«Нет в мире более гуманных профессий, чем профессии врача и педагога» - эти слова принадлежат педагогу и мыслителю, создателю педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, Василию Александровичу Сухомлинскому. 28 сентября исполняется 105 лет со дня его рождения. Сегодняшний «Литературный четверг» будет посвящен жизни и творчеству педагога-новатора. Вновь обратимся к книгам из отдела хранения основного фонда библиотеки.

tartakovskiiТартаковский, Б. С. Повесть об учителе Сухомлинском / Тартаковский Борис Семенович. - М. : Молодая гвардия, 1972. - 272 с.: ил.

Автор книги, русский, советский прозаик, журналист, детский писатель Борис Семенович Тартаковский, хорошо знал Василия Александровича Сухомлинского. Творческая дружба писателя с учителем началась с письма, которое заинтересовало Тартаковского, по его свидетельству, «глубиной мысли, тонким пониманием детской психологии, своеобразной постановкой, казалось бы, знакомой проблемы – воспитания у подростков чувства коллективизма, дружбы». Позже, в шестидесятые годы, когда писатель работал над повестью об учителе и приезжал в Павлыш, они ежедневно встречались. Автор книги наблюдал своего героя среди детей, педагогов, родителей, в семье, бывал на уроках и занятиях с дошкольниками. Их ежедневные многочасовые беседы записывались на магнитной ленте. Именно эти записи стали основой для написания книги и дали возможность проследить жизнь выдающегося педагога с отроческих лет и до последнего часа. Перед нами раскрывается облик человека изумительной чистоты и благородства, сделавшего смыслом своей жизни профессию учителя. Книгу нужно читать с карандашом или ручкой в руках, чтобы делать пометки и записи, так много интересных и полезных мыслей она содержит. Вот что говорил В.А. Сухомлинский о труде учителя: «Труд учителя ни с чем не сравним и не сопоставим. Ткач уже через час видит плоды своих забот. Сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла, вызванному его усилиями. Пахарь через несколько месяцев любуется колосьями от зерен, брошенных его рукой. Учителю же нужно трудиться годы и годы, чтобы увидеть своё творение. А бывает, проходят и десятилетия…»; «Сколько бы не говорили о благородстве и величии труда учителя, эти слова останутся пустым звуком, если личность учителя не авторитетна в глазах его питомцев…»; «Нужно понять, что двойка – это инструмент, который хороший учитель хранит в запаснике и пользуется им редко. Если учитель ставит много двоек, особенно в младших классах, он расписывается в своём бессилии…» В книге приводятся размышления педагога о семье, любви и дружбе, трудных детях. А как актуально звучат в наше время следующие слова Василия Александровича – «Среди бед человеческих самая большая беда – потерять мужество, стать мелким, трусливым, жалким существом. Если ты потерял мужество, ты можешь потерять всё: честь, уважение, доверие, ты можешь потерять и Отечество, потому что от трусости до измены один шаг. Дорожить мужеством надо так же, как и честностью, дорожить стойко. Страшной бедой человеческой является пустота души. Человек тогда по-настоящему, по-человечески дорожит своей жизнью, когда у него есть чем дорожить больше жизни, если у него есть идеал, во имя которого он готов пойти на смерть.»

serdceСухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский Василий Александрович. - 5-е изд. - Киев : Радянська школа, 1974. - 288 с.

Название книги точно отражает девиз жизни В.А. Сухомлинского. Всю свою жизнь он не жалея своих сил и здоровья с полной самоотдачей занимался воспитанием подрастающего поколения. В этой книге речь идет о школьниках младших классов. Василий Александрович значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, актуальна и в наше время. Большое внимание в книге уделяется воспитательной работе в начальных классах. Сухомлинский считал, чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью ребенка - отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. А процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста. Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся. «Отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки. Она должна быть наградой за трудолюбие, а не карать за нерадивость. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя».

Сухомлинский не только призывал к познанию личности ребенка, но и придавал большое значение мудрой власти наставников детей, так как непосредственное влияние воспитателя на воспитанника – необходимый и важный фактор воспитания. По мнению Сухомлинского нельзя воспитать человека, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан».  Вместе с тем в работе «Сердце отдаю детям» он акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость. Большое внимание в книге уделяется трудовому воспитанию. Сухомлинский считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие, как важнейшая черта морального облика, воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Физический труд должен быть обязательным для всех. «В формировании совершенной личности важно не только умственное и нравственное воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности труду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость.» «Мы должны воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Уровень знаний молодого человека 70-90-х годов будет неизмеримо выше уровня знаний молодежи предшествующих десятилетий». Эти слова Сухомлинского остаются современными и в наши дни.

grazhdaninСухомлинский, В. А. Рождение гражданина / Сухомлинский Василий Александрович ; пер. с укр. Н. Дангуловой. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 336 с., 9 л. ил.

Это вторая книга трилогии о становлении личности ребёнка. Её начало – «Сердце отдаю детям», заключение – «Письма к сыну».  Книга «Рождение гражданина» - плод многолетних раздумий педагога над сложными вопросами формирования личности подростка. Здесь он выстраивает целостную систему воспитания, которая и составила в итоге основу советской школы. Как воспитать у ребенка интерес к знанию, как научить его трудиться с радостью, как пробудить и развить в нем стремление к красоте. Много непростых и острых проблем поднимает Сухомлинский в книге. Многолетние наблюдения за жизнью ребят в школьных коллективах привели его к выводу, что в подростковом возрасте у детей происходят такие глубокие изменения в духовной жизни, что много в их поведении, взаимоотношении со сверстниками, в эмоциональном и моральном развитии кажутся взрослым непонятными. Многие педагоги жалуются на то, как трудно им работать с подростками, да и сами родители иногда признаются, что не могут справиться с собственным ребёнком, который раньше всегда был таким спокойным, управляемым, а вот в 6 – 7 классе он стал совсем другим: каким-то своенравным, невыдержанным и прямолинейным, порой грубым и дерзким, болезненно самолюбивым. Он становится резким в суждениях об окружающем мире, о поведении старших. Порой, создаётся такое впечатление, что ребёнок не слышит и не хочет слышать не педагога ни родителей. В чём дело? И Сухомлинский подсказывает нам, что поведение подростка зависит не только от тех естественных изменений которые проходят в его растущем организме, но и во многом от того, как его воспитывали в детстве. Зная, насколько сложен труд педагога, как сложно построить правильное отношение с подростком, он обращается с просьбой сдерживать свои эмоции, беречь нервную систему ребенка. Потому что отрочество – это ещё и пора глубоких качественных изменений мозга подростка. Работая, особенно с подростками которых мы называем «трудными», нужно не читать им морали, за то, что они мешают вести урок, не выгонять с урока, не пересаживать за последнюю парту, а постараться понять, в чём истинная причина агрессивного поведения и протеста. Необходимо завоевать доверие подростка, направить его мысли и энергию в правильное русло и помочь найти выход из создавшегося положения.

Изучая работу Василия Александровича Сухомлинского мы ещё раз убеждаемся насколько предан был великий педагог своему делу, как он любил свою работу и своих воспитанников. Ничто не ускользало от его внимания. Он пишет о том, каким должен быть режим питания, труда и отдыха подростка, как должен быть организован труд и отдых во время каникул, заостряя внимание на том, что и в этот период и воспитателям, педагогам и родителям необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха. Отдых тоже должен быть связан с процессом самовоспитания, с преодолением подростком трудностей, с закаливанием, с упражнениями, требующими силы воли. Рассуждая о важности развития у детей ловкости, пластичности, и красоте движений он поясняет, что это необходимо для сознательного и умелого управления своим телом, которое начинается с управления рукой, обратного влияния руки на мозг, благодаря которому вырабатывается пластичность, чуткость взаимодействия систем: рука – мозг; тело – мозг; работа – мозг. И завершая книгу Василий Александрович пишет: «Высшей наградой за труд, за тревожные дни и бессонные ночи является для меня то, что воспитанники мои стали настоящими сыновьями своей Родины: они знают какой дорогой ценой досталось их поколению счастье труда, материальные и духовные блага. Им дорог каждый стебелёк на родной земле, они готовы отдать жизнь за свою Отчизну».

pisma k synyСухомлинский, В. А. Письма к сыну / Сухомлинский Василий Александрович ; В. А. Сухомлинский ; [предисл. Г. Медынского]. - Москва : Просвещение, 1979. - 93, [2] с. - Библиогр.: с. 95.

«Письма к сыну» - завершение трилогии о становлении личности ребёнка. Написанная в своеобразном жанре, книга содержит беседы отца и сына-студента о смысле жизни, роли труда, личностном и профессиональном развитии, о гражданском, нравственном и физическом становлении молодого человека, о восприятии им окружающей жизни, о роли отца и матери в семье - и многих других проблемах и вопросах, которые волнуют молодёжь в любые времена.  Василий Александрович, как и любой родитель обеспокоен судьбой сына, который покинул родной дом и стал на путь самостоятельной жизни, пытается помочь ему сформировать моральные взгляды по переписке. В книге тридцать писем-ответов на вопросы, которые беспокоили сына педагога, и на которые он стремился получить обстоятельный ответ от отца.  С любовью и мудростью отец передает сыну свой опыт взрослой жизни, мягко направляет, подсказывает и просто беседует с сыном обо всем, что волнует и будоражит юное сердце. Обращаясь в своих письмах к сыну, Сухомлинский учит его анализировать собственные действия, постоянно работать над становлением своего характера, заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием, свободно преодолевать жизненные невзгоды.

Много говорится о роли матери в воспитании ребенка.  Именно любовь и уважение к матери, в будущем, для мальчиков, означает заботливое отношение к женщине вообще. «Женщина-мать - первый создатель жизни. Никогда не забывай, сынок, что она дала тебе жизнь. Мать - самый дорогой и родной человек для каждого из нас. Она - первый педагог в жизни ребенка, который окружает теплом и горячей любовью». Книга заставляет задуматься об отношениях с собственными детьми, с родными и близкими, с окружающими людьми. Заставляет анализировать и переосмысливать свое отношение ко многому в жизни и обратить свой взгляд на вечные ценности. Эта книга будет интересна и полезна для широкого круга читателей.

vospitanieСухомлинский, В. А. О воспитании. [Выдержки из книг и статей] / Сухомлинский Василий Александрович ; [сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик]. - М. : Политиздат, 1973. - 272 с., 1 л. портр. - Лит.: с. 269-270 (35 назв.)

«Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку – моему ученику…» - пишет Сухомлинский. Эта книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей педагога. Читатель получает возможность познакомиться с его мыслями о воспитании детей в семье и школе, о формировании нравственных ценностей. В книге 6 глав и даже по их названию можно понять, как много тем затронуто автором. 1. Воспитание, воспитатель; 2. Учение; 3. Труд; 4. Красота; 5. Коллектив; 6. Нравственность, убеждения.

«Педагогика должна стать наукой для всех»,- писал В.А. Сухомлинский. «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.  Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет». А вот что говорит педагог о свободном времени учителя – «Свободное время учителя – это… корень, питающий ветви педагогического творчества.»; «Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам.»; «Наш педагогический коллектив придерживается правил: учитель никогда не пишет никаких отчетов и информаций, кроме плана воспитательной работы, он не составляет никаких планов, поурочный план – это один из рабочих приемов в индивидуальной творческой лаборатории учителя: если он нужен учителю – план составляется, не нужен – не составляется.»; «Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы к 25-30 годам работы в школе, когда человек поднимается в зенит педагогической мудрости, он чувствовал бы себя опустошенным и бессильным, он должен быть бодрым, неутомимым.»; «Руководство школой – это в первую очередь педагогическое руководство и в последнюю очередь административное

В 1948 году, когда Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни, он придерживался этих правил в своём педагогическом коллективе. В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. Очень большое внимание уделял В.А. Сухомлинский воспитательной работе в школе. Из книги – «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. Я всегда стремился убедить учителей в том, что, если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идёт к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты.»

kollektivСухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. (Методика воспитания коллектива) / Сухомлинский Василий Александрович ; пер. с укр. Н. Дангуловой. - М. : Молодая гвардия, 1975. - 239 с., 8 л. ил.

Школьные годы – важнейший период становления личности, когда человек впервые начинает полноценно взаимодействовать не только с членами собственной семьи, но и со своими ровесниками. Именно школьный коллектив становится той социальной средой, в которой человек учится заботиться о ближнем, радоваться успехам товарища и переживать его неудачи как собственные ошибки. В книге исследуются закономерности становления и развития общешкольного коллектива. «Школьный коллектив – это не только ученики школы. Он включает в себя также педагогический персонал. Ученический и педагогический коллективы – отдельные объединения, которые живут своей жизнью, каждый из них имеет свои закономерности становления и развития.  Между ними нельзя провести какой-либо резкой границы, они не отделены друг от друга какой-то стеной, они в своём единстве представляют школьный коллектив, вместе с тем они и не сливаются в единое целое…». Сухомлинский предлагал строить всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. «Нравственный опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях является неисчерпаемым источником - бескорыстной доброты, сердечной искренней чуткости и отзывчивости». Так же, как и Макаренко, он считал, что свобода личности выражается не в независимости человека от общества, а в гармоничном сочетании личных интересов и интересов общественных. Свобода личности подразумевает ответственность перед коллективом, которая воспитывается не словами, а делами: «Чем больше сделает коллектив для ученика, тем глубже он ощутит свою ответственность перед товарищами». Коллектив учителей, коллектив учащихся, коллектив родителей были предметом постоянного и пристального изучения и внимания педагога. Именно этой теме, одной из самых сложных и очень важной, в системе педагогики и школьной практики, теме взаимоотношений и взаимовлияния коллектива и личности и посвящена книга.

А закончить обзор я хочу строками из книги «В.А. Сухомлинский о воспитании». Из заключения книги – «Сердце отдаю детям» -  назвал свою главную книгу Василий Александрович. Прежде казалось, что эти слова - емкий литературный оборот для выражения любви к детям. Это стало описанием совершившегося: Сухомлинский отдал детям свою жизнь, свое здоровье, свое сердце. Незадолго до смерти он прислал письмо в журнал «Народное образование» (оно опубликовано в № 11 за 1970 год): «...Состояние здоровья у меня сейчас такое, что через некоторое время два кусочка металла, оставшиеся у меня в груди от войны, продвинутся на несколько миллиметров к какому-то сосуду недалеко от сердца, и тогда - можете поверить, что я отношусь совершенно трезво к тому, что произойдет тогда, но все-таки было бы лучше, если бы об этом не знать заранее. К сожалению, я знаю об этом. Знаю от врача. Операции новой делать нельзя-сердце не выдержит. За время, отпущенное мне этими небольшими осколочками, я хочу сделать как можно больше. Буду трудиться изо всех сил, чтобы закончить самое главное - несколько неоконченных книг...» До последней минуты работал Василий Александрович- жажда педагогического творчества не оставляла его. Операцию все же пришлось делать - другого выхода не было. Умер он, не приходя в сознание. Про него можно сказать словами, которые он очень любил: «Он умер, не обратив внимания на смерть».

Василий Александрович Сухомлинский ушёл из жизни 2 сентября 1970 года, немного не дожив до своего 52-летия. Очень много он смог бы ещё сделать и написать, если бы не последствия ранения. Но оставленное им педагогическое наследие живёт, остается востребованным и помогает, и в наше время, современным педагогам и наставникам.

Все, кто более подробно захочет познакомиться с представленными в обзоре книгами, обращайтесь в отдел абонемента. Мы закажем их для вас из отдела хранения основного фонда библиотеки.

Главный библиотекарь отдела абонемента Ольга Крупская

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество