Почти 30 лет в октябре в большинстве стран мира чествуют учителей, воспитателей и преподавателей. Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен Международному Дню Учителя.
Кузнецов, С. Ю. Учитель Дымов : роман : [16+] / Кузнецов Сергей Юрьевич ; Сергей Кузнецов. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2021. - 413, [1] с. - (Новая русская классика). - ISBN 978-5-17-105379-6.
Книгу Сергея Кузнецова «Учитель Дымов» по праву можно назвать семейной сагой. Действие длится с зимы 1943 до 2012 года. Автор рассказывает о судьбе трёх поколений Дымовых: провинциального вузовского преподавателя химии Владимира, его сына Валерия, начинавшего свой жизненный путь простым учителем физкультуры и внезапно переквалифицировавшегося в модного учителя йоги, и внука Андрея, который пришёл в школу преподавать литературу, оставив карьеру успешного и популярного журналиста, главного редактора гламурного журнала. Главные герои: Владимир, Валера, Андрей, а название романа в единственном числе - УЧИТЕЛЬ. Каждый представитель семьи рано или поздно приходит к этой профессии.
На фоне исторических событий — жизнь и выбор трёх поколений учителей Дымовых, суть которых выразил старший из них, Володя: «Я преподаю химию, а учу я — мыслить, потому что это единственное, чему можно научить. Можно преподавать физику, математику, немецкий язык, да хоть историю древнерусской литературы — тема не важна, важен метод и рефлексия о нем. А поскольку для умного человека нет ничего интересней, чем мыслить». Учительство становится для Дымовых формой максимального ухода от контактов с государством. Владимир Дымов не готов голосовать «за» или «против» своих коллег-учёных. Его сын Валера — стать диссидентом или вступить в партию. Андрей, представитель третьего поколения Дымовых, — решить, имеет ли он право вывести несовершеннолетних учеников на Болотную площадь.
О чём ещё эта книга? Она о нашей жизни: меняется время, меняются люди, но остаётся поиск своего пути, призвания, будь то учительство, врачевание или что-то ещё. Более того, на примере судеб всех троих Дымовых автор ищет баланс взаимоотношений человека и государства: как прожить жизнь по совести, не писать доносов на коллег и друзей, не участвовать в протестных демонстрациях, но менять мир хоть по чуть-чуть, обучая своих учеников думать. Кузнецов в романе словно создает кредо учителя: «Уехать в провинцию, найти обычную школу, с обычными учениками и обычными учителями, без всякого уникального педагогического коллектива, без веры в то, что лучше этой школы нет ничего на свете… и спокойно учить детей, надеясь, что им прежде времени не подвернется случай стать героями и они просто вырастут честными людьми».
Артюхова, Н. М. Мама ; Леля ; Грибное лето : 12+ / Артюхова Нина Михайловна, Н. С. Горшкова ; Н. М. Артюхова ; ил.: Н. С. Горшкова. - Москва : Даръ, 2021. - 317, [2] с. : ил. ; 21. - ISBN 978-5-485-00669-3.
«Спокойной жизни захотели? Тогда вам не в школу идти, а другую бы себе выбрать профессию: хранителя экспонатов в археологическом музее или что-нибудь в этом роде».
Героиня этой повести известна читателям по книге Нины Артюховой «Светлана». Теперь читатели узнают о жизни взрослой Светланы, молодой учительницы и молодой матери. Нелегкая жизнь началась у Светланы: первые трудности в школе: в коллективе из-за несхожести во взглядах, в работе с детьми и их родителями.
О таких учителях, как Светлана Александровна, всегда говорят «учитель от Бога» или «всем бы таких учителей, как вы». Она может найти подход к каждому ученику: кому помочь с темой разобраться, кому совет дать, как поступить, помирить поссорившихся ребят. Главное, для неё на первом месте стоят интересы ребёнка. Поэтому она порой категорично отстаивает свою точку зрения, когда дело касается её учеников. Для неё быть учителем это даже не работа, а образ жизни, который не позволял ей вести себя вольно, не подобающе вне стен школы, настолько она уважает и ценит эту профессию.
В повести затрагиваются многие проблемы: измена и верность, семья или работа, отношения в коллективе, насилие в семье, плохая компания. Герои повести справляются с этими проблемами достойно, живут и поступают по совести. Чудесная книга о семье, любви, любимой работе и отношениях.
Аромштам, М. С. Как дневник : рассказы учительницы / Аромштам Марина Семеновна ; Марина Аромштам. - Москва : КомпасГид, 2013. - 124, [2] с. ; 22 см. - (Азбука понимания). - ISBN 978-5-905876-40-0.
«А я хорошо запомнила заповедь Джанни Родари из его «Грамматики фантазии»: можно потешаться над сказкой «Красная Шапочка», если ребенок уже освоил ее сказочную материю и пережил все, что надо было поэтому поводу пережить. Но если он еще по-настоящему боится волка и готов отождествиться с Красной Шапочкой, юмор неуместен».
Имя Марины Аромштам на обложке - залог правильного воспитания взрослых. Каждая ее книга - это ниточка, соединяющая мир ребенка и мир взрослого. Как говорить, как учить, как объяснить, как исправить и еще целый миллион «как». Здесь нет готовых рецептов, здесь есть просто жизнь одного человека, для которого педагогика - это не пустой звук и не сухие учебники.
Книга «Как дневник. Рассказы учительницы» – сборник прелестных рассказов, размышлений и зарисовок из жизни очень хорошей учительницы. Начинается все с небольших рассказиков из жизни студентки педагогического института, затем о работе с детьми, но уже более серьёзно, при этом не без иронии и юмора. Книга пронизана добром, уважением и любовью к детям. Здесь масса «экзотических рецептов педагогической кухни», например, «папские пятницы», «перешагивание» из класса в класс, потрясающая ролевая игра с погружением в историю или о том, как важно уметь не читать, а рассказывать детям истории и сказки: «Можно было бы и читать. Но тогда как учить детей пересказывать, если взрослый сам не умеет? Это не очень честно. И я думаю, что умение пересказывать нужно не только в школе. Оно в принципе нужно. Хотя бы для того, чтобы потом, много-много лет спустя, что-то рассказывать собственным детям».
Эта книга отвечает самому популярному определению учителей русского языка и литературы «что такое классика». Это произведение, которое можно с толком перечитывать в любые времена. Книга будет интересна будущим и практикующим учителям, а также всем тем, кто работает с детьми.
Бунимович, Е. А. Девятый класс. Вторая школа : объяснение в любви в 23 частях / Бунимович Евгений Абрамович ; Евгений Бунимович. - Москва : АСТ : Corpus, 2012. - 158, [1] c., [32] с. ил. : ил., фот., портр. - (Corpus ; 191). - ISBN 978-5-17-077207-0.
«Его постоянно спрашивают, как сделать такую школу, дайте рецепт. Шеф отвечает односложно: «Очень просто – надо собрать хороших учителей и не мешать им работать».
Евгений Бунимович — поэт, публицист, педагог, общественный деятель, заслуженный учитель России, автор десяти книг стихов, сборников статей и эссе, а также школьных учебников по математике. Его стихи и эссе печатались во многих странах мира в переводах на английский, французский, немецкий, голландский, испанский, польский, румынский, арабский, китайский и другие языки. «Девятый класс. Вторая школа» — книга воспоминаний о знаменитой 2-й физико-математической школе, слава о которой гремела по Москве и где сложилось совершенно уникальное сообщество неординарных учителей и учеников со свободным взглядом на мир, на окружающую действительность.
Автор весьма точно назвал эту книгу объяснением в любви в 23-х частях. Это объяснение в любви своим юношеским школьным годам и педагогам, которые сделали их счастливыми. Тем, кто привил желание учиться, думать, развиваться. Рассказы о первой любви, о походах, о том, что сейчас называется «движухой». И воспоминания об учителях. О тех, которые не просто знали и любили свои предметы, но с интересом и любовью несли их в массы учеников. Эти люди были не просто знатоками своих дисциплин, но очень яркими, харизматичными педагогами, способными действительно прививать любовь к своим предметам, заинтересовывать. Детей учили думать, иметь своё мнение, разговаривали, объясняли, общались на равных насколько это возможно. И по упоминаниям о том, кто из учеников кем стал теперь в жизни, видно - они действительно стали равными.
Тендряков, В. Ф. Ночь после выпуска : повесть : [для старшего школьного возраста : 12+] / Тендряков Владимир Федорович, Чудновская Екатерина ; Владимир Тендряков ; [художник Екатерина Чудновская]. - Москва : ЭНАС-КНИГА, 2018 [т. е. 2017]. - 155, [2] с. : ил. ; 22. - (Куда уходит детство). - Др. произведения авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-91921-560-8.
«Физик Решников и математик Иннокентий Сергеевич жили в одном доме. Они подошли к подъезду и неожиданно вспомнили: - Э-э! Какое сегодня число? - А ведь да! Двадцать второе июня... - Тридцать один год... В это время, на рассвете, тридцать один год назад начали падать первые бомбы, и двое пареньков в разных концах страны, только что отпраздновавшие каждый в своей школе выпускной вечер, оправились в военкоматы. За окном синело. За узким кухонным столиком перед початою бутылкой два бывших солдата. - Ты можешь представить нынешних ребят в занесенных снегом окопах где-нибудь под Ельней? - Или у нас под Ленинградом, где мы жрали мерзлые почки с берез? - В каких костюмах они сегодня были, в каких галстуках! - Учти, каждый при часах, а первые часы я купил, проработав два года учителем. - И все-таки в счастливое время они живут…- Выпьем за то, чтоб они не мерзли в окопах».
«Ночь после выпуска» — это повесть, в которой автор обратил внимание на то, насколько по-разному смотрят на жизнь взрослые (учителя) и юное поколение (выпускники школы), и попытался поразмышлять о причинах происходящего.
Во время школьного выпускного вечера отличница и гордость школы Юлечка Студенцева выступила с речью, в которой обвинила учителей в том, что обучая учеников различным дисциплинам, они не учили подростков «жизни». В результате, уходя из школы, по мнению Юли, ребята не только не знают жизни, но даже боятся ее. Разумеется, выступление девочки не остается незамеченным. Учителя, собравшись в учительской, начинают жарко спорить о воспитании и моральном облике своих выпускников. А что же ученики? Их спор оказывается не менее жарким. Они устраивают «аттракцион невиданной честности», желая высказать в глаза друг другу все, что накипело за годы совместной учебы. На поверхность выходят многие неприятные и даже мерзкие вещи. Нравственный облик вчерашних школьников оказывается далек от идеала.
После чтения повести есть о чем подумать и школьникам, и педагогам. Тендряков не делает четкого вывода, кто прав, кто виноват, оставляя решение на суд читателя.
Тендряков, В. Ф. Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства : художественные и публицистические произведения : в 2 кн. Кн. 1 / Тендряков Владимир Федорович, Тендряков Владимир Федорович ; Владимир Тендряков ; под ред.: А. Г. Асмолова [и др. ; использованы рисунки В. Ф. Тендрякова ; Школа антропологии будущего]. - Санкт-Петербург : Образовательные проекты : Наука, Санкт-Петербургский филиал, 2020. - 349, [3] с. : ил., портр. ; 25. - (Серия "Школа для каждого - школа для всех") (Проект "Код непредсказуемости"). - ISBN 978-5-98368-143-9.
Замысел книги «Покушение на школьные миражи» направлен на воссоздание общей картины тех ключевых идей о школе, которые на протяжении своей жизни Владимир Фёдорович Тендряков тщательно формулировал, обдумывал, отстаивал, представлял читателям разных поколений. В книге воссоздаётся целостное высказывание Тендрякова об образовании человека не в контексте литературном, а в тесной связи с теми важнейшими исследованиями, замыслами и опытами, которые составили великую картину отечественных педагогических поисков и открытий второй половины XX века. Читатель увидит, что предлагаемые Тендряковым проекты и эскизы решений в большинстве своём остаются остроактуальными и для российской школы на пороге третьего десятилетия двадцать первого века. В первую книгу вошли повести «Шестьдесят свечей» и «Весенние перевёртыши», статьи «Ваш сын и наследство Коменского», «Литинститутский коридор», рассказы «Люди или нелюди» и «День седьмой», ряд писем и воспоминаний. Во вторую книгу вошли роман «За бегущим днём», статьи «Школа и самопознание» и «Просёлочные беседы», ряд статей, писем и рассказов. В оформлении двухтомника использованы рисунки из домашнего архива.
«Мы надеемся, что сложное, драматичное полотно этой большой книги читатель воспримет не как воспоминание о детях и учителях прошедшего века, а как яркий и свежий повод для рождения новых взглядов на школу будущих десятилетий».
Все представленные в обзоре книги вы найдете на абонементе (Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, 1 этаж, каб. 103).
Светлана Галактионова, заведующая отделом абонемента (1 этаж, 103 кабинет, тел.: 72-84-03)