Одним из самых ярких событий октября в библиотеке имени Курбатова стал фестиваль для людей с ограниченными возможностями «Другое искусство» и открытие нового автора – Марины Козиковой из Санкт-Петербурга.

Марина Козикова: «Сделать свою жизнь интересной – твоя собственная задача»  Наши читатели имели удовольствие пообщаться с ней дважды: на творческой встрече и на презентации сборника волшебных историй «Однажды в Новый год…», для которого Марина написала сказку «Снежный кот».

Будем честны, не все писатели – хорошие ораторы. Даже Агата Кристи, чьи романы захватывают с первых же строчек, не раз признавалась в косноязычии. Мастерам слова бывает легче семь раз написать, чем один раз сказать… Но это совсем не про Марину. Ей удается и то, и другое. Расшевелить. Заинтриговать. Вызвать сильные эмоции. Ее слова попадают прямо в сердце, как стрелы Амура. О себе и своем творчестве она рассказывает так «вкусно», что хочется прочитать ее книги. Вот прямо сейчас. Единым махом, без перерывов на обед и сон.

Одно слово: зацепила!     

Для тех, кто, может быть, еще не в курсе: Марина Козикова - автор фантастических повестей, иронических детективов, юмористических рассказов, детских сказок, заметок о путешествиях по разным странам. Работала литературным редактором в разных издательствах Санкт-Петербурга.    

И это еще не все.

Больше восьми лет Марина занималась спортивными бальными танцами на коляске, выступала на Церемониях Открытия и Закрытия Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году. Стала обладательницей многочисленных наград, в том числе титулов «Королева красоты и таланта» на конкурсе «Леди Интеграция» (Новосибирск) и «Королева Танца» на конкурсе «Рожденная побеждать» (Челябинск) в 2020 году.

Моя собеседница – особенный человек, но совсем не потому, что перемещается на коляске. Успешная, ироничная, легкая, она живет на светлой стороне, а темная ее не пугает. Судьба отняла у Марины ощущение почвы под ногами, но наделила мощным инстинктом охотницы: охотницы за впечатлениями. Именно они, по словам писательницы, делают жизнь насыщенной и одухотворенной.     

На интервью Марина согласилась с легкостью. Таким, как она, всегда есть, что сказать и чем вдохновить. Поговорили с ней о книгах-спасателях, о важности эзопова языка в жизни и о том, что делать, если работать нужно, а совсем не хочется. Вдохновенье – птица капризная, но Марина научилась ее приманивать и кормить с рук.            

- Марина, вы человек с большой фантазией. Сам Бог велел придумать какой-нибудь креативно-интригующий псевдоним. Но, судя по всему, вы предпочли ничего не изобретать?

- Да, я захотела у прославить свою фамилию и весь свой род. Считайте мой отказ от псевдонима признательностью родителям, благодаря которым я стала такой, какая есть.

- Они каким-то образом повлияли на ваши литературные предпочтения и на то, что вы стали писать?     

- Я росла в старом добром СССР – стране, где книги ценили, и практически в каждой семье была своя библиотека. Любовь к чтению привила мне бабушка. Родители тоже много читали и всегда были в курсе литературных новинок – Солженицина, Ревшана, Дудинцева и других некогда опальных, а потом разрешенных писателей. Дома были подшивки толстых журналов: «Невы», «Нового мира», «Иностранной литературы».  

- Есть книги «родом из детства», к которым вы возвращаетесь до сих пор?Марина Козикова: «Сделать свою жизнь интересной – твоя собственная задача»

- Нельзя назвать конкретное произведение: выбор зависит от погоды, настроения, жизненной ситуации. Да много от чего. Вне времени, пожалуй, «Евгений Онегин», как бы банально это ни звучало. Как раз недавно его перечитывала. Делаю это не для того, чтобы найти в хорошо известном тексте что-то новое, а больше для душевного баланса, восстановления литературной гармонии. Мне всякий раз интересно погружаться в этот сюжет, наслаждаться языком и подмечать точность психологических портретов. Иногда нравится перечитывать «Старосветских помещиков», сейчас думаю про «Анну Каренину».  

- В советские годы было модно вести дневники. Вы не были этим увлечены?

- Нет, никогда не доверяла бумаге свои мысли и чувства, боялась, что кто-то прочитает. Я в этом отношении тихушница. (смеется – У.М.). Но мне нравилось писать заметки, эссе, короткие наблюдения. И вообще у меня были лучшие сочинения в классе. А вот стихи – совсем не мое. Однажды классе в шестом я написала и отправила их в какой-то детской журнал. Стихи, конечно, не опубликовали и даже прислали ответ, где весьма деликатно предложили «немного доработать». Если честно, я совсем не расстроилась, но окончательно убедилась в том, что поэзия – не моя тема.     

- Вы долгое время занимались литературным редактированием. Эта работа отнимает массу энергии и вынуждает быть перфекционистом. Как вы решились на создание собственных текстов?

- Спасибо социальным сетям, подруге и чувству юмора! Как-то я выложила пост о том, что лежу на пляже, наслаждаюсь морем… Что-то в этом роде, точно не помню. Получилось, видимо, очень натурально, раз подруга приняла все за чистую монету. Хотя на самом деле я всего лишь описывала свой сон. Узнав, что это просто фантазии, она искренне удивилась и воскликнула «Ну ты даешь, тебе бы книги писать!». Ее слова меня зацепили. Так, хохмы ради, появился мой первый детектив в духе Иоанны Хмелевской «Зефир в шоколаде». Сюжет был незамысловат. Некая дама на коляске приезжает на курорт и параллельно роману со спасателем расследует преступление. Следом за первым детективом появились еще два: «Летучий зверинец» и «Смерть по скайпу». Все три были выложены на сайте электронной библиотеки «ЛитРес».     

- Ваша трилогия «Неправильное время» написана совсем в другом жанре. С ироническими детективами ее роднит, пожалуй, только чувство юмора…

-  Да, вы правильно подметили. Юмор и ирония – это особенность всех моих произведений.  Иронический взгляд на жизнь позволяет ее делать более интересной, увлекательной и проще относиться ко многим вещам.

- «Неправильное время» - это фантастика и в оценочном, и в буквальном смысле слова. В какой момент вы решили, сто создавать иную реальность интереснее, чем придумывать и расследовать преступления? 

Марина Козикова: «Сделать свою жизнь интересной – твоя собственная задача» -  Во-первых, я ничего не решала. Это желание просто пришло, и я приняла его. Во-вторых, я всегда любила фантастику и много ее читала. Моими кумирами были Рэй Бредбери, Айзек Азимов и другие замечательные писатели. Позже к ним добавился Сергей Лукьяненко. Первым моим произведением, написанным в фантастическом жанре, стала трилогия «Неправильное время». Продолжаю работать в этом жанре и сейчас. Буквально накануне приезда в Псков в издательстве «Перископ-Волга» вышла моя книга «Маргонавты». Уже готово, но еще не напечатано продолжение. Фантастика нравится мне возможностью использовать эзопов язык. В иносказательной форме можно говорить о любых общечеловеческих ценностях. Может быть, это и называется фантастикой, но я бы сказала проще: волшебство.

- Между детективами и фантастикой родилось много хороших сказок. Захотелось вернуться назад, в детство, когда деревья были большими?

- Это история еще раз подтверждает простую истину «Никогда не говори никогда». Когда-то я была уверена, что сказки – это не мой жанр. Пока не увидела приглашение основателя и руководителя благотворительного проекта «Солнечный луч» Ольги де Лакруа что-нибудь написать для сборника волшебных историй «Однажды в Новый год». Поясню, что его авторы – люди с ограниченными возможностями здоровья. Сначала я не восприняла посыл Ольги серьезно. Но через два дня ко мне явился Снежный кот и принялся надиктовывать свои истории, а я едва успевала записывать. Волшебство обрушилось на меня лавиной, и я стала писать сказки, не переставая. Сейчас их уже 13. Сказки позволяют взрослым людям посмотреть на жизнь с другого ракурса, распахнуть душу и увидеть в обыденном необыкновенное.

- Писательский труд предполагает определенную организованность и усидчивость. Вы можете заставить себя работать, если не хочется?

- Не люблю пыжиться, что-то из себя вымучивать. Да это и бессмысленно. Давно заметила: когда начинаешь пытаться исступленно работать, напрягаться, редактировать сотни раз свои же тексты, получается плохо. Когда не ограничиваешь себя никакими рамками, все складывается относительно легко. Нужно расслабиться, войти в поток и наслаждаться процессом. В такие моменты я пишу почти набело.

- А как же самодисциплина, без которой невозможно добиться успеха ни в одном деле? 

- Все зависит от ситуации. Иногда действительно приходится максимально сконцентрироваться на выполнении задачи. И результат, пусть и не мгновенно, но наступает. Как будто перешагнул ступеньку, и дело пошло. Я так работала над продолжением своей трилогии «Маргонавты».           

- Поделитесь, пожалуйста, опытом преодоления творческих кризисов, которые неизбежно случаются у всех творческих людей.

- Я меня это не кризисы, а, скорее, перерывы в работе, вызванные разными обстоятельствами. Я писала три года, после чего пару лет вообще не писала. Но я не расстраивалась, а просто сказала себе: «Еще не время», и стала заниматься решением актуальных на тот момент вопросов. Потом канал открылся снова, и я опять стала писать много и с удовольствием.     

- Иногда вдохновенье напрочь отсутствует, но нужно выполнять обязательства и соблюдать сроки. Уверена, у вас тоже были такие ситуации. Как удавалось договориться со своей персональной музой?Марина Козикова: «Сделать свою жизнь интересной – твоя собственная задача»

 -  Кому-то кофе помогает, кому-то вино, но у меня это не работает. Я даю себе установку, настраиваюсь на сюжет. В голове уже выстроена концепция, определены основные точки сюжета, а я размышляю, как их между собой связать. Самые оригинальные мысли и идеи приходят между сном и явью. Это необычное состояние иногда называют тета-акивностью: активизируется правое полушарие головного мозга, а оно, как мы знаем, связано с образами, эмоциями, с созданием чего-то нового и оригинального.

- Вернемся к вашей «творческой кухне». Есть ли у ваших героев реальные прототипы, или, как пишут в титрах к фильмам, «любые совпадения являются случайными»?

- Кончено, есть.. Правда, речь не идет о чистой кальке. Я беру характер какого-то одного человека и добавляю черты других похожих по психотипу людей. Описывая героя, мне важно его видеть в деталях – цвет волос и глаз, форма носа, , индивидуальные особенности, одежда, которую он носит, материал, из которого она сшита, украшения. Все должно быть максимально правдиво. Фактуру беру из Интернета. Иногда изучу десятки лиц, прежде чем наделить героя «живыми» чертами. Обожаю использовать в речи героя фразы, подслушанные мной в жизни.

- Когда устаете писать, срочно требуется перезагрузка или одолели мрачные мысли, какие книги вас спасают?

- В детстве зачитывалась трилогией Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль», повествующей о жизни девочки в еврейской семье в дореволюционной России. Эта книга была моей настольной. Ее подарил моей маме ее дедушка. Можете себе представить, какой это раритет – а для меня настоящее сокровище. Книга с желтыми, потертыми страницами до сих пор хранится у нас дома. В определенный момент, когда эта книга перестала «работать», моим личным спасателем на долгие годы стал роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Сейчас он тоже изжил себя в роли книги-спасателя. Несколько лет назад перешла на другой формат, телевизионный – возвращаю душевное равновесие сериалом «Не родись красивой»…

Заканчивая интервью с Мариной Козиковой, я хотела у нее спросить: «Что бы вы посоветовали людям, которые чувствуют отчаяние и не знают, как жить дальше?» А потом передумала. И правда, зачем задавать человеку вопрос, чья жизнь – это и есть на него ответ.

Ловите впечатления, живите ярко и будьте счастливы!

Ульяна Михайлова,

начальник пресс-службы библиотеки 

(72-20-02)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество