Борис Андреевич Мокроусов (1909-1968) ̶ советский композитор, лауреат Сталинской премии второй степени (1948), заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962).
Современники называли его «Сергеем Есениным в музыке». Творцов объединяла любовь к родине и к русскому человеку, благодаря которой их произведения были глубоко лиричными и проникновенными, как будто «подслушанными» у народа. Сам Борис Мокроусов говорил: «В песню надо вложить душу, без этого она ровно ничего не стоит».
Он начал заниматься композиторской деятельностью еще в студенческие годы. Сочинял симфоническую и фортепианную музыку: квартеты, сюиты, сонаты. Однако самым его любимым жанром стала песня. Этому поспособствовало театрализованное представление Хора им. Пятницкого «У околицы», насыщенное русскими костюмами, обрядами, частушками. Под впечатлением от выступления в 1938 году он написал свою первую лирическую песню «Милый мой живет в Казани», которая принесла ему успех. До этого были лишь пионерские и комсомольские композиции, созданные еще в студенчестве.
По мнению музыковедов, широко песенный талант Бориса Мокроусова раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Именного тогда его произведения стали особенно близки советскому народу.
Как и многие деятели искусства, Борис Мокроусов был призван на фронт. Вместе с композиторами Юрием Слоновым и Валентином Макаровым его откомандировали в Политуправление действующего Черноморского флота.
«Это был блестящий морской офицер, – вспоминал певец Владимир Бунчиков. – Красивый, строгий, учтивый».
Находясь на службе, Борис Мокроусов не переставал писать музыку. В первые годы войны появилось немало произведений на солдатскую тему: «Песня защитников Москвы» (слова Алексея Суркова), «Четыре моряка» (слова Михаила Исаковского), «Ходят Соколы» (слова Анатолия Софронова), «Песня о Красном Знамени» (слова Виктора Гусева), «Третий батальон», «Шли два друга», «Морская попутная», «Мы ˗ люди большого полета» (все на слова Алексея Фатьянова) и многие другие.
Среди них всенародный отклик получила «Песня защитников войны» («Марш защитников Москвы»), написанная в 1941 году на стихи поэта Алексея Суркова для документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой».
Когда композитору показали текст стихотворения, то он сразу почувствовал, что произведение получится, и приступил к работе. Мелодия родилась очень быстро и соответствовала событиям, происходящим на экране, отражала мощь наступления Красной Армии, неизбежность поражения фашистов.
17 февраля 1942 года песню опубликовали в «Комсомольской правде», а в мае того же года она была выпущена Музгизом массовым тиражом.
Советским солдатам пришлись по душе ее чеканный ритм, запоминающаяся мелодия, слова, вселяющие уверенность в скорую победу над врагом. Песню исполняли повсеместно. Ее можно было услышать и под Сталинградом, и на Курской дуге, и в Белоруссии.
Музыковед Андрей Луковников, подчеркивая особую роль произведения в борьбе над врагом, писал: «Когда гвардейцы маршала Катукова ворвались на территорию фашистской Германии, то на первом же привале запели эту песню. И здесь она звучала с особой силой, призывала разгромить, уничтожить врага, пройти до конца победный путь, начатый у стен столицы».
Особенно вдохновлял бойцов припев: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою. Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, обороной стальной разгромим, уничтожим врага».
Песни Бориса Мокроусова были посвящены пехоте, летчикам и связистам и, конечно, флоту. Одно время его даже называли «морским композитором». Все они восхваляли героические подвиги советских воинов: «Высокое имя ˗ солдат» (слова Якова Хелемского), «Будем помнить всегда» (слова Николая Глейзарова), «Есть застава на южной границе» (слова Вадима Малкова).
Самой известной из них стала баллада «Заветный камень» («Камень Севастополя», «Черноморская легенда», «Последний матрос Севастополь покинул»). Она была написана в 1943 году в соавторстве с поэтом Александром Жаровым.
Идея песни о героических защитниках Севастополя родилась еще в начале войны. Однако ее воплощению помешали разные обстоятельства: перевод Александра Жарова на службу на Северный флот; отсутствие подходящего сюжета.
Летом 1943 года Борис Мокроусов прочитал очерк советского писателя Леонида Соловьёва «Севастопольский камень», опубликованный в газете «Красный флот». Описанные в нем события стали основой сюжета произведения.
В очерке рассказывалось о защитнике Севастополя, который, покидая оставленный по приказу командования город, унес с собой кусок гранита от набережной и поклялся, что этот камень вернется домой. Матрос был смертельно ранен и передал его другому воину-саперу. Затем осколок гранита попал к разведчику. И так камень в качестве реликвии переходил из рук в руки с клятвой вернуться.
В результате появилась песня, которая приобрела любовь всего нашего народа. В ней говорилось о великом мужестве моряков, их безграничной любви к родине и ненависти к врагу, о неизбежной победе.
«Мне пришлось быть в Севастополе в дни его освобождения весною сорок четвертого, – вспоминал Александр Жаров, ̶ и какова же была моя радость, когда я услышал, как большой отряд морской пехоты входил в город с песней «Заветный камень».
Известный советский композитор Исаак Дунаевский называл это произведение лучшей песней о войне.
Наибольший успех она завоевала после того, как ее исполнил Леонид Утесов. «Когда я услышал «Заветный камень», ˗ рассказывал народный артист СССР, ˗ меня песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине. Она как бы предсказывала грядущую победу. И как радостно было петь, когда Севастополь был освобожден". Ему также принадлежали следующие слова: «Есть Царь-пушка, Царь-колокол и есть Царь-песня ˗ «Заветный камень».
Во время войны Борис Мокроусов писал не только песни, но и работал над произведениями разных жанров. Так, в 1942 году была завершена опера «Чапаев», которую композитор начал еще в 1938 году. Она была поставлена на сцене Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и имела огромный успех у слушателей. Опера вдохновляла бойцов на борьбу с врагом и вселяла уверенность в победе.
В 1944 году композитор сочинил былину «Илья Муромец и идолище поганое».
После Победы Борис Мокроусов обратился к лирическим произведениям, в которых очень нуждался советский народ, уставший от войны.
Уже в 1945 году на стихи «Снова замерло всё до рассвета…» поэта Михаила Исаковского была написана одна из самых известных и любимых песен – «Одинокая гармонь». Она не утратила популярности до сих пор. Песня была переведена на немецкий, французский, английский языки. Под названием «Прекрасный май» (фр. Joli mai) с другими словами её исполнял знаменитый шансонье Ив Монтан.
В 1948 году за песни «Одинокая гармонь», «Песня о родной земле», «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки» композитору вручили Сталинскую премию. Награда была выдана в материальном эквиваленте.
Борис Мокроусов не переставал писать и патриотические сочинения. После войны широко известным произведением о той грозной поре стала «Песенка фронтового шофера». Она прозвучала впервые в радиообозрении "Клуб весёлых артистов" в 1947 году. Исполнил ее Марк Бернес от имени шофера Минутки, воскресшего героя фильма о Сталинградской битве «Великий перелом», роль которого он сыграл в этой картине.
Наполненная задором и радостью Победы, песня повествовала о суровых и тяжелых буднях военных водителей. Текст стихотворения сочинили поэты Борис Ласкин и Наум Лабковский, который вспоминал впоследствии: «Слова были написаны очень быстро и так же легко и быстро были положены на музыку».
В настоящее время это произведение исполняется многими эстрадными певцами.
Творчество Бориса Мокроусова стало особой главой в истории советской массовой песни.
Мелодии композитора звучали во многих известных кинофильмах и спектаклях: «Свадьба с приданым», «Стряпуха», «Весна на Заречной улице», «Сотворение мира», «Неуловимые мстители».
Он писал произведения на гражданские темы, о войне, любви и природе. Все они были проникнуты нежным лиризмом, глубокой искренностью, свободой и поэтичностью, что привлекало слушателей как на родине, так и за рубежом.
Сам композитор говорил: «Мечтаю создать такие песни, которые долго бы жили в народе и так бы верно передавали жизнерадостность нашей эпохи, что эти песни любили бы все, чтобы повсюду распевали их на улицах и площадях, на полях и в школах, в квартирах и клубах – словом, всюду, где живет и трудится советский человек».
Отличительной чертой Бориса Мокроусова как мастера стало то, что чаще всего он вначале сочинял мелодию, а затем поэты писали к ней стихи. Композитор сотрудничал с популярными советскими песенниками: Михаилом Исаковским, Евгением Долматовским, Марком Лисянским, Наумом Лабковским, Николаем Глейзаровым и другими. Много замечательных песен было создано в соавторстве с Алексеем Фатьяновым.
И на протяжении всего творческого пути произведения композитора исполняли лучшие певцы и артисты эстрады: Сергей Лемешев, Вера Красовицкая, Георг Отс, Леонид Утесов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Ив Монтан и многие другие.
Более подробно о жизни и творчестве Бориса Мокроусова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Информация подготовлена по материалам сайта:
Библиография
Книги
1. Завадская Н. Любимые песни военных лет : Рассказы, песни, фотодокументы / Завадская Н. / Нина Завадская. - Москва: Советский композитор, 1987. - 119, [1] с.
2. Мастера песни : сб. ст. Вып. 2 / [сост. С.Б. Рыбакова]. - Москва : Советская Россия, 1974.
Статьи
1. Долгачев, П. Душой исполненная песня / П. Долгачев ; П. Долгачев // Музыкальная жизнь. - 2009. - N 2. - С. 15-17. - фото.
Биография советского композитора-песенника Бориса Андреевича Мокроусова.
2. Кошмина, И. В. Любимые песни прошлого века. Песни Бориса Мокроусова : (примерная разработка урока для 5-7 классов) / И. В. Кошмина ; И. В. Кошмина // Музыка в школе. - 2008. - N 5. - С. 28-30.
Предлагается примерная разработка уроков для 5-7 классов по любимым песням Бориса Мокроусова.
3. Кружков, Н. Н. "Не тревожь ты себя... ", или "Девичья песня" Бориса Мокроусова / Николай Николаевич ; Н. Н. Кружков // Музыка в школе. - 2011. - N 2. - С. 15-20. - 7 фот.
О двух песнях композиторов Бориса Мокроусова и Василия Соловьева-Седого, написанных на слова Михаила Исаковского Не тревожь ты себя, не тревожь.
4. Михайловская, Н. М. Борис Мокроусов / Н. М. Михайловская ; Н. М. Михайловская / Музыка в школе. - 2008. - N 5. - С. 5-13.
Творческая биография известного композитора Бориса Мокроусова.
Нотные издания
1. Мокроусов, Борис Андреевич. Заветный камень [Ноты] : песня для голоса и хора в сопровожд. фп. / [сл. А. Жарова]. - Москва : Советский композитор, 1967.
2. Мокроусов, Борис Андреевич. Матросы Байкала [Ноты] : песня для низ. голоса с фп. / сл. Л. Кондырева. - Москва : Музгиз, 1952. - 4 с.
3. Мокроусов, Борис Андреевич. Новые песни [Ноты] : для голоса в сопровожд. фп. - Москва : Музыка, 1966.
4. Мокроусов, Борис Андреевич. Популярная музыка в переложении для аккордеона [Ноты] / [сост. Н. Горлов]. - М. : Москва, 1982.