Никита Владимирович Богословский (1913-2004) ‒ советский и российский композитор, дирижер, пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), народный артист СССР (1983).

Творчество Никиты Богословского очень многогранно. Композитор писал сочинения разных жанров (симфоническая музыка, пьесы, сюиты, балеты, музыкальные комедии, драмы, оперетты и другие).

 Никита БогословскийОднако основное место в его наследии заняли песни, большинство из которых стали народными. Это были и лирические, и шуточные, и мужественные произведения. Благодаря им композитор вел задушевные беседы со слушателями. В его песенном творчестве, по мнению музыковедов, раскрылись лучшие стороны его дарования: искренность и лирическая теплота, широкий размах и юмор. Всего мастером было написано около 300 композиций.

Когда началась Великая Отечественная война, Никита Богословский работал на Киевской киностудии. Вместе с ней композитор отправился в эвакуацию в Ташкент. Там были сняты многие фильмы, где звучала его музыка.

Для кинокартины «Александр Пархоменко» в 1942 году Никита Богословский написал песню «Ты ждешь, Лизавета». Ее попросил сочинить режиссер Леонид Луков для сцены свадьбы.

Мелодия родилась у композитора сразу. Однако со словами дела обстояли сложнее, так как поэт Евгений Долматовский, которому их было поручено написать, в то время находился на фронте, а местные авторы режиссеру не подходили. Текст песни пробовал сочинить даже Никита Богословский, но у него выходили лишь шуточные стихи, не соответствовавшие музыке. К счастью, во время съемок фильма, чтобы навестить семью, на несколько дней приехал Евгений Долматовский. Тогда он написал те слова, которые хорошо известны до сих пор: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета, ты не спишь до рассвета, все грустишь обо мне».

Текст сразу лег на музыку. И песня зазвучала именно так, как хотел консультировавший фильм генерал А. И. Еременко, будущий Маршал Советского Союза, ‒ задорно, по-кавалерийски. Однако она не подошла для сцены свадьбы, для которой первоначально предназначалась, и ее решили исполнять во время эпизода с кавалерийским походом.

Фильм «Александр Пархоменко» вышел на экраны страны в конце 1942 года, и песня «Ты ждешь, Лизавета» сразу же приобрела широкую известность. Особенно она полюбилась бойцам кавалерийских корпусов прорыва.

В середине 1942 года группа украинских кинематографистов во главе с ведущим режиссёром Киевской киностудии Леонидом Луковым приступила к съёмкам фильма «Два бойца» по повести Льва Славина «Мои земляки».

В качестве композитора вновь пригласили Никиту Богословского. Вначале по сценарию никаких песен не предполагалось, и должна была звучать только симфоническая музыка.

Однако по ходу развития сюжета появилась в них необходимость. Возникла потребность в такой композиции, которая передала бы атмосферу короткого фронтового затишья, во время которого солдаты делятся мечтами и сокровенными мыслями. Произведение должно было отразить и душевное состояние человека, позволившего себе небольшую эмоциональную разрядку после напряженного боя, и в то же время отличаться незатейливостью и легкостью.

«Однажды вечером ко мне пришёл Леонид Луков, ‒ вспоминал Никита Богословский, ‒ и сказал: «Понимаешь, не получается у меня сцена в землянке без песни». И так взволнованно и талантливо рассказал мне и тему, и настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Тёмной ночи». Вызвали поэта Владимира Агатова. Он тут же, присев к столу, почти без исправлений написал стихи. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съёмок, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Когда фильм вышел в 1943 году на экраны, то он имел большой успех отчасти благодаря музыкальному оформлению. Песня «Темная ночь», наполненная лирической силой, так сильно брала за душу, щемила сердце, что многие зрители не могли сдержать слез, слушая ее в проникновенном исполнении Марка Бернеса.

Она звучала и в землянках, и на концертных площадках. На фронте о ней узнали еще до того, как фильм появился на экранах.

Песня входила в репертуар Леонида Утесова, Ивана Козловского, Петра Лещенко. Спустя много лет «Темная ночь» по-прежнему дорога российскому народу. Ее охотно исполняют многие знаменитые артисты. Она стала популярной и за рубежом, так как в ней была великолепно передана атмосфера военных лет.

Никита Богословский

В фильме получила известность и песня «Шаланды, полные кефали». Сочинение было написано с целью раскрыть образ героя Аркадия, для которого лучшим городом являлась Одесса.

При создании произведения пришлось обратиться за помощью к народу, так как ни композитор, ни поэт Владимир Агатов не знали одесского песенного фольклора.

Никита Богословский впоследствии рассказывал: «И собралась гигантская толпа патриотов своего города, причем, совершенно разнообразных, начиная от седобородых, солидных профессоров и кончая такими подозрительными личностями, что я никак не мог понять, почему они до сих пор не в тюрьме. И все наперебой стали петь свои любимые мелодии. Я слушал, ухватывая типичные интонации, а затем использовал их – в синтезе, как особый характер, – для новой, совершенно оригинальной песни».

Набралось около двух сотен стихотворений. И на их основе поэт Владимир Агатов написал окончательный вариант песни «Шаланды, полные кефали», который принял режиссер Леонид Луков.

После выхода фильма на экран композиция, по свидетельству Никиты Богословского, «имела ошеломляющий успех, но официально была в опале, не публиковалась и не рекомендовалась для официального исполнения, так как считалась блатной». Однако это не помешало песне в дальнейшем стать одним из символов Одессы.

Во время войны Никита Богословский был прикомандирован к Карельскому фронту. Ему вручили офицерские погоны с капитанскими звездочками, а в военный билет записали должность – «фронтовой композитор». В качестве руководителя военного ансамбля песни и пляски он разъезжал с артистами по передовым позициям. Никита Богословский отмечал, что «приходилось бывать и в довольно опасных местах, например, на станции Лоухи, которую беспрестанно бомбили немцы».

Для Карельского фронта он написал цикл песен. Известными среди них стали ритмичный «Марш Карельского фронта», лиричный «Северный вальс», полная мужества и решимости «Песня гнева» на стихи поэта Павла Шубина.

За несколько месяцев до окончания войны, когда советский народ уже жил предчувствием близкой победы, Никита Богословский решил сочинить песню об ожидании солдат скорой встречи с родным домом и любимыми людьми. Для этого он решил обратиться к поэту-фронтовику Владимиру Дыховичному, с которым много сотрудничал в военные годы. В результате их совместного творчества появился «Солдатский вальс».

Композитор вспоминал, что встретившись друг с другом, они «без особых затруднений, быстро, легко, в каком-то едином порыве написали эту песню, и очень скоро Леонид Осипович исполнил её».

«Солдатский вальс» неоднократно звучал в действующей армии и быстро вошел в быт и жизнь советских воинов, так как ярко выразил уверенность в разгроме врага и скорой встрече с любимой.

После войны армейская тема продолжила оставаться одной из основных в творчестве Никиты Богословского. В своих произведениях он отражал мужество и стойкость советского воина.

Такой была «Песня о молодом солдате» на стихи поэта Николая Доризо, отличающаяся простотой и внутренне сдержанной силой. Написанная в маршевом ритме, она рассказывала о сражении с врагами воинов гражданской и Отечественной войн, о мирной жизни, в которой жива память о героической славе предков. Преемственность боевых традиций поколений отразилась и в песне «Армейская комсомольская» на стихи Александра Жарова.

Знакомство с фронтовой жизнью помогло композитору при создании симфонической повести «Василий Теркин» (1950-1963).

Последним военным произведением мастера стала песня «Тюльпаны мая», написанная им к 50-летию Победы. Исполнялась она в московском Колонном зале.

Никита Богословский оставил заметный след в советском музыкальном искусстве. После войны он активно сочинял музыку, занимался литературным творчеством. Им было написано 9 книг («Божества и убожества», «Музей муз», «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», «Интересное кино» и другие), множество юмористических и сатирических произведений, которые публиковались в разных периодических изданиях.

Композитор часто становился ведущим авторских передач на телевидении и радио. Кроме того, он вел активную общественную деятельность.

Однако всеобщее признание Никите Богословскому принесло все-таки песенное творчество. И композиции, написанные в годы Великой Отечественной войны, до сих пор востребованы душой и сердцем у российского народа.

Более подробно о жизни и творчестве Никиты Богословского можно узнать, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде отдела литературы по культуре и искусству.

Библиография

Книги

1. Завадская, Н. Любимые песни военных лет : Рассказы, песни, фотодокументы / Нина Завадская. - М. : Советский композитор, 1987. - 119, [1] с. : ил., нот.

2. Соколова, Людмила Анатольевна. Легенды экрана: звезды, которые не гаснут / Людмила Соколова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 218, [1] с. : ил., портр. ; 16x21 см. - (Серия "Аллея звезд").

3. Тарновский, Константин Николаевич. Композитор Никита Богословский : этапы творческой жизни. - Москва : Советский композитор, 1984.

 

Статьи

1. Полюдова, Е. Н. (кандидат педагогических наук). Лирический эпос войны [Текст] / Елена Николаевна ; Елена Николаевна Полюдова // Литература - Первое сентября. - 2015. - № 3. - С. 8-15. - ил.

О нескольких песнях военного и послевоенного времени.

 

2. Рожкова, Н. Темная ночь / Н. Рожкова ; Н. Рожкова // Хроники краеведа. - 2008. - N 2. - С. 85-86. - 2 фот.

Об истории создания песни "Темная ночь".

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество