К 75-летию Победы отдел литературы по культуре и искусству начинает цикл обзоров, посвященных творчеству советских композиторов, в чьих произведениях отразилась Великая Отечественная война. Открывает этот цикл Исаак Осипович Дунаевский. Подобный выбор связан с тем, что 31 января 2020 года исполняется 120 лет со дня его рождения.
К 75-летию Победы отдел литературы по культуре и искусству начинает цикл обзоров, посвященных творчеству советских композиторов, в чьих произведениях отразилась Великая Отечественная война. Открывает этот цикл Исаак Осипович Дунаевский. Подобный выбор связан с тем, что 30 января 2020 года исполняется 120 лет со дня его рождения.
Исаак Осипович Дунаевский (1900-1955) ̶ известный советский композитор и дирижер, музыкальный педагог. Автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен.
В 1950 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. Дважды стал лауреатом двух Сталинских премий (за музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга» в 1941 году и «Кубанские казаки» в 1949 году).
Его произведения («Сердце, тебе не хочется покоя», марш «Веселый ветер», «Школьный вальс», «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался» и другие) любят и исполняют до сих пор. И это неслучайно, ведь именно Исаак Дунаевский является основоположником массовой советской песни, одним из создателей советской джазовой музыки.
Он писал: «...Мое творчество я посвятил молодости. Без преувеличения могу сказать, что, когда пишу новую песню или иное музыкальное произведение, мысленно всегда его адресую нашей молодежи».
Наиболее значительных результатов композитор достиг в лёгкой музыке, которая в его фильмах и опереттах непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром.
Сочинения Исаака Дунаевского являются образцом единства музыки и стиха. Автор признавался: «Песня хороша тогда, когда слова и музыка сливаются вместе, когда их нельзя оторвать друг от друга».
Произведения композитора широко исполнялись во время Великой Отечественной войны. Это период стал переломным рубежом в творчестве Исаака Дунаевского. Он хорошо понимал, что в это тяжелое время каждый гражданин должен приносить максимальную пользу своей Родине. В начале 1941 года композитор по поручению Наркомата путей сообщения возглавляет ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников и вместе с ним отправляется в длительную поездку по Поволжью, Уралу, Сибири, Средней Азии, Дальнему Востоку. Программы коллектива составлялись так, чтобы каждый номер поднимал боевой дух солдат, ехавших на фронт, укреплял уверенность тружеников тыла в грядущей победе над врагом.
Ансамбль исполнял народные песни, популярные сочинения Александра Александрова, Александра Новикова, Бориса Мокроусова, Василия Соловьева-Седого, Матвея Блантера и самого Исаака Дунаевского.
Концерты всегда проходили при переполненных залах, и, по словам художественного руководителя ансамбля, с «подлинным увлечением и подъемом». Они традиционно открывались популярной песней «На врага за Родину – вперед!», написанную Исааком Дунаевским еще в первый месяц войны. Иногда перед зрителями выступал и сам автор. Он находил время и для общения с начинающими провинциальными композиторами, обсуждал их произведения, давал ценные советы.
Несмотря на многочисленные выступления, Исаак Дунаевский не прекращал творить, хотя военная тематика не очень соответствовала характеру его дарования. Друг и коллега композитор Василий Соловьев-Седой отмечал: «Певец радости, лучезарный лирик, он не нашел в своей палитре красок сурового пафоса».
В то же время в суровые годы войны Исааком Дунаевским было написано более семидесяти музыкальных сочинений (более 40 песен, кантаты «Ленинград, мы с тобой!» и «Мы придем!»), сделаны многочисленные обработки и переложения произведений советских композиторов, русских народных песен и песен народов мира для хора.
Среди них можно вспомнить «На врага за Родину – вперед!», «Моя Москва», «Марш артиллеристов», «Две подруги» и другие. Эти энергичные, мужественные песни воодушевляли советских солдат на протяжении всего военного времени.
Однако одним из самых знаменитых произведений стала песня «Моя Москва», созданная в 1942 году на стихи Марка Лисянского. Она нашла отклик в душе аудитории благодаря своей мягкой распевности и чуть сентиментальной выразительности.
Композитор Кирилл Молчанов описывал свое первое впечатление о ней так: «..Песня о Москве” раскрыла нам совершенно иного композитора, скупого на эмоции, очень сдержанного, но по-прежнему необыкновенно лиричного. Только лирика его на этот раз была очень мужественной, подтянутой. Честно говоря, я не знаю песни, в особенности тех лет, которая бы так ясно, с такой предельной точностью отразила отношение всех советских людей к Москве. И для тех, кто был на фронте, и для тех, кто оставался в далеком тылу, Москва была не просто столицей, а поистине сердцем страны. Вот эти чувства людей, внутренне тянувшихся к Москве, Дунаевский, по-моему, и передал удивительно точно».
Когда солистка ансамбля железнодорожников Марина Бабьяло впервые исполнила эту песню на станции Дивизионная под Улан-Удэ, то публика целый час не отпускала её, требуя повторять снова и снова: «Я по свету немало хаживал…».
С новой силой зазвучали сочинения, созданные еще до войны. Таким произведением стала величавая «Песня о Родине», которая была написана совместно с Василием Лебедевым-Кумачом для фильма «Цирк» в 1936 году. Она вдохновляла русский народ на подвиг. С ней бойцы шли в атаку, советские войска входили в освобожденные города. Ее неоднократно исполняли после Победы за рубежом.
Командир партизанского соединения, дважды Герой Советского Союза Сидор Ковпак рассказывал: «Бурный поток горной реки валил людей с ног. Приходилось идти цепочками, держась за руки, помогать друг другу, преодолевать течение. Выбравшись на берег, промокшие до нитки бойцы бросились в атаку с «Песней о Родине». Грозно поднималась эта песня во тьме ночи, в грохоте боя: «Широка страна моя родная». Как это звучало мощно, когда сотни людей, идя в атаку, вкладывали в слова песни всю гордость за свою Родину, всю любовь к ней!»
Большой популярностью среди бойцов также пользовалась «Песня о Каховке» на слова известного советского поэта Михаила Светлова (она была написана для кинофильма «Три товарища»). Повествующая о гражданской войне, песня полюбилась и в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы основными темами в творчестве Исаака Дунаевского становятся мир, человеческое счастье, любовь. Однако среди них можно встретить произведения, посвященные событиям прошлых лет. Наибольшую популярность завоевала песня "Ехал я из Берлина", написанная совместно с поэтом Львом Ошаниным. Эта композиция стала первой совместной работой прославленного творческого тандема. Когда Исаак Дунаевский впервые увидел текст песни, то мелодия родилась с первых минут. Правда, композитор попросил дописать припев, которого у Льва Ошанина вначале не было. Эта песня стала одним из первых произведений Победы.
После войны композитор активно занимался творческой и общественной деятельностью. Он писал песни и оперетты («Вольный ветер», «Сын клоуна», «Белая акация»), музыку к кинофильмам («Весна», «Кубанские казаки», «Веселые звезды»). И во всех произведениях Исаак Дунаевский оставался певцом молодости, как в довоенные годы, а его героями и слушателями, по-прежнему, становилась молодежь.
Более подробно о жизни и творчестве Исаака Дунаевского можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография:
Книги
1. Дунаевский, И.О. Избранные письма / сост. Д. Персон. - Л. : Музыка, 1971.
2. Дунаевский, Исаак Осипович. "Когда душа горит творчеством..." : Письма к Раисе Рыськиной. - Астана : Елорда, 2000. - 181, [2] с., [4] л. фот.
3. Минченок, Дмитрий Анатольевич. Исаак Дунаевский. Большой концерт. - М. : Олимп ; Смоленск : Русич, 1998. - 552, [1] с. : ил. - (Человек - легенда).
4. Михеева, Людмила Викентьевна. Исаак Осипович Дунаевский 1900-1955 : крат. очерк жизни и творчества : кн. для юношества. - Л. : Государственное музыкальное издательство, 1963.
5. Сараева-Бондарь, Августа Михайловна. Дунаевский в Ленинграде. - Л. : Лениздат, 1985. - 214 с., [16] л. ил. - (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге - Петрограде - Ленинграде). - Библиогр.: с. 211-212.
6. Чернов, Александр Абрамович. Исаак Осипович Дунаевский. - М. : Советский композитор, 1961.
7. Шафер, Наум Григорьевич. Дунаевский сегодня. - М. : Советский композитор, 1988. - 183 с. : ил., нот. ил.
Нотные издания
1. Дунаевский, И. Избранные песни [Ноты] : для голоса или хора в сопровожд. фп. / сост. С. Дунаевский ; ред. П. Теплов. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1960. - 114 с.
2. Дунаевский, И. Любимые мелодии [Ноты] : Песенник. Вып.1. - М. : Советский композитор, 1991. - 43с.
3. Мелодии И.О. Дунаевского, В.П. Соловьева-Седого [Ноты] : облегч. перелож. для баяна или аккордеона / сост. и перелож. П.И. Говорушко. - Л. : Советский композитор, 1990. - 50 с. - (Библиотека юного музыканта).
4. Дунаевский, И. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. (баяна, гит.) : очерк о жизни и творчестве / сост. Г.А. Голуб ; ред. С. Данилов. - М. : Музыка, 1983. - 80 с.
5. Дунаевский, И. Песни из кинофильмов [Ноты] : для голоса или хора с сопровожд. фп. / ред. А. Савенков. - М. : Советский композитор, 1960. - 76 с.
6. Дунаевский, И. Песня о Родине / Дунаевский И. Мы за мир / Туликов С. По долинам и по взгорьям [Ноты] : для пения в сопровожд. семиструн. гит. / ред. Б. Страннолюбский. - М. : Музгиз, 1959. - 9 с. - (Библиотека гитариста ; Вып. 92).
Информация подготовлена на основе материалов, находящихся на сайтах:
http://www.slovoart.ru/node/2293
https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/dunaevskyi_ocherki.htm
https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/dunaevskyi_vs.htm