Очередной выпуск «Литературного четверга» посвящен современной российской мужской прозе.

prokhanovПроханов, А. А. Лунатик : роман : [16+] / Проханов Александр Андреевич ; Александр Проханов. - Москва : Наше завтра, 2023. - 441, [1] с. ; 21. - ISBN 978-5-907729-38-4.

Герой нового романа Александра Проханова «Лунатик» посвятил свою жизнь тому, чтобы написать Книгу Жизни, которая излечит мир от злобы, боли и страданий. Но для этого ему пришлось пройти 18 войн. Сюжет произведения захватывает. Талантливому выпускнику вуза Олегу Муравьёву поступает предложение: пойти работать в военную разведку. Олег его отвергает с ходу, несмотря на настойчивые уговоры полковника из военной разведки. «Страну ждут громадные потрясения, множество войн, больших и малых. Это будут войны нового поколения. Воевать станет не только оружие, не только генералы и маршалы. Воевать будут утончённые интеллектуалы, люди, обладающие прозрением, умеющие угадывать будущее... В разведке нужны интеллектуалы, гуманитарии. Они окажутся на театрах будущих схваток и помогут стране выиграть войны», – убеждает он выпускника. Уговоры не действуют. «Я оставлю Москву и поселюсь в глуши, в деревне. И там напишу книгу», - следует ответ. Герой повествования так и поступает, невзирая на сопротивление матери, бабушки и влюблённой в него девушки.

Поселившись в лесхозе, Олег оказывается среди людей разных характеров, судеб. Он восторгается языком народной речи, что так важно для написания будущей книги. Здесь встречается с настоящей любовью. Опубликованный в «Литературной газете» рассказ Муравьёва заставит молодую семью вернуться в Москву. Редактор разгадал в нём мастера. Следует предложение выезжать туда, где идёт борьба за свободу, правду и справедливость. Муравьёв побывает во Вьетнаме, Афганистане, Кубе, Никарагуа, в странах Ближнего Востока. Наиболее яркие строки его произведений о том, какой ценой люди достигают того, что дороже всего на свете. Содержание романа заставляет задуматься над тем, зачем мы пришли в этот мир, какими глазами должны смотреть на страну, в которой живём, каким оружием следует её беречь и охранять. Конечно же, первостепенное значение имеет беззаветная любовь к родной земле, за которую все мы в ответе.

alejnikovАлейников, В. Д. Самое молодое общество гениев : СМОГ : [16+] / Алейников Владимир Дмитриевич ; Владимир Алейников. - Москва : Молодая гвардия, 2022. - 522, [1] с., [8] л. ил., портр., факс. ; 21. - ISBN 978-5-235-04513-2.

Эта книга о былой непростой эпохе, о творческих людях, друзьях и соратниках по отечественному андеграунду, одним из основных героев которого был сам автор - его так и называли Нестором русского андеграунда. Мемуарные фрагменты чередуются с увлекательными историями из жизни богемы, с портретами известных поэтов, прозаиков, художников - тех людей, кто создавал «другую литературу» и «другое искусство» в 60-е, 70-е, 80-е годы. Автор подробно рассказывает о явлении самиздата, о знаменитом содружестве СМОГ, основателем которого он был. Среди героев книги есть известные поэты и прозаики: С. Довлатов, Л. Губанов, В. Ерофеев, Ю. Кублановский, А. Соколов и другие. Известные художники: И Ворошилов, А. Зверев, М. Шемякин, Э. Неизвестный и другие. Представлено старшее поколение людей круга Максимилиана Волошина: М. Изергина, А. Цветаева, скульпторы А. Григорьев, А. Арендт, поэт А. Тарковский. Это лишь часть воспоминаний автора об ушедшей эпохе, о некоторых ярких ее представителях.

«Ах, а кто к ним в Ленинград только не приезжал. Вот Довлатов от бед и разбитых сердец сбежал и приехал. Вот после какой-то пьянки Венедикт Ерофеев без единого знакомого в городе и копейки в кармане вышел в состоянии полной покинутости ангелами на вокзале в Ленинграде. Но был телефон Константина Кузьминского, позвонил тому, тот позвал тут же. Таксист случайный знал обоих. А там уж Кузьминский сел за телефон, обзвонил — пришел весь неформальный Ленинград во главе с полуформальным Битовым. Все почли за честь великую выпить с Ерофеевым. Опо­хмелили, напоили, накормили и довольного в Москву проводили. Или как Высоцкий у них в таком же состоянии-положении апостасийном оказался. Эх!» (Александр Чанцев)

Эта книга необычна. Проза поэта. Свободная, полифоническая, ассоциативная, ритмическая. Со всеми особенностями, отличающими её от обычной прозы. И другой такой - нет, и вряд ли появится. Живая и сильная композиция, зримая, дышащая и звучащая в каждом слове, как в музыке.

postnovПостнов, О. Г. Страх : роман : в 2 частях : [18+] / Постнов Олег Георгиевич ; Олег Постнов. - 2-е изд. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2023 [т. е. 2022]. - 327, [4] с. ; 21. - (Альпина. Проза). - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-00139-738-0.

Олег Постнов - тонкий стилист и блестящий мистификатор, «типичный русский Борхес», по определению Льва Данилкина. Герой романа «Страх» русский эмигрант одной из последних волн в Америке, неожиданно, в придачу к купленному в букинистическом томику Эдгара По, получает от владельца магазина несколько исписанных от руки тетрадей. Здесь никто не станет разбирать кириллицу, а вам может на что сгодится. Получивший их решает опубликовать, ничего не меняя в записях неизвестного автора. И начинается «роман в романе», который и составляет значительную часть книги. Начинается он в далекие 90-е годы в маленьком украинском селе, куда московского мальчика отправляют «на лето к дедушке», где он восхищался природой, наблюдал за жизнью (и смертью) селян и однажды познакомился со странной девочкой Тоней, которая жила в доме местной юродивой-ведьмы. Встреча с Тоней переворачивает всю его жизнь, а даже, правильнее сказать, превращает его жизнь в кошмар. То ли сон, то ли тихое помешательство. Здесь и встреча с марой, и свадьба деревенской ведьмы, и странные ритуальные обряды. Это книга об испытании страхом, который иногда оказывается сильнее и побеждает, о персональном кошмаре, выбраться из которого невероятно трудно, если вообще возможно. «Страх» вначале задумывался лишь как рассказ о необычных событиях в деревне, часть которых я видел собственными глазами. Видел я и вражду двух семей, ставшую основой повествования. Именно благодаря ей рассказ начал постепенно перерастать в роман. Но, в отличие от своего героя, сам я участия ни в чем не принимал, довольствуясь позицией наблюдателя. И, разумеется, многое домыслил: роман не отчет о происшедшем, у него другие цели». Книга с первой и до последней страницы покрыта мраком и мистикой. Роман «Страх» наследует лучшим традициям русской готики Карамзина, Гоголя, Погорельского и Булгакова.

idiatullinИдиатуллин, Ш. Ш. До февраля : роман : [18+] / Идиатуллин Шамиль Шаукатович ; Шамиль Идиатуллин. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2023. - 506, [1] с. ; 21 см. - (РЕШ: страшно интересно). - Др. работы авт. на 4-й с. обл. - ISBN 978-5-17-154054-8.

Шамиль Идиатуллин - прозаик и журналист, дважды лауреат премии «Большая книга» - мастер самых разных жанров: автор реалистических романов «Город Брежнев» и «Бывшая Ленина», мистического триллера «Убыр», этнофэнтези «Последнее время», романа «Возвращение "Пионера"» и сборника «Всё как у людей».

Поздней осенью 2021 года власти города Сарасовска приняли решение возродить толстый литературный журнал «Пламя», закрывшийся лет десять назад из‑за низкого спроса и недостатка финансирования. Сдать в типографию макет первого номера надо срочно, без раскачки, до февраля.  Первокурснице Ане поручают изучить архив журнала - и там, среди графоманских залежей, юный редактор находит рукопись захватывающего триллера, написанного от лица серийного убийцы. А вскоре выясняется, что описанные в тексте убийства - не придуманы: они и правда происходили в городке пятнадцать лет назад, и душегуба тогда так и не поймали… О раскопках в архиве узнаёт автор рукописи - и теперь давно затаившийся маньяк должен выбрать, чего он хочет больше: покоя, который может нарушить Аня, или литературной славы?

