Из очередного выпуска «Литературного четверга» вы узнаете о жизни и творчестве известных русских писателей 20 века - Олега Куваева, Анатолия Гладилина, Михаила Шолохова, Григория Владимова, Фазиля Искандера, Алексея Толстого. А помогут нам в этом новые книги из раздела «Литературоведение».
Варламов, А. Н. Алексей Толстой: играть самого себя : [18+] / Варламов Алексей Николаевич, Толстой Алексей Николаевич ; Алексей Варламов ; вступ. ст. Дмитрия Бака. - Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023. - 682 с., [12] л. ил., портр., факс. ; 22. - (Литературные биографии) (Лауреат премии Большая книга). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Др. произведения авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-17-152971-0.
Судьба Алексея Толстого вобрала в себя все трагические и сложные обстоятельства ХХ века: тяжелое принятие революции, эмиграцию, возвращение, включение в советскую политику, войну. В книге, Алексей Толстой, прозаик, известный каждому с детского возраста, окажется совсем не таким, каким его часто представляют читатели. Эмигрант и патриот, государственник и анархист, эгоист и образцовый семьянин — фигура сплошь противоречивая и оттого бесконечно интересная. Автором собрано множество документов эпохи: мемуары, письма, воспоминания, дневниковые записи. О Толстом рассказывают самые разные люди, что помогает глубже понять эту противоречивую личность. В книге только факты, подтвержденные источниками, с увлекательным историко-биографическим исследованием в первой главе «Свидетельство о рождении». «Третий Толстой» смог не только не померкнуть на фоне известных однофамильцев, но и создать свою уникальную репутацию и неповторимый стиль. О том, как повлияло на это происхождение писателя и почему его долгие годы отказывались считать графом, — в книге Варламова.
Но книга показывает не только становление уникальной фигуры, но и путь обычного человека в истории. Алексей Варламов рассказывает о своём герое интересно и доступно не впадая ни в чрезмерный академизм, ни в живописание скандальных подробностей. Крайне любопытны в книге разборы повестей и романов Толстого, его пьес и очерков. «Алексей Толстой и по воле судеб, и благодаря историческому чутью и слуху оказался в самой сердцевине встречных течений российской мысли, политики, литературы, —отмечает в своем предисловии к книге Дмитрий Бак, — ...редактировал в Берлине сменовеховскую газету «Накануне», вернулся в СССР, так и не вступив в партию, стал олицетворением новой и сложнейшей эпохи для российского искусства. Третий Толстой всегда двигался вперед, ориентируясь по разным звездам. Этот путь был крайне рискованным и творчески, и репутационно, но он не был тупиковым и безысходным — это главный смысл нового прочтения биографии Алексея Толстого Алексеем Варламовым».
Судить кого-либо — дело дурное, а вот познакомиться с жизнью человека поближе, попробовать понять мотивы его действий и жизненную философию — можно, и в этом вам поможет прекрасно написанная книга Алексея Варламова, в очередной раз доказавшего, что биографические романы - это интересно. Перед вами умная, энциклопедически полная и печально актуальная книга.
Прилепин, З. Шолохов. Незаконный : 16+ / Прилепин Захар ; Захар Прилепин. - Москва : Молодая гвардия, 2023. - 1086, [1] с., [8] л. ил. ; 21. - Библиография в конце книги. - ISBN 978-5-235-05021-1 (в пер.)
Мы читали, или изучали на уроках литературы «Поднятую целину», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон», смотрели фильмы, поставленные по этим произведениям. Эти книги стали классикой, сотворенной великим писателем. Захар Прилепин проделал поистине титанический труд, изучил и свёл воедино гору документов и различной литературы, пообщался с людьми, знавшими Шолохова лично, с теми, кто ещё жив, и может что-то вспомнить и рассказать. В своей новой полномасштабной биографии Шолохова известный писатель, публицист и политик убедительно разоблачает многочисленные легенды и домыслы, окружающие имя классика. Шаг за шагом проходя вместе с героем его творческий путь, Прилепин показывает, что не только книги Шолохова, но и его судьба актуальны для нас сегодня. Жизнь одного человека вдруг откроет перед нами трудный и тернистый путь целой страны, а судьба самого Михаила Александровича Шолохова будет мерилом всех уготованных на этом пути испытаний. Первая мировая война, Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война, коллективизация, репрессии 1937 года, Великая Отечественная война, холодная война, – столько поворотных моментов истории было дано пережить не каждому человеку, родившемуся в начале ХХ века. И не просто пережить, а быть активным участником всех этих событий, быть творцом посреди окружающего хаоса и всё отразить в своих произведениях так, что они навсегда вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. В книге Михаил Шолохов, всё перечисленное вынесший на своих плечах, предстаёт перед читателем незыблемой величиной, безмерным гением.
