10 февраля исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), крупнейшего поэта 20 века, автора скандально известного романа «Доктор Живаго», «таланта исключительного своеобразия» по словам М. Горького. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны. Все это, конечно же, не могло не отразиться на его творчестве.
«Сними ладонь с моей груди –
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком»
(Б. Пастернак «Объяснение»)
В преддверии праздника всех влюблённых хотелось бы раскрыть некоторые грани его личной жизни. Борис Пастернак, как и многие великие поэты, черпал вдохновение в любви. Ему необходимы были бури, ураганы страстей, эмоции на пределе. Сам Пастернак в стихотворении «Объяснение» признается в этом:
«А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею».
Надо отметить, что поэт был окружен вниманием прекрасного пола всегда, женщины его боготворили, поскольку он был очень галантен в обхождении, мил, нежен и имел неповторимое мужское обаяние. В его жизни были женщины, которых смело можно назвать музами. Три истории любви (именно столько муз было в его жизни), три трагических и необыкновенно сложных жизненных сюжета отразились на творчестве великого поэта Серебряного века. Все они сыграли в его судьбе огромную роль. Но принесла ли эта роль счастье, покой и благополучие хоть одной из них?
Первая супруга писателя, художница Евгения Владимировна Лурье, прожила с ним семь лет, однако брак был разрушен из-за страстной влюблённости Бориса Леонидовича в Зинаиду Николаевну Нейгауз, с которой он познакомился в 1929 году. Спустя полгода поэт ушёл от Лурье, оформив с ней официальный развод и женился на Зинаиде Николаевне. Прошло шестнадцать лет, когда в жизнь писателя вошла Ольга Всеволодовна Ивинская. «Облагораживающая беззаботность, женская опрометчивость, легкость», - так писал Пастернак о своей любимой героине романа «Доктор Живаго». Такой он видел и Ольгу Ивинскую.
С первого дня знакомства Ольги Ивинской с Пастернаком и до самой смерти ее сопровождала клевета, истоки которой понятны: женская зависть, людская злоба. Например, глубочайшей раной в ее душе оставалось «открытие», что она была сотрудником госбезопасности. Кроме этого, распространяли клевету о ее финансовых махинациях в конце сороковых, а также злоупотреблении зарубежными гонорарами Пастернака. А виной всему было ее легкомыслие, доверчивость, беспечность, неумение вникать в скучные материи, что и выходило ей боком. Пастернак, возможно, и полюбил Ольгу Ивинскую за это выдающееся легкомыслие.
«Ольга – мое жизненное дыхание…», - писал Борис Пастернак о своей возлюбленной. Ей посвящена его поздняя лирика, она послужила прообразом героини знаменитого романа «Доктор Живаго», дорого заплатив за эту любовь. Именно с появлением Ольги в жизни Пастернака и началась работа над самой знаменитой его книгой, которая принесла писателю одновременно и славу, и массу неприятностей. «…В моей молодости не было одной, единственной Лары. Лара моей молодости – это общий опыт. Но Лара моей старости вписана в мое сердце ее кровью и ее тюрьмой…». Так отвечал Пастернак на вопросы журналистов о прототипе героини романа «Доктор Живаго».
Их соединяли, говоря словами Пастернака, «нити более тонкие, связи более высокие и могучие, чем тесное существование вдвоем на глазах у всех…». Когда поэта не стало, Ольге долго слышалось: «Прощай, Лара, до свидания на том свете, прощай, краса моя, прощай радость моя бездонная, неисчерпаемая, вечная…». Счастливые мгновения и драматические обстоятельства страсти - такова реальная история любви Ивинской и великого мастера.
Если почитать документы, вспомнить стихи и прозу Пастернака, навеянные образом Ивинской, станет ясно, что 14 лет они были счастливы, но эта любовь стоила Ольге Всеволодовне двух тюремных сроков, а Борису Пастернаку – семейной гармонии и, в конечном счете, жизни.
По словам современников, Ольга была очень хороша собой: золотые волосы, светлые глаза, приятная улыбка. Она обожала стихи Пастернака и еще девочкой бегала на его вечера. Для нее Пастернак, к тому времени состоявшийся и общепризнанный классик, был практически божеством, о чем она впоследствии написала в книге воспоминаний «Годы с Пастернаком и без него».
Когда Ольга Ивинская вошла в его жизнь, тот был женат. Они встретились в послевоенной Москве в 1946 году. Ольге на тот момент было 34, Борису Леонидовичу – уже 56. Она работала редактором в журнале «Новый мир». Однажды поэт пришёл в редакцию и у них неожиданно для самих себя завязался диалог, во время которого оба поняли необратимость их будущих взаимоотношений.
«Это был такой требовательный, такой оценивающий, такой мужской взгляд, что ошибиться было невозможно: пришел человек, единственно необходимый мне, тот самый человек, который собственно уже был со мною. И это потрясающее чудо…».
Своё первое впечатление об Ольге Пастернак записал так: «Во втором послевоенном времени я познакомился с молодой женщиной – Ольгой Всеволодовной Ивинской… Она – олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла. Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела...» (из письма к Ренате Швейцер, 1958 год).
Ольга появилась в тот период его жизни, когда поэт, прожив со второй женой Зинаидой 10 лет, заскучал и стал отдаляться от жены, которая старалась оградить мужа от всего «прозаического», пытаясь создать идеальные условия для его творчества.
Когда жена писателя Зинаида Нейгауз узнала о связи мужа, она призывала его оставить любовницу и не разрушать семью, устраивала скандалы и сцены. Однако она не могла не принимать во внимание то, что её муж - человек творческий и увлекающийся. Нежная привязанность к Ольге Ивинской заставила мужа жить на два дома, и со временем законная супруга смирилась с таким положением вещей. Любовь Ивинской и Пастернака наполняли череда расставаний, душевные муки и терзания совести, и Ольга вспоминала об этом так:
«... Да, была «страсть к разрывам», необходимая ему, поэту, но всегда побеждала наша человеческая тяга друг к другу, словно мы не могли друг без друга дышать. Каждая встреча — первая, прижму его голову к себе молча. Слушаю, как отчаянно бьется сердце. И так до последнего, рокового мая шестидесятого года. Состариться ему было, видно, не дано...».
Ивинская не предъявляла на поэта своих прав, поскольку для вдовы с двумя маленькими детьми на руках, отношения с поэтом были, в первую очередь, источником счастья сами по себе, без условностей, без оглядки. Сам Пастернак метался между чувством долга перед женой и вспыхнувшим чувством всепоглощающей и всепрощающей любви, так и не расставив приоритеты до последнего дня своего существования.
Ольга стала для Бориса Леонидовича не просто источником вдохновения, она стала его соратницей на писательском поприще. Она решала все вопросы, связанные с печатью произведений, договаривалась с редакторами и помогала с переводами. Особое место в их взаимоотношениях занимала переводческая деятельность. Ольга особенно дорожила моментами их сотворчества в процессе переводов иностранной поэзии. И похвала, слетевшая с губ любимого в адрес ее собственноручного переложения стихотворного текста стала для нее ярким и счастливым воспоминанием. Этот вынужденный труд сближал их, роднил и соединял. Но сам поэт относился к такому способу заработка без энтузиазма.
Осенью 1949 года Ольгу арестовали за связь с Пастернаком, «английским шпионом». От неё требовали признания, что в переводах её любовника прослеживалась политическая неблагонадёжность и клевета на советскую действительность. Несколько месяцев Ольга провела в холодной сырой камере. Она ежедневно подвергалась пыткам. То обстоятельство, что женщина была беременна, не смягчало обращения с ней, и в результате одного такого допроса она потеряла ребёнка. Следствие закончилось. Ивинскую отправили в лагерь. Борис ходил по инстанциям, просил, умолял, требовал выпустить Ольгу. Но разве он был в силах противостоять системе? Единственное, чем он мог помочь любимой женщине, – это все 5 лет пребывания в лагере заботиться о её детях.
Ольга Ивинская смогла в сорок четвертом, когда истек срок заключения у ее матери, оговоренной зятем, поехать за матерью в лагерь и забрать ее оттуда, умирающую от голода. Она смогла выдержать ночные допросы и потерю ребенка на Лубянке в сорок восьмом, пять лет лагерей, ненависть многих солагерниц и после всего этого – вернуться прелестной, помолодевшей, похудевшей и встретиться с любимым, словно ничего и не было. Она смогла выдержать разговор с законной женой Пастернака и ее визит и не озлобиться, не оставить его. Она смогла пережить его смерть и арест почти сразу после этого, а также 4 года заключения и пожизненную полулегальность, конфликты с семьей поэта, одновременно оставаясь все это время одной из самых привлекательных и доброжелательных женщин Москвы, хозяйкой литературного салона, где перебывали лучшие сочинители семидесятых. Многие отзывались о ней с неодобрением, но эта та самая жизненная сила, та вечная, цветущая женственность, союза с которой так ищет гений.
«Показаниями свидетелей вы изобличаетесь в том, что систематически охаивали советский общественный и государственный строй, слушали передачи «Голоса Америки», клеветали на советских патриотически настроенных писателей и превозносили творчество враждебно настроенного писателя Пастернака» (Из обвинительного заключения).
О том, как мучили ее на Лубянке, Ольга предпочитала не вспоминать (не любила распространяться о своих страданиях), но Пастернак был прав, когда писал своим заграничным корреспондентам: «Ее геройству и выдержке я обязан своей жизнью и тем, что меня в те годы не трогали».
Когда Ольга вернулась из лагеря, их любовь вспыхнула с новой силой. Их встречи продолжались. Ольга помогала Пастернаку закончить роман. Она поддерживала его: и когда в 1955 году ни одно советское издательство не бралось публиковать «Доктора Живаго», и когда роман вышел в свет за границей, и когда Борису Леонидовичу присудили Нобелевскую премию, и когда опять началась травля с обвинениями в измене Родине, в предательстве. Последний раз они виделись в начале мая 1960 года. Через несколько дней с Борисом случился инфаркт. Затем выяснилось, что у Пастернака ещё и рак лёгких. Ольга не смогла быть с ним рядом, т.к. за супругом ухаживала жена. 30 мая 1960 года любимого не стало.
О том, сколько душевных и физических страданий испытала Ольга Ивинская в период гонений на Пастернака, лучше узнать из первоисточников, которые мы рекомендуем к прочтению. Подробности арестов, допросов и долгих ссылок Ольги Ивинской – на страницах этих книг.
Более подробно о взаимоотношениях этих людей, полных любви и драматизма, о любви, ставшей самой большой, самой болезненной и самой тягостной любовью для поэта – в книгах из фондов нашей библиотеки.
Мансуров, Б. М. Лара моего романа : Борис Пастернак и Ольга Ивинская / Мансуров Борис Мансурович ; Борис Мансуров. - Москва : Инфомедиа Паблишерз, 2009. - 391 с. : ил., портр. ; 22 см. - Библиогр.: с. 390-391 и в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-91057-013-3 (в пер.).
В основу этой книги положены записи бесед автора с Ольгой Ивинской – последней любовью и музой Бориса Пастернака. Читателям, интересующимся творчеством великого русского поэта, будет интересно узнать, как рождались блистательные стихи из романа «Доктор Живаго» (прототипом главной героини которого стала Ивинская), как создавался стихотворный цикл «Когда разгуляется», как шла работа над гениальным переводом «Фауста» Гете.
В воспоминаниях Б. Мансурова содержатся поистине сенсационные сведения о судьбе уникального архива Ивинской, завещании Пастернака и сбывшихся пророчествах поэта.
Ивинская, О. В. Свеча горела : годы с Борисом Пастернаком : [мемуары : 16+] / Ивинская Ольга Всеволодовна, Емельянова Ирина Ивановна, Пастернак Борис Леонидович ; Ольга Ивинская, Ирина Емельянова. - Москва : Этерна, 2016. - 552, [2] с. : ил., портр. ; 22. - ISBN 9785480002362.
Это издание – воспоминания Ольги Всеволодовны Ивинской и ее дочери Ирины Емельяновой о Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Ольга Ивинская - последняя любовь поэта, адресат его поздней лирики. Во многом именно с ней связан образ Лары из романа «Доктор Живаго». «Она - олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела…».
Емельянова, И. И. Пастернак и Ивинская : провода под током / Емельянова Ирина Ивановна, Пастернак Борис Леонидович ; Ирина Емельянова. - Москва : Вагриус, 2006. - 334, [1] с., [8] л. ил., портр. ; 17. - ISBN 5-9697-0194-7.
«Ольга – мое жизненное дыхание», - писал Борис Пастернак о своей возлюбленной Ольге Ивинской. Ей посвящена его поздняя лирика, она стала прообразом героини знаменитого романа «Доктор Живаго», дорого заплатив за эту любовь.
Ирина Емельянова, дочь последней музы поэта, была свидетелем высоких отношений замечательных людей. Она рассказывает о счастливых мгновениях и трагических событиях этой страсти и об истинной роли Ольги Ивинской в судьбе своего отца.
Ивинская, О. В. Годы с Пастернаком и без него / Ивинская Ольга Всеволодовна, Емельянова Ирина И. ; Ольга Ивинская, Ирина Емельянова. - М. : Вагриус, 2007. - 526, [1] с. - (Судьбы скрещенья). - ISBN 978-5-98264-026-0.
В книге впервые объединены мемуары О. Ивинской (в сокращенном виде) и ее дочери И. Емельяновой о Борисе Пастернаке. В издание также вошли воспоминания Ирины Емельяновой об Ариадне Эфрон, о Варламе Шаламове. Впервые публикуются эссе «Парижские этюды» И. Емельяновой и фрагменты из ее «Записных книжек».
Соколов, Б. В. Доктор Живаго : Кто вы, доктор Живаго? : [Расшифрованный Пастернак] / Соколов Борис Вадимович, Пастернак, Борис Леонидович ; Борис Соколов. - Москва : Эксмо : Яуза, 2006. - 348, [2] с. ; 21 см. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-699-16544-4 (В пер.).
В книге известного литературоведа и писателя, доктора филологических наук Бориса Соколова рассказывается о главных тайнах знаменитого романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В ней даны ответы на многие вопросы, возникающие при чтении этой книги: Как отразились в «Докторе Живаго» любовные истории и другие факты биографии самого Бориса Пастернака? Кто был прототипами основных героев романа? Как поэт получил Нобелевскую премию и почему вынужден был от нее отказаться? Почему роман не понравился властям и как была организована травля его автора? Как трансформировалось в образах «Доктора Живаго» отношение Пастернака к Советской власти и большевистской революции, его увлечение идеями анархизма?