Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) – советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.
Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.
Тихон Николаевич Хренников (1913-2007) – советский и российский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист Советского Союза, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России. На протяжении 43 лет был генеральным секретарем Союза композиторов СССР.
Его произведения в течение полувека формировали музыкальный стиль страны и эпохи. Их отличали мелодический дар, оригинальность художественных открытий, острое чувство современности. По мнению музыковедов, главной особенностью творчества композитора было сочетание верности классическим традициям, вечным ценностям музыки и смелого новаторства.
Известность и популярность у зрителей Тихону Хренникову принесли произведения различных жанров. Среди них можно вспомнить музыку к кинофильмам «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Гусарская баллада» (1963); оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957); балет «Любовью за любовь» (1976), оперетту «Сто чертей и одна девушка» (1963).
Когда началась Великая Отечественная война, семья Тихона Хренникова была эвакуирована в Свердловск (ныне Екатеринбург). Сам композитор остался в Москве и посвятил себя творчеству и исполнительски-пропагандисткой деятельности.
Одним из крупных сочинений, созданных в военные годы, была Вторая симфония. Тихон Хренников рассказывал: «Еще до Великой Отечественной войны я задумал создать Вторую симфонию, посвященную молодежи. По замыслу это должно было быть произведение, проникнутое лирикой, радостью прекрасной мирной жизни. Такой и оказалась первая часть. Но три последующие писались в годы войны, и жизнь диктовала новое направление, рождала новые образы и картины: рассказ о печальном, тяжелом для Родины времени и жертвах фашизма – вот содержание второй части, повествование о жестокой схватке с врагом – третьей, предчувствие, несмотря на драматизм, победы, уверенность в ней – четвертой».
Впервые произведение было исполнено 10 января 1943 года на концерте под управлением Николая Голованова. Однако композитор дальше продолжил работать над симфонией и к лету 1944 года создал ее окончательную редакцию. Сочинение было тепло встречено слушателями.
По словам исследователя Ирины Шехониной, популярность симфонии была связана с тем, что «образно-насыщенная, драматически напряженная, мастерская по симфонически-диалектическому развитию мысли и архитектонике музыкальной ткани, она ярко высвечивала оптимистическое предощущение грядущей Великой Победы». Музыковед отмечала, что Вторая симфония – это «величественный гимн, славящий мужество советских людей, героизм их бессмертных подвигов в годы Великой Отечественной войны».
В 1941 году Тихон Хренников заведовал музыкальной частью театра Красной Армии и написал музыку к пьесе "Давным-давно" Александра Гладкова. Поставленная в годы войны, она звучала с особой силой. Многие музыкальные номера пьесы получили вторую жизнь на концертной эстраде, а затем послужили основой для более масштабных произведений (куплетная песня русских гусар «Давным-давно», песенка французского офицера о короле Анри IV и «Колыбельная Светланы»).
Как и большинство композиторов, в годы войны Тихон Хренников делал в своем творчестве акцент на массовую песню. Часть из них была специально написана к кинофильмам и драматическим спектаклям, другая создана как самостоятельные произведения. Песни автора звали на подвиг, прославляли доблесть советских героев, вселяли веру в победу.
Наиболее популярными сочинениями стали "Все за Родину", «Воевать мы мастера» (стихи Василия Лебедева-Кумача), «Уральцы бьются здорово» (стихи Агнии Барто).
Уже в самом начале войны композитор написал музыку для песни «Прощание» на стихи Федора Кравченко, которая исполнялась в короткометражном фильме «Возвращайся с победой». Впоследствии она стала одним из ярких образцов военной песенной лирики. В ней соединились ненависть к врагам и пронзительное нежное чувство к любимому, идущему на бой. Произведение звучало в репертуаре Тамары Янко, Эдит Утёсовой, затем – Валентины Левко и Людмилы Зыкиной.
Строевая песня «Все за Родину» на стихи Виктора Гусева была написана в 1942 году и стала одной их первых среди мелодий подобного рода в походных маршах.
В военное время композитором было создано много и лирических произведений. Это «Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» (стихи Агнии Барто), «Есть на севере хороший городок» (стихи Виктора Гусева). Долго время они входили в репертуар армейских ансамблей, исполнительских коллективов и солистов.
В 1943 году режиссер Иван Пырьев и поэт-сценарист Виктор Гусев предложили Тихону Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Картина вышла на экраны в 1944 году. Музыка композитора стала в ней важным компонентом. Ее молодой задор, жизнелюбие, а вместе с тем суровая чеканность маршевых ритмов были воплощены в музыкальных образах. Песни из кинофильма («На грозную битву вставайте», «Казак уходил на войну») сразу стали популярными. А «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Тихона Хренникова.
Композитор принимал активное участие в работе фронтовых художественных бригад. Так, весной 1945 года Тихон Хренников вместе с Матвеем Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию Василия Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены совершенно невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Композитор вспоминал: «В течение двух месяцев мы почти ежедневно выступали в батареях, в дивизиях, полках и госпиталях. Особенно запомнился мне концерт в артиллерийском полку, который первый открыл огонь по центру Берлина. Я пел свои песни в минуту затишья, когда ненадолго умолкала победная симфония всесокрушающего огня наших орудий. В этом полку меня слушали солдаты и офицеры, пришедшие к Берлину из-под стен Ленинграда, участвовавшие в боях за снятие блокады с героического города Ленина, за освобождение Пскова, Острова, всей Ленинградской области, Советской Прибалтики и союзной Польши… Ко мне подходили бойцы и офицеры, поздравляли и просили писать больше песен – мягких, лирических, задушевных песен, об отчизне, о родной земле…».
Именно в Берлине, в дни войны, возник замысел лирической оперы «Фрол Скабеев», которая была написана в 1950 году. В главном герое этого произведения воплотились лучшие черты русского национального характера.
После войны началась активная общественная деятельность Тихона Хренникова. Ее композитор успешно совмещал с творчеством, которое становилось со временем более полным и разнообразным. В послевоенные годы композитор работал в основном над оперой. Его не покидала мысль о создании музыкального театра. Им были написаны оперы «Фрол Скобеев» (1950), «Мать» (1957), «Золотой теленок» (1957), которые пользовались большим успехом у публики. Однако в дальнейшем почитатели творчества мастера услышали множество сочинений различных жанров. Это симфонии, инструментальные концерты, балеты, мюзиклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, хоры, романсы, песни. Все они любимы публикой до сих пор.
В чем же секрет популярности произведений Тихона Хренникова на протяжении стольких лет? По мнению музыковедов, он заключается в ясности замысла, ярком эмоциональном настрое, особенной гармонии, национальной самобытности, а самое главное, в необыкновенной силе жизнеутверждения. Сам композитор подчеркивал: «О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало».
Более подробно о жизни и творчестве Тихона Хренникова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Воронцова, Ирина Владимировна. О стиле и музыкальном языке Т. Н. Хренникова. - 1983.
2. Григорьев, Лев Григорьевич. Его выбрало время. - Москва : Советский композитор, 1983.
3. Кухарский, В. Тихон Хренников : критико-биограф. очерк. - Москва : Советский композитор, 1957.
4. Левтонова, Ольга Владимировна. Симфонии и концерты Т. Хренникова : очерк-путеводитель. - Москва : Советский композитор, 1979.
5. Мартынов, Иван Иванович. Тихон Николаевич Хренников. - Москва : Музыка, 1987.
6. Шехонина, Ирина Евгеньевна. Творчество Т.Н. Хренникова. - М. : Советский композитор, 1985.
Статьи
1. Белоненко, А. Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений / А. Белоненко ; Александр Белоненко // Наш современник. - 2016. - № 5. - С. 234-276. - Библиогр: с. 270-276 (77 назв.).
О жизненном и творческом пути, взаимоотношениях советских композиторов Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова с советским музыкальным сообществом 50-х гг. 20 в.
2. Кисин, Е. Музыка Хренникова обязательно вернется к слушателям / Евгений ; Е. Кисин ; беседовала Т. Слюсаренко // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 6. - С. 6-9.
Беседа с пианистом Евгением Кисиным о композиторе Тихоне Хренникове.
3. Кокарев, А. (внук композитора). Он нам дорог с юных лет / А. Кокарев ; беседовала Е. Федоренко // Культура. - 2013. - 7-13 июня (№ 20). - С. 1, 10-11.
Беседа с внуком композитора, главой Благотворительного фонда Андреем Кокаревым о творчестве Тихона Хренникова.
4. Тулинова, О. В. (кандидат педагогических наук ; Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина). Т. Н. Хренников. "Пять романсов на стихи И. А. Бунина" соч. 39 / О. В. Тулинова ; Ольга Вадимовна Тулинова // Музыковедение. - 2011. - N 2. - С. 23-30. - Библиогр.: с. 30 (5 назв. ). - портр., 6 примеров нот.
Данный материал посвящается анализу одного из малоизвестных сочинений Тихона Хренникова - циклу романсов на стихи Ивана Бунина.
5. Тулинова, О. Елецкие мотивы : к 10-летию Дома-музея Т. Н. Хренникова / О. Тулинова ; Ольга Тулинова // Мир музея. - 2010. - N 9. - С. 33-37. - 9 фот.
История основания и работа Дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце, система сотрудничества с преподавателями образовательных учреждений по пропаганде музыкальной культуры края, жизни и творчества композитора.
6. Музы не молчали // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 2-26. - фото.
Воспоминания деятелей искусства - композиторов, актеров, певцов о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны.
7. Уроки Т. Н. Хренникова / В. Овчинников [и др.] ; текст подгот. О. В. Тулиновой // Педагогика. - 2008. - N 10. - С. 97-107.
В статье представлены высказывания учеников Т. Н. Хренникова о своем учителе, влияние которого на их профессиональное и человеческое становление трудно переоценить.
8. Хренников, Т. Н. (композитор). "На это нужно положить жизнь" / Т. Н. Хренников, Р. А. Звягельский ; Тихон Хренников ; беседовал Р. А. Звягельский // Российский адвокат. - 2007. - N 6. - С. 4-8.
Русский композитор Тихон Николаевич Хренников рассказывает о себе и своем творчестве.
Нотные издания
1. Хренников, Т. Время выбрало нас [Ноты] : семь песен из тф на сл. М. Матусовского. - М. : Советский композитор, 1980. - 23 с.
2. Хренников, Тихон Николаевич. Вторая симфония [Ноты] : ор. 9 : для большого симф. орк. : партитура. - М. : Советский композитор, 1971.
3. Хренников, Т. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. (баяна, гит.): очерк о жизни и творчестве / сост. Я.М. Платек, Л.Г. Григорьев. - М. : Музыка, 1982. - 80 с. - (Композитор и песня).
4. Хренников, Т. Песни из спектаклей и телевизионных фильмов [Ноты] : для голоса (хора) в сопровожд. фп. (баяна) / ред. В. Григоренко. - М. : Советский композитор, 1986. - 80 с.
5. Хренников, Т. Популярные пьесы [Ноты] / сост. и облегч. перелож. для фп. С. Стемпневского ; вступ. ст. А. Шмелевой. - М. : Советский композитор, 1969.
6. Хренников, Т. Хоры из опер [Ноты] : в сопровожд. фп. / сост. С. А. Еманов. - М. : Музыка, 1985. - 71 с. - (Хоровые произведения).
Информация подготовлена по материалам сайта: