Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен авторам и произведениям современной «женской прозы».
Пока писатели-мужчины продолжают анализировать историческое прошлое нашей страны в больших серьезных романах, именно женщины оказались способны художественно отреагировать на то, что происходит «здесь и сейчас».
Сегодня «слабый» пол пишет невероятно сильные вещи. Интуитивный, эмоциональный способ познания, смелость художественного высказывания, образный язык и умение свободно оттолкнуться от традиций — вот что отличает новую российскую женскую прозу. Через личный, интимный, достоверный опыт, собственный и семейный, писательницы показывают, что представляет собой русская культура сегодня. Их проза наиболее точно передает, как русский человек реагирует на происходящее в стране и в мире, насколько остро чувствует связь со своей страной, как залечивает раны, чего опасается и на что надеется.
Николаенко, А. В. Жили люди как всегда : записки Феди Булкина : [16+] / Николаенко Александра Вадимовна ; Саша Николаенко ; иллюстрации - Саша Николаенко. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 379, [1] с. : ил. ; 21. - (Классное чтение). - ISBN 978-5-17-135750-4.
«Сколько света, мира передвесеннего, сходят льды, трава примятая привстает, а потом ковром одуванчики, синь небесная, грозы майские, ливни летние, листопады осенние, через вьюгу снежную и забвение – воскресение, жизнь бессмертная говорит. Ф.М. Булкин»
Маленький человек никуда не исчез со времен Гоголя и Достоевского. Он и сегодня среди нас: гуляет бульварами, ездит в метро и автобусах, ходит в безымянное учреждение. Одинокий, никем не замеченный, но в нем — вселенная. А еще он смертен. Лишь пока жив — может попадать в рай и ад, возвращаться оттуда, ловить ветер, создавать Ничего и находить Калитку Будущего… Чего с ним только не случается. А умрет — и заканчивается история, заметает метель следы среди этой смертной, бессмертной любви.
«Небесный почтальон» Федя Булкин, тот самый мальчик-философ, повзрослел и вернулся к читателю в похармсовски смешных и погоголевски пронзительных рассказах и иллюстрациях Саши Николаенко. Книга построена так же, в форме дневниковых записей и состоит из коротких заметок с разными героями. И фамилии этих людей говорящие: Страхобожкин - человек, убегающий от чего-то неизвестного, Душелюбов, который убивал невинные души с детства, Загробушкин, Трупиков, человек, который пришёл на приём к доктору со свидетельством о своей смерти. Основной посыл, который автор пронесла через всю книгу, очень чётко сформулирован на последней странице: «Что же выбор такое есть, если этот итог меж всех нас один, и разумно ли бултыхаться? Не зовёт ли к смирению, не гласит ли «уймись!» многочисленный опыт прожитых поколений...»
«Вместе с Федей я иногда плакала, а иногда хохотала, понимая, что вот она — та самая правда жизни. Саша Николаенко не пишет, а поет свои тексты. Ее книга поможет в трудный момент, заставит улыбнуться происходящему с вами. Не зря говорят, что книги могут лечить: истории о Феде Булкине — настоящее лекарство». Ирина Рыжова, «Литературно»
Некрасова, Е. И. Домовая любовь : [рассказы, повести, поэмы : 18+] / Некрасова Евгения Игоревна ; Евгения Некрасова. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 379, [1] с. ; 21. - (Роман поколения). - ISBN 978-5-17-144906-3.
Евгения Некрасова - писательница, сокураторка Школы литературных практик. Её цикл прозы «Несчастливая Москва» удостоен премии «Лицей», а дебютный роман «Калечина-Малечина» и сборник рассказов «Сестромам» входили в короткие списки премии «НОС». Новый сборник «Домовая любовь» состоит из рассказов, нескольких повестей и поэм. Несмотря на разность форм, все они объединены не только общей темой, но и тем, что в центре повествования героиня. Как отмечает сама Евгения Некрасова: «Хотелось бы больше женской оптики (в литературе)». Так глазами ее героинь читатель видит, что происходит «за закрытыми дверьми». Многие героини живут в Москве, переезжают в нее на съемные квартиры, копят деньги на собственное жилье в столице. Но тема маленьких городов по-прежнему остается. И здесь речь идет не о противопоставлении больших и малых городов, а взгляд на жизнь и там и там.
«Домовая любовь» отличается от двух предыдущих книг Евгении Некрасовой. Но по-прежнему узнаваем художественный мир ее произведений - в реалистичные сюжеты вмешивается мистическое и сказочное. И такое переплетение сюжетов и мотивов размывает границы жанровости сборника и дает новые возможности для раскрытия темы. «Очень часто я пишу о своей собственной оптики о людях, опыт которых ко мне так или иначе близок. Или опыт, которых я понимаю и который я могу так или иначе прочувствовать. И мне кажется поэтому довольно сильно приукрасить не получится». Как и в предыдущих книгах, в изображение российской повседневности встроены фольклорные мотивы.
«Если вы, как Иван-Царевич, не побоитесь перемахнуть через крепостную стену царства Жени Некрасовой, а ее охраняют тридцать три богатыря странного, ломающегося, мятущегося вместе с героями языка, вы найдете не только живую воду и молодильные яблоки, но и друга и союзника. Некрасова идет лабиринтами спальных районов и собирает нерассказанные истории об испытании большим городом и маленькой зарплатой, любовью и нелюбовью, и, наконец, самым главным и самым трудным - самой собой». Ирина Карпова.
Арбенина, Д. С. Снежный барс : [сборник : 18+] / Арбенина Диана Сергеевна ; Диана Арбенина. - Москва : Эксмо : Бомбора™, 2021. - 366, [1] с. ; 21. - (Диана Арбенина. Книги в самое сердце). - ISBN 978-5-04-113612-3.
Многие знают Диану Арбенину как лидера группы «Ночные снайперы». А вот как автор рассказов и стихов она знакома далеко не всем. Но, как известно, талантливый человек талантлив во всем. Первый сборник стихов и текстов под названием «Катастрофически» увидел мир в 2004 году, а спустя три года Арбенина издала книгу «Дезертир сна», в которую вошли не только стихи и проза, но и тексты песен и фотографии автора. На протяжении следующих лет Арбенина радовала поклонников своего творчества не только концертами и сольными акустическими выступлениями, но и книгами. Из-под ее пера вышли: «Колыбельная по-снайперски», «Аутодафе», «Спринтер», «Сталкер». А в конце 2020 года вышел сборник «Снежный барс».
Под одной обложкой собраны рассказы, эссе, стихи и тексты песен. Все они разные: одни из них наполнены тоской и отчаяньем, другие — надеждой и верой в светлое будущее. Но всех их объединяет один лейтмотив — любовь. «Господи, как же я тоскую по тебе… Всепоглощающая тоска такой силы и глубины, что мне постоянно не хватает воздуха. Сделав вдох, я забываю, что нужно сделать выдох. Как восьмидесятилетний старик, я хватаюсь за край стола и жду, когда пройдет очередной приступ отчаянья.»
Сборник посвящен жизни, как она есть: со взлетами и падениями, счастьем и горем, любовью и предательством. В нем описаны, наверное, все эмоции и переживания, которые испытывает каждый из нас. Возможно, поэтому творчество Арбениной всегда по-снайперски точно попадает прямиком в сердце. «Каждое слово здесь тщательно подобрано так, чтобы вы почувствовали кожей, как Диана берет вас за руку и приглашает в свой мир. Здесь прольются слезы, душу вывернет наизнанку, на вас обрушится вал эмоций. Добро пожаловать в мир «Снежного барса»!»
Рубина, Д. И. Яша, ты этого хотел? : [сборник : 18+] / Рубина Дина Ильинична ; Дина Рубина. - Москва : Эксмо, 2021. - 444, [2] с. ; 21. - (На солнечной стороне). - ISBN 978-5-04-110444-3 (в пер.)
Историческая эпоха бесцеремонно и зачастую жестоко вмешивается в течение человеческой жизни. ХХ век не был милосерден – с его мировыми войнами, революциями, нацизмом, Холокостом, ГУЛАГом, Ленинградской блокадой. Но полон сострадания и нежности взгляд писателя, вырывающий из забвения людей и сюжеты. Дина Рубина с ее всеобъемлющим гуманизмом и глубоким пониманием человеческой природы сталкивает человека и историю в новом сборнике короткой прозы «Яша, ты этого хотел?».
Дина Рубина окунает читателя в истории, способные затронуть с душу и сердце. Потому что происходят они с точно такими же людьми, как и мы с вами. С обычными мужьями и женами, простыми работягами и рядовыми обывателями нашего с вами маленького мира. Где-то героям предстоит столкнуться с настоящим чудом, где-то им придется преодолеть все трудности и перешагнуть через себя, чтобы стать лучше, а где-то целый мир уходит на второй план, когда дело касается самого важного — семьи. «… Приближается этот кортэж к дому… останавливается… И на глазах оторопевших родителей зять ссаживает молодую. Принимайте, эр зугт, свое сокровище, а заодно и все ее приданое. Ни одной чашки, эр зугт, за три недели она не помыла. Кончался один сервиз – ели на другом. А теперь, эр зугт, сервизы кончились, и таки закончилась моя семейная жизнь…»
Абгарян, Н. Симон : [16+] / Абгарян Наринэ ; Наринэ Абгарян. - Москва : АСТ, 2021. - 348, [2] с. : ил. ; 21. - (Люди, которые всегда со мной). - ISBN 978-5-17-127547-1.
Известность Наринэ Абгарян принесла автобиографическая повесть «Манюня», в которой писательница искренне, трогательно и смешно рассказала о своем детстве и о людях, окружающих ее в то время. Кроме «Манюни» из-под пера вышли и многие другие книги, которые с удовольствием читают взрослые и дети. Среди самых популярных ее произведений: «С неба упали три яблока», «Дальше жить», «Люди, которые всегда со мной» и прочие. Романы Наринэ Абгарян полны мудрости, доброты и любви. И книга «Симон», вышедшая осенью 2020 года, не стала исключением.
Смерть пожилого каменщика Симона стала поводом для искренней печали многих. За свою долгую жизнь ему удалось стать всеобщим любимцем — он умел подобрать ключик к сердцу каждого, кто встречался ему на пути. А еще у него была слабость — он очень любил женщин и был известен своими бесчисленными амурными похождениями. В новые отношения он всегда прыгал с головой. Он боготворил своих возлюбленных, а когда приходило время расстаться, делал это так красиво, что никто из «бывших» Симона не держал на него зла.
Проводить мужчину в последний путь собрались все женщины, которых он когда-то любил. В дом, где он жил со своей законной супругой Меланьей Айинанц, пожаловали его любовницы: Сильвия, Элиза, Сусанна, Софья. У каждой из них своя история, но всех их объединяет любовь к одному мужчине. И есть у них еще кое-что общее — Симону удалось изменить жизнь каждой из них и навсегда переписать картину их судеб. Именно он учил искалеченных жизнью женщин снова радоваться и строить планы на жизнь, он дарил им хоть и короткое, но самое настоящее счастье. И да, все это время он был женат. А его супруга долгие годы терпеливо сносила измены своего не в меру любвеобильного мужа. Но смогла ли она простить его?
На страницах этой книги вас ждут наполненные глубокими драмами истории жизней нескольких женщин. Без осуждения и порицания писательница рассказывает о непростых семейных отношениях, о предательстве и изменах, о тяжелой вдовьей доле и, конечно же, о любви. Как и другие произведения Наринэ Абгарян, эта книга очень жизненная и болезненная, но при этом в ней очень много светлого и доброго. Произведение написано легким языком, с армянским колоритом и тонким юмором.
Прюдон, С. А. Молоко львицы, или Я, Борис Шубаев : [роман : 16+] / Прюдон Стелла Анатольевна ; Стелла Прюдон. - Москва : Эксмо, 2021. - 347, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-04-117530-6.
В издательстве «Эксмо» вышла вторая книга Стеллы Прюдон «Молоко львицы, или Я, Борис Шубаев». Роман, сотканный из самого воздуха и культуры Пятигорска, из судеб людей и невероятных пейзажей, из древних легенд этого города. «Корни не отпускают. Кавказ – это та среда, в которой я провела детство, а детство у меня было, мягко скажем, непростое, поэтому мне важно снова и снова туда возвращаться, чтобы что-то исправить в своей сегодняшней жизни. Меня не интересует при этом Кавказ как локация, а интересует исключительно психологическая среда. Моя тема – это человек в социуме».
Роман о личности, об индивидуальности, втиснутой в рамки условностей религии и представлений о традиционной мужской роли. Борис серьезно увлекся музыкой вопреки желанию отца. Потом при нелепых обстоятельствах умерли отец с братом. Борис взял ответственность за благополучие оставшихся на его попечении матери и племянницы, отказавшись от музыкальной карьеры. Его крайне восприимчивая, а после трагедии - болезненная, фантазия, связала смерть родных с его «запретным» увлечением музыкой. Чувство вины, задвинутое словно заноза, вглубь души, продолжает разрастаться в нем вопреки его воле, кровоточит и гноится. Внешне он - успешный бизнесмен, заботливый сын и дядя, респектабельный и уважаемый. А внутри у него так и не «погашена» страсть к музыке, которая постоянно натыкается на «занозу» чувства вины.
«Борис Шубаев – это все мы. Все люди так или иначе находятся в конфликте со средой. Этот конфликт может погубить, а может и, наоборот, сделать сильнее. У людей творческих профессий этот конфликт особенно ярко выражен. По сути, мой роман – это развернутая метафора о голосе, о праве человека на себя, на свободу самопроявления». Настоящая, полнокровная и яркая проза, которая понравится поклонникам творчества Наринэ Абгарян.
Репина, Н. А. Жизнеописание Льва : [16+] / Репина Наталия Андреевна ; Наталия Репина. - Москва : Эксмо : Inspiria, 2021. - 220, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-04-119441-3.
Есть люди, их немного, кожа которых очень тонка. Иногда кажется, что ее словно бы и вовсе нет, острые углы этого мира оставляют на них синяки и кровоподтеки, раны и царапины. Таков мальчик Лева. Живет с бабушкой и мамой. А папы он никогда не знал. Пухловатый, робкий, книжный. Грезит подвигами, мечтает о дружбе, об участии в общем героическом деле. Обычный советский мальчишка семидесятых. Необычно в нем желание исправить мир. Хотя бы тот кусочек, что рядом. Заложить подходящими по размеру камнями выбоины в дороге возле дачи. И быть как все. Вот как раз этого в него не положено. Лева органически не переносит вранья и сам совершенно не может, не умеет врать. Сталкиваясь с «непорядком» он испытает практически физическую боль и желание убежать, что иногда приводит его к неприятностям. Став взрослым Лев Александрович живет вполне обычной жизнью. Он помогает маме, заканчивает институт и устраивается на работу в библиотеку, место, где все организовано в определенном порядке и так, как надо. Вот только с девушками не складывается по понятным причинам. Исследуя биографию писателя по фамилии Сызранцев, он попадает в весьма странный музей его имени и знакомиться с его семьей, сближается с ними, находит новых друзей. Лева попадает в ситуацию, которую обычный человек разрешил бы с легкостью, и, возможно, без всякого ущерба для своей совести, а вот он ломается, ведь, как мы помним, лгать-то он не умеет... Чудаковатый, но мудрый и такой невероятный Лева... Он «задевает» каждого, кто еще не успел очерстветь и делает мир вокруг себя хоть немного, но лучше, хочется верить, что и нас, читателей, он тоже сделает умнее и человечнее.
Приглашаем познакомиться с книгами!
Светлана Галактионова,
заведующая отделом абонемента