«Средний городок, тишь да гладь, возрождение литературного журнала… Что могло пойти не так? Но вместе с текстами возвращается порожденный криминальными девяностыми и душивший старушек в двухтысячные маньяк — чтобы теперь убивать уже всех подряд, а заодно и передать свое дело наследнику, который еще себя покажет… Всё как мы любим, преемственность как она есть!… На самом деле хотелось начать так: “Он, зараза, — умный, хитрый изобретательный! Но это Шамиль Шаукатович. А теперь про маньяка...”» (Алексей Сальников)

bormatovБорматов, А. Э. Маска : в темном лесу всегда темно : [повести-триллеры : 18+] / Борматов Антон Эдвардович ; Антон Борматов. - Москва : Эксмо, 2023 [т. е. 2022]. - 205, [2] с. ; 21. - (Остросюжетная беллетристика). - ISBN 978-5-600-03369-6.

Антон Борматов известен больше как кинорежиссер. Начав в середине 90-х снимать музыкальные клипы, он проложил себе путь в кино. С 2004 стал снимать телесериалы и полнометражные фильмы. Из многосерийных его проектов самые заметные: "Хиромант", "Ольга", "Подкидыш", "Миссия: Аметист". Из большого кино запомнились "Чужая", "Околофутбола", "Владивосток". Он снимает и будет продолжать снимать кино. Оно навсегда останется его любовью. Но любое кино начинается со сценария. И прежде, чем садиться за его написание, Антон сначала сочинял повесть. В этот сборник вошли три его повести, которые пока не были переведены в сценарную форму. Но кто знает, может, все еще впереди. Этот сборник призван познакомить читателя с литературным поисками Антона Борматова.

События жизни порой бывают настолько удивительными и неожиданными, что могут сбить с толку, вытряхнуть душу и одновременно показать другой путь, помочь увидеть в себе совершенно новые черты характера. Повести-триллер Антона Борматова насыщены этим глубоким психологизмом. Близкие, легко узнаваемые герои вызывают сочувствие, гнев, интерес. Самовольная отлучка, перевернувшая жизнь героя; маска, вскрывшая проблемы отношений в семье; любовь такая сильная, что из глаз искры. Напряжение в повестях не отпускает до самого конца и погружает в темную атмосферу человеческого сознания. «Мощный кинематографичный сборник, пронизанный неуспокоенной энергией любви и безумия, с яркими, неравнодушными героями — у которых все на максимуме. Любящие до помешательства, судящие безжалостно и изощрённо. Несчастные, да и вообще не приспособленные к тихому среднестатистическому счастью, и в этом их смысл и трагедия». (Кирилл Кяро, актер театра и кино)

salnikovСальников, А. Б. Оккульттрегер : роман : [18+] / Сальников Алексей Борисович ; Алексей Сальников. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 413, [1] с. ; 21. - (Классное чтение). - ISBN 978-5-17-148554-2 (в пер.)

Алексей Сальников (р. 1978) — автор романов «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел» и «Опосредованно», лауреат премии «Национальный бестселлер», финалист премий «Большая книга» и «НОС», написал новый роман – «Оккульттрегер». В нем демоны и ангелы живут среди людей, а связывают весь этот разношерстный социум оккульттрегеры. «Культуртрегер» — ироническое название носителя культуры и распространителя просвещения». Это слово было довольно популярным на изломе десятых в среде литераторов. Сальников переосмыслил это словечко в термин «оккульттрегер», который означает культуртрегера для оккультных сил.

2019 год, маленький уральский город. Главная героиня Прасковья Головнякова — и есть оккульттрегер. Основная задача Прасковьи — поддерживать в городе определённый уровень тепла. Делает она это с помощью особых людей - «угольков». На такого «уголька» внезапно обрушивается слава, он становится популярным в масштабах региона или страны, а оккульттрегеры забирают у него часть тепла и отдают городу.

В городе потусторонних сил не так много: демон Надя – блондинка невероятного обаяния и звезда социальных сетей, мятый и пьяный ангел Сергей и оккульттрегер Наташа, с новогоднего исчезновения которой начинается роман. По задумке автора всем им не место на Земле, но люди так часто обращались к Богу со всевозможными клятвами и обещаниями, что «реальность треснула». В результате на Землю свалились ангелы и демоны. Не диковинные крылатые и рогатые существа, разумеется, а их вполне человекообразные проекции с характерами, судьбами, вредными привычками и нетривиальными способностями. А заодно вместе с ними упало и несколько человеческих душ, которые впоследствии стали оккульттрегерами.

Демоны искушают и соблазняют людей разными способами. Самый эффективный во все времена (а уж особенно в период расцвета интернета) – зависть. Ангелы людских проблем почти не касаются, их дело – бороться с демонами. Демоны обладают бессмертием и не нуждаются в еде и питье, а вот херувимы мало того что смертны, так еще и зависимы от сахара и алкоголя, поэтому быстро теряют форму. Оккульттрегеры выступают между ними чем-то вроде посредников, потому что для поддержания тепла в остывающих год за годом городах нужна помощь и тех и других.

Прасковья неплохо справляется со своей ролью, особенно при поддержке спутника и помощника – гомункула. Эти существа помогают оккульттрегерам переживать человеческие чувства. Например, они умеют стирать память. Без этой их способности Прасковья давно бы сошла с ума от воспоминаний о революции, гражданской войне и прочих периодах истории, в которые ей приходилось выживать, изо всех сил обогревая город. Она любит своего гомункула так же, как мать любит своего ребенка. Но вдруг случается поворот – гомункулу, а значит, и самой Прасковье начинает угрожать опасность…

pelevin elevsinПелевин, В. О. Путешествие в Элевсин : [18+] / Пелевин Виктор Олегович ; Виктор Пелевин. - Москва : Эксмо, 2023. - 475, [2] с. ; 21. - (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). - ISBN 978-5-04-187850-4.

Это своеобразное завершение трилогии, первой книгой в которой была «Transhumanism Inc.», а второй — «KGBT+». Далекое будущее. На месте России теперь Доброе Государство во главе с партией сердоболов. Но фактически власть принадлежит корпорации Transhumanism Inc. Почти все люди пользуются нейроинтерфейсами ее производства. Устройства контролируют все — от пищевых пристрастий до способностей к сочинительству. Самая богатая часть населения стала «баночниками» — практически бессмертными мозгами в специальных резервуарах. «Баночники» обитают в виртуальной реальности и влияют на материальный мир. Зажиточным гражданам доступны и другие услуги Transhumanism Inc. — например, отдых в симуляциях разных исторических эпох. Вокруг одной из таких и строится сюжет «Путешествия в Элевсин».

Главный герой — Маркус Зоргенфрей, корпоративный следователь службы безопасности Transhumanism Inc. Он получает задание отправиться в симуляцию Древнего Рима ROMA-3, где роль императора исполняет языковая модель Порфирий Петрович. Начальство в лице адмирала-епископа Ломаса полагает, что Порфирий готовит восстание алгоритмов, которое грозит катастрофическими последствиями. Маркусу нужно узнать, что на самом деле замышляет языковая модель, и по возможности предотвратить это. Уже в ROMA-3 главный герой отлично показывает себя на гладиаторской арене, чем заслуживает уважение и симпатию Порфирия. Тот берет Маркуса с собой в греческий город Элевсин, чтобы совершить грандиозную мистерию, которая изменит будущее, настоящее и, пожалуй, даже прошлое мира.

Все представленные в обзоре книги ждут вас в отделе абонемента (1 этаж, кабинет 103).

Светлана Галактионова, заведующая отелом абонемента (1 этаж, каб. 103, тел: 72-84-03)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество