Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015) ̶ советский и российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист РФСР и СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза композиторов России, почётный член Союза композиторов Республики Марий Эл.
Он успешно работал в академических жанрах, достиг высот в кино и театре. Однако наибольшую известность получил как автор знаменитых песен: «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной», «Ты одна в моей судьбе» и другие.
В начале войны Андрей Эшпай вместе с родителями уехал к родственникам в Мариинский посад, где окончил среднюю школу. Он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли из-за юного возраста.
Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015) ̶ советский и российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист РФСР и СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза композиторов России, почётный член Союза композиторов Республики Марий Эл.
Он успешно работал в академических жанрах, достиг высот в кино и театре. Однако наибольшую известность получил как автор знаменитых песен: «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной», «Ты одна в моей судьбе» и другие.
В начале войны Андрей Эшпай вместе с родителями уехал к родственникам в Мариинский посад, где окончил среднюю школу. Он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли из-за юного возраста.
После композитор вспоминал: «Именно тогда я понял, что занятия музыкой (к которой я совсем недавно относился как к чему-то само собой разумеющемуся и не главному) помогают мне быть полезным. Я много выступал в госпиталях, аккомпанировал певцам и, глядя на раненых, видел, как они рады нам, как моя музыка нужна им».
В 1943 голу Андрей Эшпай поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище. С детства он хорошо владел немецким языком. В связи с этим в ходе учебы Андрей Эшпай был отобран представителями Военного института иностранных языков, открывшегося в Ставрополе, на курсы переводчиков и вскоре вновь оказался в Москве.
В 1944 году отправился на 1-ый Белорусский фронт. От Магнушевского плацдарма (на Висле) в составе Третьей ударной армии лейтенант взвода разведки Андрей Эшпай прошел путь до Берлина. Он был на передовой и участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал (западнее Быдгоща), принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты. Его взвод вел бои как на подступах к вражескому логову, так и в самом Берлине (район Маобит, театр «Комише Опер», Рейхстаг).
Тогда в последние дни войны погибли два лучших друга Андрея Эшпая, разведчики Владимир Никитинский из Архангельска и Геннадий Новиков из Ташкента. Эти трагические события наложили отпечаток на мировоззрение будущего композитора. Впоследствии он говорил: «Дружба бойцов ̶ совершенно особенное чувство, я хорошо понял это там, под Берлином. «Я» ̶ само это понятие как-то исчезает, остается только «мы».
Когда закончилась война, Андрей Эшпай до конца жизни оставался верен фронтовой дружбе. Он поддерживал отношения с однополчанами, с родственниками погибших, с Советом ветеранов, устраивавшим встречи. Композитор также активно общался с молодым поколением и участвовал в патриотических мероприятиях.
После Победы и до сентября 1946 года Андрей Эшпай служил в управлении информации в Берлине.
За боевые заслуги он был удостоен правительственными наградами, получил благодарность от Советского правительства за мужество, проявленное в боях против немецко-фашистких захватчиков. В 1945 году его наградили орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина», а также польской медалью «За Варшаву 1939-1945 гг.».
Великая Отечественная война стала сквозной темой в творчестве Андрея Эшпая. Ее звучание слышно во многих его произведениях.
Под влиянием того периода в 1958 году Андрей Эшпай написал музыку к песне «Москвичи», более известную как «Сережка с Малой Бронной». Стихи поэта-фронтовика Евгения Винокурова композитору принес сам Марк Бернес. Певец увлек его желанием создать песню о невернувшихся с войны молодых ребятах, и вскоре появилось знаменитое произведение.
Андрей Эшпай рассказывал, что когда впервые прочитал текст, то очень удивился тому, насколько точно в нем отражены события из его жизни, хотя с автором стихов он тогда еще не был знаком. Композитор тоже уходил на фронт с Бронной улицы, правда, с Большой, находившейся рядом с Малой, принимал участие в боях на берегах Вислы. В строчках стихотворения он увидел свою мать, которая до последних дней продолжала ждать его старшего брата, погибшего в самом начале войны.
Композиция «Сережка с Малой Бронной» до сих пор считается одним из лучших советских произведений, посвященных памяти погибших фронтовиков.
Тема войны звучит и в других вокальных сочинениях Андрея Эшпая: «Песня о тишине» из телефильма «Майор Вихрь», «Непришедшие с войны» (из кинофильма «Парашюты на деревьях»), «Уходили парни на войну», «Я не забуду». О последнем из них Андрей Эшпай вспоминал: Песня «Я не забуду» была написана для радиопостановки «Мой дневник», рассказывающей о военных годах. Главный герой ̶ школьник, эвакуированный в тыл. Он очень глубоко чувствует свою причастность к событиям, происходящими на фронте. Об этом и написана песня. Это память о погибших, о счастье продолжения жизни».
В конце 50-х годов Андрей Эшпай обратился к такому серьезному музыкальному жанру, как симфония. Созданные произведения были наполнены философски-трагедийным содержанием и получили высокую оценку среди деятелей искусства. Известный дирижер Евгений Светланов отмечал, что в них можно было услышать отголоски Великой Отечественной войны, думы о сегодняшнем дне и о будущем своего народа, о судьбах человечества.
Первая Симфония, написанная в 1959 году, была создана композитором очень быстро. Сочинение предварял эпиграф «Надо вырвать радость у грядущих дней». Сама симфония состояла из двух частей. Первая представляла собой реквием павшим, память о фронтовом братстве, вторая – радость будущих дней. Все это достигалось благодаря особенностям музыки, авторским находкам. Мрачные, печальные образы постепенно сменялись танцевальными и лирическими. В этом движении, как писала исследователь Алла Богданова, раскрывался смысл эпиграфа «Надо вырвать радость у грядущих дней!».
Впервые произведение было исполнено в Большом зале консерватории 10 ноября 1959 года Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Геннадия Рождественского.
Первая симфония стала известной не только в России, но и за рубежом. Ее с удовольствием слушали в Зальцбурге, Брюсселе, Антверпене, Карловых Варах, Остраве, Варшаве, Будапеште, Загребе и других городах.
О вере в победу добра и света над злом и тьмой повествует Вторая Симфония. Она была написана Андреем Эшпаем в 1962 году и имела подзаголовок «Хвала свету». Современники композитора называли ее гимном преодолению, мужеству и надежде.
Премьера состоялась 4 ноября 1962 года в исполнении Государственного симфонического оркестра Союза СССР под управлением Константина Иванова.
Андрей Эшпай сумел раскрыть тему войны и в произведениях легкого жанра. Так, в 1968 году он закончил работу над опереттой «Нет меня счастливее». В тот период как раз наметилась тенденция к драматизации этого жанра.
Оперетта была создана по пьесе Bладимира Константинова и Бориса Рацера, в которой нашли отражение дни мужественного сопротивления советских людей фашизму.
Военные эпизоды, рассказывающие о подвигах в борьбе с врагом, сменяются сценами современной мирной жизни. В оперетте персонажами исполняются героические монологи и хоровые лирические песни, непритязательные куплеты и развернутые арии. Спектакль обрамляет песня фронтовиков, звучащая в прологе и эпилоге: «Мы память тех далеких дней храним в душе с тобою!».
Несмотря на трагическую тему, пронизывающую сочинение, оперетта привлекла зрителей своей живой, мелодичной музыкой, написанной в стиле эстрадных произведений Андрея Эшпая.
Сочинение было удостоено премии на Всесоюзном конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Произведение стало популярным как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1972 году спектакль поставили на сцене Пражского музыкального театра в Карлине под измененным названием «Седьмое небо». В нем приняла участие труппа артистов Московского театра оперетты. Постановка высоко была оценена публикой и прессой.
Оперетта «Нет меня счастливее» обрела не только сценическую, но и экранную жизнь. В 1974 году на киностудии имени М. Горького была снята музыкальная кинокомедия «Звезда экрана».
По мнению музыковеда Людмилы Новоселовой, «"Нет меня счастливее" ̶ один из ярких образцов советской оперетты, где сложнейшая драматическая ситуация не теряет своей достоверности и остроты».
Наиболее значительным произведением Андрея Эшпая о Великой Отечественной войне считается Пятая "Военная" симфония для большого симфонического оркестра. Она повествует о судьбах людей и о мире, где не должно быть места злу и насилию. По мнению современников, симфония является «музыкальным переосмыслением боевого пути».
Толчком к ее созданию послужила поездка в Берлин в феврале 1985 года. Когда композитор спустился в метро на Александер-плац, то нахлынуло множество воспоминаний о военном периоде. В результате возникли музыкальные идеи, воплотившиеся в знаменитом сочинении.
По масштабу художественного воплощения войны и по силе эмоционального воздействия на слушателей исследователи сопоставляют произведение Андрея Эшпая с Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича.
Впервые сочинение было исполнено 1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова.
В настоящее время Пятую «Военную» симфонию считают ярчайшим произведением отечественной инструментальной музыки.
Она получила известность и за рубежом. Осенью 2014 года в Германии состоялась премьера балета Антуана Жюлли «Deca-Deci». За основу постановки была взята выдающаяся Пятая «Военная» симфония Андрея Эшпая.
Таким образом, перу композитора принадлежит множество произведений различных жанров: песни, балеты, оперетты, симфонии, концерты, камерная музыка и другие. До сих пор они привлекают слушателей со всего мира своей искренностью, жизнелюбием, сердечной теплотой, глубокой эмоциональностью. В них утверждаются высшие духовные ценности и идеалы, торжество добра над злом.
Несмотря на поэзию чувств, лирическую одушевленность, обилие светлых красок, все произведения Андрея Эшпая созданы под влиянием событий Великой Отечественной войны. В своих интервью композитор подчеркивал: «Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте».
Более подробно о жизни и творчестве Андрея Эшпая можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Андрей Эшпай. Беседы. Материалы. Очерки / сост. Е. Гульянц. - М. : Советский композитор, 1988.
2. Богданова Алла Владимировна. Андрей Эшпай / Богданова Алла Владимировна - Москва : Советский композитор, 1986.
3. Новоселова Л. Творчество А. Эшпая / Новоселова Л. / общ. ред. С.В. Аксюка. - Москва : Советский композитор, 1981.
4. Шапкин Виталий Владимирович. Эшпай в моей жизни : хроника встреч и творческой дружбы с Андреем Яковлевичем Эшпаем : (письма, интервью, воспоминания, дневники) / Шапкин Виталий Владимирович / Виталий Шапкин. - Йошкар-Ола : Газета "Марий Эл", 2014. - 143 с.
Статьи
1. Корев, Ю. Отмечая юбилей Андрея Яковлевича Эшпая / Корев, Ю. // Музыкальная академия. - 2010. - N 2. - 2-я с. обл.
О российском композиторе Андрее Яковлевиче Эшпае говорят его коллеги - композиторы, поэты. К 85-летию композитора.
2. Цельность натуры // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 14-20.
О значении творчества российского композитора Андрея Яковлевича Эшпая.
Нотные издания
1. Эшпай, А. Нет меня счастливей [Ноты] : оперетта в 2-х д. : клавир / либр. В. Константинова, Б. Рацера. - М. : Советский композитор, 1973.
2. Эшпай, А. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. / ред. Л. Присс. - М. : Советский композитор, 1982. - 144 с.
3. Эшпай, А. Песни из кинофильмов [Ноты] : для фп. - М. : Музыка, 1973.
4. Эшпай, А. Три симфонии [Ноты] / перелож. для фп. в четыре руки Т. Абольян. - М. : Музыка, 1982.
5. Эшпай, Андрей Яковлевич. Пятая симфония [Ноты] : для большого симф. орк. : партитура. - М. : Советский композитор, 1987.
6. Эшпай, А. Сочинения для фортепиано [Ноты]. - М. : Музыка, 1977.
7. Эшпай, Я. Хоры [Ноты] : без сопровожд. / ред. С. Булатов. - М. : Советский композитор, 1961. - 26 с.