Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен новинкам «мужской» прозы».
Вот и наступила золотая осень. Осень — это самая поэтичная и противоречивая пора. Она прекрасна и красочна, но легко заставляет грустить. Холодна и ветрена, но согревает взгляд яркими и насыщенными цветами. Осень — это время философов и мыслителей. Ничто так наглядно не говорит о быстротечности времени, как шелест опадающих листьев. Этот звук — звук самого хода времени. В это время хочется знакомиться с серьёзными книгами. Авторы – мужчины помогут нам в этом.
Миронин, С. С. Последнее дело Лаврентия Берии : [исторический детектив : 16+] / Миронин Сигизмунд Сигизмундович ; Сигизмунд Миронин. - Москва : У Никитских ворот, 2020. - 534, [1] с. ; 25. - ISBN 978-5-00170-115-6.
Из предисловия книги, от автора – «Настало время создавать документально-художественные произведения, основанные на достоверных фактах, а не на мифах. И этот роман – один из них. Это своеобразное историческое расследование, где методом анализа является изучение логики и вероятности поступков героев. Соединив все факты, я попытался построить логически непротиворечивую модель истории. Я преподношу факты в художественной аранжировке, показываю события без прикрас, и дело читателя – составить своё собственное мнение о том, кто был «кротом». При этом данный текст не является обвинением кого-либо. Просто здесь я попытался проанализировать имеющиеся исторические сведения и свести их в логическую цепочку. Некоторые персонажи и незначимые события являются частью художественного вымысла».
Книга «Последнее дело Лаврентия Берии» продолжает традиции Юлиана Семенова, когда на основе документальных источников пишется исторический детектив, где художественный вымысел минимален. В основе повествования небольшой, но значимый отрезок истории СССР - 113 дней от смерти Сталина до убийства Берии. В литературе этот период заметно политизирован и давно превратился в поле, где сломано немало идеологических копий. Именно поэтому к нему регулярно обращаются исследователи. В книге рассказано, как весной и летом 1953 года Лаврентий Берия вел секретное дело об обстоятельствах смерти Иосифа Сталина и о том, как произошла утечка за рубеж информации о литиевой бомбе. Факты, которые приводит автор, на 180 градусов поворачивают расхожие представления о ранней послевоенной истории СССР. Отзывы на эту книгу противоречивы, но каждый читатель сможет сам порассуждать и составить своё мнение об описываемых событиях и о книге в целом.
Кругосветов, С. Полет саранчи : роман-исследование о "лихих" 90-х : [16+] / Кругосветов Саша ; Саша Кругосветов. - Москва : АСТ, 2023. - 958, [1] с. : ил. ; 21. - (Городская проза). - Именной указатель: с. 862-959. - ISBN 978-5-17-151279-8.
В новой книге Саши Кругосветова (литературный псевдоним российского писателя, учёного и изобретателя Льва Яковлевича Лапкина), интриги, слухи и скандалы переплелись в единый миф. И это неудивительно, ведь герой романа «великий и ужасный» Борис Березовский (БАБ), всемирно известный опальный бизнесмен и политик. Начинается эта книга словно детектив, трагическая смерть Березовского заставляла и заставляет гадать до сих пор, что это было – самоубийство или месть со стороны спецслужб? «Бруквуд – крупнейшее кладбище Британии (покойник обожал масштаб во всём) и одно из самых больших в Европе. Там похоронены многие британцы, оставившие след в истории и культуре страны.» Именно на этом кладбище похоронен опальный бизнесмен и политик. «Траурный кортеж выглядел несколько комично. За роскошным, украшенным цветами катафалком Rolls-Royce следовали черные цилиндры джентльменов похоронной команды, за ними – разношерстная группа близких: бросались в глаза неуместные здесь розовые волосы, яркая помада и не вполне траурные мини-юбки. Никого из высшего света Англии, ни одного сколько-нибудь заметного человека из России». Так описаны похороны в книге.
