В очередном выпуске речь пойдёт о новых книгах по педагогике. Большинство из представленных в обзоре книг будет посвящено такому направлению работы педагогов и психологов как коррекционно-педагогическая деятельность.

rudenkoОсновы коррекционной педагогики и психологии : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки / Руденко Андрей Михайлович, Самыгин Сергей Иванович, Пономарев Игорь Евгеньевич ; Руденко А. М., Самыгин С. И., Пономарев И. Е. [и др.] ; под редакцией А. М. Руденко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. - 285 с. ; 21. - (Среднее профессиональное образование) (Соответствует ФГОС). - Библиогр.: с. 269-285 (172 назв.). - ISBN 978-5-222-37571-6.

Если обратиться к истории, в нашей стране коррекционная психология стала активно развиваться с 1920-х годов. До этого периода изучением психологического развития людей с отклонениями и различными аномалиями занималась медицина. Из книги: - «Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Данный учебник призван способствовать подготовке обучающихся к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию». 

В книге, разработанной коллективом авторов под редакцией Андрея Михайловича Руденко, представлены особенности детей с отклонениями в развитии и поведении, проблемы леворукости в контексте коррекционной психологии. Ошибки семейного воспитания, их причины и последствия. Коррекция детей с нарушением зрения, слуха и речи. Коррекция детей и подростков с девиантным поведением. Социальная защита и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Это лишь небольшая часть материала, представленного на страницах книги.

Учебник позволяет получить целостное представление о ключевых направлениях специальной коррекционно-педагогической помощи, принципах организации, формах и методах работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Книгу выгодно отличает ряд особенностей, связанных с организацией и подачей материала, что способствует быстрому запоминанию и существенно облегчает усвоение дисциплины. В конце каждой главы приведены тексты для самоконтроля, а в конце книги – ключи к тестам.

molchanovaМолчанова, Е. Я особенный! : программа эффективного развития ребенка : [0+] / Молчанова Елена, Давыдова Ольга ; Елена Молчанова, Ольга Давыдова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. - 122, [1] с. ; 22. - ISBN 978-5-222-34279-4 (в пер.)

Особенный ребенок — не только ребенок с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Это может быть ребенок с высокой степенью неуверенности в себе, отставанием в развитии речи, сниженной учебной мотивацией, а также имеющий поведенческие трудности и проявляющий агрессию, или склонность к перепадам настроения. В книге представлены истории реальных семей, которые обратились за помощью. Как говорят сами авторы: «Книга стала результатом совместных обсуждений, каждодневных встреч с семьями и занятий с абсолютно разными детьми».

Психолог Ольга Давыдова и логопед Елена Молчанова сразу с двух сторон рассматривают проблему и работают над ней. В книге даны советы, как построить и наладить взаимодействие с ребенком, которое поможет ему развиваться. Как общаться, играть и достигать высоких результатов вместе с ребенком. В каких случаях нужно задуматься о посещении логопеда или психолога. От авторов: «Наша книга не претендует на роль учебника. Она для родителей и про родителей. Возможно, кто-то узнает в ней себя, а для кого-то она станет предметом для размышлений».

baenskayaБаенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Баенская Елена Ростиславовна ; Елена Баенская. - Издание 5-е. - Москва : Теревинф, 2022. - 111 с. ; 21. - (Серия "Особый ребенок"). - Библиография: с. 110-111. - ISBN 978-5-4212-0452-7.

Рождение ребенка – событие радостное и одновременно тревожное. Всё ли благополучно? Иногда родители даже чувствуют, что с ребенком что-то не то, но что именно – понять не могут. Часто осознание проблем происходит, когда мама начинает сравнивать своего малыша с его сверстниками (на приеме в поликлинике, на детской площадке, при встречах с детьми друзей). Да и обращение к специалистам, когда ребенок находится в младенческом возрасте, не помогает. Дело в том, что наиболее тяжелые и сложные нарушения эмоционального развития, которые возникают, например, при раннем детском аутизме, становятся очевидными к 2,5 – 3-летнему возрасту ребенка.  Как следует из книги: «Частота раннего детского аутизма по последним данным составляет 1 - 15 случаев на 10000 детей. Большинство специалистов, изучающих это нарушение развития, при указании на его всепроникающий характер в качестве центральной проблемы выделяют особенности формирования аффективной сферы детей с аутизмом, отмечаемые уже на самых ранних этапах развития». В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития ребенка в норме и описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом.

Книга адресована родителям, воспитывающим детей с особенностями эмоционального развития. Она может быть полезна и специалистам (психологам, педагогам, врачам), студентам психологических и дефектологических факультетов вузов.

nikolskayaНикольская, О. С. Аутичный ребенок : пути помощи / Никольская Ольга Сергеевна, Баенская Елена Ростиславовна, Либлинг Мария Михайловна ; О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг . - Изд. 12-е. - Москва : Теревинф, 2022. - 282, [2] с. : ил. ; 22. - (Серия «Особый ребенок»). - ISBN 978-5-4212-0416-9.

Как и предыдущая, эта книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей - раннему детскому аутизму. Книга рекомендована к изданию Ученым советом Института коррекционной педагогики Российской Академии образования. Она пользуется большой популярностью у специалистов, это уже 12 издание книги. А ее авторы были удостоены Премии Президента РФ в области образования.

Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва). Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма.

Какие проблемы поведения и опасные ситуации могут возникнуть во время общения с такими детьми и как их можно разрешить? С какими трудностями сталкиваются родители, воспитывающие такого ребенка? Страхи, необычные пристрастия, интересы и увлечения, которым могут быть подвержены дети с аутизмом. Обо всём этом вы можете узнать из книги.

В приложении можно познакомиться с опытом обучения аутичных детей начальным школьным навыкам, опытом педагогической работы с аутичной девочкой и кратким словарём специальных терминов. Очень ценное пособие для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

seligmanСелигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / Селигман Милтон, Дарлинг Розалин Бенджамин, Холмогорова Наталья Леонидовна ; Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг ; [перевод с английского Н. Л. Холмогорова]. - 5-е издание. - Москва : Теревинф, 2023. - 365 с. : ил. ; 21. - (Серия «Особый ребенок»). - Библиография: с. 329-365. - ISBN 978-5-4212-0475-6.

В книге рассматриваются вопросы отношения всех членов семьи к ребенку с нарушениями в развитии.

Например, как утверждает автор книги – «Отцы детей с умственной отсталостью чаще угнетены, страдают от заниженной самооценки и испытывают неуверенность в своей отцовской роли, чем отцы здоровых детей». А вот что говорится о бабушках и дедушках такого ребенка – «Дедушки и бабушки испытывают двойную боль – не только за внука, но и за сына или дочь, на которых свалилось тяжкое пожизненное бремя. Они могут быть как источниками эмоциональной поддержки, так и утяжелять семейный кризис».

Интересно представлена в книге реакция на рождение особых детей в семьях различной субкультуры и этнических различий, часто сопровождающаяся суевериями. Например, для мексиканцев, суеверная мера защиты – надевание на младенца рукавичек с целью избежать необходимости стричь ногти. Считается, что стрижка ногтей ведет к ухудшению зрения или слепоте. Итальянцы считают, что врожденные уродства могут возникать у ребенка, когда во время беременности матери не удается поесть того, что ей хочется.

Даны советы, как работать специалистам с такими семьями, как им легче наладить взаимоотношения с родителями и составить индивидуальный план работы с семьёй. Группы поддержки, семинары, программы, описывающие стадии адаптации семьи к жизни с особым ребенком, представлены в этой книге.

technerТечнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию : жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Течнер Стивен фон, Мартинсен Харальд, И. А. Чистович ; Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен ; [перевод с английского И. А. Чистович]. - 3-е издание. - Москва : Теревинф, 2021. - 428 с. : ил. - Библиография: с. 371-420. - Предметный указатель: с. 421-428. - ISBN 978-5-4212-0487-9.

Книга норвежского лингвиста и психолога Стивена фон Течнера и психолога Харальда Мартинсена является первым подробным учебником по альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) на русском языке. Авторы обобщают и систематизируют различные формы и средства АДК, рассказывают о том, как в разных случаях подбирать эти техники общения в контексте целостной программы обучения и сопровождения человека с особенностями развития, а также о стратегиях обучения детей, по разным причинам лишенных возможности говорить. Такими причинами могут быть разные формы церебрального паралича и другие двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра, нарушения зрения, слуха, речи (в том числе после травмы, инсульта и т. п.), множественные нарушения развития и др. Книга может быть полезна для логопедов, специальных педагогов, школьных учителей, психологов и других специалистов, а также для семей, в которых есть дети и взрослые с ограниченными возможностями общения и речи.

kostinКостин, И. А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра : монография / Костин Игорь Анатольевич ; И. А. Костин. - Москва : Теревинф, 2022. - 142, [1] с. - Библиография: с. 139-142 (56 названий). - ISBN 978-5-4212-0460-2. 

Монография посвящена психологической помощи подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра. В книге представлены принципы оказания помощи по освоению социальных ролей и правильных привычек. Метод беседы: как и о чем полезно говорить с аутичным человеком. Методы ведения личного дневника и совместного изучения художественного текста. Психокоррекционная и групповая работа с аутичными людьми разного возраста. В конце книги 5 приложений; с помощью первого опросника можно узнать о сформированности социальных знаний и навыков сопровождаемого ребенка или взрослого. А также советы, что можно сделать, если человек испытывает негативные чувства – злость, гнев, страх, как составить семейный бюджет и др.

maksimovМаксимов, Андрей Маркович. Как помочь своему ребенку пережить первую любовь : [12+] / Максимов Андрей Маркович ; Андрей Максимов. - Москва : Airis press, 2022. - 92, [1] с. : ил. ; 22. - (Важнее всего). - ISBN 978-5-8112-8119-0.

Российский журналист, писатель, драматург, радио- и телеведущий, сценарист, театральный режиссёр в своей книге поднимает очень серьезную тему. Что такое любовь? Веками люди произносят это слово, в которое каждый вкладывает свой личный смысл. Любой родитель должен быть готов к тому, что проблемы первой любви могут возникнуть в жизни его ребенка. И каким же должен быть разговор о любви? Говорить об этом трудно, потому что непривычно. Легче спросить про дела в школе, сделано ли домашнее задание. А вот про личное, то, что ребенка действительно волнует, трудно. В разговорах о любви надо быть деликатным, не шутить и не ёрничать. Это очень серьезная тема для ребенка. Внимательно выслушать, это главное. И уважать своего ребенка. Эти и другие советы от Андрея Максимова вы найдёте в данной книге.

maksimov 1Максимов, Андрей Маркович. Как помочь своему ребенку окончить школу и не сойти с ума : [12+] / Максимов Андрей Маркович ; Андрей Максимов. - Москва : Айрис-пресс, 2022. - 92, [1] с. : ил. ; 22. - (Важнее всего). - ISBN 978-5-8112-8118-3.

Андрей Максимов давно занимается психологией и даже придумал свою психологическую систему «психофилософия». Поэтому не случайно, что именно он написал книгу о том, как, отдавая ребенка в школу, родители могут решить главную задачу: сохранить психическое здоровье своего ребенка. На самом деле наша школа такова, что решить эту задачу непросто. Автор в живой манере и на основании примеров из своей консультационной практики рассказывает, как это сделать. Как пишет автор: «Очень трудно окончить школу, ни разу не вступив в конфликт с учителями. Или ни разу не переживая из-за отношений с одноклассниками». «Должны ли родители учить учителя?» - так называется глава из книги, в которой автор говорит о том, что учитель – такой же заложник нынешней системы образования, как и ученик. Ему тоже трудно и тяжело. По словам автора: «Учитель – это человек, который существует в ситуации постоянного ремонта.». Об отношениях с учителями. Нужно подружиться с учителем вашего ребенка, советует автор.  Андрей Максимов негативно относится к ЕГЭ, считая его самым серьёзным для школьника (и его родителей) испытанием нервной системы и психики. «Во время экзаменов побеждает не тот, кто много знает, а тот, у кого спокойная психика» - считает автор книги. «Школьник лучше родителей знает, как сдавать ЕГЭ. Ваша задача остается прежней – поддерживать. И ещё успокаивать».

 

Подробнее познакомиться с представленными в обзоре книгами можно в отделе абонемента. Первый этаж. Кабинет № 103.

 Ольга Крупская - главный библиотекарь абонемента

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество