Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен современной российской мужской прозе.
Проханов, А. А. Лунатик : роман : [16+] / Проханов Александр Андреевич ; Александр Проханов. - Москва : Наше завтра, 2023. - 441, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-907729-38-4.
Герой нового романа Александра Проханова «Лунатик» посвятил свою жизнь тому, чтобы написать Книгу Жизни, которая излечит мир от злобы, боли и страданий. Но для этого ему пришлось пройти 18 войн. Сюжет произведения захватывает. Талантливому выпускнику вуза Олегу Муравьёву поступает предложение: пойти работать в военную разведку. Олег его отвергает с ходу, несмотря на настойчивые уговоры полковника из военной разведки. «Страну ждут громадные потрясения, множество войн, больших и малых. Это будут войны нового поколения. Воевать станет не только оружие, не только генералы и маршалы. Воевать будут утончённые интеллектуалы, люди, обладающие прозрением, умеющие угадывать будущее... В разведке нужны интеллектуалы, гуманитарии. Они окажутся на театрах будущих схваток и помогут стране выиграть войны», – убеждает он выпускника. Уговоры не действуют. «Я оставлю Москву и поселюсь в глуши, в деревне. И там напишу книгу», - следует ответ. Герой повествования так и поступает, невзирая на сопротивление матери, бабушки и влюблённой в него девушки.
Поселившись в лесхозе, Олег оказывается среди людей разных характеров, судеб. Он восторгается языком народной речи, что так важно для написания будущей книги. Здесь встречается с настоящей любовью. Опубликованный в «Литературной газете» рассказ Муравьёва заставит молодую семью вернуться в Москву. Редактор разгадал в нём мастера. Следует предложение выезжать туда, где идёт борьба за свободу, правду и справедливость. Муравьёв побывает во Вьетнаме, Афганистане, Кубе, Никарагуа, в странах Ближнего Востока. Наиболее яркие строки его произведений о том, какой ценой люди достигают того, что дороже всего на свете. Содержание романа заставляет задуматься над тем, зачем мы пришли в этот мир, какими глазами должны смотреть на страну, в которой живём, каким оружием следует её беречь и охранять. Конечно же, первостепенное значение имеет беззаветная любовь к родной земле, за которую все мы в ответе.
Алейников, В. Д. Самое молодое общество гениев : СМОГ : [16+] / Алейников Владимир Дмитриевич ; Владимир Алейников. - Москва : Молодая гвардия, 2022. - 522, [1] с., [8] л. ил., портр., факс. ; 21. - ISBN 978-5-235-04513-2.
Эта книга о былой непростой эпохе, о творческих людях, друзьях и соратниках по отечественному андеграунду, одним из основных героев которого был сам автор - его так и называли Нестором русского андеграунда. Мемуарные фрагменты чередуются с увлекательными историями из жизни богемы, с портретами известных поэтов, прозаиков, художников - тех людей, кто создавал «другую литературу» и «другое искусство» в 60-е, 70-е, 80-е годы. Автор подробно рассказывает о явлении самиздата, о знаменитом содружестве СМОГ, основателем которого он был. Среди героев книги есть известные поэты и прозаики: С. Довлатов, Л. Губанов, В. Ерофеев, Ю. Кублановский, А. Соколов и другие. Известные художники: И Ворошилов, А. Зверев, М. Шемякин, Э. Неизвестный и другие. Представлено старшее поколение людей круга Максимилиана Волошина: М. Изергина, А. Цветаева, скульпторы А. Григорьев, А. Арендт, поэт А. Тарковский. Это лишь часть воспоминаний автора об ушедшей эпохе, о некоторых ярких ее представителях.
«Ах, а кто к ним в Ленинград только не приезжал. Вот Довлатов от бед и разбитых сердец сбежал и приехал. Вот после какой-то пьянки Венедикт Ерофеев без единого знакомого в городе и копейки в кармане вышел в состоянии полной покинутости ангелами на вокзале в Ленинграде. Но был телефон Константина Кузьминского, позвонил тому, тот позвал тут же. Таксист случайный знал обоих. А там уж Кузьминский сел за телефон, обзвонил — пришел весь неформальный Ленинград во главе с полуформальным Битовым. Все почли за честь великую выпить с Ерофеевым. Опохмелили, напоили, накормили и довольного в Москву проводили. Или как Высоцкий у них в таком же состоянии-положении апостасийном оказался. Эх!» (Александр Чанцев)
Эта книга необычна. Проза поэта. Свободная, полифоническая, ассоциативная, ритмическая. Со всеми особенностями, отличающими её от обычной прозы. И другой такой - нет, и вряд ли появится. Живая и сильная композиция, зримая, дышащая и звучащая в каждом слове, как в музыке.
Постнов, О. Г. Страх : роман : в 2 частях : [18+] / Постнов Олег Георгиевич ; Олег Постнов. - 2-е изд. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2023 [т. е. 2022]. - 327, [4] с. ; 21. - (Альпина. Проза). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-00139-738-0.
Олег Постнов - тонкий стилист и блестящий мистификатор, «типичный русский Борхес», по определению Льва Данилкина. Герой романа «Страх» русский эмигрант одной из последних волн в Америке, неожиданно, в придачу к купленному в букинистическом томику Эдгара По, получает от владельца магазина несколько исписанных от руки тетрадей. Здесь никто не станет разбирать кириллицу, а вам может на что сгодится. Получивший их решает опубликовать, ничего не меняя в записях неизвестного автора. И начинается «роман в романе», который и составляет значительную часть книги. Начинается он в далекие 90-е годы в маленьком украинском селе, куда московского мальчика отправляют «на лето к дедушке», где он восхищался природой, наблюдал за жизнью (и смертью) селян и однажды познакомился со странной девочкой Тоней, которая жила в доме местной юродивой-ведьмы. Встреча с Тоней переворачивает всю его жизнь, а даже, правильнее сказать, превращает его жизнь в кошмар. То ли сон, то ли тихое помешательство. Здесь и встреча с марой, и свадьба деревенской ведьмы, и странные ритуальные обряды. Это книга об испытании страхом, который иногда оказывается сильнее и побеждает, о персональном кошмаре, выбраться из которого невероятно трудно, если вообще возможно. «Страх» вначале задумывался лишь как рассказ о необычных событиях в деревне, часть которых я видел собственными глазами. Видел я и вражду двух семей, ставшую основой повествования. Именно благодаря ей рассказ начал постепенно перерастать в роман. Но, в отличие от своего героя, сам я участия ни в чем не принимал, довольствуясь позицией наблюдателя. И, разумеется, многое домыслил: роман не отчет о происшедшем, у него другие цели». Книга с первой и до последней страницы покрыта мраком и мистикой. Роман «Страх» наследует лучшим традициям русской готики Карамзина, Гоголя, Погорельского и Булгакова.
Идиатуллин, Ш. Ш. До февраля : роман : [18+] / Идиатуллин Шамиль Шаукатович ; Шамиль Идиатуллин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. - 506, [1] с. ; 21 см. - (РЕШ: страшно интересно). - Др. работы авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-17-154054-8.
Шамиль Идиатуллин - прозаик и журналист, дважды лауреат премии «Большая книга» - мастер самых разных жанров: автор реалистических романов «Город Брежнев» и «Бывшая Ленина», мистического триллера «Убыр», этнофэнтези «Последнее время», романа «Возвращение "Пионера"» и сборника «Всё как у людей».
Поздней осенью 2021 года власти города Сарасовска приняли решение возродить толстый литературный журнал «Пламя», закрывшийся лет десять назад из‑за низкого спроса и недостатка финансирования. Сдать в типографию макет первого номера надо срочно, без раскачки, до февраля. Первокурснице Ане поручают изучить архив журнала - и там, среди графоманских залежей, юный редактор находит рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы. А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства - не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали… О раскопках в архиве узнаёт автор рукописи - и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?
«Средний городок, тишь да гладь, возрождение литературного журнала… Что могло пойти не так? Но вместе с текстами возвращается порожденный криминальными девяностыми и душивший старушек в двухтысячные маньяк — чтобы теперь убивать уже всех подряд, а заодно и передать свое дело наследнику, который еще себя покажет… Всё как мы любим, преемственность как она есть!… На самом деле хотелось начать так: “Он, зараза, — умный, хитрый изобретательный! Но это Шамиль Шаукатович. А теперь про маньяка...”» (Алексей Сальников)
Борматов, А. Э. Маска : в темном лесу всегда темно : [повести-триллеры : 18+] / Борматов Антон Эдвардович ; Антон Борматов. - Москва : Эксмо, 2023 [т. е. 2022]. - 205, [2] с. ; 21. - (Остросюжетная беллетристика). - ISBN 978-5-600-03369-6.
Антон Борматов известен больше как кинорежиссер. Начав в середине 90-х снимать музыкальные клипы, он проложил себе путь в кино. С 2004 стал снимать телесериалы и полнометражные фильмы. Из многосерийных его проектов самые заметные: "Хиромант", "Ольга", "Подкидыш", "Миссия: Аметист". Из большого кино запомнились "Чужая", "Околофутбола", "Владивосток". Он снимает и будет продолжать снимать кино. Оно навсегда останется его любовью. Но любое кино начинается со сценария. И прежде, чем садиться за его написание, Антон сначала сочинял повесть. В этот сборник вошли три его повести, которые пока не были переведены в сценарную форму. Но кто знает, может, все еще впереди. Этот сборник призван познакомить читателя с литературным поисками Антона Борматова.
События жизни порой бывают настолько удивительными и неожиданными, что могут сбить с толку, вытряхнуть душу и одновременно показать другой путь, помочь увидеть в себе совершенно новые черты характера. Повести-триллер Антона Борматова насыщены этим глубоким психологизмом. Близкие, легко узнаваемые герои вызывают сочувствие, гнев, интерес. Самовольная отлучка, перевернувшая жизнь героя; маска, вскрывшая проблемы отношений в семье; любовь такая сильная, что из глаз искры. Напряжение в повестях не отпускает до самого конца и погружает в темную атмосферу человеческого сознания. «Мощный кинематографичный сборник, пронизанный неуспокоенной энергией любви и безумия, с яркими, неравнодушными героями — у которых все на максимуме. Любящие до помешательства, судящие безжалостно и изощрённо. Несчастные, да и вообще не приспособленные к тихому среднестатистическому счастью, и в этом их смысл и трагедия». (Кирилл Кяро, актер театра и кино)
Сальников, А. Б. Оккульттрегер : роман : [18+] / Сальников Алексей Борисович ; Алексей Сальников. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 413, [1] с. ; 21. - (Классное чтение). - ISBN 978-5-17-148554-2 (в пер.)
Алексей Сальников (р. 1978) — автор романов «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел» и «Опосредованно», лауреат премии «Национальный бестселлер», финалист премий «Большая книга» и «НОС», написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегеры. «Культуртрегер» — ироническое название носителя культуры и распространителя просвещения». Это слово было довольно популярным на изломе десятых в среде литераторов. Сальников переосмыслил это словечко в термин «оккульттрегер», который означает культуртрегера для оккультных сил.
2019 год, маленький уральский город. Главная героиня Прасковья Головнякова — и есть оккульттрегер. Основная задача Прасковьи — поддерживать в городе определённый уровень тепла. Делает она это с помощью особых людей - «угольков». На такого «уголька» внезапно обрушивается слава, он становится популярным в масштабах региона или страны, а оккульттрегеры забирают у него часть тепла и отдают городу.
В городе потусторонних сил не так много: демон Надя – блондинка невероятного обаяния и звезда социальных сетей, мятый и пьяный ангел Сергей и оккульттрегер Наташа, с новогоднего исчезновения которой начинается роман. По задумке автора всем им не место на Земле, но люди так часто обращались к Богу со всевозможными клятвами и обещаниями, что «реальность треснула». В результате на Землю свалились ангелы и демоны. Не диковинные крылатые и рогатые существа, разумеется, а их вполне человекообразные проекции с характерами, судьбами, вредными привычками и нетривиальными способностями. А заодно вместе с ними упало и несколько человеческих душ, которые впоследствии стали оккульттрегерами.
Демоны искушают и соблазняют людей разными способами. Самый эффективный во все времена (а уж особенно в период расцвета интернета) – зависть. Ангелы людских проблем почти не касаются, их дело – бороться с демонами. Демоны обладают бессмертием и не нуждаются в еде и питье, а вот херувимы мало того что смертны, так еще и зависимы от сахара и алкоголя, поэтому быстро теряют форму. Оккульттрегеры выступают между ними чем-то вроде посредников, потому что для поддержания тепла в остывающих год за годом городах нужна помощь и тех и других.
Прасковья неплохо справляется со своей ролью, особенно при поддержке спутника и помощника – гомункула. Эти существа помогают оккульттрегерам переживать человеческие чувства. Например, они умеют стирать память. Без этой их способности Прасковья давно бы сошла с ума от воспоминаний о революции, гражданской войне и прочих периодах истории, в которые ей приходилось выживать, изо всех сил обогревая город. Она любит своего гомункула так же, как мать любит своего ребенка. Но вдруг случается поворот – гомункулу, а значит, и самой Прасковье начинает угрожать опасность…
Пелевин, В. О. Путешествие в Элевсин : [18+] / Пелевин Виктор Олегович ; Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2023. - 475, [2] с. ; 21. - (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). - ISBN 978-5-04-187850-4.
Это своеобразное завершение трилогии, первой книгой в которой была «Transhumanism Inc.», а второй — «KGBT+». Далекое будущее. На месте России теперь Доброе Государство во главе с партией сердоболов. Но фактически власть принадлежит корпорации Transhumanism Inc. Почти все люди пользуются нейроинтерфейсами ее производства. Устройства контролируют все — от пищевых пристрастий до способностей к сочинительству. Самая богатая часть населения стала «баночниками» — практически бессмертными мозгами в специальных резервуарах. «Баночники» обитают в виртуальной реальности и влияют на материальный мир. Зажиточным гражданам доступны и другие услуги Transhumanism Inc. — например, отдых в симуляциях разных исторических эпох. Вокруг одной из таких и строится сюжет «Путешествия в Элевсин».
Главный герой — Маркус Зоргенфрей, корпоративный следователь службы безопасности Transhumanism Inc. Он получает задание отправиться в симуляцию Древнего Рима ROMA-3, где роль императора исполняет языковая модель Порфирий Петрович. Начальство в лице адмирала-епископа Ломаса полагает, что Порфирий готовит восстание алгоритмов, которое грозит катастрофическими последствиями. Маркусу нужно узнать, что на самом деле замышляет языковая модель, и по возможности предотвратить это. Уже в ROMA-3 главный герой отлично показывает себя на гладиаторской арене, чем заслуживает уважение и симпатию Порфирия. Тот берет Маркуса с собой в греческий город Элевсин, чтобы совершить грандиозную мистерию, которая изменит будущее, настоящее и, пожалуй, даже прошлое мира.
Все представленные в обзоре книги ждут вас в отделе абонемента (1 этаж, кабинет 103).
Светлана Галактионова, заведующая отелом абонемента (1 этаж, каб. 103, тел: 72-84-03)