Произведения, написанные женщинами, тонкие, чувственные, но в то же время пронзительные, мощные, заставляющие задуматься… Именно такими являются сегодняшние новинки «Литературного четверга». Абсолютно разные, но по-своему прекрасные, составляющие удивительную картинку, как в калейдоскопе.
Мир В. Напролом: повести, рассказы и стихи : 12+ / Мир Вера ; Вера Мир. - Москва : У Никитских ворот, 2021. - 315, [4] с. ; 20. - ISBN 978-5-00170-272-6.
Сборник Веры Мир «Напролом» включает в себя рассказы, повести, стихи, баллады, философские мини. После успешного дебюта книги «Апельсиновый суп», где автор делится секретами получения доверия и уважения детей, Вера Мир продолжила писать художественные тексты, которые помогли понять, принять и переосмыслить себя, окружающих и мир вокруг. В ее книгах множество простых и полезных психологических советов для хорошего настроения, нового восприятия обыденных вещей.
Герои повестей и рассказов до определенного момента времени замыкаются в себе, не живут, а существуют, зацикливаются на своем горе…Но происходит озарение (у кого-то из героев это стрессовая ситуация, сновидение или горькая правда о человеке) и главный герой начинает ценить жизнь, близких людей, простые человеческие ценности. Персонажи книги по-настоящему любят, переживают, в общем живут, искренне и с удовольствием.
Лера, главная героиня рассказа, давшего название книге, не только красивая, харизматичная, жизнерадостная, но очень умная, амбициозная девушка. Она ломает стереотип отца-физика о том, что все блондинки глупые и неприспособленные к жизни. Лера идет напролом и с успехом проходит все испытания, добивается своей цели, став студенткой физмата. Позиция автора такова: из любой трудной ситуации, из жизненного лабиринта можно выбраться, а заветное желание обязательно исполнится, если оно конкретно и правильно сформулировано. Отличная книга для широкого круга читателей.
Ермакова, А. Г. Осень на Сиреневом бульваре : рассказы / Ермакова Анастасия Геннадьевна ; Анастасия Ермакова. - Москва : У Никитских ворот, 2017. - 269, [2] с. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы). - ISBN 978-5-00095-311-2. (в пер.)
Рассказы Анастасии Ермаковой – уютные, согревающие душу осенним погожим вечером, а главное, жизненные. Герои в них абсолютно разные: от приятной, пожилой пары пенсионеров, вспоминающих свое счастливое прошлое в частном доме, который уже давно продан, до среднестатистической молодой женщины, которая ищет свое счастье в любви разных мужчин, но находит ее в абсолютно обыденных вещах. Они абсолютно разные, но схожи в том, что умеют любить, ценить жизнь, находить вдохновение в творчестве, поэзии, а главное, не боятся мечтать, ошибаться, жить полной грудью. Многие герои рассказов автора – москвичи, но не только по прописке, но и по силе духа, любви к родному городу, по принципу внутреннего родства места и человека.
В книге представлены лирично-философские миниатюры. Они одновременно и о самом главном, и о неприметном – о том, что бывает за кулисами жизни, когда за людьми никто не наблюдает. Автору интересна судьба «маленького человека» в большом городе, и эта тема приобретает новое мощное смысловое звучание.
Петрова, А. Свободная страна : [16+] / Петрова Ася ; Ася Петрова. - Москва : Эксмо, 2021. - 285, [1] с. ; 20. - ISBN 978-5-04-115464-6.
«Для того чтобы работать в сфере услуг, надо обладать чувством собственного достоинства. Мы обслуживаем людей, у нас меньше денег, чем у них, у нас другой статус, но мы не их рабы»
Роман Аси Петровой о сильной духом женщине, судьба которой изначально была непростой и полной преодолений. Молодая женщина Юля живет с бабушкой и сыном в медвежьем углу на Алтае. Отца она не знала, мать бросила ее, выйдя замуж и укатив на другой конец страны. Детство закончилось, когда забеременела и родила в шестнадцать от парня, который тоже вскоре исчез. У сына Артемки нетяжелая форма аутизма. Но двенадцатилетний Артемка незлобивый и спокойный и Юля по-своему счастлива. Есть любимая работа, она мастер в маникюрном салоне. В их с бабушкой маленьком домике тепло и уютно. И достойная бедность не тяготит ее, все так живут, кто-то получше, кто-то похуже. Все хорошо до тех пор, пока из-за школьной травли не уходит из дома Артемка. А Юля узнает, что от достойной бедности до нищеты, от маленького счастья до катастрофы один шаг. Нет, она не сломается, всего добьется, и вот тогда прошлое ее догонит.
Женщина, преодолевшая ад и добившаяся в жизни всего. Современная Россия как страна возможностей во всех смыслах. Умопомрачительные пейзажи Горного Алтая и виды Петербурга. А еще политическая подоплека, семейные ценности и любовь. Все это есть в романе «Свободная страна». Ни на что не похожая книга, в равной мере может быть отнесена как к жанрам социального романа, романа воспитания, криминально-политического триллера, так и к откровенной мыльной опере в духе бразильских сериалов. Герои книги страдают, думают, боятся, но в конце концов приходят к свету.
Медведкова, О. А. Три персонажа в поисках любви и бессмертия : роман / Медведкова Ольга Анатольевна ; Ольга Медведкова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2021. - 285, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-4448-1269-3.
В романе Ольги Медведковой представлены три главных героя: средневековая принцесса Ивонна, умница-вдова Берто и поляк-филолог, родившийся в Лондоне в конце XIX века. Абсолютно разные судьбы, место и время повествования, нет никакой логической нити, которая связывала бы героев по родству, интересам, образу мыслей, статусу, интеллекту темпераменту. «Стилистически сильно различаются, каждая глава написана своим языком с собственными лексическими особенностями. Там даже время движется по разному: медленно, рывками, с видимым усилием в первой истории; порхающей бабочкой во второй; фонтанным коловращением текучей воды в третьей. Нет ни одного параметра, по которому их можно было бы объединить, кроме вынесенного в заглавие желания любви и бессмертия.»
А может не зря эти персонажи представлены в одной книге? Общая черта должна же быть у каждого из них, некое связующее звено. В неразберихе обстоятельств и событий герои ищут себя, решают сложные проблемы, не поддаются унынию, стойко переносят испытания. «Однажды нечто, освященное новым светом вторгается в их жизнь, раздвигает границы, дарует радость, о какой они прежде помыслить не могли. После чего все в ней кардинально меняется. Разумеется, к лучшему. Хотя способ достижения каждого героя радикально отличается». Стилистически хорошо написанный текст, прекрасный язык, повествование размеренное и неторопливое, позволяющее оценить все нюансы стиля.
Земчонок, С. Тонкая грань : роман / Земчонок Стася ; Стася Земчонок. - Москва : Вольный странник, 2020. - 382, [1] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-00178-001-4.
Роман Стаси Земчонок «Тонкая грань» о сумасшедшей влюбленности, которая подарила крылья, чувство небывалого восторга и вдохновения. Но как бороться с чувством вины и ответственностью перед мужем и детьми? Ситуация усугубляется тем, что дочь главной героини Евгении борется со своей страстью, похотью, как она сама считает…Ее чувство превращается в разрушительную силу, а между сильным, светлым чувством и предательством проходит тонкая грань. Евгении помогает терпение, вера в Бога, любовь и поддержка мужа.
«Так чем же привлекателен роман, помимо борьбы с чувствами к молодому человеку? Здесь, помимо любовной линии происходит столкновение разных культур, менталитетов и духовного мира главных героев. Изюминкой романа являются красивые диалоги об устройстве жизни, о тайном и сокровенном, о вере. Этот роман однозначно можно рекомендовать к прочтению, потому что в нем, как в произведении Толстого есть место размышлениям о закономерности бытия, человеческой души, духовных ценностях, с небольшой разницей, что герои – это наши современники».
В авторе чувствуется опыт сценариста: образы героев даны очень выпукло, всесторонне, глубоко; чувства и размышления главной героини Евгении описаны так, что переживаешь ее перипетии вместе с ней; все события показаны таким образом, что представляешь их зрительно, будто бы видишь на экране.
Горбунова, А. Г. Лето : [18+] / Горбунова Алла Глебовна ; Алла Горбунова. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 314, [3] с. ; 21. - (Роман поколения). - ISBN 978-5-17-144702-1.
Этот удивительный, пронзительный, полный философских размышлений, мистических озарений текст формально можно отнести к дневниковой прозе. Алла Горбунова повествует о своей размеренной жизни и жизни близких родственников за городом, о сложной ситуации, связанной с пандемией, о своем эмоциональном состоянии, о том, как ей удается справляться с тревожностью. В тексте нет четко прописанного сюжета, есть лишь философские размышления, события, которые когда-то происходили с главной героиней. Но текст приобретает какую-то свою уникальность, изюминку: «Мне кажется, этот мой текст похож на такие хаотичные шахматы. В нем нет следования никаким готовым формам художественного мышления, правилам построения текста. Этот текст – способ организации жизни. Пространство, в котором мне свободно, в которое я приглашаю читателя» (Алла Горбунова)
Автор делится своим уникальным опытом видения мира: вхождения в астрал, практикой осознанных сновидений, умением «читать» мысли вещей и видеть их прошлое. «Эзотерики и любители тонких миров прочтут книгу на Ура! А ценители изящной словесности оценят по достоинству».
Васякина, О. Рана : роман : [18+] / Васякина Оксана, Барскова Полина ; Оксана Васякина ; предисл. П. Барсковой. - 2-е издание. - Москва : Новое литературное обозрение, 2022. - 275, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-4448-1798-8 .
Дебютный роман поэтессы Оксаны Васякиной вышел очень мощным, тяжелым, пронизывающим своей болью от потери самого близкого человека, и очень откровенным! С первых страниц будто погружаешься в ледяную, колючую воду авторских воспоминаний. Страшно! Но жутко интересно узнать, чем закончилось путешествие главной героини с прахом матери, который она везла из Волгограда в Москву, из Москвы в Новосибирск и Иркутск на самолетах и затем – четырнадцать часов на автобусе через тайгу в маленький тупиковый город Усть-Илимск. Все это время девушка мысленно разговаривает с матерью, вспоминает счастливые моменты детства, представляет маму молодой, счастливой и очень красивой, как описывает ее сама Оксана «женской женщиной». Это произведение изначально задумывалось как «Мама», но более фонетически и эмоционально хлесткое и точное «Рана».
«Мне всегда хотелось называть черное — черным, а белое — белым. А оказалось, что в мире, в котором я живу, называть черное черным — странно. Это всегда меня поражало: но мне хотелось говорить прямо. Но, оказывается, называть смерть смертью становится нарушением определенной конвенции. И даже эстетическим жестом. Почему, когда я говорю, что черное — это черное, все думают, что я делаю что-то не так?» (Оксана Васякина)
Этот роман – своеобразная терапия, «роман-боль, роман размышление, роман-открытие.». Может быть, горькая пилюля при утрате близкого человека, но его прочтение магическим образом завораживает, дарит надежду. Подходит для неторопливого чтения с возможностью обдумать многие моменты жизни, проанализировать себя, чтобы понять свое место в мире, в жизни другого человека, в своей собственной судьбе. Ведь часто, слушая других, пытаясь угодить близким – мы постепенно, сами того не замечая, теряем себя. Найти себя, живого, настоящего можно только через сильные эмоции, здесь – через боль.
Матвеева, А. А. Каждые сто лет : роман с дневником : [16+] / Матвеева Анна Александровна ; Анна Матвеева. - Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2022. - 758, [8] с. ; 21. - (Проза Анны Матвеевой). - ISBN 978-5-17-134082-7.
«Учусь радоваться небольшим частицам счастия - вот как этому скупому фрагменту света, который озаряет страницы моего дневника. Как этому тихому часу, когда все мое семейство сладко спит под мерный стук колес...»
Роман Анны Матвеевой «Каждые сто лет» - удивительная, тонкая и глубокая история жизни двух женщин, судьбы которых удивительным образом повторяются, «зеркалят друг друга», хотя между героинями огромный временной отрывок с разницей в 100 лет! Их жизнь представлена в дневниках, которые героини начинают вести еще в детстве: Ксеничка Левшина в 1893 году в Полтаве, а Ксана Лесовая в 1980-ом году в Свердловске.
Ксана находит дневник Ксенички в крапивном мешке и в тайне от всех с удовольствием читает дневники своей бабушки, как она считает. В трудные, полные боли и разочарования, моменты ее рукописи служили Ксане отдушиной. Она представляла, что похожа на бабушку, а та незримо поддерживает девочку. Правду раскрыл отец, который предал семью. Он вел двойную жизнь, навещал вторую семью, Ксана же об этом случайно узнала и очень страдала. В порыве выяснения отношений с дочерью отец выкрикнул, что Ксения Левшина – абсолютно посторонний для Ксаны человек, а дневники он забрал с работы, потому что их было жалко выкинуть…Но именно эти воспоминания помогали Ксане стать сильной морально, поддерживали на протяжении всей жизни. Исповеди двух женщин, сплетенные воедино, дарят читателю красивый образ сильных героинь, переживших многое и не сломавшихся. Финал этой истории более чем оптимистичен, но отчего-то в него так хочется верить...
С новинками женской прозы можно познакомиться в отделе Абонемента.