Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен современной российской мужской прозе.

 Если проверенная временем классика всегда вызывает интерес читателей, то на современную российскую прозу реже обращают внимание. Зачастую ей предпочитают зарубежные бестселлеры, нон-фикшн книги. А зря!

Каждый год в России выходит около 100 000 новых книг. Среди них немало достойных романов, повестей и сборников рассказов, которые вызывают восторженные отзывы критиков и завоевывают литературные премии. Мы хотим рассказать вам о современных авторах, которых стоит прочитать. 

uchiteldimovКузнецов, С. Ю. Учитель Дымов : роман : [16+] / Кузнецов Сергей Юрьевич ; Сергей Кузнецов. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 413, [1] с. - (Новая русская классика). - ISBN 978-5-17-105379-6.

Глубокая и трогательная семейная сага о трех поколениях семьи Дымовых, которые ищут себя, свой путь, наполняют смыслом свою жизнь каждый по-своему. Володя Дымов - молодой химик, мечтающий о науке, ввиду сложной политической обстановки внутри послевоенной страны решает не высовываться и становится учителем химии, любимым учениками не одного поколения. Он женится на прелестной, но не приспособленной к жизни Оленьке - от этого брака рождается Валерик. Валерий Дымов - рос абсолютно непохожим на отца, был счастлив вести свободный образ жизни, познал йогические практики, которые с успехом преподавал, - он тоже был по сути учителем, духовным наставником, известным советскому подполью времен перестройки как «гуру Вал».

 От брака со свободолюбивой Ириной, на поверку оказавшейся матерью-кукушкой, рождается Андрей. Андрей Дымов - успешный, талантливый журналист, которому вмиг опостылела и работа, и собственная жизнь, уходит с головой в непристижную работу школьным учителем литературы и отдается ей всем сердцем. Всех Дымовых связывает вечная Женя - то ли подруга, то ли приживала, то ли член семьи - всю жизнь любящая Володю, заботящаяся о Валере, ставшая бабушкой Андрею. Персонажи романа кажутся удивительно живыми, в которых веришь, узнаешь в них себя или своих близких и знакомых, чьи истории стали отражением многих. Революция, войны, репрессии, оттепель, развал государства, 90-е и нулевые...При этом, автор через своих персонажей словно стремится осмыслить прошлое без фальшивого осуждения и вынесения вердиктов.

Роман о любви, о быстротечности времени и невозможности его выбрать, о смысле жизни и собственном призвании, о счастье и человеческом горе, о предназначении каждого и судьбе, о важной миссии Учителя, о молодости и старости, о том, как рано или поздно, но замыкается круг и уже ничего нельзя вернуть или изменить, но необходимо уметь держать удар и идти до конца по раз выбранному пути. История, которую хочется узнать до конца, но дочитав, жалеешь, что она закончилась. Хотя финал её логичен и строен, как и всё повествование, оставляющее читателю как напутствие, вот этот совет: «никогда не жалей о том, что уже нельзя изменить, никогда не думай о том, что больше не повторится, и, наконец, никогда не плачь о невозвратном».

Попов, В. Г. Мы не рабы : повести : [16+] / Попов Валерий Георгиевич ; Валерий Попов. - Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2021 (т.е. 2020). - 379, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-8370-0771-2.minerabi

Сборник включает три повести известного петербургского писателя Валерия Попова: «Моя история родины», «Мы не рабы» и «Будни гарема». Их объединяет ностальгическая тема, обращение ко «времени перемен», тектонических сдвигов в обществе, которые предстают в книге через частные истории героев. В повести «Моя история Родины» речь идет о трансформации санатория ЦК КПСС «Горный воздух». Герой-рассказчик попадает в элитную здравницу в дни августовского путча 1991 года. Затем санаторий превращается в «Эзотерический центр «Сириус», следом – в дорогой развлекательно-оздоровительный комплекс, но в нём всё время заправляет одна и та же команда, с которой главный герой сошёлся в переломный для страны момент.

Давшая название сборнику повесть «Мы не рабы» относится к временам учёбы Валерия Попова во ВГИКе. В повести действуют «Художник и модель», Попов и Маркелов, он же Пека, яркий представитель народных масс, выходец из шахтёрского посёлка на краю света. Студент ВГИКа должен написать убедительный сценарий для кинофильма о простом рабочем человеке, отталкиваясь от реальной судьбы Пеки. С этой целью они едут на малую родину Пеки в Заполярье… Повесть – длинный, обстоятельный и колоритный рассказ о том, почему фильм не получился в молодости главных героев. Они снова пересекаются уже в наши дни. Удастся ли Попову-персонажу дописать «бесконечный сценарий» о Пеке? 

Самая длинная повесть – «Будни гарема», размером и многотемьем похожая на роман, написана почти тридцать лет назад и впервые вышла отдельной книгой в 1994 году. Фабульный стержень здесь – морское путешествие на роскошном круизном лайнере, арендованном группой мафиозных бизнесменов. И в этой странной компании писатель Валерий Попов, пытающийся совместить спрос и предложение: заказ «хозяев» на сценарий для будущего киношлягера… сохраняя при этом за собой вольную душу художника.

Повести «Моя история Родины» и «Мы не рабы» впервые вышли в толстых журналах в течение 2019 года. Но их направленность из советского прошлого в нашу современность сливается в единый мотив с «Буднями гарема», отчего книга «Мы не рабы» воспринимается как смысловое целое, написанное единым духом. Ироническая и в то же время мягкая интонация автора чужда пафосу, порой житейские события достигают в его повествовании настоящего гротеска, а драматические эпизоды переплетаются с комическими. Рассказчик может посмеиваться над собой и своими товарищами, но ему удается говорить обо всем с мудростью и спокойствием.

zhiznizantsennajapeskomФетисов, Е. Жизнь, занесенная песком : рассказы : [16+] / Фетисов Егор ; Егор Фетисов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. - 234, [1] с. ; 22. - (Тонкости жизни). - ISBN 978-5-222-34360-9.

Вроде бы медовый месяц был только вчера, но кануло семь лет, и он уже слабо различал очертания чувств. Время занесло их песком, и кажется, что любовь, доверие, радость навсегда исчезли. Еще чуть-чуть - и настанет полное забвение. Герой рассказа «Жизнь, занесенная песком» так же, как и другие персонажи этой книги, пытается «откопать» собственную жизнь. В результате из-под толщи песка появляются события, воспоминания, на первый взгляд малопримечательные и случайные, однако оказывающиеся ключом к разгадке судьбы.

Каждый рассказ книги Егора Фетисова – это роман, но короткий и емкий. В них виртуозно реализован хемингуэевский «принцип айсберга»: на поверхности лежит лишь 20% смысла, 80% - под водой. Но многослойность повествования, обилие образов-символов, аллюзий, выразительность деталей позволяют эту подводную часть почувствовать. «Любовь подобна временам года: никогда нельзя быть уверенным, что весна наступила окончательно и бесповоротно, что в следующую минуту не пойдет мокрый снег, что тебя не бросит холодным порывом ветра обратно во времени».

Пелевин, А. С. Покров-17 : [роман : 18+] / Пелевин Александр Сергеевич ; Александр Пелевин. - Москва : Городец, 2021. - 297, [2] с. ; 22. - (Книжнаяpokrov17 полка Вадима Левенталя). - ISBN 978-5-907220-84-3.

Полку романов о 1993 годе прибыло: чем больше времени проходит, тем сильнее потребность в художественном осмыслении этого периода, поэтому роман Александра Пелевина (не путайте Александра Пелевина с его маститым однофамильцем Виктором Пелевиным!) в этом ряду (наряду с «Журавлями и карликами» Леонида Юзефовича, «1993» Сергея Шаргунова, «Красно-коричневый» Александра Проханова) далеко не последний.  Культурными кодами эпохи становятся песни «Гражданской обороны» – это начало «эпохи Ельцина», от которой пока непонятно, чего ожидать, но почему-то никто не ждёт ничего хорошего.

Загадочные события, разворачиваются в закрытом городе Покров-17 Калужской области в октябре 1993 года.  Андрей Тихонов – популярный журналист и писатель, автор романа о Великой Отечественной войне, символично родившийся в 1941 году, отправляется по заданию редакции в Покров-17, чтобы попытаться разузнать, то в нём происходит. «Тут жесть происходит... Тут страшно. Тут Чёрный Покров. Тут мёртвые святые ходят тенями, и твари эти, и люди как чудовища, и чудовища как люди». Попасть внутрь на тщательно охраняемую территорию он, конечно, не мог ни при каких условиях. Но если бы «не мог», никакого хоррора бы не было. Поэтому спустя примерно десяток страниц мы получаем потерявшего память о последних часах героя в закрытом городе с трупом на пассажирском сидении его автомобиля. Тихонов, как положено герою жанровой прозы, обладает необходимым и исключительным героическим потенциалом – и с тайнами Покрова-17 в конце концов справляется. Какой ценой, узнаете, прочитав книгу. 

aversireversКнига многослойная. Здесь и историческая реконструкция событий в стиле лейтенантской прозы (при подготовке к работе над книгой Пелевин читал много военной прозы, особенно книги Юрия Бондарева). Здесь и советское прошлое, катастрофа 90-х, боль по потерянной стране. Книга одновременно и философская по своим идеям, и грубоватая по стилю изложения (из-за употребления бранной лексики книге присвоена маркировка 18+), и жуткая. Тем не менее «Покров-17» признан «Нацбестом» лучшим романом 2021 года.

Брель, С. Аверс и реверс : 18+ / Брель Сергей ; Сергей Брель. - Москва : Стеклограф, 2020. - 371, [1] с. ; 20. - ISBN 978-5-4465-2464-8.

Сергей Брель — писатель, филолог, краевед. Книга «Аверс и реверс» — третья большая работа Бреля. В книге собраны рассказы и повести с 2002 по 2019 год. Автор откровенно пишет о современниках, старших и младших, а также своих ровесниках, чья юность пришлась на годы перестройки и развала СССР, а продолжилась в нынешний России. В книге есть музыканты, художники, филологи, офисные работники, состоявшиеся (и нет) научные работники – и многие другие люди, которых автор встречал на своем пути, чью жизнь можно разделить на два времени, на «до» и «после». Собирательный герой книги – интеллигенция, попавшая в очередной раз в жернова истории, но пытающаяся сохранить собственное «я». В каждой человеческой истории, о которых рассказывает Сергей Брель, прослеживается свой «аверс и реверс» – витрина и изнанка, мысли и чувства, слово и дело, мечта и реальность. Реалистические описания соединяются с рассуждениями о «знаках на нашем пути», чем-то, что формирует наши судьбы и влияет на них, связывает неожиданным образом, губит и спасает. Бог ли это, суровая судьба или слепой случай – решать читателю.

Макушинский, А. А. Один человек : роман : [18+] / Макушинский Алексей Анатольевич ; Алексей Макушинский. - Москва : Эксмо, 2021. - 285, [1] с., [8] л. цв. ил., портр. ; 22. - ISBN 978-odinchelovek5-04-119402-4 (в пер.)

Алексей Макушинский — лауреат Русской премии и дважды финалист «Большой книги». Его прозу часто сравнивают с прозой Марселя Пруста: длинные стилистические периоды, образные описания, исключительное внимание к психологии героев и истории.

«У этой прозы есть один существенный недостаток: ее невозможно читать в метро. Для нормального чтения романов Алексея Макушинского необходимы особые условия: тишина, покой и свободное время — а где в наш век все это достать. Да, перед нами писатель, можно сказать, элитарный, пишущий для узкого круга ценителей, для немногих (не убоюсь этого слова) избранных» (А.  Вергелис)

Новая книга понравится тем, кто успел полюбить «Пароход в Аргентину» и «Предместья мысли», ставшие финалистом «Большой книги» в прошлом году. Накануне закрытия границ и всеобщего локдауна в Европе в марте 2020 года герой романа с женой едет на машине из Мюнхена в Бельгию на выставку ван Эйка. Роман «Один человек» - один из первых литературных откликов на пандемию коронавируса.

Магическая проза Макушинского приглашает читателя отправиться вместе с рассказчиком на поиски себя, своей юности, первой любви и первой дружбы. Коронавирус становится метафорой конца огромной исторической эпохи. Не потому ли рассказчик обращается к ее началу - к фламандской живописи, где впервые появляется индивидуальный неповторимый человек? Подобно Ван Эйку, он создает портрет отдельного, особенного человека. Ритм повествования похож на американские горки, где медленное погружение во внутренний мир героя вдруг сменяется стремительным нарративом, в котором перед читателем проносятся и средневековая Европа, и доперестроечная Москва, и Ярославль, и Кавказ, и оцепеневшая от приближающейся пандемии Бельгия.

zhilnasvetechelovekСоколов, Я. А. Жил на свете человек : как мы стали теми, с кем родители говорили не общаться : [16+] / Соколов Ярослав Андреевич ; Ярослав Соколов. - Москва : Эксмо, 2021. - 360 с. ; 22. - (Книги Ярослава Соколова. Истории, которые помогают оставаться людьми). - ISBN 978-5-04-117947-2.

Старательно, трогательно, где-то пафосно, автор представляет нам истории простых людей. Которые жили себе и не задумывались о том, что их чёрные дни не за горами. Что делать, если ваш брат после смерти родителей начал употреблять наркотики? Что делать, если в здоровой семье родился ребёнок с синдромом Дауна? Неужели жизнь разбита? Эта книга говорит, что рано ставить на себе «крест». Ещё есть шанс выиграть эту схватку. Самое главное, чтобы не только близкие были рядом в этот трудный момент, а чтобы сам человек захотел излечиться. «Ухватить крепко-накрепко себя самого за волосы и вытащить из трясины, избавиться от разрухи в голове и снова стать самим собой — человеком, а не «животным с известным разумом». Может, кому-то это покажется наивной утопией. Может быть. Что ж, тогда нам остается лишь сидеть на попе ровно, растаскивать по кубышкам богатства природы, набивая брюхо плотью других землян, которые не человеки, и ждать пришельцев. Ну или неизбежного апокалипсиса».

Важная и нужная книга. О людской чёрствости и равнодушии. О том, как же легко оказаться за бортом жизни, и уже никогда не вернуться назад. Потому что ни один человек не услышит твоего сдавленного крика. Никто не дёрнет стоп-крана, и спасательного круга не кинет. «Жил на свете человек» касается каждого из нас сильнее, чем кажется. Это книга судеб многих людей и нас с вами. Это признания в том, как иногда нужно отвоевывать свое право на жизнь. О том, как трудно быть и называться Человеком. Истории, которые помогают нам оставаться живыми, истории, на которые мы не имеем права закрыть глаза.

Светлана Галактионова,

з аведующая отделом абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество