Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) ̶ советский композитор и пианист, общественный деятель, автор публицистических работ. Народный артист СССР (1967), лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий второй степени (1943, 1947).
Произведения Василия Соловьева-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века, став музыкальным памятником целой эпохи. В них отразилась жизнь поколения, чья молодость пришлась на 30-е годы, поколения, которое прошло огонь Великой Отечественной войны и продолжило трудиться в наступившее мирное время. Композитором было написано множество песен, 2 балета, несколько оперетт, музыка к десяткам кинофильмам и драматическим спектаклям.
По мнению музыковедов, талант Василия Соловьева-Седого раскрылся во время Великой Отечественной войны. Тогда к нему пришли творческая зрелость и всенародное признание. Кроме того, именно в военный период Василий Соловьев-Седой осознал склонность к песенному творчеству. Он создал более 60 патриотических произведений. Это были походные песни, баллады о героях и, конечно, лирические песни, которые заняли значительное место в его музыкальном наследии.
Когда началась Великая Отечественная война, в Ленинграде начали передавать ежедневные выпуски «Радиохроники». Они содержали известия с фронта, рассказы о героях и их подвигах и эстрадные номера. Музыку к ним взялись сочинять Василий Соловьев-Седой совместно с композитором Леоном Ходжа-Эйнатовым. Ими было написано большое количество песен и частушек, некоторые из которых стали популярными. Например, в репертуар фронтовых концертных бригад вошла «Песенка часовщика».
Среди первых сочинений Василия Соловьева-Седого наибольшую известность получили «Играй, мой баян», «Встреча Буденного с казаками», «Песня смелых!».
Как и многие композиторы, в начале войны он писал произведения героического склада. Среди них можно было выделить «Песню смелых» на стихи поэта Алексея Суркова.
Однако уже в первые месяцы войны, почувствовав духовные запросы соотечественников, Василий Соловьев-Седой начал создавать лирические сочинения, выражавшие сокровенные чувства солдат.
Одной из таких песен являлась «Играй, мой баян» на стихи поэтессы Людмилы Давидович. Она прозвучала 24 июня 1941 года. Произведение посвящалось пограничникам, первыми принявшими бой, и призывало к победе над врагом.
В августе 1941 года была написана песня «Вечер на рейде» («Споемте, друзья!» или «Прощай, любимый город!») на стихи поэта Александра Чуркина.
Композитор рассказывал: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню».
Вначале она не получила широкой известности, так как была слишком спокойной для грозной военной поры. Ее «второе рождение» произошло в 1942 году на выступлении на Калининском фронте, когда бойцы попросили спеть что-нибудь для души. С тех пор без нее не обходилось ни одно выступление композитора, а на фронте возникло множество ее вариантов. Она оставила неизгладимый след в памяти народа и до сих пор звучит в исполнении многих артистов.
Как писал известный советский музыковед Арнольд Сохор, в песне была «не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и большая внутренняя сила», так как «она помогала быть стойким и мужественным».
Впоследствии в 1943 году за произведения «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», «Песня мщения» («Я вернулся к друзьям после боя») композитору была присуждена Государственная премия СССР.
Осенью 1941 года Василий Соловьев-Седой приехал в Оренбург, где организовал эстрадный театр «Ястребок». Вместе с коллективом композитор выезжал на фронт. Здесь произошло много встреч, запомнившихся на долгие годы. Композитор хорошо узнал жизнь фронтовиков, характер советского солдата, его мысли и чувства. Все это повлияло на дальнейшее песенное творчество.
«Я понял, что солдат ̶ это не лакированный герой, а труженик войны, что он сражается так же, как варит сталь, пашет землю, возводит плотины. Он идет на подвиг мужественно и просто, а в час отдыха не чужд шутки, крепкого словца, лихого танца», ̶ рассказывал после Василий Соловьев-Седой.
В 1942 году, вернувшись в Оренбург, композитор написал за одно лето больше 20 песен. В то время его соавтором стал молодой поэт Алексей Фатьянов. С этими произведениями композитор выступал перед трудящимися Свердловска, Челябинска и других городов Урала, не раз бывал в Москве.
Соловьев-Седой и бойцы
В конце 1944 года композитор вернулся в Ленинград. Вскоре отправился на фронт во главе бригады артистов, выступал перед бойцами, сражавшимися в Прибалтике, моряками Краснознаменного балтийского фронта. День Победы бригада встретила в Восточной Пруссии.
Незадолго до окончания войны тема дружбы советских воинов стала одной из основных в творчестве композитора. Она отразилась в песнях «Баллада о солдатском сне», «Давно мы дома не были», «Соловьи». В них воины пели о разлуке с родным домом, вспоминали близких, делились рассказами о фронтовой жизни, обращались к товарищам.
«Давно мы дома не были» исследователи называли песней-беседой в узком товарищеском кругу, наполненной сердечностью и мечтательностью. Она была написана в начале мая 1945 года во время фронтовой поездки.
Тоска по дому и мечты о возвращении в родной край звучали в песне «Соловьи», появившейся во второй половине войны. В ней воплотились не только грусть разлуки, но и жажда жизни. Арнольд Сохор писал, что «пение соловья олицетворяло здесь мечту о мире, торжестве молодости и любви на нашей земле».
В годы войны часть творчества композитора занимали и шуточные песни. Это было связано с тем, что потребность в юморе никогда не покидала фронтовика и помогала ему пережить все тяготы войны.
Как отмечал Арнольд Сохор, смех имел разное значение в произведениях Василия Соловьего-Седого. В песне о бравых делах «Далеко иль недалечко» юмор выразил издевку над врагом. В произведениях, посвященных быту воинов, их повседневной фронтовой жизни, юмор показал душевную силу солдат, их умение переносить трудности войны.
Наиболее яркой шуточной песней считалась «На солнечной поляночке». Ее главной идеей являлась верность девушки фронтовику.
Таким образом, за военный период Василий Соловьев-Седой написал множество песен разных жанров. Хочется отметить, что сочинения, созданные в то время, заслужили любовь всего советского народа. Сам полководец Георгий Жуков называл композитора «маршалом песни».
Произведения исполнялись на фронте и в тылу. Благодаря им бойцы забывали тяготы войны, становилась меньше боль разлуки с родными, крепла в душе вера в победу. Тем самым музыкант-патриот внес свой неоценимый вклад в общую победу над врагом.
В послевоенное время Василий Соловьев-Седой продолжил плодотворно заниматься творчеством. Он создал множество произведений, среди которых десятки песен, оперетты, балеты, музыка к кинофильмам.
В некоторых из них ("Стали ночи светлыми", "Услышь меня, хорошая", "На лодке") отразилась радость возвращений и встреч после Победы, счастье вновь обретенной любви, нежность, накопившаяся за годы разлуки.
В 1947 году композитор написал песенный цикл «Сказ о солдате» («Возвращение солдата») о новой, мирной жизни бойца. Популярными из него стали только несколько произведений. Одним из них являлась «Поет Гармонь за Вологдой», где был нарисован музыкальный портрет бывшего фронтовика, ставшим теперь трактористом.
Особенно тронула сердца слушателей песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане». Она выразила мысли и чувства людей того времени, а именно воспоминания о боевых друзьях и мечты о встрече с ними. Арнольд Сохор называл эту песню «музыкальным памятником благородству душевных помыслов солдата». Несмотря на сдержанность и простоту мелодии, песня была пронизана сердечностью, теплом, любовью к друзьям.
После Василий Соловьев-Седой посвятил героям войны еще несколько песен: Азовская партизанская», «Баллада о Солдате», рассказывающая о пути советского воина. Мелодию последней пронизывала боль за пережитые страдания, но в то же время она была наполнена гордостью за силу духа, проявленное мужество и чувство веры в людей и жизнь.
Раздумья о нравственном опыте войны отразились и в песнях последних лет; «Никто не забыт» (слова Михаила Матусовского), «Помни о других» (слова Глеба Горбовского), «Разговор с городом» (слова Юрия Капустина).
В заключение хочется отметить, что творчество Василия Соловьева-Седого оказало большое влияние на развитие советской музыкальной культуры. Многие сочинения стали известными не только на родине, но и за рубежом. До сих пор они входят в репертуар многих выдающихся исполнителей современности.
Сам композитор отвечал на вопрос о причине столь продолжительной популярности своих произведений так: «Песню нужно выстрадать. Если ты написал ее потому, что молчать было невмоготу, тогда песня будет жить, она покорит мир».
Более подробно о жизни и творчестве Василия Соловьева-Седого можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Адигезалова Л. Л. Советские композиторы - лауреаты Ленинской премии : Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Соловьев-Седой / Адигезалова Л.Л. / [Вступ. статья, с. 5-22, и общая ред. В. Богданова-Березовского]. - Л. : Музгиз, 1961. - 140 с. : портр.
2. Василий Павлович Соловьев-Седой : воспоминания, статьи, материалы / сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. С. М. Хентовой. - Л. : Советский композитор, 1987.
3. Кремлев Юлий Анатольевич. Василий Павлович Соловьев-Седой : очерк жизни и творчества / Кремлев Юлий Анатольевич / Государственный научно-исследовательский институт театра, музыки и кинематографии. - Л. : Советский композитор, 1960.
4. Соловьев-Седой В. П. За музыкальную правду эпохи / Соловьев-Седой В.П., 1972.
5. Соловьев-Седой Василий Павлович. Пути-дороги : воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / Соловьев-Седой Василий Павлович - Л. : Советский композитор, 1983.
6. Сохор Арнольд Наумович. В. П. Соловьев-Седой / Сохор Арнольд Наумович - Москва : Советский композитор, 1959. - 45 с., 1 л. портр.
7. Сохор Арнольд Наумович. Василий Павлович Соловьев-Седой : книжка для юношества / Сохор Арнольд Наумович - Л. : Музыка, 1967.
8. Сохор Арнольд Наумович. Василий Павлович Соловьев-Седой : очерк жизни и творчества / Сохор Арнольд Наумович - Л. : Музыка, 1977.
9. Хентова Софья Михайловна. Классик песни / Хентова Софья Михайловна - Сестрорецк : Канон, 1999. - 43, [1] с.
10. Хентова С. М. Соловьев-Седой в Петрограде-Ленинграде / Хентова С.М. - Л. : Лениздат, 1984.
Нотные издания
1. Соловьев-Седой В. П. Песни [Ноты] / Соловьев-Седой В.П. / ред.-сост. Я. Дубравин. - СПб. : Композитор, 2007. - 135 с.
2. Соловьев-Седой В. П. Песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. (баяна, гит.) / Соловьев-Седой В. - М. : Музыка, 1984. - 81 с.
3. Соловьев-Седой В. П. Песни [Ноты] : для голоса и хора / Соловьев-Седой В. / ред. Г. Краснов. - Л. : Советский композитор, 1963. - 108 с.
4. Соловьев-Седой В. П. Популярные произведения в переложении для аккордеона [Ноты] / Соловьев-Седой В. / сост. В. Накапкина. - М. : Музыка, 1977. - 78 с.
5. Соловьев-Седой В. П. Сто песен [Ноты]. Т. 1 / Соловьев-Седой В. / сост. М. Матвеев. - Л. : Советский композитор, 1959. - 204 с.
6. Соловьев-Седой В. П. Сто песен [Ноты]. Т. 2 / Соловьев-Седой В. / сост. М. Матвеев. - Л. : Советский композитор, 1960. - 244 с.
7. Соловьев-Седой В. П. Фортепианные транскрипции [Ноты] / Соловьев-Седой В.П. / ред.-сост. Я.И. Дубравин. - СПб. : Композитор, 2007. - 113 с.
Статьи
1. Сергиенко, Е. Прощай, любимый город! : песни войны / Сергиенко, Е. // Классное руководство и воспитание школьников : [журн. Изд. дома "Первое сентября"]. - 2012. - № 4. - С. 42-44.
2. Щербак, Э. Ю.Музыкально-литературная композиция "Споемте, друзья". Посвящается творчеству В. П. Соловьева-Седого / Щербак, Э. Ю. // Музыка в школе. - 2013. - № 5. - С. 23-28.