В очередном выпуске «Литературного четверга» будут представлены издания, переданные в дар библиотеке имени Курбатова на XVII Международном форуме «Русский Запад» в рамках издательской программы Правительства Москвы.
Познакомимся с Прекрасными Дамами Конан Дойла, дядей Пушкина, Москвой Булгакова, Андреем Белым, Наташей Тургеневой, а так же узнаем, кого известный российский писатель Юрий Поляков называет «моей Вселенной» (и это не женщина, хоть и женского рода).
Перед вами две новые книги о музах великих писателей и поэтов. Первые упоминания о музах встречаются у древнегреческих поэтов. Это были не просто очаровательные вдохновительницы, а дочери Зевса. Ни одно художественное произведение не создавалось без их участия — выдающиеся идеи возникали не в результате мысленного процесса творца, а даровались богами свыше. Музы же выступали посредниками. Спустя тысячелетия великие произведения все еще рождаются благодаря музам, вдохновляющим творцов неземной красотой, умом, обаянием. Какие женщины становятся музами и чем для них заканчивается жертвенная преданность творцу? Многие истории известны.
Донскова, И. И. Рыцарь Конан Дойл и его Прекрасные Дамы : 12+ / Донскова Ирина Ивановна ; Ирина Донскова. - Москва : Вече, 2021. - 382, [1] с. : ил. ; 21. - (Любовные драмы).
Все мы знаем детективные истории с участием Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Они принесли автору мировую славу и известность. Но Конан Дойл был автором не только детективных рассказов, он писал исторические и приключенческие романы, книги по спиритизму и оккультизму. А своим лучшим произведением считал исторический роман о Столетней войне «Белый отряд». Хотя именно успех детективных циклов позволил ему оставить врачебную практику и полностью сосредоточиться на литературном творчестве.
Конан Дойл до последних своих дней оставался рыцарем. Рыцарем по отношению к своей Родине, за которую он мог отдать жизнь, находясь на Англо-бурской войне в качестве военного хирурга. И по отношению к своим Прекрасным дамам. Первой и главной женщиной в жизни Конан Дойла была его мама. Мэри Дойл – женщина сильного характера, дальняя родственница Вальтера Скотта, души не чаяла в своём сыне и возлагала на него большие надежды. Она интересовалась литературой и поощряла путешествия сына в мир книг. Всю свою жизнь он хранил преданность этой маленькой и сильной женщине, прислушиваясь к её советам, отчитываясь в своих письмах, которые он с неизменной нежностью писал ей раз в неделю, об всём, что с ним происходило и что было на душе. «Лучшая из мам», «любимая матушка» - так он называл её в письмах, и вряд ли это совпадение, что и его первую дочь, и милую любящую жену доктора Ватсона он назовёт Мэри.
6 августа 1885 года Конан Дойл вступает в брак с Луизой Хоукинс. Она не имела образования, которым можно было бы блеснуть, ни изысканного воспитания, не могла похвастаться и благородным происхождением. Всё в ней было просто и естественно. Ей было чуждо жеманство, кокетство, капризы и своеволие. Мечтая об идеальной семье, она делала всё, чтобы соответствовать той модели, которую сама для себя сформировала: идеальная жена и мать, маленький ангел-хранитель для своей семьи, главная задача которого - уберегать мужа от волнений, избавлять от бытовых проблем, окружать заботой и любовью. Трогательная и беззащитная, она была из тех женщин, чьи силы удваиваются, когда надо защитить других. Этот брак продлился почти 20 лет, до самой смерти Луизы. А в автобиографии Конан Дойл так напишет о своей первой жене: «Ни у одного человека не могло быть более милой и привлекательной спутницы жизни», «…пока мы были вместе, не было ни единого случая, чтобы наша привязанность нарушалась какой-либо серьёзной размолвкой или расхождением».
15 марта 1897 года Конан Дойл будет отмечать всю свою довольно ещё долгую оставшуюся жизнь. В этот день он встретил Джин Лекки и влюбился без памяти. Ему было в то время 38, ей 24. «Это было похоже на вспышку молнии, а затем последовали раскаты грома, ибо ситуация была поистине безнадёжная: влюбленные при всём своём желании не могли бы жить дальше своими прежними жизнями, но и вместе быть тоже не могли. Сэр Артур был женат, а его жена Луиза смертельно больна. Дойл впитал дух рыцарства, по сути, ещё с молоком матери, а потому его личный кодекс чести никогда не позволил бы ему бросить слабую и беспомощную женщину и мать его детей». Артур и Джин обвенчались только через год после смерти жены. Семейная жизнь по-прежнему была главным источником радости и вдохновения. В одном из дневников Конан Дойла есть запись, сделанная рукой Джин уже после его смерти. Целуя супругу перед сном в новогоднюю ночь 31 декабря 1913 года, Артур сказал ей: «Спасибо за всё, что ты сделала для меня в этом году, дорогая. Ни у одного мужчины в этом мире нет такой жены. Ты совершенство. Я ничего не хотел бы изменить в тебе даже самую малость. Господь был очень милостив ко мне. Это был счастливый год». История сохранила трогательное описание последних минут жизни создателя самого известного в мире детектива: «До самой старости он вел активный образ жизни: много занимался спортом и путешествовал. Однако весной 1930 года возраст взял свое: самочувствие не позволяло писателю жить в привычном темпе, большую часть времени он проводил в постели. 7 июля 1930 года Артур Конан Дойл, гуляя по своему саду, внезапно почувствовал себя плохо и упал. Он лежал на земле, держась одной рукой за сердце, а второй сжимая цветок. Когда над ним склонилась испуганная жена, писатель прошептал ей: "Ты замечательная", - после чего потерял сознание и вскоре скончался. Артуру Конан Дойлу был 71 год».
Всем, кто интересуется творчеством Артура Конан Дойла, книга будет чрезвычайно интересна. Здесь вы найдете интересные сведения о создании Конан Дойлом его выдающихся произведений. Узнаете, кто являлся прототипами его героев и какие события подталкивали его к написанию. Очень познавательная книга о замечательном писателе и человеке.
Андрей Белый и Наташа Тургенева : роман в письмах : материалы из архива Гетеанума (Дорнах) / Байер Томас [и др.] ; составление, вступительная статья, подготовка текста и примечания Томаса Байера и Моники Спивак ; ответственный редактор: Максим Амелин. - Москва : Рутения, 2020. - 383, [1] с., [20] л. ил., цв. ил., портр., факс. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр.: с. 378-379, в примеч. и в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 380-384. - ISBN 978-5-6043658-8-5.
Книга Томаса Байера и Моники Спивак приоткрывает нам немало тайн и неизвестных страниц из жизни не только Андрея Белого, но и других представителей Серебряного века. У этого издания любопытная предыстория. Несколько лет назад профессор из колледжа Мидельберри в штате Вермонт, блестящий переводчик русской литературы на английский язык (его перу принадлежат переводы Достоевского, Соловьёва, Белого, Солженицына), Томас Байер, обнаружил в одном из европейских архивов 13 писем Андрея Белого к сестре его жены. Некоторые из этих писем, были явно любовного содержания. Байер опубликовал заметку о переписке в филологическом сборнике «Арабески Андрея Белого» (2017); в 2019 году вышло немецкое издание писем. Основываясь на этих письмах, Томас Байер совместно с Моникой Спивак - известным филологом, исследователем литературы Серебряного века, директором «Мемориальной квартиры Андрея Белого» на Арбате, подготовили к изданию данную книгу.
Письма, публикующиеся впервые, проясняют довольно сложные отношения Андрея Белого с сестрами Тургеневыми. Опубликованная переписка раскрывает нам основу конфликта, по сути, разрушившего союз Аси Тургеневой и Андрея Белого. Послесловием к этому сюжету служит пространное послание Белого к М. Я. Сиверс (Штейнер) от 13 января 1916 года с подробным разъяснением его взглядов на проблему "любви из свободы" и детальным анализом отношений с Асей и Наташей. Андрей Белый – символист, и к чтению нужно приступать, держа в голове эту мысль. Вместе с женой Асей и её сестрой Наташей они были последователями антропософии и учениками Рудольфа Штейнера, австрийского доктора философии, педагога, лектора и социального реформатора; эзотерика, оккультиста, ясновидящего и мистика XX века. И на первый взгляд простая история супружеского адюльтера в исполнении этих увлечённых «духовными науками» людей приобретает масштабы не то шекспировской трагедии, не то гротеска.
Сами письма составляют лишь малую часть издания. Более трех четвертей книги - это подробные научные комментарии, объясняющие читателю связь событий, о которых говорится в книге, с культурным и жизненным контекстом той эпохи. Занимающие большую часть книги комментарии Томаса Байера и Моники Спивак делают эту книгу интересной и увлекательной для очень широкого круга читателей. Роман Андрея Белого и Наташи Тургеневой не назовешь красивым, но это действительно кульминационный момент в жизни знаменитого символиста и автора «Петербурга», и под знаком этих событий и их последствий прошла вся дальнейшая художественная и мемуарная деятельность Андрея Белого.
А теперь мы совершим прогулки по Москве, вместе с известными писателями России. В 2023 году, в выходные дни 9 и 10 сентября, Москва отмечает день города - 876 лет исполняется столице нашей Родины.
Тормозова, Л. И. Василий Львович Пушкин в Москве : [литературно-историческое исследование] / Тормозова Людмила Илларионовна, Пушкин Василий Львович ; Людмила Тормозова. - Москва : У Никитских ворот, 2014. - 109, [2] с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр.: с. 106-110. - ISBN 978-5-91366-924-7.
В Москве много сохранившихся старинных зданий, связанных с именами известных русских писателей и поэтов. В книге рассказывается об истории дома № 36 на Старой Басманной улице. В этом доме с 1824 по 1828 год жил дядя Александра Сергеевича Пушкина - Василий Львович Пушкин. Много ли мы знаем о дяде Александра Сергеевича Пушкина? Специалисты – да, простые читатели – навряд ли. Перед нами интересное литературно-историческое исследование, посвящённое жизни и творчеству поэта конца XVIII – начала XIX века. Издание основано на документальных и архивных материалах.
Василий Львович был не только дядей великого русского поэта, но и его наставником, учителем, первым открывшим его талант стихотворца и писателя. С большим уважением относился к дяде и Александр Сергеевич Пушкин. Впервые он приехал к дядюшке 8 сентября 1826 года, после встречи с императором Николаем I в Чудовом дворце Кремля. Десять лет поэт не видел дорогого дядюшку. «Парнасский мой отец», «Писатель нежный, тонкий, острый, мой дядюшка», – так называл его Александр Пушкин. Позднее Александр часто навещал Василия Львовича. Любопытна история самого дома. Которому в 2020 году исполнилось 200 лет. Какое-то время дом был жилым с коммунальными квартирами. В начале 30-х годов в одной из комнат разместился ЗАГС Бауманского района, потом его перевели в другое помещение. После войны постепенно жильцы этого коммунального дома переезжали в новостройки. И когда наконец в 1974 году уехали последние жильцы, дом какое-то время оставался бесхозным, что, увы, сказалось на его сохранности: он пережил три пожара... В 1975 году дом был взят в аренду трестом Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР. В 1998 году было принято постановление Правительства Москвы «О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры «Дом Василия Львовича Пушкина» по адресу: ул. Старая Басманная, 36, строение 1, и по созданию в нем филиала Государственного музея А.С. Пушкина».
В настоящее время здесь находится Дом-музей Василия Львовича Пушкина. Расположено здание в пешей доступности от метро «Бауманская». Прогуляться придётся минут 10-15, зависит от того, каким шагом вы любите ходить. Но во время прогулки успеете полюбоваться и сохранившимися постройками XIX века, красивыми церквями и храмами. В уютной гостиной этого дома, хозяин принимал своих гостей, среди которых, были Вяземский, Дельвиг, Мицкевич и другие известные поэты и писатели. Василий Львович слыл ярым модником, любителем прекрасных дам и остроумным собеседником. Он увлечённо рассказывал гостям о своём заграничном путешествии во Францию. Здесь будущий поэт Александр Пушкин зачитывал свое сочинение, в последствии вошедшее в сборник под названием «Путешествие в Арзрум». Из гостиной мы попадаем в столовую. Экспозиции данной комнаты рассказывают о гостеприимстве хозяина дома. Стол сервировали самыми лучшими приборами и посудой, подавались самые лучшие блюда, шампанское «лилось рекой». В кабинете Василия Пушкина на письменном столе лежат самые известные произведения любимого племянника - «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила». Василий Львович очень гордился своим племянником, восхищался его сочинениями. Да что говорить, именно он повлиял на поэтическую карьеру будущего великого поэта. Сначала дядюшка «устроил» Александра Сергеевича в Царскосельский лицей, поощрял его начинания в поэзии. А в дальнейшем зачитывал его стихотворения перед лучшими и известными писателями и поэтами того времени. Все это способствовало популяризации поэзии А. С. Пушкина, и становлению его как лучшего поэта. Интересна в книге не только история конкретного дома, но и факты биографии, свидетельства современников о характере Василия Львовича. Близкие и родные признавали его добросердечность и простодушие, которые он не раз доказывал по отношению к ним. Книга будет интересна не только историкам и литературоведам, но и широкому кругу читателей, интересующихся творчеством и личностью Василия Львовича Пушкина.
Прогулки по Москве с Василием Львовичем Пушкиным : [к 250- летию со дня рождения В. Л. Пушкина] / Михайлова Наталья Ивановна, Пушкин Василий Львович ; Гос. музей А. С. Пушкина ; [вступ. ст., аннот. и примеч. к письмам А. С. Пушкина: Н. И. Михайлова ; cост.: Н. И. Михайлова, Ф. Ш. Рысина]. - Москва : Планета, 2016. - 118, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 24. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр. в примеч.: с. 114-119 и в тексте. - ISBN 978-5-9907466-4-0.
Данное издание приурочено к 250-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина. Читателям предоставлена возможность вместе с ним совершить увлекательную прогулку по Москве. Можно представить, как выйдя из дома Василий Львович идёт по городу и видит Большой театр, Тверскую улицу, Петровский дворец, Кузнецкий мост и Арбат. Слышит звон колоколов Елоховского собора и храма Никиты Мученика. Вместе с ним мы посетим и некоторые подмосковные усадьбы, где он встречался со своими друзьями. А помогут нам в этом редкие акварели, гравюры и литографии 19 века, запечатлевшие первопрестольную пушкинского времени, путеводители по Москве, объявления в газете «Московские ведомости», стихи и письма самого В.Л. Пушкина, стихи А.С. Пушкина и других поэтов той эпохи, а также дневники и мемуары их современников. Благодаря красочным иллюстрациям, мы сможем увидеть, как выглядело то или иное здание в то время и как оно выглядит сейчас. Как написал Василий Львович в одном из своих стихотворений:
«Но я живу ещё для искренних друзей,
Душе и сердцу милых;
Живу ещё для Муз и в хижине моей
Не знаю скуки я, не вижу дней унылых.
С спокойной совестью быть можно одному!
Молчу по суткам – и мечтаю,
Я счастья всякому желаю,
А зла, Бог видит, никому.
К чему мне пышные обеды,
Где в винах дорогих купают стерлядей?
Живу для мирныя, приятныя беседы
И добрых, ласковых людей.»
Всем, кто интересуется историей Москвы, эта книга будет интересна и как путеводитель.
Яблоков, Е. А. Москва Булгакова : [12+] / Яблоков Евгений Александрович, Булгаков Михаил Афанасьевич ; Е. А. Яблоков. - Москва : Кучково поле, 2020. - 366, [1] с. : ил., портр. факс. ; 21. - (Издательская программа Правительства Москвы) (Московская библиотека). - Библиогр.: с. 363. - Указ. имен: с. 364-366. - ISBN 978-5-907171-18-3.
Это книга о том, как столица отражалась в произведениях писателя, его дневниках и письмах. В своих книгах Михаил Булгаков уделяет столице столько внимания, что город можно назвать полноправным героем его произведений. Причем глядит он в нее, говоря блоковским языком, «и с ненавистью, и с любовью». Не будучи москвичом по рождению, Булгаков стал одним из самых «московских» писателей. Образы Москвы 1920-х - 1930-х годов воплотились в его художественных и публицистических произведениях, дневниках и письмах, а также в воспоминаниях тех, кто был рядом с ним. Отдельные главы книги посвящены столичному транспорту. - «Известнейший трамвайный маршрут «А» - «Аннушка» - был открыт в 1911 г. И существовал 20 лет. Кольцом «А» именовалось Бульварное кольцо, по которому проходила основная часть маршрута.» И здесь же приводятся строки из произведения Булгакова «Москва краснокаменная» - «Жужжит «Аннушка», звонит, трещит, качается. Во что попало одеты граждане. Блузы, рубахи, френчи, пиджаки. Больше всего френчей – омерзительного наряда, оставшегося на память о войне. Кепки, фуражки. Куртки кожаные. На ногах большей частью подозрительная стоптанная рвань с кривыми каблуками. Но попадается уже лак. Советские сокращенные барышни в белых туфлях. Катит пестрый маскарад в трамвае.» Или фотография Брянского вокзала, под которой читаем булгаковский текст из фельетона «Сорок сороков» - «По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу.» Таких архивных фотографий в книге много. И в сочетании с порой горькими, порой смешными, всегда очень точными цитатами из произведений Булгакова, рассматривать этот документальный материал крайне интересно.
В трех повестях Булгакова первой половины 1920-х. годов – «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - город является одним из важнейших «персонажей». Автор книги предлагает последовательно пройти по городскому пространству этих повестей, повторяя передвижения героев повестей Михаила Булгакова. «Мастер и Маргарита» - этот роман считается самым «московским» произведением. Фотографии Малой Бронной, аллеи на Патриарших прудах, Страстная площадь и другие фото, упоминаемых в произведении московских мест, дают возможность ближе проникнуться атмосферой того времени. Используя фрагменты из книг и писем Булгакова, летопись столицы, фотографии, Евгений Яблоков рисует яркий и красивый образ и старая Москва спрятана в самой его сердцевине. После знакомства с книгой хочется снова перечитать произведения Булгакова, погулять по Москве и взглянуть на знакомые ландшафты — вокзалы, дома, набережные — его глазами. Кто знает, может, мелькнет на Патриарших суетливая Аннушка или покажется на миг на крыше дома Пашкова темная фигура Воланда. Научно-популярное издание предназначено всем интересующимся биографией и творчеством Булгакова, и историей Москвы начала XX века.
Моя вселенная - Москва : Юрий Поляков: личность, творчество, поэтика : [сборник : к 60-летию со дня рождения / Калитин Петр Вячеславович, Поляков Юрий Михайлович ; отв. ред, сост.: проф., д.филос.н. П. В. Калитин]. - Москва : Литературная газета : У Никитских ворот, 2014. - 511 с., [8] л. портр. : портр. ; 22. - (Издательская программа Правительства Москвы). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-5-91366-943-8.
Выпуск книги был приурочен к 60-летию Юрия Михайловича Полякова. Оригинальные мнения известных писателей, таких, как Лариса Васильева, Александр Проханов, Владимир Личутин, Павел Басинский, Сергей Шаргунов и др. о творчестве, произведениях и личности самого Юрия Полякова, являются главными составляющими книги. Юрий Поляков – коренной москвич. Из книги – Владимир Куницын «Феномен Юрия Полякова» - «Юрий Михайлович родился в 1954 году в Москве в семье рабочих и до шестнадцати лет имел возможность вникать во все многообразные радости заводского общежития. Думаю, этот факт в его биографии оказал мощное влияние на последующую творческую жизнь. Кто прошёл через коммунальный рай, тот по себе знает, что уж чему-чему, а умению постоять за себя он учит. Жизнестойкость и врожденная наблюдательность, напитанная богатыми впечатлениями бытового коммунизма, - это уже кое-какая оснастка для предстоящих литературных заплывов.»
Подробнее о детских годах Юрия Полякова и о том, как выглядела и чем жила Москва в то время, можно узнать из его романа «Совдетство», изданном в 2021 году. Город Москва и люди, живущие в нём, являются главными действующими лицами произведений Юрия Полякова. Из книги - «Стоит сказать, что проза Юрия Полякова совершенно по-новому показывает нам москвича. Для Полякова москвич – родной человек, современник, земляк, человек общей с ним доли. А Москва Полякова – это город, где живут люди, построившие свою судьбу на том, чтобы никому сознательно не делать зла. Своим фактом рождения в первопрестольной они отвечают за этот город, за его настроение и за его микроклимат, за то, чтобы зло в нем не восторжествовало. Таков Башмаков из «Замыслил я побег…», таков Свирельников из «Грибного царя», таков Кокотов из «Гипсового трубача», таков герой «Козлёнка в молоке».
Москвич Полякова с детства потрясён величием своего города и охвачен желанием жить с ним в гармонии, поскольку он вечен, а рядом с вечностью надо выглядеть соответствующе. При этом Москва для него не что-то изолированное, с ней никак не сочетается новое словечко «мегаполис». Она многолика, в ней всё: и уют и необъятность одновременно. Она концентрированный образ страны. Конечно же все обращения автора к городу не оторваны от содержания, они всегда интегрированы в сюжет и поэтому не выглядят вычурно – каждое место, каждая уличная сцена происходит там, где нужно и когда нужно. Московская вселенная Юрия Полякова – это во многом вселенная подтекста, вселенная размышлений. У этой вселенной свои короли и принцессы, свои шуты, свои чернорабочие. И если кому-то покажется, что она организована через чур хаотично, то это лишь от того, что всю сразу её невозможно охватить.» - Максим Замшев «Московская вселенная Юрия Полякова.» В 2024 году Юрию Михайловичу Полякову исполнится 70 лет. Будем ждать новых книг автора, где наряду с героями, одним из действующих лиц будет город Москва.
Со всеми представленными в обзоре книгами можно познакомиться в отделе абонемента.
Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента (Кабинет № 103, первый этаж. Тел. 72-84-03)