Полудокументальный роман на 900 страниц, это не только попытка объяснить девяностые или создать портрет Бориса Березовского, но и возможность наблюдать историю из разных точек реальности. В образе главного героя книги прослеживаются и черты самого автора, который не понаслышке знаком с Березовским. Бывший ученый, писатель на сломе систем оказался в большом бизнесе и работал бок о бок с одиозным БАБ. Перед сознанием читателя проходит история ЛогоВАЗа, эпоха жесткого первоначального накопления капитала в стране и ее действующие полукриминальные лица. Параллельно в книге представлено жизнеописание трёх известных в российской истории авантюристов: Троцкого, Азефа, Парвуса. Эти фигуры, возможно выбраны оттого, что автор прозорливо усмотрел в их судьбах перекличку с характером и жизнью нашего современника — Бориса Березовского. Ведь все они одинаково ярко и шумно начинали и все как один бесславно закончили свои блистательные карьеры. Это действительно похоже на контрастный душ, когда «исторические» главы книги, в которых революция, восстания, политические интриги эпохи перемежаются с жесткой правдой о периоде «лихих» девяностых. И такое описание в романе регулярно, и не дает отвлечься от чтения ни на минуту. Даже в истории самого Березовского хватает «температурных» перепадов — то взлет, то падение героя во времена то ли его бедной юности, то ли зрелого периода времен ЛогоВАЗа, то ли завершения головокружительной карьеры.
Из интервью – «Этапы жизни Березовского, Троцкого, Парвуса, Азефа в чем-то схожи. Думаю, о них еще долго будут спорить. Принесли они хоть какую-то пользу нашей стране, или все-таки вреда было больше? Если пытаться мысленно вырезать их из истории или мысленно изменить, сделав лучше или хуже, мы непременно впадем в грех сослагательного наклонения. Но без этих ярких противоречивых персонажей не было бы нашего сегодня. Пора уже научиться принимать историю страны и ее действующих лиц такими, каковы они были, со всеми плюсами и минусами.» Из послесловия книги – «Чем драматичней эпоха, чем богаче поворотами и перепадами высот, тем больше интерес публики к новейшей истории. В подобном контексте, надеюсь, можно найти оправдание и для появления настоящей книги.» И ещё от автора – «И последнее: «Полет саранчи» не мемуары и не воспоминания, мне было интересно попробовать из фрагментов публикаций СМИ того времени собрать целостный портрет эпохи, книга задумывалась как исследование девяностых. Получилось ли это — судить читателю».
Филатов, Н. А. Сторона защиты : правдивые истории о советских адвокатах : [16+] / Филатов Никита Александрович ; Никита Филатов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. - 205, [2] с. ; 21. - (Адвокатские тайны). - ISBN 978-5-222-37948-6.
Новый роман известного петербургского писателя Никиты Филатова открывает перед читателями целую портретную галерею выдающихся адвокатов прошлого и рассказывает о самых громких и интересных их делах. Истории, немного связанные друг с другом общими героями и общей темой, но всё же в каждой главе герой отдельный. Первая история начинается в 1916 году, время действия последней 2016 год. За эти сто лет перед нами предстают не только личные и рабочие истории разных юристов, но мы увидим, как менялась правовая система и жизнь в стране в целом.
Из книги – «В мае 1920 года Совет народных комиссаров издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в трехдневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению рабочей силы местных советов, которые должны были в порядке отбывания трудовой повинности направлять их в учреждения, нуждающиеся в юристах. В случае отказа от регистрации все они объявлялись дезертирами и подлежали суду…». А следующая история 1936 года – «Для оказания юридической помощи населению создавались консультации – прежде всего в рабочих районах и сельских местностях. Существовала так называемая «такса оплаты юридической помощи», довольно низкая. По ней клиенты разбивались на три категории в зависимости от их имущественного положения и получаемой зарплаты – до 150 рублей, до 250 рублей, до 500 рублей и выше. За написание кассационной жалобы для второй категории адвокат мог получить только пять рублей, хотя это был большой труд, требующий изучения дела. Была ещё и четвертая категория – «нетрудовой элемент». С этих лиц адвокат мог брать за свою работу столько, сколько захочет, то есть «по соглашению». Поэтому, когда клиент приходил за юридической помощью, он всегда старался «прибедниться».
Книга будет интересна не только тем, кто профессионально связан с этой темой, но и широкому кругу читателей. Как сказал автор литературной основы сериала «Улицы разбитых фонарей» Андрей Кивинов: «Никита Филатов – один из тех, кто виртуозно переплетает историческую правду с художественным вымыслом. Книга «Сторона защиты» - яркое тому подтверждение. Глубокое знание предмета, помноженное на литературный талант, - что ещё надо автору, чтобы спокойно встретить очередной успех».
Беккер, Ю. Свидетели самоизоляции : [18+] / Беккер Юрий ; Юрий Беккер. - Москва : Эксмо, 2021. - 413, [1] с. - ISBN 978-5-04-117080-6.
И вновь мы вспоминаем 2020 год, когда эпидемия коронавируса захватила весь мир. Из песни Сергея Трофимова (Трофим): «Диктор начал из далека, дескать, с Дальнего Востока страшный вирус начинает продвиженье. Чем лечить его не знают, но Минздрав предупреждает, даже водку подвергайте кипяченью». Эти строки содержат в себе здоровый юмор. Но в то время тема самоизоляции и особенно коронавируса для всех нас была очень болезненна. Может быть поэтому, и автор книги «Свидетели самоизоляции» добавляет в свою книгу так много юмора. Итак, Москва, апрель 2020 года, ТСЖ "Две Башни". Перед нами жизнь обычных людей, которые живут в одном доме где-то в далеком спальном районе столицы. Из книги – «Привычная будничная суета неожиданно остановилась, торопиться стало некуда, мир съёжился до пределов стен, и мы получили превосходную возможность сравнить того, с кем живём, с тем, с кем когда-то играли свадьбу. Насладиться совместной жизнью или взвыть от неё. Воспользоваться шансом стать ближе или запереться в пределах своей зоны «комфорта». Но главное… Все тайны, которые мы разумно прятали вдали от дома, внезапно оказались рядом. Совсем рядом.»
Книга раскрывает многие ситуации, с которыми до карантина люди не сталкивались и даже предположить не могли, что так может быть. – «Если вы думаете, что из всех жителей Москвы в магазин был послан только я, то сильно ошибаетесь. Из всех жителей Москвы в магазин не были посланы только лежачие больные. Тревожные слухи, которыми делились соседи, оказались правдивыми: народ отправился за покупками. При этом все во что бы то ни стало хотели купить не менее пяти-шести килограммов гречки и три-пять упаковок туалетной бумаги. В остальном у каждого был свой список.»; «Закрытие институтов и школ, то есть перевод всех заведений на удаленное обучение, тоже не стало сюрпризом. Рестораны, бары, спортивные клубы, театры, торговые центры… Привычные места обитания схлопнулись почти одновременно, и москвичи потянулись за город, ведь пересидеть самоизоляцию на свежем воздухе, имея в качестве ограничения забор участка, а не бетонные стены квартиры, намного проще и полезнее.» Но у главного героя книги и его друзей возможности такой не было. В условиях тесного общежития люди невольно видят и узнают семейные и соседские тайны. Перед нами живые люди и каждый из них справляется с тревожностью и страхом по-своему: кому-то нужны объятия, кому-то слова утешения, ну а кто-то предпочитает посмеяться над происходящим и отогнать страх куда подальше. Роман и смешной, и грустный одновременно, как и наша жизнь. В этой книге есть всё: яркие диалоги, странные персонажи и конфузные ситуации. Если вы не ханжа и любите необычный юмор, прочитайте эту книгу. Я думаю, она вам понравится.
