости к негодяям. Его душа исполнена благородства. Знак его подвигов — росчерк шпаги в виде литеры Z. Его зовут Zorro, человек-лисица. Герой серии романов и новелл писателя Джонстона Маккалли стал персонажем десятков художественных фильмов и многочисленных сериалов и вот уже почти столетие вызывает симпатию или восторг у зрителей и читателей. При свете дня — утонченный аристократ, безвольный и жеманный дон Диего Вега, ночью он превращается в неуловимого Зорро, отважного защитника нищих и угнетенных от произвола жадного губернатора, жестокого команданте, продажного судьи. Он желанный гость в хижинах бедняков, его рукопожатием гордятся честные кабальеро, он — объект восхищения красавиц-сеньорит. Он непобедим и бессмертен, потому что черный цвет его плаща и маски — это цвет торжества Добра.
Такое случается в мировой культуре: детище переживает своего творца, слава вымышленного персонажа затмевает имя того, кто его выдумал. Благородный калифорнийский разбойник столь же знаменит, сколь неизвестен широкой публике его создатель. Кто такой Зорро? «Антонио Бандерас», — скажет сегодняшний школьник. «Ален Делон», — ответит его сорокалетний отец. «Дуглас Фербенкс», — уточнит знаток истории кино. Вряд ли кто вспомнит об авторе романа про Зорро, и эта забывчивость вполне объяснима и легко простительна. Ведь почти к каждому из тех, кто вырос в Советском Союзе или России, легенда о Зорро пришла с экрана, а не с книжной страницы. Десятилетия назад законы массовой культуры перевели этот литературный образ в разряд мифических героев кинематографа. Подобно Робину Гуду, Зорро сделался персонажем народной сказки, которая не нуждается в обладающем именем и фамилией авторе.
У вас в руках первое русскоязычное и одно из самых полных в мире исследований литературного и кинематографического образа благородного калифорнийского разбойника Зорро. У Андрея Шарого получилось весьма обстоятельное путешествие в мир Зорро, который оказывается чуть ли не главным литературным и художественным мегамифом XX века.
Голицына, Н. Знак 007: на секретной службе ее Величества / Наталья Голицына, Андрей Шарый. - Москва : Новое литературное обозрение, 2007. - 205, [1] с. : ил., портр. ; 20 см. - (Кумиры нашего детства). - ISBN 5-86793-495-0.
«007 в принципе никогда не был против того, чтобы в компании красавицы снять квартиру с хорошим видом из окна. Но для Джеймса Бонда одна и та же квартира с одним и тем же видом из окна — это, пожалуй, чересчур».Иэн Флеминг
Самый знаменитый тайный агент. Самая прибыльная серия шпионских романов. Самый известный киногерой ХХ века. Самый успешный коммерческий проект в истории мирового кино. У вас в руках - первое русскоязычное и одно из самых полных в мире исследований литературного и кинематографического образов Джеймса Бонда, британского секретного агента 007 с правом на убийство.
Красавец мужчина. Настоящий джентльмен. Светский лев. Благородный авантюрист. Азартный игрок. Секретный агент на службе Ее Величества королевы Британии. Джеймс Бонд уже давно покорил сердца по обе стороны океана. Издательство «НЛО» выпустило книгу об агенте 007 в серии «Кумиры нашего детства». Джемс Бонд действительно был — и остается — кумиром для многих поколений читателей и, прежде всего, кинозрителей.
В чем секрет популярности этого персонажа? Бонд — не первый супергерой, спасающий человечество от мирового зла, а заодно и вырывающий из лап гангстеров красавицу-блондинку. Но он единственный, кто делает это изящно, легко, аристократично, не помяв атласных лацканов элегантного смокинга. В сущности, Джемс Бонд — это собирательный, уже давно мифологичный образ легендарного героя и настоящего джентльмена.
О том, как формировался этот образ — начиная с романов Йена Флеминга и заканчивая фильмом «Казино Royale» — и рассказывается нам в книге «Знак 007». Рассказывается подробно, внятно, систематично и с массой наглядных примеров. Авторы — журналисты «Радио Свобода» Наталья Голицына и Андрей Шарый — пишут о прототипах Бонда, о судьбе романов Флеминга, о режиссерах бондианы и актерах, воплотивших на экранах образ бессмертного супершпиона.
Кокс, С. Взламывая код да Винчи : путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна / Саймон Кокс ; [пер. с англ. А. Бушуева]. - Москва : АСТ, 2005. - 246, [1] с. - Библиогр.: с. 237-244. - ISBN 5-17-028748-8. - ISBN 978-13-3415-4 (Харвест).
«Принимая во внимание суть такого понятия, как Святой Грааль, не стоит удивляться, что о нем вот уже долгие годы существуют разные, порой полярно противоположные мнения. Но все равно редкий роман вызывал так много споров, как «Код да Винчи». Роман никого не оставляет равнодушным. Читателям он либо нравится, либо вызывает самую лютую ненависть, и это делает его выдающимся явлением последних лет».
«Код да Винчи» - мировой бестселлер Дэна Брауна. Книга, открывшая для миллионов читателей мир загадок, мистических символов и тайных посланий, зашифрованных в картинах Леонардо да Винчи, и мир тайных обществ, ведущих борьбу за обладание Святым Граалем. Но что в этом романе истина, а что вымысел? Действительно ли великий Леонардо оставил в своих творениях зашифрованные послания потомкам? В чем тайный смысл Золотого сечения? Что все-таки являет собой Святой Грааль? И что кроется за именами героев романа? Книга «Код да Винчи» приоткрывает много тайн... Но книга «Взламывая код да Винчи» поможет вам найти ключ к загадкам, скрытым в бестселлере Дэна Брауна. Книга-путеводитель, написанная на основе солидной библиографии с указанием оригинальных источников, позволяет взглянуть на символы, тайны и события, описанные в романе Дэна Брауна, с исторической точки зрения. «Надеюсь, мне удалось пробудить в читателе осознание того, что в мире истории полно настоящих тайн и необъяснимых странностей. Надеюсь, что я смог также вызвать интерес и желание — пусть даже и у небольшого числа любителей книг — копнуть эти темы глубже, постараться узнать о них больше, обратившись к рекомендуемой мной литературе. Великий Леонардо, я думаю, это непременно одобрил бы».(Саймон Кокс)
Грир, Д. М. Секреты "утраченного символа" : [по следам Дэна Брауна] / Джон Майкл Грир ; [пер. с англ. О. И. Перфильева]. - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 254, [1] с. ; 21 см. - ISBN 978-5-386-02039-2.
Джон Майкл Грир уже более тридцати лет интересуется магией и другими необъяснимыми явлениями, заслужив репутацию одного из наиболее оригинальных писателей в области оккультных исследований. Солидные исторические исследования Джон Майкл совмещает с практической деятельностью в нескольких оккультных и друидических организациях, в которых он прошел инициацию.
Несмотря на то что «Утраченный символ» Дэна Брауна является художественным произведением, на его страницах упоминается много подробностей о реальных событиях или людях, имеющих отношение к области оккультного знания. Если границы между правдой и вымыслом стираются, как отличить плод авторской фантазии от того, что существует на самом деле?Этот путеводитель по «Утраченному символу» Дэна Брауна станет неоценимым пособием для миллионов его поклонников, для тех, кто не верит на слово даже мэтру современного интеллектуального мистического триллера и стремится определить правду от вымысла. Узнайте всю правду о масонстве, ставшем основной темой бестселлера Брауна, в том числе о его ритуалах, храмах, таких скандально известных членах, как легендарный Альбер Пайк, узнайте, что представляет собой «Ключ Соломона», разберитесь во всех тонкостях оккультных обрядов, эзотерических символах, шрифтах, местах и людях, фигурирующих в романе.
Со всеми представленными в обзоре книгами вы можете познакомиться в отделе абонемента.
Светлана Галактионова,
заведующая отделом абонемента