В конце 2023 года фонд нашего отдела пополнился новыми книгами. В очередном выпуске «Литературного четверга» речь пойдёт о книгах, написанных писателями - мужчинами. Книги разного жанра - от исторического романа Алексея Иванова, детских воспоминаний Дениса Драгунского до наполненного юмором и сарказмом сборника Александра Цыпкина. Начинаем знакомство.
Иванов, А. В. Бронепароходы : роман : [18+] / Иванов Алексей Викторович ; Алексей Иванов. - Москва : РИПОЛ классик, 2022 (макет 2023). - 686, [1] с. ; 22. - ISBN 978-5-386-14942-0.
Алексей Иванов, со всей широтой и захватывающим сюжетом, написал сагу о революции, о людях, о реках и пароходах. Автор так рассказал о сюжете в одном из своих интервью: «Хронология сжата в кулак — от лета 1918-го до лета 1919-го, а география будто разбросана взрывом: Нижний Новгород, Казань, Самара, Сарапул, Пермь, Уфа, Омск. События, в общем, схожи: везде красные и белые формируют военные флотилии, бронируют и вооружают мирные речные пароходы. Буксиры становятся канонерками, баржи — плавучими батареями, пассажирские лайнеры — десантными судами. И, конечно, флотилии сходятся друг с другом в сражениях».
1918 год. Гражданская война. Города, деревни, реки, протоки постоянно переходят из рук красных в руки белых и наоборот. На реке свои законы. Но и речников втянули в это противостояние. И очень часто вчерашние друзья, сослуживцы оказываются по разные стороны баррикад. Параллельно идет национализация частной собственности. Имущество пароходных компаний забирают. И кто успел забрать/захватить, под тем флагом и идет судно, команду никто не спрашивает. По рекам Волга и Кама, курсируют пароходы, которые теперь перевозят солдат и боеприпасы. За историями пароходов стоят судьбы людей, которые идут в бой, погибают или побеждают. В книге можно встретить революционера Троцкого и генерала Колчака, Великого князя Михаила Романова и многих других персонажей, чья жизнь представлена не менее ярко. Герои книги не оставят вас равнодушными. Они все разные, но всех их объединили реки и пароходы. Любовь, и предательство, дружба, корысть, порядочность, трусость, всё переплетено в этом романе. Местами война уходит на второй план и вперед выходит обычная жизнь, человеческие проблемы... Революция через ракурс пароходного дела. Пароходы и экипажи пытаются выжить между белыми и красными. Сюжет такой же закрученный, как фарватеры Волги и Камы. Тут и золотой запас России, и бегство из-под расстрела великого князя Михаила Александровича, но главная линия – борьба за нефтяные разработки в Башкирии. Сами месторождения никуда не денутся, а информация о них крайне важна уже сейчас.
Автор умеет заставить жить рядом с его героями, сопереживать им. Книга про один из самых сложных этапов в жизни нашей страны - Гражданскую войну. Про время войны своих со своими. Про жизнь и смерть. Про предательство и подлость, про верность и веру. И конечно про любовь. Герои книги стремятся выжить в это непростое время. Кто-то приспосабливается, стремясь нагреть руки, а кто-то просто сохраняет своё человеческое лицо, стараясь просто спасти людей, попавших в беду. И, наверное, выбор вот этих последних и есть самый важный и самый верный — остаться человеком и спасти тех, кого можешь спасти. И не случайно роман заканчивается рождением ребёнка на фоне смертей многих из тех героев книги, за которыми мы будем следить на протяжении почти 700 страниц романа — жизнь продолжается.
Водолазкин, Е. Г. Оправдание Острова : роман : [16+] / Водолазкин Евгений Германович ; Евгений Водолазкин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. - 405, [2] с. - (Новая русская классика). - ISBN 978-5-17-134423-8.
Действие нового романа Евгения Водолазкина разворачивается на Острове. Его нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Хроники выдуманного автором Острова, описывающие, казалось бы, совершенно понятную историю его существования и развития, но очень напоминающие российские исторические события реального времени. Из книги - «Чувству и мысли надлежит пребывать в гармонии, чтобы друг друга сдерживать. Если одна из составляющих потеряна, жди великих несчастий». В этой книге средневековье переплетается с современностью, всеобщее с личным. Мы будем следить за жизнью Парфения и Ксении, праведных правителей Острова, начиная с их рождения и детства в средние века и до их старости и смерти в наше время. В книге легко соседствуют светлейшие князья и правители Острова, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. В целом новый роман Евгения Германовича представляет из себя авторскую попытку совмещения событий далёкого прошлого с современностью.
Структура романа выстроена в формате хроники летописцев разных времён с вкраплениями отрывков повествования от имени главных героев - княжеской четы и представителей двух династий, Парфения и Ксении. Было предсказано, что путём их объединения на Острове прекратятся междоусобные распри. Так и произошло на какое-то время. Однако, человек - существо сложное и, как бы хорошо ни жилось, ему всегда хочется чего-то нового. История Острова – это история государства под названием Остров (с его потрясениями и переворотами), которым сначала правили один за другим светлейшие князья; затем император; после Великой Островной революции – председатели Острова, ведущие островной народ к «Светлому будущему» с помощью Трудового лагеря, отъема излишков у крестьян. Не избежал Остров и изъятий из истории, так как, по словам одного из министров одного из Островных правительств (в период после революции), «если история не героическая, то это не история». Хроника постепенно перетекает в антиутопическое повествование, которое, однако, нельзя назвать стандартным. Оно фантастичное и смешное до нелепого. Также существует ещё одна - потерянная - часть пророчества о будущем Острова, которая открывается только к концу книги. И снова библейские параллели, на этот раз, с Содомом и Гоморрой - городами, уничтоженными Богом за грехи их жителей. И кто же сможет оправдать Остров перед Богом для его спасения и сможет ли вообще? Главную надежду являют собой Парфений и Ксения – настоящие святые, показавшие жителям Острова, в чем заключается Истина. Непростая книга, предлагающая поразмыслить о настоящем и будущем.
Драгунский, Д. В. Подлинная жизнь Дениса Кораблева : роман : [16+] / Драгунский Денис Викторович, Бондаренко Андрей ; Денис Драгунский ; художник Андрей Бондаренко. - Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023. - 492, [1] с., [16] л. ил. : ил. ; 22. - ISBN 978-5-17-154511-6.
Наверное, нет такого человека в нашей стране, который не знаком с книгой «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Либо читали сами, либо читали родители. Не одно поколение выросло, да и растет сейчас, читая веселые приключения мальчика Дениса Кораблева. Сын замечательного, всеми любимого писателя Виктора Драгунского давно уже не Дениска, и не просто сын своего знаменитого отца, а Денис Викторович, большой состоявшийся писатель, журналист, автор книг «Обманщики», «Дочь любимой женщины», «Богач и его актёр» и многих других. В декабре 2023 года Денису Викторовичу Драгунскому исполнилось 73 года.
Эта книга не просто биография автора, а целое путешествие вглубь себя. Здесь легко и с юмором, увлекательно, глубоко и по-доброму написано не только о Денисе Драгунском, но и о его взрослении в Москве 50-60-х годов. Перед нами предстает мир Москвы того времени. Коммуналки, дворы, общество. Про квартиру в Каретном Ряду и дом в писательском поселке, про дачных и школьных приятелей, про двор, велосипед и отцовскую «Волгу», про папу с мамой и круг их друзей (от знаменитых писателей до скромных одноклассников), про первые влюбленности, про зависть, жалость, глупость и счастье. Про выдуманного Виктором Драгунским вечно веселого мальчишку Дениску Кораблёва - и про настоящего Дениса Драгунского, которого с ним часто путают. Вот о чем эта книга. А сколько прекрасных людей, повстречал Дениска в своей жизни. Интеллигенция страны, писатели, поэты, актёры. Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Константин Симонов, Александр Твардовский, Василий Аксёнов, Белла Ахмадулина, Александр Лактионов (художник, автор картины «Письмо с фронта», Борис Сичкин, он же Буба Касторский из «Неуловимых мстителей» и многие другие известные люди встретятся нам на страницах книги. Но что чувствовал мальчишка, будучи в столь раннем возрасте символом ребенка СССР? Как он жил, будучи тенью книжного героя. Книжный Дениска остался в одном возрасте, на страницах книг. А настоящий - растёт, живёт, хулиганит, не слушается родителей и - ВЗРОСЛЕЕТ.
В книге представлены ещё и очень интересные фотографии из личного альбома писателя. А в конце книги вы найдете следующее обращение Дениса Викторовича: - «И так, любезный читатель, это была первая часть записок о подлинной жизни Дениса Кораблёва и его медленном расставании с Денисом Драгунским. Впереди ещё университет, работа, женитьбы и разводы, театр и кино, наука и журналистика, политика и литература. Будет время и желание – поговорим. Предчувствую вопрос – точно такой же, какой мне задают дети, если разговор заходит о «Денискиных рассказах»: - Вот это всё, что вы рассказали, это правда было? Отвечу цитатой из Гоголя: «Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу!» - сказал Плюшкин». А я – уже восьмой десяток. Привет, пока». Надеюсь, мы ещё обязательно обо всём этом прочитаем! И непременно с таким же удовольствием! Новая книга Дениса Драгунского «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва» - отличное дополнение к прекрасным рассказам, написанным его отцом. Этот мемуарный роман - не история Дениски Кораблёва, а его прототипа, рассказ о московском детстве «обычного мальчика с необыкновенной судьбой», о том, как всё происходило на самом деле. Книга - путешествие вглубь себя, диалог со своим литературным двойником. Почти автобиографический роман, искренний и беспощадный к самому себе.
Мелихов, А. М. Сапфировый альбатрос : роман / Мелихов Александр Мотельевич, Калныньш Валерий Янович ; Александр Мелихов ; художественное оформление: Валерий Калныньш. - Москва : Время, 2023. - 477, [2] с. ; 21. - (Самое время!). - ISBN 978-5-9691-2310-6.
Разбросав на столетие время действия романа, Александр Мелихов ведёт повествование об очень значимом для нашей литературы месте: писательском доме на канале Грибоедова. Именно в этом доме жили Зощенко, Каверин, Шишков, Соколов-Микитов, Шварц и многие другие известные писатели. «Сапфировый альбатрос» рассказывает читателю о том, как наш современник, историк литературы Феликс, сноб и циник, пишет книгу о находящемся в Санкт-Петербурге Доме на Набережной, в котором жили советские писатели. Он называет этот дом «курятником на канаве», считая, что именно здесь советская власть собрала для удобства присмотра всю творческую интеллигенцию Ленинграда, каковая обернулась собранием приспособленцев, трусливых куриц, радующихся насыпанному пшену и покорно идущих «в ощип». Историю его знаменитых обитателей он изображает историей трусости и приспособленчества. Но главному герою, которому приходится пройти через их страдания в фантасмагорическом мире, советская литература предстает в образе альбатроса в курятнике.
В романе много ярких зарисовок из прошлого и настоящего, есть и жизнь, и слезы, и любовь, есть потрясение отца, впервые увидевшего взрослого сына, есть улетевший памятник советской эпохе, роман сочетает бытовую достоверность и увлекательность с сильным символическим и фантасмагорическим началом. Роман Мелихова при всей его горькой правде не беспощадный трибунал, но поиск понимания. Альбатрос в курятнике, по словам Мелихова, — это яркий образ советской литературы. Справедливость или милосердие? Что лучше: достойно погибнуть, но не сдаться или сдаться и сохранить свою единственную жизнь? На эти вечные и трудные вопросы каждый отвечает по-своему. Мелихов берется рассматривать их на материале биографий своих героев – трех «Мишелей», в которых легко узнать советских писателей: Зощенко (прежде всего), Слонимского и Козакова. Три «Мишеля» жили в Ленинграде, в писательском доме на канале Грибоедова (где теперь музей Зощенко). Все были талантливы и все, иногда, вынуждены были писать то, что нужно, а не то, что хотелось бы. В результате: загубленный талант, горы откровенной макулатуры, сломанные судьбы. К слову сказать, герои романа – это не только три «Мишеля». На его страницах появляются и другие обитатели писательского Дома на Канале, которых тоже можно опознать по страницам биографии. И эту грустную историю хочется завершить словами Зощенко: «Жизнь устроена проще, обидней и не для интеллигентов». Роман объединяет несколько исторических пластов и даёт возможность прожить не одну жизнь. Очень непростая и требующая глубоких размышлений книга.
Секисов, А. Комната Вагинова : [18+] / Секисов Антон ; Антон Секисов. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2023. - 254, [1] с. ; 20. - (Альпина. Проза). - ISBN 978-5-00223-060-0.
Сюжет этой книги вновь приводит нас на канал Грибоедова. Герой книги, молодой кандидат филологических наук Арсений Синяков, решил написать биографию писателя Константина Вáгинова, жившего в Петербурге в первой трети 20 века, вернувшегося с Первой мировой войны с подорванным здоровьем, написавшего четыре романа, участвовавшего в большинстве литературных объединений тех лет, и умершего после наводнения и сырости, от туберкулёза. Сеня и не знал, что поиски комнаты, в которой прожил странный автор нескольких путаных и заумных философских текстов, приведёт его в коммуналку на канале Грибоедова с видом на Львиный мостик. Вот только окна комнаты Вáгинова смотрели во внутренний двор. Он снимает комнату в коммунальной квартире, где некогда жил тот самый Вагинов, чтобы острее прочувствовать его жизнь. А дальше, всё пойдет совсем не по плану.
Книга начинается сразу захватывающе! Мы знакомимся с Ниной, лежащей в углу, связанной и с кляпом во рту. На неё смотрит он! Кто он? А вот это и интригует. И тем, кем окажется он в итоге читатели будут удивлены, а может быть и нет! Сеня честно пытается интегрироваться в местное общество, но получается не слишком ладно: обитатели коммуналки, мягко говоря, странные, похожие на городских сумасшедших. Вот Лена, которая ведёт блог "Великая мать енотов", держа в комнате енота Николая Васильевича. Вот горе-поэт Сергачёв, который разделил судьбу многих неудачливых дольщиков, потерял и жильё, и семью, пьёт горькую и пишет стихи. А вот итальянец Гаэтано, фотограф из Неаполя, застрявший в Петербурге и обклеивающий стены комнаты фотографиями рядовых петербуржцев... И ведущий спартанский образ жизни Артём, перечитывающий древнегреческую литературу и ожидающий какого-то знака от высших сил для некого главного поступка в жизни. И хозяйка, и другие жильцы злополучной коммуналки, словно специально собранные в одном месте персонажи каких-то абсурдных произведений самого Вагинова. Мистический трагифарс (сродни древнегреческой трагедии или комедии), ожившая городская легенда, чёрная комедия вместе с элементами кровавого триллера. Всё это сочетается в книге с иронией и сатирой, а мастерски закрученный сюжет будет держать в напряжении до самого конца. Кто любит необычную литературу, не такую, что читают все, можете познакомиться с этой книгой.
Ханипаев, И. Большая Суета : повесть : [16+] / Ханипаев Ислам ; Ислам Ханипаев. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2023. - 420, [1] с. ; 21. - (Альпина. Проза). - ISBN 978-5-00139-766-3.
Новая книга Ислама Ханипаева — лауреата литературной премии «Лицей», финалиста премий «НОС», «Национальный бестселлер» и победителя читательского голосования премии «Ясная Поляна» за повесть «Типа я» — похожа на новогоднюю сказку: добрую, как и предписывают законы жанра, местами смешную, а местами до слез грустную, однако при этом еще и хлестко ироничную и беспощадную ко злу во всех его проявлениях.
Новый год мы уже встретили, но вот перед нами новогодний роман про дерево, действие которого начинается 29 декабря. Нет, дерево не ель, а вовсе даже бук, самый большой и самый старый бук Европы, который растет в центре Махачкалы, у него даже собственное имя есть «Большая Суета». Почему так назвали? Никто уже не может сказать. Дерево огромное, невероятной красоты и оно достопримечательность дагестанской столицы. На высоте двадцати метров на дереве домик, где установлен автомат с напитками и горячими бульонами, а для желающих полюбоваться городом с высоты устроена смотровая площадка. Все начинается, когда фирма застройщик предъявляет права на территорию, в центре которой растет Большая Суета. Права на этот участок могущественная корпорация «Голден Сити» получила еще пятнадцать лет назад. И теперь фирма собирается строить на этом месте бизнес-центр, и ее руководству нет дела до старейшего бука Европы. И слова мэра города Исая Исаевича с его нежеланием отдавать городскую достопримечательность на уничтожение, никакой роли не играют и в расчёт не принимаются. А избушка на дереве, тем временем, становится центром притяжения. Вот туда поднимается бородач Шамиль, следом за ним, активистка и феминистка Валерия Занозьева, еще через некоторое время артист местного театра Юсуф Курамагомедов, блогер из самой Москвы Натали Саншайн, толстенький маленький тренер Муртуз и ещё дедушка, который тихо сидит в уголке и время от времени произносит что-то значительное о звездах. И начнется большая суета. Потому что одно дело спилить дерево вопреки нежелающей «порешать вопрос» городской администрации и совсем другое - дерево, на котором шесть человек, одна из которых к тому же ведет прямую трансляцию для тридцати тысяч своих подписчиков в социальных сетях.
Остроумный роман про очень актуальные повседневные проблемы. Автор очень детально и реалистично передаёт атмосферу быстрой и хаотичной жизни, говоря о том, что общественное мнение всё же что-то значит, и власть вынуждена с ним нехотя считаться. Книга легко читается и несет с собой важные жизненные уроки. Отличный роман и для того, чтобы развеяться и посмеяться, и подумать. Герои книги сохраняют надежду на лучшее, веру в собственные силы и чувство юмора, нередко спасающее в самых безвыходных ситуациях. Ислам Ханипаев написал очень светлую и добрую историю. С одной стороны - в книге много политики и социальных проблем, а с другой - надежда на то, что не перевелись еще у нас неравнодушные мэры, генералы и обычные люди, готовые, если потребуется, навести Большую Суету.
Доктор Иваныч. Байки старого психиатра : сборник рассказов : [16+] / Доктор Иваныч ; Доктор Иваныч. - Москва : Времена : АСТ, 2023. - 444, [3] с. : ил. ; 21. - (Серия "Звезда соцсети"). - ISBN 978-5-17-151914-8.
Вы когда-нибудь задумывались, с чем сталкиваются врачи-психиатры на дежурствах? Или о том, как психические болезни воспринимаются глазами пациента? Как эти двое договариваются и находят общий язык? «Байки старого психиатра» - это уникальный сборник рассказов из практики врача скорой помощи. В книге вас ждут честные истории о работе медиков, ночных вызовах к пациентам и воспоминания о врачебных буднях. Серьезные истории написаны с неиссякаемым юмором от автора! Доктор Иваныч всегда очень тактично, и даже можно сказать, интеллигентно, описывает клинические случаи. И эта тактичность подкупает. Красной линией в его повествовании проходит мысль – «это больные люди и не надо предъявлять к ним тех требований, которые вы предъявляете к здоровым».
Повествование представлено как описание одного дежурства, с утра и до вечера. В книге описаны случаи, когда спецбригаду отправляют не только на профильные вызовы. А потому здесь можно прочитать не только про психиатрию. Из книги: - «Поводом к следующему вызову было «человеку плохо, причина неизвестна» к даме пятидесяти лет. В примечании добавлена пикантная деталь: алкогольное опьянение. А это значит, что ничего неизвестного здесь нет. Кстати, находилась госпожа не где-нибудь, а в библиотеке. Чудны дела твои, господи… Да, вызывавший, к сожалению, не обманул. Виновница торжества сидела на банкетке в «предбаннике». Видавшее виды болоньевое пальто, взлохмаченные пегие волосы, худое лицо, измождённое алкоголем, кривой нос, синяк под глазом. - Здравствуйте, уважаемая! Чего сидим, кого ждём? - - Гыыы! – ответила она и расплылась в довольной улыбке, показав одинокий передний зуб. - Ах ты моя чаровница! Ну что, пойдём в машинку и поедем баиньки! В ответ, госпожа протянула ко мне руки и вытянула губы трубочкой. - Нет-нет, не надо, я стесняюсь! В общем, свезли мы её в вытрезвитель». А самое главное, доктор Иваныч ненавязчиво, в каждой главе, рассказывает нам, что не надо никакой самодеятельности в критических ситауциях, вызовите скорую сразу, не рекомендуйте лекарства другим, вам поможет, а другому может навредить, не занимайтесь самолечением и поменьше слушайте теледокторов.
Цыпкин, А. Е. БеспринцЫпный Славик : как всё было на самом деле : [сборник : 16+] / Цыпкин Александр Евгеньевич ; Александр Цыпкин. - Москва : АСТ, 2023. - 251, [1] с. ; 21. – (Серия "Кино"). - ISBN 978-5-17-136291-1.
Это сборник рассказов про Славика, часть из которых уже есть в сборниках Александра Цыпкина. Как пишет сам автор «…сборник о приключениях идеального мошенника, поэтому не удивляйтесь, что в самой книге есть кое-что плутовское, а именно: она выглядит как новая, но все истории из неё уже хоть раз да появлялись в одном из моих бесчисленных сборников». Всего в этой книге 11 рассказов. Гомерически смешные, а иногда пронзительно грустные истории о похождениях безусловно талантливого, но не очень везучего хитреца, который при всей своей репутации проходимца любит людей такими, какие они есть. Часть этих историй экранизирована в сериале «Беспринципные» — одном из самых популярных комедийных кинопроектов России. Литературная версия иногда значительно отличается от экранизации — тем интереснее будет сравнить и выбрать лучшую. В сборник также вошли неизданный ранее рассказ «Сибирский трансфер» и 65 самых известных цитат от Славика из сериала «Беспринципные». Вот некоторые из них: - «Ты главного в женщинах не понимаешь. Они верят только в то, во что хотят верить, и ни во что больше. Поэтому им нужно дать ту правду, которая им нужна больше всего»; «На что только не пойдёшь ради любимой женщины, даже на современное искусство»; «Ты знаешь, у нас ставили такой эксперимент: в метро, на двери, которая никуда не ведет, вешали табличку «Выхода нет». И туда тут же начинали ломиться граждане. Потому что смысл жизни нашего человека – доказать миру, что выход есть всегда.».
Подробнее познакомиться с представленными в обзоре книгами вы сможете в отделе абонемента. Кабинет № 103, первый этаж.
Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента
(1 этаж, 103 каб., тел.72-84-03)