Отдел абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки знакомит своих читателей с современной мужской прозой.
В центре внимания произведения известных российских писателей Андрея Рубанова, Василия Авченко, профессора МГИМО и создателя игры «Умники и умницы» Юрия Вяземского, Алексея Иванова, Александра Дергунова, Николая Кононова, Александра Етоева, Дмитрия Лиханова, обладателя престижной литературной премии Эдуарда Веркина, Андрея Эмдина. В 2019 году все представленные книги поступили поступили в отдел абонемента.
Сегодня особенно остро стоит вопрос: существует ли пресловутая мужская проза? Нужна ли она современной литературе? О мужчинах-писателях говорить сложней, чем об авторах-женщинах, ведь их мир совершенно иной. Ни одна женщина не сможет передать его так, как воспринимает его мужчина. Мужскую прозу отличают тонкие психологические нюансы и особая теплота взгляда. Жесткий реализм нередко соединяется с тонким лиризмом и, может быть, даже сентиментальностью. Наиболее часто авторами-мужчинами используются жанры романа, рассказа, повести и эссе.
Отдел абонемента знакомит своих читателей с современной мужской прозой. В 2019 году в библиотеку поступили следующие книги:
Рубанов А. В. Штормовое предупреждение: роман больших расстояний: [16+] / Рубанов Андрей Викторович, Авченко Василий Олегович. - Москва: Молодая гвардия, 2018. - 210 с.
Есть такая байка, будто бы однажды Ильфа спросили: «А как вы пишете вдвоем?» — «Один бегает по редакциям, — якобы ответил Ильф, — а другой сторожит рукописи».
Перед читателем - творческий эксперимент, первый совместный роман известных писателей, финалистов и лауреатов крупных литературных премий Андрея Рубанова и Василия Авченко. «Штормовое предупреждение» носит подзаголовок «Роман больших расстояний».
Идея написания книги с подзаголовком «Роман больших расстояний» родилась во время первого фестиваля тихоокеанской литературы «ЛиТР» во Владивостоке, на втором её уже презентовали. Сам фестиваль затеян, чтобы популяризировать российский Дальний Восток, тот же город с купюры в две тысячи рублей – Владивосток. Сделать его литературным световым центром, показать, что «свет – везде». Чтобы наметить вектор на российские регионы, оживить их, взбодрить.
«Штормовое предупреждение» – простая и понятная история, где любовная линия связывает два измерения, две планеты – российский Запад и Восток. Санкт-Петербург и Владивосток разделяют 6538 километров по прямой.
Завязкой является случайная встреча героя с 19-летней Варей – «пришелицей с отдалённого Запада», из города «на другом конце глобуса» – Петербурга. 26-летний Виктор там никогда не был и едва ли когда побывает. Здесь, во Владивостоке, он чувствует себя хозяином, хоть и не доучился и не стал историком, хоть и всего лишь продаёт автомобильные покрышки и снимает комнату вместе с другом и заявляет о своём единственном таланте – «умении выживать». Ему важна своя суверенность, независимость, даже от родителей, отсюда и его способность принимать решения вкупе с авантюризмом, деловитость и умение брать ответственность на себя. Всё в его руках, и этим всем он готов по-хозяйски распорядиться. В своём мире Варя таких людей не видела, вот поэтому она и говорит о странности Виктора, что он «как бы подключённый к другому измерению».
Виктор сросся, принял мир. Он – человек этого места, будто слитый с ним воедино. Здесь он свой и нужен, здесь он знает, как «устроен мир». Именно поэтому ощущает себя счастливым и везунчиком, что живёт здесь, и это ощущение счастья проходит через всю книгу до её финальной точки.
Вяземский Ю. П. Бесов нос: [роман-сага в трех частях: 16+]: Юрий Вяземский. Ч. 1: Волки Одина. - Москва: Эксмо, 2019. - 413 с.
Юрий Павлович Вяземский – писатель, философ, профессор МГИМО и создатель культовой телевизионной олимпиады «Умники и умницы». Роман «Бесов Нос: Волки Одина» необычен, как и все книги автора. Здесь тонко сплетены современность и скандинавский эпос.
Однажды в начале лета на рыболовную базу, расположенную на Ладоге, приехали трое мужчин. Попали они сюда, казалось, случайно, но вероятно, по определенному умыслу Провидения. Один - профессор истории, средних лет; второй - телеведущий, звезда эфиров, за тридцать; третий - пожилой, очень образованный человек, непонятной профессии. Мужчины не только ловят рыбу, а еще и активно беседуют, обсуждая то, что происходит в их жизни, в их стране. И еще они переживают различные и малопонятные события. То одному снится странный сон — волчица с волчонком; то на дороге постоянно встречаются умершие животные… Кроме того, они ходят смотреть на петроглифы — поднимаются в гору и изучают рисунок на скале, оставленный там древними скандинавами...
«С одной стороны 9 век, саги и викинги. С другой – три наших современника между собой беседуют. И саги написаны замечательно, как у древнего Снорри. А некий Профессор так лихо, прямо по косточкам разобрал и расчихвостил любимую нашу страну! Казалось бы, какая тут связь и что может быть общего?! Но пятое измерение, господа. Закон крови причудливый. Короче, читайте, непременно, всеобязательно! Читайте и удивляйтесь!», - пишет Богданов Г.
Иванов А.В. Пищеблок: роман: [16+] / Алексей Иванов. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. - 413 с.
На этот раз Алексей Иванов приготовил читателю роман, сюжет которого разворачивается в пионерском лагере, где становится явью одна из популярных детских страшилок…
Жаркое лето 1980 года. Столицу сотрясает Олимпиада, а в небольшом пионерском лагере на берегу Волги всё тихо и спокойно. Пионеры маршируют на линейках, играют в футбол и по ночам рассказывают страшные истории; молодые вожатые влюбляются друг в друга; речной трамвайчик привозит бидоны с молоком, и у пищеблока вертятся деревенские собаки. Но жизнь пионерлагеря, на первый взгляд безмятежная, имеет свою тайную и тёмную сторону. Среди пионеров прячутся вампиры. Их воля и определяет то, что происходит у всех на виду.
Алексей Иванов в красках и со знанием дела рисует пионерский быт и атмосферу олимпийского года, мастерски выводит подростковый сленг, традиции и мифологию пионерлагерей, развивая в этих колоритных декорациях динамичный фантастический сюжет.
«Пищеблок» - простая и весёлая история о сложных и серьёзных вещах. Есть дети как дети - с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью. Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное. А есть вампиры, которым надо жить среди людей, но по своим вампирским правилам. Как вампирская мистика внедряется в мёртвые советские ритуалы и переделывает живое и естественное детское поведение? Как любовь и дружба противостоят выморочным законам идеологии и вампиризма? Словом, чей горн трубит для горниста и под чей барабан шагает барабанщик?
Но при всем своем игровом характере роман «Пищеблок» является образцом традиционного реализма, а не романом ужасов и не постмодернистским фарсом.
Дергунов А. И. Элемент 68: [роман: 16+] / Дергунов Александр Игоревич. - Москва: Эксмо, 2019. - 668 с.
Рубеж ХХ–XXI веков действительно оставил в жизни людей заметный, глубокий след. Об этом свидетельствует хотя бы то, что писатели разных поколений и направлений раз за разом обращаются к этому пласту существования за материалом. Произошло это и в работе Александра Дергунова над его новым романом «Элемент 68».
«Элемент 68» — первый роман российско-канадского писателя, прежде публиковавшего только рассказы. Эрбий - 68 элемент таблицы Менделеева - движущая сила самого страшного оружия: атомного. Отец Алексея Бальшакова разрабатывал такое оружие, но потом погиб при странных обстоятельствах, и в наследство сыну досталась полная странных сближений судьба.
Сохранить открытие отца для человечества или выбрать путь тихой частной жизни с любимой женщиной и семьей - вот проблема, которую сразу не решить. Потому что одно тесно связано с другим, и когда на кон поставлены большие деньги, мораль отступает.
Тему тоталитаризма, как правило, ассоциируют с темой трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Лучшие произведения русских писателей, таких как Е. Замятин, А. Ахматова, А. Рыбаков, Ю. Домбровский, В. Гроссман, А. Солженицын, М. Дудинцев, В. Шаламов, Д. Гранин, А. Приставкин и др., были посвящены разоблачению преступлений, совершенных в эпоху сталинизма, ставшего апологетом всей тоталитарной системы. Эту тему раскрываюти писатели XXI века.
Кононов Н. В. Восстание: документальный роман / Кононов Николай Викторович. - Москва: Новое издательство, 2019. - 307 с.
Война, плен, власовское движение, концлагерь, Холокост, послевоенная Бельгия, репатриация, ГУЛАГ, легендарное Норильское Восстание - все это вместилось в жизнь одного конкретного человека, в которой общий опыт русской и европейской истории столкнулся с органической непереносимостью принуждения и несвободы.
Это история Сергея Соловьева, одного из основателей, казалось бы, невозможной в сталинском СССР Демократической партии России. Герой Кононова более тридцати лет провел в неволе — немецком плену, советских лагерях. В 1953 году он стал одним из руководителей Норильского восстания. Устав Демократической партии России из сегодняшнего дня выглядит наивным, противоречивым и соблазнительным: «Новая Россия невозможна без гарантий всеобщего прощения. Каждый должен простить все обиды, пережитые им за весь период существования советской власти».
Журналист и писатель Николай В. Кононов нашел документы Соловьева в архивах Мемориала. Там было немного: сонник и отдельные почти случайные документы. Остальной материал найден в ходе писательского расследования. Документальный роман Николая В. Кононова «Восстание» выводит на сцену нового героя советской эпохи и исследует, как устроено само человеческое стремление к свободе - в подневольной стране, в XX веке.
Етоев А. В. Я буду всегда с тобой: циркумполярный роман: [16+] / Етоев Александр Васильевич. - Санкт-Петербург: Азбука, 2018. - 380 с.
Александра Етоева прежде всего считают литературоведом, публицистом, критиком, а тут роман, да еще с погружением в солженицынско-шаламовскую «лагерную тему». Действие происходит в 1944 году, где-то на Северном Урале, недалеко от Салехарда. Сталинский лауреат Степан Рза, скульптор с еще дореволюционной славой, вынужден спешно покинуть столицу и временно обосноваться где-то за Полярным кругом. А тут свои законы и другая жизнь. Его призывает к себе местный царь и бог, начальник лагеря Тимофей Васильевич Дымобыков, бывший красный кавалерист и заказывает ему изваять свою статую в мраморе.
Это такое предложение, от которого нельзя отказаться, и старый скульптор попадает в клубок местных страстей. Лагерный замполит сочиняет очередной заговор, расконвоированные интеллитенты интригуют друг против друга, местные ненцы создают необходимый фон.
Главный герой романа, знаменитый скульптор Степан Рза - фигура не вымышленная. В имени своего героя автор изменил пару букв — псевдоним Степана Дмитриевича звучал как Эрьзя. Но все остальное — мировая слава, народные мотивы, сближения и расхождения с советской властью, житье в Аргентине, проекты скальных монументов — все было.
Это, поразительная идея – написать про сталинский лагерь не что-то гневное, с заламыванием рук, а почти плутовской роман, да с сатирическим уклоном, да с психологией. Больше всего это похоже на сказку, где главный герой, как в заколдованном лесу, оказывается в обществе редкостных уродов. Но он художник, и способен обрести красоту даже здесь.
В начале сентября вышла эта книга, которую критики и любители отечественной словесности однозначно расценивают как событие долгожданное и ожидаемое.
Лиханов Д. А. Bianca: жизнь белой суки: посвящается Тайге: [роман: 18+] / Лиханов Дмитрий Альбертович. - Москва: Эксмо, 2018. - 283 с.
Роман Дмитрия Лиханова по своей пронзительности и теплоте можно поставить в один ряд с такими лучшими образцами классической русской литературы, как «Записки охотника» и «Белый Бим Чёрное ухо».
В русской и мировой литературе много произведений, в которых собака - центральный образ. Дмитрий Лиханов, сын известного писателя Альберта Лиханова, внес в литературную псовую галерею образ белоснежной суки Бьянки. А вместе с ней поставил тот комплекс проблем, которые так и не решились обществом со времен «Каштанки» и «Белого Бима...»: отчего люди глухи к красоте? отчего не умеют любить так преданно и нежно, как собаки? почему человеческая жестокость оказывается страшнее зверя?
В основе романа – жизнь совершенно реальной охотничьей лайки по имени Тайга, которую щенком привезли из Москвы в глухую архангельскую деревню. Да там и бросили. Мытарства, страдания, счастье и смерть, которые испытала на себе эта породистая сука, сродни человеческим. И тесно переплетаются с ними.
Роман о русском Севере вошел в длинный список престижной литературной премии «Национальный бестселлер».
Веркин Э. Н. Пепел Анны: [роман: для старшего школьного возраста: 16+] / Эдуард Веркин. - Москва: Эксмо, 2019. – 316 с.
Эдуард Веркин — один из ярких современных российских авторов, лауреат престижных литературных премий, настоящий наследник традиций Чехова, Платонова, Лема, братьев Стругацких, Дика, Брэдбери. В 2012 году роман Веркина «Друг-апрель» был включен в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.
В своих книгах Веркин с необыкновенным вниманием к мелочам показывает становление личности, переживание героями первой любви, упрямую борьбу с обстоятельствами и «непреложными законами», абсурдность и хрупкость жизни. Он говорит с читателем на своем, уникальном, узнаваемом языке.
Сюжет «Пепла...» на первый взгляд выглядит расслабленным, необязательным, курортным. Герой-подросток Игорь путешествует с матерью на Кубу. Сама поездка совершенно типична — отпуск ребенка с родителями в те места, где мать и отец провели молодость. Все вместе они посещают достопримечательности, заходят в рестораны, навещают друзей.
Главный герой думал и знал, что его родители живут по четко составленному плану. Они достаточно консервативны. На все вопросы знают ответы. Их острый ум и интеллект - это не плод великого ума, а годы работы над собой. И в этом Игорь не ошибался. Они по расчету сводят его с девушкой Анной, помогают развивать с ней отношения. Очень грубо и настойчиво лезут в его личную жизнь. Но у них не получается, любовь не может появиться по чьей-то прихоти. Если Игорю девушка понравилась, то он не вызывает у неё особого интереса. Анна с помощью Игоря сжигает свои стихи и старые книги из своего дома. Пепел они развеивают над морем. Освобождаясь от прошлого — став свободными.
«Пепел Анны» — книга для мятущихся душ, для всех кого терзают вопросы, кто думает о выборе и знает, что прежде чем родится новый мир, должен осесть пепел старого. Роман не обманет ожидания как поклонников писателя, так и читателей, открывающих для себя мир произведений Эдуарда Веркина впервые.
Еще одна книга автора, поступившая на абонемент в этом году:
Веркин Э. Н. Остров Сахалин: роман: [18+] / Эдуард Веркин. - Москва: Э, 2018. - 477 с.
Известный в основном своими произведениями для подростков, Веркин как будто бы неожиданно написал взрослый роман, который стал для автора триумфом. Текст был моментально замечен. Одни критики его усиленно хвалили, другие — безбожно ругали. Третьи напоминали, что Веркин широко известен в узких кругах и как писатель-фантаст.
«Остров Сахалин» — «неформатный» постапокалиптический роман, действие которого разворачивается на Сахалине. «Мир «Острова» сгорел в пламени ядерной войны, начатой Северной Кореей. Осталась лишь Япония. Между опустевшим миром и Японией лежит Сахалин — буферный остров на границе цивилизаций, живущий по странным законам не то средневекового кастового общества, не то чеховского каторжного устройства, не то вообще какой-то третьей книги. Шаткое равновесие Сахалина может нарушить любой толчок. Естественно, что такой толчок происходит, причем отнюдь не фигурально: землетрясение вмиг меняет на острове расстановку сил. Героиня-рассказчица, голубоглазая японка Сирень с четвертью русской крови, и ее проводник, этнический русский Артем, идут через весь остров, наблюдая картины постапокалипсиса и спасая вычеркнутых из прежнего мироустройства детей.
Читая роман, понимаешь, что огромную роль при создании произведения сыграл «Остров Сахалин» А. П. Чехова. При этом, жизнь каторжников и идея о том, что человечность превыше всего, отсылает читателя к произведениям Шаламова, к «Одному дню Ивана Денисовича» Солженицына, к «Запискам из мёртвого дома» Достоевского.
Книга не оставит равнодушными ни знатоков классической литературы, ни любителей Станислава Лема и братьев Стругацких. В ней есть приключения, экшн, непредсказуемые повороты сюжета, но есть и сложные футурологические конструкции, и философские рассуждения, и, разумеется, грустная, как и все настоящее, история подлинной любви.
Эмдин А. Когда ты проснешься: [16+] / Андрей Эмдин. - Москва: Эксмо, 2019. - 414 с.
Андрей Эмдин – новое имя для современной российской литературы. В прошлом году он буквально взорвал «литературный интернет» своим дебютный романом «Отпуск». Теперь эта захватывающая романтическая история выходит в крупнейшем издательстве страны, и об Андрее Эмдине можно говорить, как об одном из самых перспективных авторов современной литературы на русском языке.
«Когда ты проснешься» – романтическая история о любви в виртуальной реальности, совмещающая увлекательность и актуальность. Главный герой романа Александр Смирнов попадает на загадочный остров, где можно прожить совершенную жизнь.
В этом месте всегда светит солнце, а его жители никогда не прекращают улыбаться. Все на острове сделано так, чтобы человек получал максимальное количество наслаждений и все время пребывал в состоянии абсолютного комфорта и удовольствия. Сложно представить более идеальное место для любви и счастья. Здесь же Александр встречает удивительную девушку мечты, с которой он хочет связать всю свою жизнь. Однако в какой-то момент герой понимает, что все вокруг слишком прекрасно и в этом есть какой-то подвох.
В этом захватывающем романе Андрей Эмдин поднимает важнейшие философские проблемы нашего времени, заставляя задуматься над тем, что такое современная любовь, как быть свободным в сегодняшнем мире и что ждет нас в будущем? На все эти вопросы молодой писатель дает удивительно мудрые и точные ответы, поражающие своей глубиной и жизненностью. Книга, в прошлом году покорившая интернет, теперь выходит на еще более широкую аудиторию.
Все представленные издания можно получить в отделе абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки (ул.Вокзальная,48, тел. 72-84-03).
Галактионова Светлана Алексеевна, заведующая отделом абонемента