Известного псковского музыканта, члена Союза композиторов России, преподавателя псковского областного колледжа искусств Татьяну Лаптеву тянет в библиотеку как магнитом. А нас – на ее концерты. И это не удивительно: хорошая музыка и литература не отделимы друг друга. Особенно, если созданы талантливыми людьми.
«Каждый пишет, как он дышит», - эта универсальная формула творчества, выведенная Булатом Окуджавой, имеет к нашей собеседнице самое прямое отношение. Музыка – это ее естественное состояние. Она не рождается в муках: льется легко и свободно, как чайка, парящая над водным простором. Песни, романсы, арии, фуги, музыка для гуслей, фортепиано, гитары, хора и театра – без всего этого Татьяна Лаптева уже не представляет своей жизни. Это и есть ее жизнь. Ее личное море.
Тем более удивительно, что, будучи музыкальным теоретиком по образованию и педагогом по призванию, долгое время Татьяна Александровна не мыслила себя композитором. Пока не поняла, что у нее достаточно знаний, чтобы сочинять. 14 марта 1999 года она была принята в Союз композиторов, и творчество стало не только потребностью, но и частью профессии. В основе ее таланта – особая художественная чуткость, способность улавливать высшие вибрации и видеть гармонию во всем, что окружает. И, конечно, колоссальная, редкая для творческого человека самоорганизация.
А духовной пищей талантливого композитора всегда были книги. В детстве Татьяна Александровна зачитывалась «Волшебником Изумрудного города» Александра Волкова, «Динкой» Валентины Осеевой и «Джейн Эйр» Шарлоты Бронте.
О любимых писателях и музыкантах, о людях, близких по крови и по духу и о неслучайных случайностях в свой жизни рассказывает Татьяна Лаптева.
- Среди ваших коллег профессионалов много, но музыку пишут далеко не все, а хорошую - единицы. Можно ли этому научить и научиться?
- Многое зависит от образования. Большинство музыковедов, к которым отношусь и я, по сути являются композиторами. Образовательная программа предполагает создание учебных произведений. В общем хочешь ты того, или нет, а сочинять приходится. Те, кто к этому особенно расположен, входят во вкус. Так случилось и со мной. Сочинять музыку я стала поздно, а потом уже не останавливалась.
- Знаю, что люди творческие радеют за точность формулировок. У вас как правильно – музыку писать или сочинять?
- Композитор в переводе с латыни - означает «изобретатель». Создавая новое, он комбинирует то, что хорошо знает: стили, элементы жанра и другие важные составляющие музыкального произведения. Поэтому я бы сказала, что музыку не пишут и не сочиняют, но, при этом - изобретают.
- Ученые говорят, что практически все способности человека зашифрованы в его генах и рано или поздно проявляются. Ваш музыкальный дар тоже достался «по наследству»?
- Папа и мама были очень музыкальными людьми. Мама, врач по образованию, любила устраивать песенные застолья с гостями, а папа, офицер, возил меня за сорок километров из военного городка на оперные спектакли в Самару (Куйбышев).Они сделали все, чтобы мы с сестрой и братом сами выбрали свой путь и занимались любимым делом и всегда поддерживали.
- Золотые слова! Расскажите о своих родителях.
- Мои родители родом - из Халтуринского района Кировской области, они выросли в деревне Большие Зоновы. Мамина девичья фамилия — Зонова. Папа в 17 лет попал на фронт, воевал, а после войны стал профессиональным военным. Мама в 17 лет уехала из вятской деревни в уральский город Пермь, получила образование и стала врачом-эпидемиологом. Первые детские годы мы с родителями и старшей сестрой провели в живописном городке Вятские поляны, где дощатые тротуары на улицах укладывали после войны пленные немцы. Потом отца перевели в степной военный гарнизон Куйбышевской области, затем, в мои 15 лет, в Куйбышеве, отец ушёл в отставку. Так что пришлось поездить.
- Рискну предположить, что нотную грамоту вы освоили раньше азбуки…
- Не совсем так. Хотя музыку, конечно, полюбила еще до того, как научилась читать. Вот мои приятные детские впечатления: польская песня «Кукушечка» или «Марш трёх королей» из «Арлезианки» Бизе... Мне очень нравился голос Клавдии Шульженко. Пластинки с ее эстрадными песнями ставила мне моя деревенская бабушка, на патефоне. Когда родители подарили мне набор «Мойдодыр» с крохотным мыльцем, одеколоном и зубной щеткой, я всё оттуда вытащила, и воображала, что это - патефон, ставила туда бумажные «пластинки» - и за него же и пела. А еще у меня вызывала восхищение сестра, которая ходила в музыкальную школу, у нее была красивая папка для нот, настоящая балетная юбочка-пачка, в которой она танцевала балет «Репка» и папа купил для неё фортепиано «Волга-Горький». Теперь он стоит у меня дома.
- У каждого в жизни случается переломный момент, меняющий всю дальнейшую жизнь. Когда это случилось с вами?
- Наверное, когда познакомилась с преподавателем музыки Галиной Михайловной Никитиной. Она жила и работала в нашем военном городке, куда перевели моего отца из Вятских полян. Галина Михайловна занималась музыкой в местном клубе с офицерскими детьми, в том числе и моей сестрой. О том, что у меня абсолютный слух, я впервые услышала именно от нее. Под ее руководством я экстерном окончила музыкальную школу за 4 года. А еще она хлопотала за меня, написав письмо самому Дмитрию Кабалевскому – известному советскому композитору и музыкальному педагогу, который собирал и учил одаренных детей по всему Советскому Союзу. Он ответил, но попасть на обучение в Москву не получилось. Сам факт, что меня заметили и оценили, был очень важен и для меня, и моих родителей. Признаюсь честно, в себя я никогда не верила – в меня внушали веру другие люди. И первой была Галина Михайловна.
- Это она убедила вас получить музыкальное образование?
- Я сама этого очень хотела. На тот момент, всем казалось, шансов было не очень много, но я очень хотела оправдать надежды любимой наставницы. Как раз тогда папу перевели в Куйбышев. До поступления в музыкальное училище оставалось несколько месяцев, решение о поступлении казалось спонтанным, но во мне проснулась решимость!
- Это все равно что выучить китайский язык за одну ночь!
- И в этой ситуации Галина Михайловна мне помогла. Она дала мне рекомендательное письмо к авторитетному самарскому преподавателю - пианисту Александру Наумовичу Шхинеку. Сначала он не хотел меня брать: слишком фантастичной была идея подготовить программу к поступлению за столь короткое время. Но моё упорство в желании заниматься его убедило, он согласился и, смею надеяться, не пожалел об этом. В итоге я уверенно отыграла программу, поступая на два отделения, и меня взяли на теоретическое отделение. Все годы я поддерживаю отношения со своей альма-матер. Самарское музыкальное училище имеет богатую историю (в прошлом году ему исполнилось сто двадцать лет) и сильный преподавательский состав. То же самое могу сказать и Ленинградской консерватории. которую окончила в 1977 году. На педагогов мне везло везде, а их опыт я использую в своей преподавательской деятельности.
- Наверное, легко было учиться, имея абсолютный музыкальный слух?
- У меня слух не абсолютный, а относительный. Зато чему я научилась, имея не идеальный слух, так это внутренней системе самоорганизации. Я старалась совершенствоваться, чего бы мне это ни стоило, зная свои слабые стороны и максимально используя сильные.
- Вам везет не только на хороших педагогов и благодарных учеников. Вы были знакомы с самим Борисом Степановичем Скобельциным, которого называют «последним рыцарем земли Псковской»!
- Да, мы дружили с ним, до самой его смерти. Я была первой, кто откликнулся скорбным некрологом на его уход. Он был замечательным человеком – искренним, добрым, щедрым на внимание и заботу. Благодаря ему я поняла, что такое красота Псковщины. Борис Степанович — архитектор-реставратор, фотограф-художник, в отношении к жизни — поэт и деятель! И всё это я узнала в общении с ним. Наша дружба началась, когда однажды, во время одной из его многочисленных экскурсий по городу, я спела для Бориса Степановича и друзей в пустом храме Николы со Усохи старинный знаменный распев, и он назвал меня самородком...
- Неоднократно бывала на ваших концертах. Голос и правда завораживает…
- Сказались долгие годы практики. Я всю жизнь пою и мечтаю петь. Когда училась, пела в хорах и профессиональных коллективах. В конце 90 - х ученики предложили мне стать музыкальным руководителем хора Свято-Никольского храма. Призвали, как варяга - на царство...И мы, что называется, совпали – и творчески, и чисто по-человечески. Они были согласны меня слушать, а я знала, что с ними делать. Любятовский хор с концертами объездил многие страны Европы. Я заметила, как трепетно жители западных стран относятся музыке, в том числе и к русской, и какую значительную часть общей культуры она для них представляет. В 2009 году после наступления мирового финансового кризиса от гастролей пришлось отказаться. Но хор существует о сих пор. Я и сейчас там пою, пропустив только два года пандемии.
- Вы говорите, что писать музыку стали довольно поздно. Почему вдруг возникала такая потребность?
- Не вдруг! Это произошло абсолютно естественно. В принципе я занималась эти всю жизнь, но не отдавала себе в этом отчета. Изучая любое музыкальное произведение – хоть симфонию, хоть сонату – мы обязательно составляем план. Все структурировано, можно запланировать и написать. А оригинальные идеи и озарения приходят уже в процессе. Вдохновенье – это и есть способность к сочинению.
- О создании текстов я знаю много и не понаслышке, но музыка – это совсем другая, тонкая, почти космическая материя. Раскройте, пожалуйста, тайны ее рождения!
- Сочинение – это совершенно особый процесс. Включаешься в него, и многое идет само собой. Все начинается с идеи, на которой я максимально концентрируюсь. Только нотный лист, отточенный карандаш и клавиатура. А потом планируешь развитие и, в это время, словно отключаешься от внешнего мира, ведь должна сложиться форма. И знаете, что я заметила? Время словно останавливается, замедляется и «расширяется», - и возникает другое состояние сознания. Кажется, что ты «нырнул» в вечность, а на самом деле - прошло от нескольких минут — до полутора часов. Так отмечено на одном из моих первых сочинений.
- Вы пишете музыку, когда появляется вдохновенье, или по заказу?
- Первое не исключает второе, а второе — первое. После вступления в Союз композиторов и ряда моих выступлений с музыкой, мне предложили написать – концерт для гуслей, в другое время - романс для голоса и ансамбля гитар, в 2012 году — музыку для театральной постановки. И с тем, и с другим, и с третьим — работала с вдохновением. Главное хорошо изучить материал, поставить перед собой задачу и максимально сосредоточиться на ее выполнении.
- Хоть музыка и литература это и разные виды искусства, но одинаково украшают мир и вызывают сильные эмоции. Что вдохновляет композитора Татьяну Лаптеву?
- В колледже я преподаю уже давно, в том числе, ряд последних лет, - и композицию. Благодаря этому предмету, мы осуществляем многие интересные проекты, которые посвящаем памятным датам писателей. Чтение — одно из моих любимых занятий и мне есть, что предложить студентам в качестве творческих заданий. Например, в 2022 году отмечался юбилей Самуила Маршака – автора не только любимых детских стихов, но блистательных переводов шекспировских сонетов и сказки «12 месяцев». Эта знаменитая сказка существует и в формате телеспектакля, и мультфильма, с музыкой. Но нам с поэтом Натальей Шолик пришла мысль создать ряд музыкально-поэтических портретов героев этой сказки. Ведь, например, у падчерицы-героини даже имени нет. И началась интересная изыскательская и аналитическая работа. Я же все-таки теоретик, по профессии и по призванию, очевидно...
- Откуда вы брали материал?
- У меня много книг, которые я собираю всю жизнь. Как сказал Пушкин, «книги – мои лучшие друзья». Дома я сажусь в кресло, и в нужный момент протягиваю руку и достаю нужную книгу.
- Но вернемся к Маршаку и его «Двенадцати месяцам». Это же классика, изученная вдоль и поперек. Любопытно, что нового можно отыскать в хорошо известном и не забытом старом?
- Я нашла первоисточник, с которым работал Маршак. Это чешская литературная сказка Божены Немцовой– там немного другие герои, и характеры у них отличаются от персонажей пьесы Маршака. Но юная королева и там, и там, - такая злая и жестокая, что захотелось запечатлеть ее поэтический образ с некоторой иронией. В создании портретов и во многих других проектах мы сотрудничали с талантливой псковской поэтессой Натальей Шолик-Алексеевой.
- Ваша музыка у меня ассоциируется с поэзией Серебряного века…
- Меня неизменно вдохновляет этот совершенно особый период в русской культуре, отмеченный блистательными литературными экспериментами и трагизмом судеб их авторов. Мой любимый поэт – Игорь Северянин. У многих он ассоциируется исключительно со стихотворением «Ананасы в шампанском», но это только верхушка его поэтического айсберга. Манерность – лишь внешняя сторона его стихов - поэз. (медали). Находясь в эмиграции, Северянин сохранил отношение к русской культуре, как величайшему сокровищу. Он создал жанр «медальонов» - сонетов о поэтах, писателях и композиторах. На его слова я уже написала целый ряд разнохарактерных романсов. Два последних посвящены Николаю Андреевичу Римскому- Корсакову. Они написаны, как раз, по заказу, к его юбилею, который отмечается в этом году.
- Ваши концерты в библиотеке – это всегда праздник и для читателей, и для сотрудников. Надеюсь, они продолжатся?
- Конечно, у вас прекрасная атмосфера, её создают организаторы, отзывчивая публика и хороший музыкальный инструмент, благодаря которому можно исполнять и слушать живую музыку. За многие годы, прожитые в Пскове, мне запомнились поэтические и писательские вечера и встречи в залах вашей библиотеки, которая не так давно обрела имя В.Я.Курбатова. Для меня очень важны мои встречи и общение с Валентином Яковлевичем. Он подарил мне свои книги с автографами. Я их храню в особом разделе своей библиотеки, где собраны как драгоценные подарки, книги стихов и прозы псковских писателей. С ними я дружу тоже, уже целую жизнь и давно пересказываю многие их стихи языком своей музыки. Будем дружить!
Ульяна Михайлова,
пресс-служба библиотеки
(1 этаж, 115 кабинет, 72-45-62)