Константин Яковлевич Листов (1900-1983) ˗ известный советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1973).
Он считается одним из старейших мастеров отечественной оперетты и песенного жанра. Отличительной чертой его произведений является сочетание мелодической яркости и лирической задушевности с лаконичностью и простотой формы.
Константин Листов внес неоценимый вклад в песенную летопись Великой Отечественной войны. Ведь в них можно было легко обнаружить приметы того страшного времени, а тематика произведений убедительно раскрывала те места, где побывал композитор во время службы. По словам исследователя Александра Тищенко, «каждая песня стала результатом большого творческого напряжения и личного участия в общенародной борьбе».
Благодаря искренности отраженных чувств, его творчество имело широкий успех на фронте.
Когда началась война, Константин Листов находился в отпуске в Кисловодске. Однако он сразу отправился в Москву, так как считал, что его место на фронте. Как и многие деятели искусства, композитор живо откликнулся на события, происходившие в стране.
Среди первых сочинений можно вспомнить армейские походно-строевые песни на стихи Александра Жарова «В бой, сыны народа» и «Бей врага и в пух и в прах». В соавторстве с Василием Лебедевым-Кумачом были сочинены композиции «Огонь» и «Ни шагу назад», а на стихи Михаила Голодного появилось такое произведение, как «Нет, никогда мы не будем рабами».
С декабря 1941 года Константин Листов служил музыкальным консультантом Политуправления Военно-Морского Флота. В связи с этим ему много приходилось выступать в воинских частях и подразделениях.
И тогда на фронте создавались произведения местного назначения. Как писал музыковед Александр Тищенко: «Каждая дивизия, полк, корабль или соединение стремились иметь «свою» именную песню, в которой воспевались бы их боевые дела». Подобные сочинения составили значительную часть военного творчества Константина Листова. Каждая песня обладала своим характерным ритмом и интонацией. В качестве примеров можно привести такие произведения, как «Песня 37-й стрелковой дивизии» (стихи сержанта Муратова), «Песня 41-й кавалерийской дивизии», «Крюковская конногвардейская» (стихи Владимира Замятина), «Песня 3-й гвардейской дивизии» (стихи Владимира Крахта) и многие другие.
Одной из основных тем творчества Константина Листова стал подвиг бойца. «Я всегда считал первым своим делом, ˗ отмечал композитор, ˗ писать песни о тех, кто, не жалея сил и не щадя жизни, защищал Родину от врага...».
Его песни стали своеобразным памятником советским воинам. Константин Листов стремился запечатлеть образ героя, который стал бы примером для молодого поколения, и сохранить воспоминания о его героических поступках. На фронте особо полюбились такие композиции, как «Песня о танкисте Тониани» (стихи Михаила Рудермаиа), «Песня о комсомольце-танкисте» (стихи Цезаря Солодаря), «Песня о герое» (стихи Сергея Острового).
В произведениях композитора, конечно, нашла отражение и ненависть к врагу. После публикаций очередных зверств фашистов возникали так называемые «песни мщения» и «песни гнева».
Во время войны Константин Листов писал не только патриотические, но и лирические произведения. Композиции «Провожала мать сыночка» и «Материнский наказ» (стихи Сергея Алымова), «Песня о сестре» (стихи Владимира Замятина), «Девушка с Матросской тишины» (стихи И. Руднева), «Девичья песня» (стихи Цезаря Солодаря), «О тебе, любимая сестра» (стихи И. Смирнова) предвосхитили знаменитую песню «В землянке».
Константин Листов вспоминал: «Стихи захватили меня своей лирической силой, забрали искренностью, отозвались в сердце. Время было бесконечно тревожное ‒ немцы под Москвой, я ˗ один, семья моя в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа бы не болела. Песню я написал с ходу. А через несколько дней спел ее в редакции…».
«Землянку» опубликовали в «Комсомольской правде», и она мгновенно затронула сердца бойцов. Ее исполняли крупнейшие мастера и самодеятельные коллективы. Песня стала родной для каждого советского человека. Это подтверждали и воспоминания фронтовиков, и художественные произведения (роман «Волгины» Георгия Шолохова-Синявского).
«Землянка» стала одной из самых известных и любимых лирических песен на фронте.
В совсем творчестве Константин Листов обращался и к жанру сатиры. В самом начале войны был написан ряд антифашистких песен: «Арапские сказки немецкого верховного главнокомандования» и «Чудеса-чудеса» (на стихи Самуила Маршака), «А вот, а вот, крестовый поход» (стихи М. Адуева), «Московские калачи» (стихи И. Доронина), «Пускай фашист отведает» (стихи Владимира Замятина). Их целью было разрушить миф о непобедимости вражеских войск.
Сатирические песни, созданные в 1942 году, были еще более наполнены разоблачительным духом («Чистота арийской крови» на стихи Самуила Маршака, «Фашистский петух» и баллада «Поросята» на стихи И. Доронина). Эти «боевые листки» не претендовали на высокие музыкальные достоинства, но делали свое полезное дело: помогали формировать у фронтовиков сознание морального превосходства над врагом, вызывали презрение к нему и страстное желание его победить.
Хочется отметить, что в творчестве композитора были и шуточно-сатирические песни о боевых делах советских воинов, «сдобренные насмешливой интонацией, пронизанные добрым мягким юмором». Например, задорная песня «Флотский борщ» (стихи А. Софронова) и близкие ей по настроению «Веселый друг гармонь» (стихи В. Тихонова) и «Про Лушечку и пушечку» (стихи Цезаря Солодаря).
С особой теплотой в песнях были нарисованы картины фронтового быта, которые возникали в окопе, походной колонне или на привале. В качестве примеров можно привести «Бушлат» (стихи Николая Флерова) и «Три трубки» (стихи И. Снегирева).
Наиболее широко талант и мастерство Константина Листова проявились в морских произведениях военного времени. В песнях, по словам исследователя Александра Тищенко, преобладали «образы значительной притягательной силы, раскрывающие внутреннюю красоту и духовное богатство облика моряков». Они были наполнены мужественной энергией, особого «морского» духа и проникновенного лиризма.
По заданиям Главного политического управления Военно-Морского Флота композитор постоянно выезжал на действующие флоты и флотилии. Он выступал с творческими отчетами в специальном выпуске «Краснофлотский журнал», участвовал в радиопередачах по заявкам моряков, разучивал песни, помогал участникам самодеятельности.
Командиры и матросы очень ценили и уважали Константина Листова за отзывчивость, теплоту и душевность, за дружеские беседы, а главное, за написанные по их просьбе сочинения.
Некоторые из бойцов становились авторами слов к произведениям Константина Листова. Например, в соавторстве с молодым поэтом, штурманом-подводником лейтенантом И. Снегиревым им были написаны такие композиции, как «Если не вернусь», «Три трубки», «Песня подводников Балтики», «Марш краснознаменной подлодки Щ-406», которые пользовались популярностью у подводников. Более подробно об истории этих и других «морских» песен можно прочитать в книге Александра Тищенко «Константин Листов».
После окончания Великой Отечественной войны композитор продолжил сочинять музыку. Им было создано множество произведений на разные темы.
Однако воспоминания о событиях прошлых лет всегда находили отражение в творчестве мастера. Как и многие советские композиторы, он описал в своих песнях возвращение воина-победителя, радость Победы, былые походы и трудный фронтовой путь, солдатские и матросские судьбы, славные боевые традиции.
Одним из самых известных таких сочинений стала мужественная композиция «Ходили мы походами» на стихи Алексея Жарова. В ней был создан образ советского моряка, героя-победителя, воспет подвиг во имя Родины. Среди близких ей по духу произведений можно вспомнить песню «Морские орлы», написанную в 1947 году на стихи А. Азарова.
Подвигу во имя Родины была посвящена и вокально-симфоническая новелла «Обелиск неизвестному матросу» на стихи С. Медового для солистов, тенора и баса, смешанного хора и симфонического оркестра.
Константин Листов написал немало песен-воспоминаний о героических поступках советских солдат. Это «Стояли насмерть под Москвой» (стихи М. Карамушко), героико-эпическая баллада «Матросов ˗ солдат рядовой» (стихи Петра Градова) и многие другие. Все они прославляли воинскую доблесть и отвагу бойцов.
Радость от долгожданной Победы и возвращения на родную землю прозвучала в таких сочинениях, как «Победная песня» (стихи Юрия Каменецкого), «Большая весна» (стихи И. Эйдиновой), «Жив герой солдат» (стихи В. Бордиловского, перевод с белорусского А. Жарова).
После войны Константин Листов писал много композиций о воинском долге. Он утверждал, что песня должна обогащать армию. Это были боевые, полные удали и доблести произведения, имеющие походно-строевые признаки.
В советских войсках особую любовь получили песни: «Матушка-пехота» (стихи Я. Белинского), «По фронтовым дорогам» (стихи С. Никифорова), боевой марш «Идет советский флот» (стихи В. Гурьяна), «Сердце балтийца» (стихи Е. Гальпериной и Ю. Анненкова), «Морская пехота» (стихи П. Градова).
Константин Листов создал большое количество строевых произведений. Сред них, по мнению Александра Тищенко, наиболее популярной стала песня «Эх, Ваня, Ваня» на стихи Льва Ошанина, в которой был с юмором раскрыт образ воина, похожего на Василия Теркина.
Однако всеобщее признание среди всего послевоенного наследия композитора завоевал поэтичный «Севастопольский вальс» на стихи Георгия Рублева, написанный 1955 году. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям», ˗ говорил Константин Листов.
«Севастопольский вальс» ˗ первая песня о городе-герое, в котором лирические воспоминания переплелись с героическим началом. В газетах ее нередко называли неофициальным гимном Крыма.
Воспоминания об отшумевших боях, о пройденном пути, о фронтовых друзьях-товарищах стали излюбленной темой композитора. Она воплотилась в таких песнях, как «Беспокойное сердце» («Солдатское сердце»), «Город первых свиданий» (стихи М. Карамушко), «Песня ˗ душа» (стихи А. Жарова) и других.
Константин Листов был одним из первых композиторов, который нарисовал в своих произведениях образ женщины в годы войны. Одной из самых известных песен стала «Боевые подруги». Она была написана в 1975 году на стихи М. Карамушко. В ней перед слушателями возникли портреты бесстрашных женщины, мечтающих о светлой любви в суровые фронтовые годы.
Таким образом, Константин Листов нашел свое творческое признание именно в песенном жанре, в котором раскрылись его душа, талант и мастерство. Он создал множество разноплановых произведений, которые служили вместе с советскими бойцами на фронте. Большинство песен до сих пор живы в памяти народа и исполняются многими известными артистами.
Более подробно о жизни и творчестве Константина Листова можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.
Библиография
Книги
1. Советские композиторы - фронту : самоотчеты-воспоминания / сост. Г.А. Поляновский. - М. : Советский композитор, 1989.
2. Тищенко, Александр Андреевич. Константин Листов. - М. : Советский композитор, 1987.
Статьи
1. Бирюков, Ю. "Бьется в тесной печурке огонь... " : быть ли музею песни "В землянке"? / Юрий ; Юрий Бирюков // Родина. - 2007. - N 5. - С. 26-28.
Судьба песни "Землянка".
2. Музы не молчали // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 4. - С. 2-26. - фото.
Воспоминания деятелей искусства - композиторов, актеров, певцов о выступлениях на фронтах Великой Отечественной войны.
3. Оссовский, Л. М. Он отражался в собственной музыке [Текст] : к 110-летию композитора Константина Листова / Л. М. Оссовский ; Л. М. Оссовский ; беседовал А. Колесников // Музыкальная жизнь. - 2010. - N 12. - С. 10-13. - фото.
О композиторе К. Я. Листове вспоминает в беседе первый режиссер оперетты "Севастопольский вальс", народный артист Лев Оссовский.
Нотные издания
1. Листов, К. В землянке [Ноты] : лир. песня : для голоса в сопровожд. фп. / сл. А. Суркова. - М. : Музыка, 1967. - 3 с. - (Советская массовая песня).
2. Листов, К. В землянке [Ноты] : сб. песен с сопровожд. баяна / ред. С. Смирнов. - М. : Воениздат, 1968. - 142 с.
3. Листов, К. Морская душа [Ноты] : песни для голоса, хора в сопровожд. фп. / ред. В. Григоренко. - М. : Советский композитор, 1982. - 39 с.
4. Листов, К. Избранные песни [Ноты] : с сопровожд. фп. Вып.2 / ред. М. Иорданский. - М. : Советский композитор, 1959. - 72 с.
5. Листов, К. Песни [Ноты] : для голоса и хора с фп. / ред. П. Теплов. - М. : Музгиз, 1955. - 18 с.
6. Листов, К. Песни [Ноты] : в сопровожд. фп. (баяна) / ред. В. Кикта. - М. : Советский композитор, 1969. - 83 с.