Ежегодно 18 мая отмечается Международный день музеев. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен музеям и усадьбам русских писателей и поэтов.
Литературная Россия воплощена в усадьбах великих писателей и поэтов, где взяли свое начало знаменитые на весь мир сочинения. Атмосфера, «наполняющая» творение писателя, во многом зависит от места создания. О домах, где творили величайшие русские писатели и поэты наш сегодняшний обзор.
Музеи Усадьбы : [художественный альбом : 12+] / Е. В. Куценко ; составитель: Е. Куценко ; тексты: И. С. Городенцева [и др.]. - Издание 3-е, переработанное и дополненное. - [Подольск, Московская область] : ПФОП, 2019. - 159 с. : ил., цв. ил. ; 31. - ISBN 978-5-7151-0524-0.
Музеи занимают важное место в деле сохранения исторических усадеб, защите их от пагубного воздействия времени и от забвения. В книге опубликованы очерки, посвященные восьми усадьбам, расположенным в Подмосковье: Большие Вяземы, Захарово, Даровое, Лопасня - Зачатьевское, Мелихово, Мураново, Шахматово, Тараканово. Былое этих комплексов связано и с историей княжеских вотчинных владений и с бурным периодом усадебного строительства, блестящим расцветом в XVIII — начале XIX в. Новейшая история усадеб связана с размещёнными там музеями. Именно с появлением этого нового хозяина стала возможной их современная жизнь. Для большей части представленных на страницах книги усадеб создание музеев позволило развернуть реставрацию и начать серьёзные исследовательские и проектные работы, предшествующие большой восстановительной деятельности по воссозданию утраченного. Все усадьбы связаны с историей русской литературы, некоторые из них с именем А.С. Пушкина:
Большие Вязёмы: именно это здание усадьбы стало прообразом имения Евгения Онегина. Здесь поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой. Здесь появился и образ Пиковой дамы – её прототипом стала Наталья Петровна Голицына. «Привидение» Пиковой дамы можно увидеть в усадьбе и сегодня.
Усадьба Захарово - в эти места А.С. Пушкин приезжал на лето к своей бабушке Марии Алексеевне Ганнибал до того, как поступил в Царскоcельский лицей. Говорят, эти места сильно повлияли на поэта – здесь он выучил русский язык (до поездок к бабушке Пушкин разговаривал на французском), здесь впервые наблюдал крестьянские праздники и слушал народные песни.
Особое значение в жизни семейства Пушкиных имело поместье Лопасня - Зачатьевское. У Александра Сергеевича был здесь свой кабинет, в котором он писал великие произведения. Неоконченная рукопись одного из них – «История Петра I» – была найдена потомками и сейчас хранится в музее. В усадьбе долгое время жил старший сын поэта со своей семьей, а затем еще несколько поколений Пушкиных. Возле церкви обустроен некрополь, где похоронены сын, внуки и правнучка Александра Сергеевича.
Мелихово (А.П. Чехов), Даровое (Ф.М. Достоевский), Шахматово (А.А. Блок), Мураново (Ф.И. Тютчев) и другие усадьбы сыграли важную роль в жизни и творчестве целой плеяды выдающихся деятелей отечественной культуры. Эти усадьбы остаются культурным феноменом, влияющим на процессы духовного развития народа, на формирование эстетических и нравственных ориентиров современных поколений.
Пора! В Москву, в Москву сейчас! #ПушкинMoscow : [альбом] / А. В. Большова ; редактор-составитель А. В. Большова. - Москва : Государственный музей А. С. Пушкина, 2019. - 143 с. : цв. ил., ил., факс. ; 29 см. - Библиогр.: с. 9. - ISBN 978-5-8493-0441-0.
Открыв альбом «Пора! В Москву, в Москву сейчас!», вы совершите путешествие по всем пушкинским адресам столицы. Побываете в Немецкой слободе, где поэт родился, на Арбате, куда после венчания привез свою молодую жену, на Тверской, Покровке, Мясницкой и еще во множестве мест, где он бывал в гостях и по делам. Картины старых мастеров и современных художников, фотографии и множество занимательных фактов – поверьте, эту книгу можно изучать часами и каждый раз узнавать что-то новое.
«23 января 1831 года Пушкин снял квартиру во втором этаже одного из арбатских особняков (Арбат, 53) для себя и своей юной жены Натальи Николаевны, урожденной Гончаровой. Дом принадлежал семье губернского секретаря Никанора Никаноровича Хитрово. 17 февраля 1831 года, накануне женитьбы, поэт собрал здесь на «мальчишник» своих друзей: брата Льва Пушкина, Дениса Давыдова, Николая Языкова, Евгения Баратынского, Петра Вяземского, Павла Нащокина, Ивана Киреевского. Молодожены прожили на Арбате до мая». Сегодня в арбатском доме поэта расположен филиал Государственного музея А.С. Пушкина.
Основное содержание альбома составили пушкинские адреса, сохранившиеся на карте современной Москвы. Они объединены в тематические разделы, соответствующие пяти основным московским районам. Также в альбом вошла пушкинская Москва ХХI века, а именно те места, которые сегодня несут имя А.С. Пушкина.
Седова, Г. М. А.С. Пушкин и особняк на Мойке / Седова Галина Михайловна, Пушкин Александр Сергеевич ; Галина Седова. - Санкт-Петербург : Абрис, 2009. - 157, [3] с. : ил., цв. ил., портр., факс. - (Альманах "Сокровища России" ; вып. 86). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-88810-091-2.
«Пушкин — у каждого «свой», познаваемый через стихи и письма, воспоминания близких и рассказы современников. А ещё мы ищем и находим его в тех местах, где он бывал, где сохранились следы недолгой жизни поэта, открываем его через вещи, которые когда-то составляли часть повседневного быта, а теперь превратились в музейные экспонаты. Такие предметы особенно дороги, потому что хранят в памяти привычки своего хозяина, его заботы и увлечения, быть может, даже его голос — смех, гнев и слёзы… В XX веке многие из таких вещей, принадлежавших Пушкину, по воле музейных работников вернулись на свои места в дом на Мойке, 12»
Свернем с Невского проспекта на набережную Мойки в сторону Зимнего дворца и дойдем до дома номер 12. И вместе с заведующей Мемориальным музеем-квартирой А.С. Пушкина доктором филологических наук Галиной Михайловной Седовой вспомним жизнь поэта. А она была удивительно связана с Мойкой: знакомство с Петербургом в 1811 году у юного Александра Пушкина началось именно здесь, на Мойке, когда его из Москвы привезли поступать в лицей. Здесь прошли последние месяцы жизни А.С. Пушкина, здесь 29 января 1837 года перестало биться сердце великого поэта. Уникальное, иллюстрированное редкими и зачастую прежде не публиковавшимися материалами издание посвящено жизни особняка, его хозяевам и жильцам. Их имена украшают многие страницы отечественной истории. Альбом может также послужить путеводителем по мемориальной квартире и познакомить с событиями, которые разворачивались в стенах особняка в течение всей его истории.
Московская тургеневская коллекция : к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева : [альбом / Тургенев Иван Сергеевич, А. В. Большова ; Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Государственный музей А. С. Пушкина, Дом-музей И. С. Тургенева; составители: А. В. Большова, Е. В. Полянская ; вступительное слово: Сергей Собянин ; авторы статей: Евгений Богатырев, Игорь Вирабов]. - Москва : Государственный музей А. С. Пушкина, 2018. - 217, [1] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр. ; 30. - ISBN 978-5-6041621-1-8.
Литературный преемник Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире. В юбилейный год одним из самых ярких и ожидаемых событий стало открытие обновленного Дома – музея И.С. Тургенева – самого «молодого» из тургеневских музеев России. За короткий срок его сотрудникам удалось собрать уникальную коллекцию, разместившуюся в уютных залах на Остоженке. Чудом сохранившийся ампирный особняк – настоящая жемчужина литературной истории Москвы.
«…Я не могу жить иначе, как в своём собственном доме, мне надо во всяком доме свои угодья, - ширмы, шкапчики, особнячки... и пр., и пр. Затем игрушечки и разныя разности по-английски, чтобы всякая комната имела свой établissement, свою приятность» - так писала Варвара Петровна Тургенева сыну Ивану об обустройстве своего дома на Остоженке. Впервые И.С. Тургенев появился в этом доме в конце мая 1841 года. На страницах альбома представлены изображения экспонатов из собрания музея: портреты писателя и его современников, виды Москвы, городов России и Европы XIX века. В «Московской тургеневской коллекции» вы также найдете книги, рукописи и предметы декоративно-прикладного искусства, повествующие о творческом пути Тургенева, о страницах русской истории, культуры и литературы, о московском быте. Замечательный альбом будет интересен многочисленным поклонникам творчества Ивана Сергеевича Тургенева и всем любителям русской словесности.
Даровое Достоевского : материалы и исследования : коллективная монография / Бессонова Альбина Станиславовна, Дементьева Татьяна Николаевна, Воронкина Любовь Александровна ; [А. С. Бессонова, Т. Н. Дементьева, Л. А. Воронкина и др.] ; под [редакцией] А. С. Бессоновой. - Коломна : Лига, 2021. - 543 с., [16] л. ил., цв. ил., карт, портр., факс. ; 25. - (Источники и методы в изучении наследия Ф. М. Достоевского в русской и мировой культуре). - Библиогр.: с. 503-516 и в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 517-539. - Топонимы Дарового и окрестностей: с. 540-542. - Указ. произведений Ф. М. Достоевского: с. 543. - ISBN 978-5-98932-105-6.
В Московской области под Зарайском после реставрационных работ открыт единственный в стране музей-усадьба Фёдора Михайловича Достоевского «Даровое». В этих местах писатель провел своё детство. «Даровое» для Достоевского стало местом счастливого детства. Солнце, поля, леса, игры, сверстники — для Фёдора эта обстановка свободы и воли. Позже Достоевский писал о Даровом: «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь». И действительно, этап жизни в Даровом отразился в большинстве произведений Достоевского. Герои писателя в трудную минуту обращаются ко воспоминаниям своего детства. В «Подростке» Аркадий смутно вспоминает свою детскую жизнь в деревне: «Помню еще около дома огромные деревья, липы, кажется, потом еще иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами…» Это описание усадьбы Даровое.
Монография - первое междисциплинарное исследование, посвященное важнейшему периоду ранней биографии великого русского писателя. В составе авторского коллектива — ученые-достоевсковеды, лингвисты, ландшафтные архитекторы, научные сотрудники Музея-заповедника «Зарайский кремль». В монографии опубликованы новые архивные материалы, переосмыслены известные факты жизни и творчества Ф. М. Достоевского, намечены перспективы в изучении Дарового. Монография стала результатом трехлетнего научного проекта, который был реализован при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Трушкин, М. Д. А. К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы / Трушкин Михаил Данилович, Толстой Алексей Константинович ; М. Д. Трушкин. - Москва : Русскiй Мiръ, 2009. - 655 с. : ил., портр., факс. ; 27. - (Русская провинция). - Библиогр.: с. 608-612. - Имен. указ.: с. 613-653. - ISBN 978-5-89577-097-9.
«Убеждение мое состоит в том, что назначение поэта — не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение без всякой пропаганды». С этим высказыванием Алексея Константиновича Толстого нельзя не согласиться, особенно когда держишь в руках книгу «А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы», написанную М. Д. Трушкиным.
Михаил Данилович Трушкин - уникальный человек. Его заслуга в том, что разрушенная до основания усадьба «Красный Рог» на Брянщине была отстроена. Увлечённо и системно подойдя к делу, сумел сплотить вокруг музея многих деятельных представителей местной интеллигенции. Совместными усилиями они смогли найти произведения искусства, редкие книги и документы, а также собрать этнографическую коллекцию из быта семьи А. К. Толстого. На основе собранных материалов воссоздал музей. При музее была организована научная библиотека.
Большая, иллюстрированная, альбомного, или энциклопедического формата, книга эта – в какой-то мере итог всей подвижнической творческой жизни ее автора, а отчасти и его героев. Последних же, несмотря на то, что в заголовок вынесено имя только А.К. Толстого, - добрый десяток, ибо великий поэт и драматург был лишь одним из рода, пусть и самым знаменитым в потомстве.
Настоящее издание рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика Алексея Константиновича Толстого, автора популярного исторического романа «Князь Серебряный», лирических стихотворений, одного из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, талантливых драматических произведений.
В книге граф Толстой предстает в живом общении со своими выдающимися современниками: И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, А.А. Фетом, императором Александром II, композитором Ф. Листом, славянофилами братьями К.С. и И.С. Аксаковыми, А.С. Хомяковым, другими видными деятелями русской и зарубежной культуры. Живописным фоном всему повествованию служит русская провинциальная усадьба - усадьбы Красный Рог, Погорельцы и Пустынька, где поэт был по-настоящему счастлив. Не обойдена в книге тема личной жизни поэта, а также жизни видных деятелей русской культуры из родственного ему окружения: графов Разумовских, графов Толстых, Перовских и Жемчужниковых. Книга «А.К. Толстой и мир русской дворянской усадьбы» предназначена тем, кто любит Россию и не безразличен к ее отеческим корням.
Цевница. Усадебная лира. 1790-1820 / Стрижев Александр Николаевич, Бирюкова Маргарита Анатольевна, А. К. Ершов ; [сост.: А. Н. Стрижев, М. А. Бирюкова ; худож.-оформ. А. К. Ершов]. - Тобольск : Возрождение Тобольска, 2017. - 239 с. : ил., цв. ил., портр. ; 25. - (Библиотека альманаха "Тобольск и вся Сибирь"). - Библиография: с. 235-239. - ISBN 978-5-98178-112-4.
В настоящем издании публикуются наиболее яркие поэтические произведения, оригинальные и переводные, посвящённые усадебной жизни конца ХVIII-начала ХIХ в. На указанный исторический период приходится повсеместное создание в Российской империи ландшафтных парков и возведение в них впечатляющих архитектурных сооружений. Представленная поэзия и проза отражают чувствительные настроения обитателей усадеб тех лет, их созерцательный взгляд на окружающий мир. Составителем изучены уникальные издания и выбраны из них наиболее характерные произведения о преимуществах сельской усадебной жизни, располагающей к философическим размышлениям и воспитанию в себе утончённого эстетического вкуса. Тексты воспроизводятся с учётом стилистических и фонетических особенностей указанного периода и исторической пунктуационной практики.
Сборник называется «Цевница», что означает свирель. В старинной усадьбе до сих пор как бы слышится меланхолическое звучание свирели, а вместе с тем возникают также строки элегий тех давних лет. «Цевница» раскроет впечатляющий ряд поэтических творений поэтов, отечественных и переводных, ведь это их читали и заучивали наизусть, а декламация стихов, как и музицирование, и танцы, прочно вошла в дворянский быт помещичьей России в годы её крепнущего роста и процветания талантов.
За стихами следует «Приложение», составленное М.А. Бирюковой. Здесь представлен текст знаменитого Шарля Жозефа де Линя (1735 – 1814) «Взор на сады». Этот труд иностранного принца и путешественника по России публиковался у нас в переводе всего один раз, в самом начале XIX века, причём в составе его собрания сочинений, и был трудно находим. Теперь он станет доступен всем, кто интересуется основной литературой по усадьбам того времени. Его крылатое изречение: «Сады обрисовывают характер нации» - будет для многих более понятным. Затем представлены странички вдохновенных замечаний и пристальных наблюдений выдающегося отечественного натуралиста А.Т. Болотова, веденные им в своей тульской усадьбе Дворенинове. И завершаются «Приложения» очерком «Остатки Рая на земле», посвящённом цветам в пространстве храма, приёмам украшения зеленью чтимых святынь. Краткая библиография напомнит читателю о новейших публикациях историков, искусствоведов и краеведов, исследующих быт старинных дворянских усадеб, их роль в культурной жизни страны. Прислушаемся к звукам Цевницы и вспомним о почти потерянном наследии.
Все представленные в обзоре книги ждут вас на абонементе.
Светлана Галактионова,
заведующая отделом абонемента