Руководитель художественной студии на Профсоюзной Александр Елисеев уверен, что в таком тонком деле, как изобразительное искусство, наличие таланта – желательно, но совсем не обязательно
.Тяга к творчеству, помноженная на трудолюбие, сильнее природной предрасположенности. А присутствие рядом опытного наставника, который и мягко поправит, и направит созидательную энергию в нужное русло, добавит уверенности в собственных силах. Приходите сегодня в 18.30 на Профсоюзную, 2 - и убедитесь в этом сами.
Федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура» как раз «заточен» под таких профессионалов, как Александр Елисеев: помогает им развиваться, соврешенствоваться и ни на минуту не сомневаться в своем предназначении. Елисеев знает, как сделать библиотеку центром притяжения псковичей - читающих, рисующих, пишущих. Всех, кто не ограничивает себя рамками обыденности и среднестатистического бытия. Кто хочет чего-то большего. Он уверен: красота - та самая, что трепетной бабочкой притаилась на кончике кисти - сила вовсе не страшная. Она наполняет жизнь свежестью, яркими красками, новыми силами, а подчас и особенным смыслом. Старый советский лозунг «Культуру - в массы» Елисеев переформатировал под новые реалии. Получилось «Каждый может сделать свою жизнь ярче». Каждый - ключевое слово.
Хотите попробовать? Тогда знакомьтесь со своими будущим преподавателем Александром Елисеевым. Человеком, чью жизнь перевернул журнал «Огонёк», красная картонная папка с тесемкой и портрет дорогого Владимира Ильича. Ну и, конечно, большое, подчас фанатичное желание заниматься любимым делом.
Между глаголами «рисовать» и «писать» он выбирает третье – «творить». И художник действительно творит. Его Вселенная изящна, уютна и чувственна. В нее хочется нырнуть поглубже и задержаться подольше. Елисеев – ловец ощущений и мастер нюансов. Общая тональность его картин - «здесь и сейчас», а цветовая палитра определяется исключительно настроением.
Кажется, он совсем не напрягается, когда пишет. Легкая джазовая музыка добавляет минутам творчества остроты и пряности. Напротив, вынужденная пауза в создании картин заканчивается сильнейшим психологическим дискомфортом и эйфорией - когда можно, наконец, встать к мольберту. Каждый его мазок вызывает массу ассоциаций не только у зрителей, но и у самого автора. Но простота – это великая иллюзия творчества. Большим художникам она дается приблизительно также, как балеринам – легкость танца…
В какой момент количество затраченных на создание картины усилий перейдет в качество? Что влияет на формирование будущего художника? Почему его путь не может быть гладким, а тернии – это знак движения в правильном направлении? Стоит ли ждать вдохновенья, чтобы начать работать? Об этом и многом другом беседуем с Александром Елисеевым.
- Вы приглашаете в свою студию учеников независимо от их возраста и начального уровня подготовки. С талантливыми людьми все понятно – им здесь самое место. Но если очень хочется рисовать, а, по аналогии с пением, «медведь на руку наступил», есть ли смысл начинать?
- Конечно есть! Яркий тому пример – художники наивного искусства, прежде всего Анри Руссо и Нико Пиросмани. Наверняка про их работы, не отличавшиеся особой филигранностью исполнения, тоже говорили всякое. Но они доказали, что, имея сильную тягу к творчеству, можно всего добиться. Конечно, неплохо было бы иметь способности, но без упорства, трудолюбия, умения формулировать и ставить задачи, «работать» на результат они не будут. В любой картине прежде всего «читается» личность художника, и чем она более цельная и яркая, тем более сильное воздействие окажет она на зрителя.
- А возраст? Вдруг желание нарисовать что-то стоящее возникает, когда учишь держать карандаш внука или даже правнука!
- Значит ни в чем себе не отказывайте. Потому что творчеству, как настоящей любви, все возрасты покорны. Помню, когда я преподавал в Москве, ко мне на занятия пришла очаровательная женщина «слегка за 80». Она работала оперной певицей в театре Натальи Сац, добилась успеха, объездила полмира. И вот уже на пенсии у нее открылись способности к рисованию и, главное, появилось желание рисовать. Надо отдать должное детям – они настояли на том, чтобы мама стала заниматься в студии. Ее результаты были впечатляющими. Я был поражен, насколько многогранным может быть человек, и как много зависит от его умения наслаждаться жизнью каждой своей клеточкой.
Надеюсь, этот пример вдохновит прийти сюда всех, кто до сих пор сомневается.
- Чем хорош формат студии для обучения рисованию?
- Помимо индивидуального подхода занятия в студии дают возможность окунуться в творческую среду, которая в одинаковой мере важна и для начинающих, и для уже маститых художников. Потому что хуже всего для творческого человека вариться в собственном соку. Оно приводит к неизбежным кризисам и, возможно, даже прекращению карьеры, тогда как общение в среде единомышленников расширяет профессиональные горизонты, формирует собственное мироощущение. Не случайно все великие импрессионисты занимались в студиях.
- Прежде, чем стать художником, а потом и наставником, вы прошли непростой творческий путь. Кто Вас поддерживал?
- Прежде всего, мой любимый учитель Николай Добрицин. Познакомил нас его величество случай. Просто увидел объявление о том, что он набирает учеников в студию на Горбушке (Дом культуры имени Горбунова) и пришел. Мы там с удовольствием общались и учились – не только у Николая Ивановича, но и друг у друга. Происходил постоянный человеческий и профессиональный энергообмен. Одним словом, студия изобразительного искусства стала настоящей творческой семьей.
Николая Ивановича я запомнил человеком большой души, тонко и ненавязчиво помогавшим ученикам – в том числе и мне – выбрать свое творческое направление. Для него было важно, чтобы художник имел свою манеру, именно это он пытался это культивировать. До сих пор вспоминаю его слова «Школа ломает творца» и убеждаюсь в их правоте. Николай Добрицын был преподавателем, растившим индивидуальность. Именно это буду стараться делать и я.
- Как родители отнеслись к вашему желанию выбрать творческую профессию? Многие отговаривают…
- Мои очень меня любили и во всем поддерживали. Отец - Анатолий Ильич - был творческим человеком. Думаю, именно от него я унаследовал отношение к жизни. Он не рисовал, но делал великолепную мебель. Я часто приходил в гараж, где были станки и его инструменты. Наблюдая за тем, как работает мой отец, я понял, что никогда не буду заниматься простецкими делами, а захочу сделать что-то великое, следуя творческому началу.
Мамочка…Ее звали Зоя Николаевна. Она была женщиной, которая просто умела любить. Ради нас, детей, она была готова пожертвовать собой. Я всегда это знал и ценил. Ее безусловная любовь и безграничная вера в меня возвращала силы в трудные времена.
- Когда вы увлеклись рисованием?
- Началось все в глубоком детстве. Папа выписывал много периодики (в советское время это было не дорого), в том числе и журнал «Огонёк», внутри которого была вкладка с репродукциями картин великих художников. Помню свое первое ощущение от увиденного. Это был космос. Он меня захватывал и притягивал с невероятной силой. Я попросил у папы разрешение забирать репродукции себе. Он не просто разрешил, но и подарил папку, в которую я складывал свои нехитрые сокровища – рассматривать их стало моим любимым занятием.
- Могу предположить, что в башкирском селе, где Вы выросли, не было ни художественных школ, ни студий. Кто вас учил рисовать?
- Делал это самостоятельно, по дефицитным учебникам, которые доставали родители. Для начала этого было достаточно. На первом этапе много срисовывал. Тренировался на плакатах и портретах, даже на картину Владимира Ильича Ленина замахнулся и понял, что получилось. Когда исполнилось 15 лет, поставил цель поступить в профильный вуз стал усиленно готовиться. Я этого очень хотел, до фанатизма. Потому и мог пожертвовать прогулками с друзьями ради нескольких часов работы за мольбертом. После школы я успешно поступил на «худграф» Магнитогорского педагогического института. Скажу честно, педагогика меня не привлекла, но этот факультет был единственным местом, где можно было рисовать…
- В жизни каждого творческого человека рано или поздно происходит «Запятая, и Но». Некий переломный момент, заставляющий выйти из зоны собственного комфорта. У вас такое было?
- К счастью, у меня это сложилось рано, а не поздно. Сдав экзамены в пединститут, я вдруг понял, что если буду там учиться, то опоздаю на целую жизнь. Забрал документы, уехал в Москву и стал учиться в разных художественных студиях. И в этом решении родители меня поддержали.
- Вы художник уже зрелый, сформировавшийся. Что можете пожелать своим начинающим коллегам?
- Не просто заниматься изобразительным искусством, а ЖИТЬ им. Растить в себе эстета, как губка впитывая все, что происходит в сфере ваших интересов. Ходить на выставки, сравнивать их, изучать творческий почерк разных мастеров. И, конечно, посещать картинные галереи. Могу поделиться своим опытом. Я часто посещаю Пушкинский музей. Прихожу туда в будни, когда никого нет. Люблю постоять перед шедеврами, впитать их особую энергетику, кое-что для себя прояснить. И попытаться хотя бы постичь ту истину, которую знали великие мастера.
Чтение – обязательно. Это развивает кругозор и чувство вкуса, дает определенную свободу в творчестве. Речь идет не только о биографиях великих художников и книг по искусствоведению, но и всей литературе в целом. Изобразительное искусство и слово гораздо ближе друг к другу, чем кажется, хоть у них и разные источники художественного воздействия.
Ну и, конечно, у художника должен быть внутренний стержень. Нужно уметь действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Наивно полагать, что под ногами всегда будет красная дорожка, а вокруг – восторженные отзывы поклонников. Скажу больше, шипов на вашем пути встретится значительно больше, чем роз. И только нацеленность на результат, упорство и осознание своей миссии помогут пройти через тернии к звездам. Желаю всем удачи на этом пути!
Пресс-служба библиотеки
(72-20-02)