Очередной выпуск «Литературного четверга» продолжает тему «Офицеры русской литературы». Герой нашего обзора – штабс-капитан Константин Батюшков.
Поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, друг Пушкина, Вяземского и Жуковского, участник трех войн. В 1817 году Батюшков писал Жуковскому: «Какую жизнь я вёл для стихов! Три войны, все на коне и в мире на большой дороге».
Биография его ярка и трагична. Родился в 1787 году в Вологде в старинной, но обедневшей дворянской семье. В роду Батюшковых были генералы, общественные деятели, ученые. Отец – среднепоместный дворянин, губернский прокурор Николай Львович Батюшков, жена – Александра Григорьевна, урождённая Бердяева. Константин был четвёртым ребёнком в семье. Единственный мальчик – и три старших сестры. Мальчишка был не самого лучшего здоровья, худощавый, роста невысокого. Волос тонкий, кость тонкая, голос слабый: в чём душа держится. Правда, возбудимый, горячий, восхищающийся, любопытный. Мать умерла в 1795 году, когда мальчику было семь лет. Воспитывал его по большей части дед Лев Андреевич.
С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками. С 1802 жил в Петербурге в доме своего родственника М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшую решающую роль в формировании личности и таланта поэта. В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами "Послание к стихам моим". В этот период пишет стихи преимущественно сатирического жанра.
Общее патриотическое движение, возникшее после Аустерлицкого сражения (1805 г.), где Россия потерпела жестокое поражение, увлекло Батюшкова. В 1807 году, когда началась вторая война с Наполеоном, он поступил на военную службу, несмотря на то, что был слаб здоровьем. Но в этом теле был сильный дух. Он идет добровольцем в Прусский поход. 29 мая 1807 года получает серьёзное ранение в кровопролитной битве под Гейльсбергом (пуля задела спинной мозг, что стало причиной последующих физических страданий). Его отправляют на лечение в Ригу.
Да оживлю теперь я в памяти своей
Сию ужасную минуту,
Когда, болезнь вкушая люту
И видя сто смертей,
Боялся умереть не в родине моей!
Но небо, вняв моим молениям усердным,
Взглянуло оком милосердным…
В 1808 году, вернувшись на военную службу, Константин Батюшков отправляется в составе егерского гвардейского полка на войну со Швецией. Армейская действительность обернулась к нему не парадной стороной и дождем наград, а горьким опытом и страшными картинами гибели и разрушений. Но при этом Батюшков проявлял скромность и чувство юмора и никогда не преувеличивал своих ратных заслуг. Служил он и в войсках, действовавших в Финляндии. Свои впечатления отразил в очерке «Из писем русского офицера в Финляндии»: «Что теряем мы, умирая в полноте жизни на поле чести, славы, в виду тысячи людей, разделяющих с нами опасность? Несколько наслаждений кратких, но зато лишаемся с ними и терзаний честолюбия… Мы умираем, но зато память о нас живёт долго в сердце друзей, не помрачённая ни одним облаком…»
24 июня 1812 года армия Наполеона вступила на русскую землю. Вяземскому сообщает в начале июля: «Если бы не проклятая лихорадка, то я бы полетел в армию. Теперь стыдно сиднем сидеть над книгою; мне же не приучаться к войне». Он пишет знаковое стихотворение, своего рода завещание и потомкам, и собратьям по ремеслу, – «К Дашкову»:
Нет, нет! пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем, -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
24 июля 1813 года он в чине штабс-капитана отправляется в действующую армию, где получает направление к генералу Н.Н. Раевскому. Уже летом Батюшков участвует в двух боях. В одном из них чуть не попал в плен в стычке с французской кавалерией. А 4 октября участвует в «битве народов» под Лейпцигом. За мужество в битве под Лейпцигом офицера награждают орденом Святой Анны 2-й степени. Походы 1813–1814 годов он проделал в должности адъютанта генерала Н. Н. Раевского. В 1816 году Батюшков подаёт в отставку: одно дело – воевать, другое – тянуть лямку в какой-нибудь дальней крепости. Но война не оставляет его – он пишет «Переход через Рейн». Это одно из самых звучных, имперских стихотворений в русской поэзии:
И час судьбы настал! Мы здесь, сыны снегов,
Под знаменем Москвы, с свободой и с громами!..
Стеклись с морей, покрытых льдами,
От струй полуденных, от Каспия валов,
От волн Уеи и Байкала,
От Волги, Дона и Днепра,
От града нашего Петра,
С вершин Кавказа и Урала!..
<…>
Мы здесь, о Рейн, здесь! ты видишь блеск мечей!
Ты слышишь шум полков, и новых коней ржанье,
«Ура» победы и взыванье
Идущих, скачущих к тебе богатырей.
1814-1817 годы стали временем наибольшей прижизненной славы поэта. Осенью 1815 г. Батюшков был заочно принят в литературное общество «Арзамас», где собирались его друзья: Жуковский, Вяземский, Василий Львович Пушкин, а позднее и молодой Александр Пушкин.
В 1817 году Батюшков издает свое двухтомное собрание сочинений «Опыты в стихах и прозе» Это единственное вышедшее при жизни поэта издание его сочинений было встречено горячими похвалами критики, справедливо увидевшей в нем выдающееся достижение русской литературы, и имело большой успех у читателя. В первом, прозаическом томе были собраны очерки, переводы, морально-философские статьи, литературно-теоретические рассуждения, исследования о писателях прошлого, первый в русской литературе искусствоведческий очерк. Во втором томе были объединены стихи, сгруппированные по жанровому признаку. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего Италии и греко-римской античности.
В 1818 году В. Жуковский и А. Тургенев выхлопотали поэту назначение в состав Русской дипломатической миссии в Неаполе. Жуковский надеялся, что поездка в Италию благотворно повлияет на его друга. Италия всегда казалась Батюшкову истинным приютом искусства, истинной родиной поэтов, не говоря уж о том, что все в Италии дышало воздухом античности, которую он боготворил. Но он всё чаще болеет: мучает то первая рана, то хандра, то ещё что-то, томительное и неведомое. Едет в Германию, в город Теплиц, лечится там. В марте 1822 года Батюшков едет в Крым: он воспринимал эту землю как рай земной и, пока был здоров, верил в неё, как в спасение. Но летом в Симферополе врач констатировал: Батюшков не в себе, у него – сумасшествие. Причины сумасшествия придумывали самые разные. Но это родовое. (В 1829 году той же болезнью заболела его сестра Александра Николаевна.)
Александр I назначил Батюшкову опекуна. Опекуном Батюшкова стал племянник Григорий. Поэта поселили в Вологде, в отдельном доме. Сначала он был неукротим и бешен. Но потом, годы спустя, его перевели в семью: он успокоился. Более того: он перестал недомогать телом вовсе! – тот самый человек, что ложился с лихорадкой по пять раз в году. Родственники сосчитали, что Батюшков целых 22 года даже не простужался. В последние два года жизни он вновь стал много читать: Карамзин, Капнист, Кантемир, цитировал целые страницы Державина на память. Безумие вовсе отступило и, как близким показалось, окончательно, перед самой смертью Батюшкова – когда началась Крымская война. Он начал следить за всеми новостями, читал газеты, изучал карты военных действий; суждения его были хоть и скупы, но совершенно здравы. Близкие боялись сглазить: свершилось чудо: солдат и поэт пошёл на поправку. Но, наверное, вместе с рассудком вернулась и возможность подхватить хворь. 27 июня 1855 года он заболел тифозной горячкой и 7 июля умер.
«…Что сказать о Батюшкове в финале отчего-то не кажущейся нам печальной истории его жизни?
Его стихи нужно читать вслух – в поэзии Батюшкова русский язык стал текучим и плавным, хотя эта музыка уже не столь понятна нашему, на другое настроенному, уху; да и представления о плавности с тех пор несколько изменились.
Батюшков открыл в русской поэзии саму традицию «поэта-фронтовика». Он привнёс в батальные вещи личное, авторский взгляд, собственные переживания: это его бои и его павшие товарищи. Так что если искать, в чём и где Батюшков как поэт был первым – то вот. В этом.
Другая, уже не нами подмеченная особенность поэзии Батюшкова заключается в том, что его военная поэзия населена не только полководцами, как было принято в то время, а рядовыми ратниками, лица которых он увидел, и смысл победы, слагаемой из тысячи малых подвигов, разгадал…» ( Прилепин З. «Взвод»)
Поэзия Батюшкова прочно вошла в золотой фонд русского классического искусства слова. Гениальность Батюшкова, проявившаяся во многих незавершенных им самим начинаниях, получила свое дальнейшее развитие в творчестве других русских писателей, реализовавшихся гениях — от Пушкина до Льва Толстого, которые создавали свои произведения, отталкиваясь от гениальных строк Батюшкова. Лучшие образцы лирики Батюшкова прошли проверку временем: они и сейчас воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный эстетический вкус.
В отделе абонемента вы можете познакомится со сборниками стихов и прозы Константина Николаевича Батюшкова:
Батюшков, К. Н. Стихотворения / Батюшков Константин Николаевич ; Сост. С. Рассадин. - М. : Текст, 2000. - 141 с. - (Русские поэты. Серебряная серия). - ISBN 5-7516-0186-6.
Батюшков, К. Н. Опыты в стихах и прозе / Батюшков Константин Николаевич ; АН СССР ; изд. подгот. И.М. Семенко ; [редкол.: Д.С. Лихачев (председатель) и др. ; отв. ред. Д.Д. Благой]. - М. : Наука, 1978. - 607 с. : ил. - (Литературные памятники).
Будут интересны читателям и книги о жизни, деятельности и творчестве поэта:
Майков, Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения / Майков Леонид Николаевич. - М. : Аграф, 2001. - 528 с. - (Литературная мастерская). - ISBN 5-7784-0163-9.
Книга была написана более ста лет тому назад, но она до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией К.Н. Батюшкова. Книга эта вышла отдельным изданием в 1896 году, но ее история начинается несколько раньше - впервые майковская биография Батюшкова увидела свет в 1887 году, когда праздновался столетний юбилей со дня рождения поэта. Этот год ознаменовался весьма значительным событием: на прилавках книжных магазинов появилось первое полное издание Сочинений и писем поэта. Л.Н. Майков взялся подготовить небольшую справку о жизни Батюшкова, которая по замыслу издателей должна была открывать Собрание. Однако в ходе работы короткая справка разрослась в обширную биографию поэта, основанную на воспоминаниях современников, документальных свидетельствах, фактах разной степени значимости, скрупулезно собранных и проверенных П.Н. Батюшковым, а также автором биографии Л.Н. Майковым.
Научная компетентность труда Майкова, с одной стороны, и его увлекательность, с другой, сделали биографию Батюшкова интересной не только для ученых-филологов, но и для широкого круга читателей. Предлагаемое читателю издание дополнено рядом историко-литературных статей (В.А. Кошелева, О.А. Проскурина, А.Л. Зорина, Н.Н. Зубкова), проливающих новый свет на некоторые факты судьбы поэта.
Сергеева-Клятис, А. Ю. Батюшков / Сергеева-Клятис Анна Юрьевна, Батюшков Константин Николаевич ; Анна Сергеева-Клятис. - Москва : Молодая гвардия, 2012. - 283, [1] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 21. - (Жизнь замечательных людей ; вып. 1570 (1370)). - Библиогр.: с. 276-277 и в примеч.: с. 250-277. - Имен. указ.: с. 278-282. - ISBN 978-5-235-03515-7.
В книге, предлагаемой вниманию читателей, биография Батюшкова представлена в наиболее полном на сегодняшний день виде; учтены все новейшие наблюдения и находки исследователей, изучающих жизнь и творчество поэта. Помимо прочего, автор ставила своей целью исправление застарелых ошибок и многочисленных мифов, возникающих вокруг фигуры этого гениального и глубоко несчастного человека.
Прилепин, З. Взвод : офицеры и ополченцы русской литературы : [16+] / Прилепин Захар ; Захар Прилепин. - Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2019. - 731, [1] с. : ил. ; 22. - (Захар Прилепин: биографии). - Избранная библиография в конце книги. - ISBN 978-5-17-100820-8.
«Мне очень нравится военное ремесло» — так словами замечательного поэта, штабс-ротмистра Константина Батюшкова Прилепин начинает главу о нем. Прошедший через три войны, он, по меткому замечанию писателя, никогда не изменял себе «в следовании национальному родовому коду: войне». Именно Батюшков, по мнению автора книги, «открыл в русской поэзии саму традицию «поэта-фронтовика», причем именно он первым в русской литературе населил тогда военную поэзию не только полководцами, как было принято в то время, но и рядовыми ратниками, лица которых он увидел, и смысл победы, слагаемой из тысячи малых подвигов, разгадал…». Главное же, по мысли Прилепина, состояло в том, что, презирая «казенный» патриотизм и будучи искреннейшим европейцем, Батюшков тем не менее соединял ценности Родины и свободы в единое неразрывное целое:
Отдайте ж мне мою свободу!
Отдайте край отцов,
Отчизны вьюги, непогоду,
На родине мой кров,
Покрытый в зиму ярким снегом…
«Родина — вот наивысшая степень свободы», — комментирует Прилепин, завершая рассказ о своем мятежном герое.
Все представленные в обзоре книги вы найдете на абонементе (Псков, ул. Профсоюзная. д. 2, 1 этаж, каб. 103).
Светлана Галактионова, заведующая отелом абонемента (тел: 72-84-03)