Захар Прилепин не просто отмечает вехи становления и развития писательского дара «главного певца и символа казачьего Дона», но тщательно восстанавливает по свидетельствам современников, друзей и многочисленных знакомых и быт, окружавший Шолохова с детских лет, и то, как рано он повзрослел, но сохранил веру в то, что «если жить по совести, всё должно получиться», и его упрямую веру в то, что он станет писателем, и его непоколебимое упорство и заступничество за друзей, а иногда и малознакомых людей. Захар Прилепин, провел серьёзную исследовательскую работу, изучив все шолоховские произведения. Их анализу и оценке в книге посвящено немало места. В первую очередь для того, чтобы ещё раз взвешенно и аргументированно объяснить: версия о плагиате и работе на Шолохова литературных негров - плод клеветы, зависти и личных счетов обвинителей к Шолохову. Для этого ещё раз обобщён географический, топографический и топонимический анализ, прежде всего, «Тихого Дона» с сопоставлением передвижения семьи Шолоховых в те годы, когда происходили описываемые события. Ещё раз оценены возможные прототипы героев, многих из которых Шолохов знал лично, а те, кому в разное время приписывалось авторство, знать не могли. Аргументы звучат очень убедительно. Этот рассказ ещё раз заставляет удивляться таланту Шолохова, который подмечал в людях то, что и они порой о себе не знали, но безошибочно узнавали, кого из родственников, соседей и друзей он обессмертил в своих творениях.
Написанная ярким, живым языком, книга получилась увлекательной, читается легко, сюжет, как в хорошем романе, захватывает с первых страниц. Прилепин с любовью, с какой-то родственной душевной связью рисует образ великого человека на фоне великих событий. И читатель смотрит на Шолохова по – новому, углубленным взглядом, лучше понимая колоссальные масштабы его личности. Тут нет «забронзовелости», какого-то умалчивания или приукрашивания - все предельно откровенно - ничто человеческое герою не чуждо. Биография Шолохова полна борьбы, интриг и противоборств. Книга будет очень интересна всем поклонникам шолоховской прозы и тем, кто ещё только начинает знакомиться с его произведениями. У вас есть шанс снова пройтись по донской степи в кругу своих любимых героев и самого автора – не упустите его!
Гундарин, М. В. Фазиль : опыт художественной биографии : [16+] / Гундарин Михаил Вячеславович, Попов Евгений Анатольевич ; Евгений Попов, Михаил Гундарин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 461 с., [16] л. фотоил. ; 22 см. - (Великие шестидесятники). - Библиография в примечаниях: с. 430-439. - Краткий указатель произведений Фазиля Искандера, упомянутых в книге: с. 440-444. - Указатель имен: с. 445-462. - ISBN 978-5-17-145596-5.
Книга является первой биографией Фазиля Искандера - писателя — классика литературы ХХ века. «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Начало», «Запретный плод» и др. Автором всех этих книг является Фазиль Искандер, прозаик и поэт, автор легендарного романа-эпопеи «Сандро из Чегема» и, по его собственному признанию: «безусловно русский писатель, воспевавший Абхазию». Биография написана необычно. Евгений Попов, писатель, драматург и эссеист, знавший Искандера лично, и Михаил Гундарин, поэт, писатель, педагог, кандидат философских наук, в живой и непринуждённой беседе восстанавливают и анализируют жизненный путь будущего классика: от истории семьи и детства Фазиля до всенародного признания. Как сказал автор книги Михаил Попов: - «Чтобы не пропадало, что я знаю о Фазиле, что я думаю о Фазиле, мы с Михаилом Гундариным решили эту книгу сделать. Михаил Гундарин потрясающе работает с документами, он нашел замечательные свидетельства, архивные материалы. Он прозаик и журналист отменный. Мы работали два года, но мы работали с огромным удовольствием. Это была радость – писать про Фазиля».
Помимо личности и творчества Искандера, авторы подробно останавливаются на времени и нравах эпох, в которых писателю довелось жить. Особого внимания заслуживают разделы, посвященные литературе «шестидесятников», а также истории альманаха «Метрополь»: уникальные воспоминания и личные впечатления наполняют жизнью рассказ об этих событиях. Авторы ушли от без оценочных суждений: в книгу свободно вплетаются их голоса и личные размышления. Кроме того, в книгу добавлен раздел «Глас народа», в котором об Искандере высказываются знаменитые поэты, прозаики, политики, все — от Нобелевских лауреатов до простых читателей. Вот что сказал о Фазиле Искандере художник Борис Мессерер: «Фазиль Искандер был замечательным писателем и сохранял в себе лучшие человеческие качества – прекраснодушие, наивность и доброту».
Книга представляет собой своего рода срез современной «науки об Искандере». На ее страницах свободно соседствуют филологические статьи, мемуары и отзывы современных читателей на произведения Фазиля Искандера. Книга, несомненно, будет полезна всем, кто хочет узнать больше не только о самом писателе, но и о его творчестве. В «Примечаниях» можно найти библиографию научных работ о произведениях Искандера. Эта книга рассказывает не только о великом русском писателе - величие которого, возможно, еще только предстоит осознать, но и о человеке Фазиле Искандере, который всей своей жизнью доказал, что главное - быть верным себе, своему времени, своей культуре и своему читателю.
Шнитман-МакМиллин, С. Георгий Владимов: бремя рыцарства : [16+] / Шнитман-МакМиллин Светлана, Владимов Георгий Николаевич ; Светлана Шнитман-МакМиллин. - Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. - 700, [2] с., [8] л. портр. ; 22. - (Великие шестидесятники). - Избр. библиогр. лит. и публицист. произведений Георгия Владимова: с. 663-687. - Указ. имен: с. 788-701. - ISBN 978-5-17-151205-7.
Георгий Николаевич Владимов, блестящий прозаик, один из основоположников и наиболее ярких представителей реалистического стиля в литературе второй половины ХХ века, в начале 1980-х он вынужден был уехать из Советского Союза, чтобы в 1990-х вновь вернуться в Россию. Написанный им роман «Генерал и его армия» в 1995 году получил Букеровскую премию, а в 2001 году был признан лучшим букеровским романом десятилетия. Жизненный и творческий путь Владимова долгие годы оставался на периферии внимания критиков и литературоведов. Книга филолога-слависта Светланы Шнитман-МакМиллин, которая дружила с Владимовым, заполняет множество белых пятен в биографии писателя. Сама она описывает характер их отношений так: «Волею случая или судьбы я оказывалась в его орбите в моменты перелома или кризисов его жизни на Западе, когда ему хотелось говорить и нужен был собеседник». Результатом многочасовых разговоров, которые позднее были дополнены уточнениями или корректировками фактов и деталей, стала настоящая объемная книга — по словам Шнитман-МакМиллин, «первое расширенное исследование биографии и литературного творчества Георгия Николаевича Владимова на русском языке».
В книге собрано множество сюжетов: история его матери, его друзей, его врагов и противников, это удивительный калейдоскоп живых непридуманных историй. Кроме этого, «Георгий Владимов: бремя рыцарства» — это еще и анализ творческого пути писателя. Как сложился узнаваемый стиль романа «Генерал и его армия»? Какие события легли в основу «Верного Руслана»? Обо всем этом пишет автор. Однако значение книги выходит далеко за пределы литературоведческой монографии. Прежде всего, это роман о сильном и чистом человеке, который прошел ужас и мрак ХХ века и сохранил не только верность себе, но и верность высоким идеалам добра и справедливости. Книгу можно читать и как биографию, и как литературоведческую работу, и как документальный роман, предлагающий еще одну возможность подхода к тексту книги: это дань уважения современника — гению. Шнитман-МакМиллин не устраняется из своей книги, как это делают многие биографы: ее голос полноценно звучит со страниц романа, помогая читателю определиться в своих отношениях к происходящему. Уважение, восхищение, справедливое негодование — этими живыми эмоциями наполнена книга, а в центре внимания оказывается не просто писатель Владимов, а его феномен в самом широком смысле этого слова.
Авченко, В. О. Олег Куваев : повесть о нерегламентированном человеке : [16+] / Авченко Василий Олегович, Коровашко Алексей Валерьевич, Куваев Олег Михайлович ; Василий Авченко, Алексей Коровашко. - Изд. 2-е, доп. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. - 504, [5] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 22. - (Великие шестидесятники). - Библиогр.: с. 481-484. - Указ. имен: с. 485-505. - Др. труды авторов в конце кн. - ISBN 978-5-17-154058-6.
Писателя Олега Куваева называли советским Джеком Лондоном. Называли из-за сходства биографий, да и прожил он, как и Лондон, всего 40 лет. Куваев был профессиональным геологом и прежде, чем стать писателем, работал на Чукотке и в Магадане, много путешествовал, в одиночку сплавлялся по северным рекам, скитался по Кавказу и Памиру. Беспощадный к себе идеалист, он писал о человеке, его выборе и месте в обычной жизни. Помимо культового романа «Территория», повествующем об успешном открытии золота на Чукотке, Олегом Куваевым написан роман «Правила бегства», повести «Весенняя охота на гусей», «Азовский вариант», «К вам и сразу обратно», рассказ «Через триста лет после радуги», записки «Дневник прибрежного плавания» и др.
Авторы первой полной биографии Куваева, журналист Василий Авченко (Владивосток) и филолог Алексей Коровашко (Нижний Новгород), убеждены: этот культовый и в то же время почти не изученный писатель сегодня ещё актуальнее, чем был при жизни. Любопытный сплав геологии и литературоведения представлен в книге. Помимо рассказа о самом Олеге Куваеве, в книгу включена масса сведений об истории геологоразведки на Колыме и Чукотке.
Жизнь Олега Михайловича Куваева полна противоречий, странных поступков и неожиданных поворотов. Почему он так поступал, что искал, к чему стремился? Разгадка — в этой книге. Книга дополнена документами и фотографиями, многие из которых публикуются впервые. Также в книге представлена хроника жизни Куваева и избранная библиография. Перед вами большой и глубокий труд двух авторов, из которого можно много узнать о Куваеве - человеке и Куваеве - писателе.
Петров, Д. П. Соло на судьбе с оркестром. Хроника времен Анатолия Гладилина / Петров Дмитрий Павлович, Гладилин Анатолий Тихонович ; Дмитрий Петров. - Москва : Рутения, 2022. - 745, [3] с., [15] л. портр. - (Издательская программа правительства Москвы). - Библиография: с. 694-712. - Указатель имен: с. 713-734. - Указатель произведений: с. 735-744. - Указатель периодических изданий: с. 745-746. - ISBN 978-5-6046533-7-1.
Сегодня в России имя Анатолия Гладилина известно не так широко, как стоило бы: он рано эмигрировал, на взлете литературной карьеры и славы, книги его переиздавались редко, из писателей-эмигрантов он, кажется, по сей день остается самым непонятым и непрочитанным. «Хроника времен Виктора Подгурского» - первая повесть Анатолия Гладилина, которую опубликовал в 1956 году журнал «Юность». Эта исповедь, написанная двадцатилетним автором, моментально принесла ему известность. Главный герой - юноша, после окончания школы не попавший в институт, упорно ищет ответ на главный вопрос: «Как жить, чтобы не коптить небо?». «Бригантина поднимает паруса», «История одного неудачника», «Вечная командировка», «Прогноз на завтра», все эти произведения так же написаны Гладилиным в жанре «исповедальной прозы», и в них автор рассматривает тему беспокойства и внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей. После эмиграции писателя на Запад, его книги изымали из библиотек, его вычеркивали из всех списков. Ситуация изменилась лишь в 1991 году, когда его книги начали издавать открыто и широко. Как пишет Дмитрий Петров: «Гладилин любил приезжать в новую Россию, здесь жили его друзья и поклонники, были налажены контакты с издательствами. Он продолжал писать по-русски и всегда помнил, что его родина — Россия. Однако возвращаться не стал, не соблазнившись даже переменами в России демократической. Его много переводили, много издавали за рубежом, он добился признания и обеспеченной жизни во Франции, где и сейчас живут его дети и внуки».
До Дмитрия Петрова за биографию Гладилина никто не брался. Книга состоит из четырех частей, в каждой из которых автор рассматривает определенный этап жизни и творчества выдающегося русского писателя Анатолия Тихоновича Гладилина. Значительную часть текста составляют разные по объему фрагменты бесед с родными, коллегами, друзьями героя, российскими, французскими и американскими специалистами по творчеству Гладилина, эпизоды из статей и интервью. В их числе Василий Аксенов, Александр Кабаков, Жорж Нива, Вероника Долина и другие, а также близкие Гладилина. Кроме этого, в книге приведены личные письма Анатолия Тихоновича, его публичные обращения, фрагменты радиовыступлений, рукописи и другие документы, автором или соавтором которых он являлся. Многие материалы и иллюстрации, используемые в книге, публикуются впервые.
С книгами, представленными в обзоре, вы сможете подробнее познакомиться в отделе абонемента. Первый этаж. Кабинет № 103.
Ольга Крупская, главный библиотекарь отдела абонемента