Евсеев, Б. Т. Чукотан : три повести : [18+] / Евсеев Борис Тимофеевич ; Борис Евсеев ; Литературный конкурс им. Ю. С. Рытхэу ; [издано при содействии Музейного центра "Наследие Чукотки"]. - Москва : PressPass : Пресс Код, 2020. - 250, [1] с. : цв. ил. - ISBN 978-5-6044361-5-8.
Борис Тимофеевич Евсеев лауреат Премии Правительства РФ в области культуры 2012 года за роман-версию «Евстигней», лауреат Бунинской премии 2011 года в номинации «Художественная проза», в этом году был гостем Международного форума «Русский Zапад». Встреча с известным писателем состоялась в стенах нашей библиотеки.
Книга «Чукотан», стала обладателем ГРАН-ПРИ конкурса имени Юрия Рытхэу и была издана при поддержке Музейного центра «Наследие Чукотки». В неё входят три повести: «Чукотан», «Сокол странствий», «Кожа Иова». Как говорит сам Борис Тимофеевич, в его творчестве сплетаются южная литературная школа и северная мифология. Но всё-таки это произведение ни о севере и ни о юге. Это произведение о России, людях и их очень непростых судьбах в 20 и 21 веке.
Арктическая повесть «Чукотан» рассказывает о трагических событиях, произошедших 100 лет назад, когда в этих краях на льду Анадырского лимана были расстреляны члены Первого Ревкома Чукотки. А ещё эта повесть о страстной любви, вспыхнувшей во время гражданской войны 1919-1920 годов между женой негоцианта Еленой Бирич и Михаилом Мандриковым, первым председателем Чукотского райкома. Основываясь на архивных документах Борис Евсеев написал эту историю. И гражданская война, и сама Чукотка даны в повести по-новому, без идеологических и партийных пристрастий.
Повесть-притча «Сокол странствий» - о красоте волжских просторов, взаимоотношении человека и окружающей природы, о взаимосвязи людей и птиц, о подлости и коварстве и большой опасности которая возникает часто, из-за дерзкого и агрессивного отношения человека к окружающему миру. Люди и сокол главные действующие лица повести. «Крылья странствующего сокола, его повадка, блеск очей, наклон полета, коготки, клюв – сами по себе уже повесть жизни. А когда крылья посвистывают, падает когда на землю коричневое с белым перышко, - куски и кусочки повести сами собой съединяются, сшиваются в одно. Потому что и сама русская природная жизнь - есть повесть! И подобна она соколу, подобна полету его и паденью…».
«Кожа Иова» - переносит нас в сегодняшние дни. Действие происходит в Москве и Подмосковье. Автор делится своими раздумьями о корнях террора, невозможности пережить ещё одну революцию. Все три повести четко выверены автором с историческим материалом, но в то же время овеяны манящей мистической дымкой, а образы героев новы и нешаблонны.
Евсеев, Б. Т. Раб небесный : рассказы и новеллы : 18+ / Евсеев Борис Тимофеевич ; Борис Евсеев. - [Б. м.] : Издательские решения, 2021. - 227, [2] с. ; 21. - ISBN 978-5-0053-8592-5.
В эту книгу вошли написанные Борисом Евсеевым в 2020-21 годах рассказы и новеллы. Часть из них, печатались в «Литературной газете», журналах «Новый мир», «Нева». Но большая часть рассказов из этой книги публикуется впервые. Написанные в стиле мистического натурализма, тексты рассказов и новелл писателя привлекают неповторимой авторской интонацией, захватывающими сюжетами. Заставляют задуматься.
Из рассказа «Сила заблудших строк. Опыт оправдания человека» - «Строки как люди: живут и умирают, умирают и снова живут. Они блуждают во тьме бессознательного и часто в нём навек исчезают. Но иногда эти заблудившиеся строки являются в нашу жизнь. Как раз затем, чтобы подчеркнуть какую-то важнейшую особенность нашей собственной судьбы, связанную с нашим будущим…; Сами люди – тоже сходны со строчками. В сжатом виде судьба каждого из нас и состоит всего из нескольких строк. И нельзя подобно непутевому актёру бездумно вычеркивать из предпосланного текста одни строки и вставлять другие: покрасивше, поудобней, или такие, которые будто слизаны нашим муравьедским языком из корзинки с хламом и сором. Судьба за это накажет! Правда, в изменение судеб в ходе своей жизни мало кто верит. Вот потому-то, читая чужие судьбы вкратце, втискивая их в один абзац, часто видишь лишь жалкую человеческую подмену божественной мудрости. Глянешь на чью-то судьбу, а она вся состоит из тягучих, мучительно-ненужных, самим человеком дописанных строк, когда-то обманчиво заполнявших пустоту его жизни…». Вот что говорит о прозе Бориса Евсеева российский писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский – «Мне по душе рассказы Евсеева. Их прочитать полезно уже для того, чтобы лексикон свой прочистить. Вспомнить, как истинно звучат и пахнут русские слова. Евсеев пишет «густо». В его прозе вообще много всего: звуков, запахов, которые выражаются редкими незатертыми словами. Каждое слово кладётся как бы отдельно, бережно обдуваемое и взвешиваемое на ладони. Но из конечной кладки выходит дивное строение…».
Сенчин, Р. В. Остановка : неслучившиеся истории : [повесть, рассказы : 16+] / Сенчин Роман Валерьевич ; Роман Сенчин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. - 407, [3] с. ; 21. - (Новая русская классика). - ISBN 978-5-17-153308-3.
В этом сборнике представлена повесть «Золотые долины» и рассказы из двух циклов: «На будущее» и «Мужчина с пустыми ведрами.» Произведения объединены общей тематикой. Персонажи и места действия узнаваемы, они рядом с нами, стоит только отъехать чуть дальше от благополучных населенных пунктов и увидеть повседневную жизнь русской глубинки. Эта жизнь в книге показана без прикрас, но и без обрушения в откровенную чернуху. Герой «Золотых долин» студент второго курса Илья Погудин, возвращается домой после летней сессии. Сессия прошла не очень удачно, он не набрал нужного количества пятёрок, чтобы перевестись на бюджетное обучение. Теперь его семье нужно в течение лета где-то достать деньги на оплату следующего семестра. Но в родном Кобальтогорске сделать это нелегко. Некогда процветающий и благополучный молодой город с приходом 90-х и закрытием, а потом и полным разграблением градообразующего предприятия пришёл в упадок. Часть жителей уехала из города в поисках лучшей жизни, часть осталась сначала в надежде на возобновление работы комбината, а потом по инерции. Осталась и семья главного героя. Теперь, чтобы как-то выживать, семья вынуждена заниматься огородничеством и собирательством. Выращенные овощи и собранные в лесу грибы и ягоды нужно продать на рынке в ближайшем большом городе, куда еще доехать нужно, а бензин денег стоит, и машина вот-вот развалится. А чтобы ещё на учёбу заработать и обеспечить себе какое-то будущее, работать надо в несколько раз больше. При этом будущее это, даже на рубеже 10-20-х годов нового века, весьма призрачно и туманно.
Герои других рассказов сборника по большей части либо те, у кого в жизни не сложилось, хотя, казалось были все шансы и возможности, но в перспективе замаячил призрачный шанс что-то изменить, либо одинокие пенсионеры, доживающие последние годы в какой-нибудь полумёртвой деревне из трёх дворов в борьбе с недугами и в плену воспоминаний о прошлой жизни. Именно об этом последний рассказ книги под названием «Срочная госпитализация». А ещё он о невероятной силы прощальном признании в любви и сыновней преданности родителям. Этот финальный рассказ книги никого не оставит равнодушным.
Кем бы ни был герой очередной истории сборника — двадцатилетней девушкой, приехавшей в Москву приглядеть за двоюродной сестрой из рассказа «На будущее», или мужчиной средних лет, давно утратившим былую страсть к жизни и прежним увлечениям из рассказа «Поздний гость», — беседа с читателем строится на перекрестке жизненного пути, когда человеку приходится сделать выбор: остаться в деревне или переехать в город, покориться или взбунтовать, раскрыть крылья и воспарить или упасть мертвым грузом, утратив шанс на лучшую жизнь. Проза Сенчина не дает ответов на вопросы. Автор часто оставляет своих героев где-то на середине пути предоставляя читателю возможность додумать их судьбу. А еще, проанализировать события своей жизни, оценить выбранный путь, задать себе вопрос: а в верном ли направлении я двигаюсь, так ли живу и не растрачиваю ли свои лучшие годы на потребу чужих ожиданий? Очень честная, пронзительная и отрезвляющая проза, которая, безусловно, найдёт отклик в сердцах читателей.
Данилов, Д. А. Саша, привет! : роман : [18+] / Данилов Дмитрий Алексеевич, Лебедева Виктория И. ; Дмитрий Данилов ; иллюстрация - Виктория Лебедева. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 248, [1] с. : ил. ; 21. - Др. кн. авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-17-146342-7.
Дмитрий Данилов драматург. По его произведениям - «Человек из Подольска», «Сережа очень тупой», поставлены спектакли. И эта, небольшая по объему книга, написана так, что при чтении создается впечатление что смотришь фильм. Да и само повествование делится не на главы, а на эпизоды. Роман стал финалистом «Большой книги» и лауреатом премии «Ясная Поляна» за 2022 год.
Действие книги разворачивается в столице России воображаемого будущего. Первая неожиданность - «Сашей» зовут вовсе не главного героя книги, а автоматический пулемёт. Сюжет книги таков. Главный герой Сергей Фролов (Серёжа) - молодой преподаватель-литературовед столичного вуза - осужден на смертную казнь за сексуальную связь (по взаимному согласию!) со своей студенткой Илоной 20-ти лет. По новому закону совершеннолетним человек становится в 21 год. Преступника помещают в «Комбинат Смертной Казни», похожий на гостиницу, учреждение с 5-разовым питанием по выбранному заключённым меню, с круглосуточным доступом в интернет. Можно пользоваться телефоном, заказывать алкоголь. Сергей продолжает читать лекции по Zoom в комфортабельной камере и делает заказы онлайн. Разница с предыдущим образом жизни лишь в том, что угроза его существованию может быть реализована в любой момент. Могут пройти годы, а может всё случиться здесь и сейчас. Каждый день в 11.00 Серёжа выходит на прогулку и каждый раз во время прохождения красной зоны коридора, где висит автоматический пулемёт может произойти расстрел. Когда он случится, никто не знает, отказаться от прогулки нельзя. Чтобы как-то очеловечить процесс, сотрудники «Комбината» ласково называют оружие «Сашей». Как в таких обстоятельствах достойно встретить смерть, сохранить личность, не разрушиться психически? Находясь под таким прессом, Сергей постепенно уничтожается как личность и случается, пока, не физическая смерть, а моральная. Убивает не пулемёт, а страх и погибель для мира, когда все уже всё закопали и похоронили в своих сердцах. Автор не дает никаких ответов, оставляет пустоту, в которой читатель должен всё додумывать и достраивать сам. Роман-фильм, роман-пьеса, роман-притча на современном языке. Если вы не против такого «нелегкого» чтения, то можете познакомиться с книгой подробнее.
Представленными в обзоре книги вы сможете получить в отделе абонемента (Кабинет № 103).
Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента