В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особенно актуальными становятся книги, рассказывающие об этом трагическом и страшном периоде истории. Тема Великой Отечественной войны была одной из главных в советской литературе, а многие из писателей принимали непосредственное участие и были очевидцами тех страшных событий: кто-то – в боевых действиях на передовой, кто-то - в качестве военного корреспондента, кто-то - в партизанском отряде. У каждого из них была своя война и свое видение происходящего. Наверное, все писатели – участники Великой Отечественной войны ощущали острую необходимость поделиться жизненным опытом, вынесенным из тех испытаний.

Книги о войне нужно читать, т.к. через них передается память и уважение к   подвигу наших предков. Особенно важны исторические свидетельства тех роковых для страны событий для современной молодежи, т.к. воспитывают патриотизм и чувство национальной гордости, учат быть человечными даже в самой трудной ситуации. Память о Великой Отечественной войне помогает нам осознать, что наша свобода и благополучие стоят дорого, и мы должны ценить их, помнить героев для сохранения и передачи исторической правды следующему поколению.

Предлагаем вам, уважаемые читатели, познакомиться с военной прозой русского, советского писателя, участника Великой Отечественной войны Евгения Ивановича Носова, которому 15 января 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения. Он - автор произведений, названия которых хорошо знакомы старшему поколению: «Красное вино победы», «И уплывают пароходы и остаются берега», «Шопен, соната номер два», «Усвятские шлемоносцы».

nosov eiГерой социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, член Союза писателей СССР так рассказывает о своей биографии:

«Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освященной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска.

Из деревенского окна виднелись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература – главная стезя моей жизни…

… На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиностроительный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей. И я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей…», а также в рассказах «Мост», «Дом за триумфальной аркой», «Красное, желтое, зеленое…».

Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годы, когда в стране были введены карточки, и мы, рабочая детвора, подпитывали себя едва завядшими яблоками, цветами акации, стручками вики.

В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы, в общем-то, не особенно унывали. Бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом Сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.

А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи. В 1943 году, после освобождения Курска, пришел и мой черед идти на войну.

На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учебу. На занятия я ходил с еще незажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше многих из них на целую войну.

Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», - писал Евгений Носов.

Как писал Валентин Курбатов: «Носов – весь дитя света и в этом свете неисчерпаем. Только свет на Руси ходит об руку со страданием и оттого особенно тонок и чуден, и ранящ, и целителен. Человеческая жизнь мудра. Она устоит и все спасет… Только бы ты любил ее. Он понял это давно, с учительской, а там и газетной работы, догадавшись в житейских, военных и корреспондентских скитаниях, что самая подлинная срединная жизнь, народная ее основа не в ярких фигурах отыскивается, не в подогретых страстях и закрученных сюжетах, а в самом именно обыденном, невидном прохожем. Но чтобы эти простые «камешки» жизни открыли глубину и красоту цвета, они должны быть омыты слезами любви, увидены чистым сердцем. Он редкостно умел чувствовать взаимопроникновение человека и мира, слышать непрерывный «диалог» облака и ветлы, степного мятлика и жаворонка, страхолюдного сома под мельницей и деревенского поросенка за печкой».

«Евгений Иванович Носов не любил разговоров о литературе… Но сколь преображался он и молодел он, если кто-нибудь из собеседников вдруг ненароком касался обыкновенных житейских вещей – к месту рассказывал бывальщину, вспоминал детство, к случаю мог блеснуть завиральной идеей или обронить редкое, но точное по своей выразительности народное словцо. Тут он был в своей стихии, равно, как кажется, и во всем, что напрямую относилось к жизни и человеческим судьбам: в деревенской избе он вполне мог сойти за рачительного и хозяйственного крестьянина, в среде заводских рабочих – за потомственного мастерового, на встречах с ветеранами войны он был солдат окопник, знающий цену страданиям и тяготам фронтовой жизни, на реке – самозабвенный заядлый рыбак, в лесу и в степи – знаток родной среднерусской природы», - вспоминал Владимир Васильев.

«Он не обманывал читателей, в его книгах есть все. Есть место горю, тьме, равнодушию, всей страшной стороне жизни, без которой не стоит русский человек и русский характер, который из-за простора нашего и злой к человеку истории настолько раскидист, что гуманнейший Достоевский нешуточно мечтал «сузить его», - говорил Валентин Курбатов.

Война – это эпоха и трагическая, и героическая в жизни народа, который в борьбе с жестоким врагом отстаивал свое существование, свободу и независимость Родины, возможность воплощения своих идеалов. Эта тема занимает особое место в творчестве писателя. «Он прошел войну в артиллерии, видя врага в лицо, и у него в 19 лет уже тяжелили на гимнастерке ордена Красной Звезды и Отечественной войны и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Эти ордена и раны, заставлявшие зажмуриваться, когда его видели без рубахи, давали ему право сказать свое выстраданное слово о главном деле жизни.

Он тогда уже написал конец войны, молодое «Красное вино победы», исполненное внутреннего счастья, которое не было омрачено даже смертью закованного в гипс солдата Копешкина, потому что он все-таки услышал голос Победы и согрелся освобождающей каплей красного победного вина…

И он написал полную музыки и печали повесть «Шопен, соната номер два», где трубы плакали, «словно войны пели все до единого». Он уже предчувствовал подступающее окаменение нашего сердца, медленную потерю слуха к давним утратам и торопился даже в самом строе повести сохранить сонатную форму, удержать высокий порядок музыки, чтобы всегда эта третья часть шопеновской сонаты звучала для нас как впервые, и каждое имя на обелиске кричало о жизни», - комментировал произведения писателя Валентин Курбатов.

nosov vino pobedyНосов, Е. И. Красное вино победы / Носов Евгений Иванович. - 1971.

Е.И. Носов не раз говорил, что рассказ «Красное вино победы» – самый «личностный» из его вещей. Писал – и видел свою палату в одном из подмосковных госпиталей, высокое окно, за которым темнели голые верхушки деревьев… Его день 9-го мая был таким, как в рассказе «Красное вино победы». С феерическим ликованием среди ночи, с горячими разговорами о скором доме, о том, что выжили, выжили теперь. И помянули павших, не доживших друзей-товарищей глотком красного вина… А фотограф все-таки уговорил сняться раненого паренька. Карточка сохранилась у Евгения Ивановича. На круглой мальчишеской голове – кубанка. Пустой рукав вмят в плечо: правая рука разогнулась спустя три года. Фотография была отослана в Курск, «чтобы успокоить мать, показать, что не покалечен я, выгляжу вполне нормально».

Все семеро, раненых, изуродованных войной солдат, что лежат в одной палате, – рядовые. Иной, как Копешкин, за четыре года и медали не навоевал. Но, числясь в извозе, честно выполнял на войне свою нехитрую крестьянскую работу: «запрягал, распрягал, кормил-поил обозных лошадей, чинил сбрую, возил за батальоном всякую солдатскую поклажу: мешки с сухарями, концентраты, конторское имущество, патронные ящики». А приходилось – и стрелял, и из окружения выбирался…

Пока война идет – палата, как и все, живет ежеминутным ожиданием Победы. Мыслями каждый их этих солдат со своими однополчанами.

Вместе с Победой завтрашний день входит в палату. Теперь все думы о нем. Нет слаще для раненых солдат разговоров, как о доме своем, своей малой Родине. Для каждого она – центр мироздания, будь то деревушка на высоком берегу Волги, молдавское село или степные уральские земли. И даже Копешкин, вконец обессиливший, замурованный в гипс, пытается вступить в этот милый сердцу разговор, дескать, и у них тоже, в пензенском селе Сухой Житень, хорошо жить…

Красное вино Победы – кровавое вино. Большой кровью она добыта… Сколько полегло в безымянных болотах. Потому и путь солдатского имени к табличке на братском обелиске вовсе не прост… «Даже если он пал смертью храбрых, это благо, если его вовремя подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если этот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. Если… Да мало ли этих «если» на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске! А еще на этом пути и болота, и черные топи, реки и речки, заливы и проливы, обрушенные блиндажи, обвалы домов, сгоревшие танки и эшелоны и многое что другое…».

nosov parohodyНосов, Е. И. И уплывают пароходы... : повести и рассказы / Носов Евгений Иванович. - 1975.

Война тревожит героев Евгения Носова. Им кажется порой, «будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками». Может «раньше начинать ставить-то… По свежим следам. Молодняк вон подрос, должен видеть и знать, во что обошлось», – беспокоятся старые солдаты… Передать бы «своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».

В рассказе «Шопен, соната номер два» писатель передал эту память из своих рук.

Открытие обелиска обнажило людские чувства. А молодые – понимают ли они, что такое война? Все в повести построено на контрасте. Едет заводской оркестр играть гимн на открытие деревенского памятника павшим в этих краях. Для старшего – дяди Саши – каждый километр этой Курской земли цепко связан в памяти с его жизнью. Тогда, на улочках этих деревень, «разбросанных по великой русской равнине, тянулись глинистые рубцы окопных брустверов, ветер развевал золу с пепелищ…»

У ребят же, в кузове, продолжается своя, молодая, веселая жизнь, где нет места горестям, всему тому, что волнует солдата. Печальны мысли старшего… Сколько же не вернулось в эти села, в эти избы тех, чьи имена выбиты на обелисках…

После митинга старшой отдаст машину фронтовикам. Оркестру придется пешком возвращаться в город, во тьме, по непролазной грязи. Ребята нахохлены, недовольны, мучениками себя мнят.

…В одной из встречных изб, где четверых унесла война и горе по «неприбранным страдальцам» лишило сна старуху-мать, старшой даст команду ребятам сыграть реквием Шопена… Чистые звуки страдания забьются в горнице, вберут в себя неутешную скорбь и девушки, ожидавшей веселый «шейк», и старой матери, и самих молодых музыкантов… И тут главное откроется: ничто не забыто, дети примут святую память…

…Также дождь хлещет, дорога расползается в месиво, но дядя Саша, старшой, слышит «за собой тяжелое, упрямое дыхание строя. Как тогда, в сорок третьем…» И ему не надо больше покрикивать, как прежде: «Подтянитесь!»

И «Красное вино победы», и «Шопен, сонета номер два» – были подходом, по выражению самого писателя, – «пристрелкой» к военной теме.

nosov ysvyatyНосов, Е. И. Усвятские шлемоносцы / Носов Евгений Иванович. - 1977.

«Усвятские шлемоносцы» задуманы непосредственно, как вещь о войне.

«Я в общем-то промешкал писать о войне, – говорит Евгений Носов. – Уже прошло тридцать с лишним лет, много написано по горячим следам и после, так что я невольно стеснен прочитанным, использованным и вынужден искать новую форму раскрытия темы».

«То, что я писал о войне не заземлено, а я дал некую тональную и стилистическую подсветку, – веление времени. По мере удаления от нас тех огненных лет свершенные подвиги обретают все более высокий героико-былинный смысл, уже нашедший свое воплощение, например, в монументальной скульптуре. Стали необходимостью, особенно для нового поколения, родившегося после войны, размышления о свершенном, минувшем, которое высвечивало бы и наше будущее в единой связи времен. И раньше многие литераторы начинали свои произведения о войне описанием сборов. Но эти зачины всегда лишь предваряли главные события, писались они бегло, походя, как всякий пролог перед основным действием. Я же решил остановиться именно на этом прологе, усмотрев в нем для себя доселе неиспользованные возможности создания развернутого эпического полотна…», - отмечал Е.И. Носов.

«Усвятские шлемоносцы» – это повесть о десяти первых военных днях жизни самого обычного, рядового, затерянного в среднерусской степи села Усвяты, о психологическом смещении привычных понятий и рождении новых духовных сил, годных уже не для мира, а для боя, смерти или победы. О людях самых рядовых, буквально сросшихся со своей до камешка знакомой землей и вынужденных покидать ее, оставляя жен, детей, кто знает – на что, может, и на сиротство. Глубоко миролюбивый народ, основательный в работе и устройстве своей жизни, от рождения верный своим новым и старым обычаям, своему родному гнезду, – как этот народ возвышается до самоотверженной любви и страдания за свою Родину? Вот о чем больше всего задумывается писатель, вот где нерв его главной мысли.

Широкоохватность, важность самой мысли о истоках, глубинных народных корнях патриотизма диктует и особый поэтический строй произведения. Конечно же, не случайно к этой повести взята в качестве эпиграфа трагическая, словно овеянная темным дымом веков строка из «Слова о полку Игореве»: «И по Русской земле тогда редко пахари перекликалися, но часто граяли вороны». Под этот камертон уже нельзя начинать с современной бытовой скороговорки, даже спокойная беллетристическая фраза прозвучала бы здесь бледновато и странно. И писатель начинает повесть почти былинным складом: «В лето, как быть тому, Касьян косил…».

«Если говорить строго, – сообщал Е.И. Носов о повести в интервью, – то главный ее герой – народ. А олицетворяют его в данном случае жители села Усвяты. Имеется в повести и главное действующее лицо – крестьянин Касьян Тимофеевич, человек уже не молодой, ему тридцать шесть лет. В эту пору жизни у человека наиболее ярко выражена привязанность к земле, к своему дому, к семье. Я взял человека средних лет, чтобы показать, что он теряет с войной. Потому что это зрелый труженик и, следовательно, зрелый воин. Но фигура эта чисто условна: вместо Касьяна мог быть любой другой из действующих в повести лиц – скажем Алексей Матохин, Николай Зяблов. Они были бы, может, наделены индивидуальными чертами, у них была бы другая внешность, но для повести это не играло бы роли, потому что главное в ней не сам герой, а идея защиты Родины. Этой идее подчинено все».

Носов, Е. И. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 1. : На рыбачьей тропе ; Снега над Россией ; Смотри и радуйся... ; В ожидании праздника ; Гармония стиля / Носов Евгений Иванович ; [сост. Е.Д. Спасская]. - М. : Русский путь, 2005. - 416 с. : ил. - Примеч.: с. 399-410. - ISBN 5-85887-187-9. - ISBN 5-85887-209-3.

Носов, Е. И. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 2 : В чистом поле... ; Повесть о детстве / Носов Евгений Иванович ; [сост. Е.Д. Спасская]. - М. : Русский путь, 2005. - 352 с. : ил. - Примеч.: с. 341-350. - ISBN 5-85887-187-9. - ISBN 5-85887-218-2.

Носов, Е. И. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 3 : Вечерние стога ; ...И остаются берега... ; Во всей правде-матушке... / Носов Евгений Иванович ; [сост. Е.Д. Спасская]. - М. : Русский путь, 2005. - 576 с. : ил. - Примеч.: с. 557-573. - ISBN 5-85887-187-9. - ISBN 5-85887-219-0.

nosov tt 1 5

Носов, Е. И. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 4 : Травой не порастет... ; Защищая жизнь... / Носов Евгений Иванович ; [сост. Е.Д. Спасская]. - М. : Русский путь, 2005. - 432 с. : ил. - Примеч.: с. 418-429. - ISBN 5-85887-187-9. - ISBN 5-85887-220-4.

Носов, Е. И. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 5 : "Конны, людны и оружны..." ; Слово о моем друге ; "Жди ясного на завтра дня..." ; "Несказанно рад твоему письму!" / Носов Евгений Иванович ; [сост. Е.Д. Спасская]. - М. : Русский путь, 2005. - 320 с. : ил. - Библиогр.: с. 301-311. - Алф. указ.: с. 313-317. - ISBN 5-85887-187-9. - ISBN 5-85887-221-2.

Более подробно о творчестве писателя можно познакомиться в периодических изданиях, которые имеются в фонде библиотеки.

nosov periodika

Ломунова М. «Своя земля и в горсти дорога…» // Подъем, – 1981. – № 1. – С.139–148.

Кондратович А. На прочных устоях // Наш современник. – 1982. – № 1. – С.170–180.


Информация и фотографии для данной статьи взяты из книг и периодических изданий, которые находятся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я. Курбатова и открытых интернет-источников.

Статья из открытой энциклопедии Википедия о Носове Евгении Ивановиче > > >

По материалам Централизованной библиотечной системы города Миасса

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Регистрационный номер Эл № ФС77-87001 выдан 19.03.2024 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель – ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова»
Главный редактор Л.О. Егорова. Контакт редакции +7(8112)72-84-01, bib@pskovlib.ru
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Телефон +7(8112) 72-47-35
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество