Моя сегодняшняя собеседница Элина Баранцева два года назад переехала в Псков из Донецка. Родной город стал ее незаживающей раной. Но когда Элина берет в руки кисть, клокочущая острая боль надевает былые одежды.
Все работы художницы (познакомиться с ними можно в фойе 3 этажа библиотеки) выполнены в светлых тонах и совсем не вяжутся с масштабом ее личной трагедии. Она видела войну на расстоянии вытянутой руки. Кожей ощущала ее жаркое дыханье. Глохла от взрывов. На глазах Элины город миллиона роз покрылся язвами, гнойниками и костлявыми, как пальцы Бабы Яги, прутьями арматуры.
На карте Донецка не осталось ни одного живого места, а на картине Элины буйствуют одуванчики. В реальной жизни они никогда не вызывали во мне эстетических чувств: сорняк, аллерген, да еще и символ запустения сельского хозяйства. Но Элинины одуванчики до того яркие и затейливые, что хочется их не прополоть, а сделать фоном для рабочего стола. Вот вам пример волшебной силы искусства!
В общем вопросов к Элине Баранцевой у меня накопилось на целое интервью. И самый главный: как ей удается жить на светлой стороне? Забегая вперед скажу, что ответит она на него в конце беседы. А пока поговорим о детстве, творчестве и…красных-красных маках на белой-белой стене.
- Будущие художники в детстве часто «залипали» на альбомах по искусству. Вы тоже через это прошли?
- Да, когда была подростком, любила разглядывать репродукции работ Фешина, Айвазовского, Шишкина, Поленова. Не могу сказать, что эти художники повлияли на мой авторский стиль: он пока окончательно не сложился. Но в том, что они стали для меня проводниками в мир изобразительного искусства и буквально влюбили меня в живопись, сомневаться не приходится.
- Карандаш в руки берет, наверное, каждый ребенок, но художниками становятся единицы. Когда вы поняли, что вам интересно развиваться в этом направлении?
- В детстве я не часто обращалась к творчеству, но однажды нарисовала портрет бабушки. Получилась так хорошо, что сама себе удивилась. Такое ощущение, что рисовала его не я, а кто-то другой. И результат, и сам процесс мне понравились.
- На ваших картинах много цветов. Они тоже родом из детских воспоминаний?
- Да. Моими первыми «моделями» были маки. Один случай вспоминаю. Жили мы тогда в Азербайджане. Папа был военным, привез с учений огромный букет маков. Тень от цветов упала на белую стену. Недолго думая, я ее обвела и контур раскрасила красным карандашом. Родители мой творческий эксперимент одобрили и стирать не стали. Так букет стал неувядаемым.
- Вы говорите, что к творчеству вернулись только на пенсии. Почему такой большой перерыв?
- Другие заботы были. Увлеклась математикой, и специальность в университете выбрала соответствующую. Потом работала в коммерческой структуре длительный период. Не до творчества было. А потом я вышла на пенсию и началась война. Как-то все совпало…Чтобы переключиться, ушла с головой в творчество.
- Что было самым страшным в то время?
- Запомнилась яркая деталь – цветущие розы, яркое солнце, изумрудная листва и…абсолютно пустые улицы миллионного города. Люди все прятались. В самом начале войны с непривычки от взрывов подкашивались ноги, когда не знала, в какую сторону бежать. Взрывы были такой силы, что весь город содрогался ударной волной. Дом ходил ходуном, открывались форточки и двери. И страшно было, как все это переживут мои родители. Человек ко всему привыкает, это правда. Но только до поры-до времени. И всему есть предел.
- То, что происходило в городе, как-то повлияло на тональность и стилистику ваших работ?
- У меня было когда-то желание писать войну – разрушенные дома, разбитые машины, раскуроченную землю. И первые работы были на темном фоне. Но потом я поняла, что светлые тона смотрятся более выигрышно. И дело не только в эстетике, но и особенностях восприятия. Подумала, что зрителям нужно показывать светлое и красивое, чтобы они радовались.
- Откуда было взяться красоте и гармонии, если за окнами стреляют?
- Из памяти, из фотографий мирной жизни, из картинок в интернете. Последний, кстати, уже «выучил» мои поисковые предпочтения, и каждый день выдает один пейзаж красивее другого. В Пскове, конечно, с источниками вдохновенья проще. А вообще красивого в жизни много, нужно только уметь это замечать. И, что немало важно, успеть заметить.
- На открытии своей первой персональной выставки вы упоминали, что «проба пера» (точнее кисти) после долгого перерыва не удалась?
- Это были хризантемы, написанные акварелью. Краски повели себя непредсказуемо: струи воды растекались в разные стороны, и я не могла с ними никак управиться. Рисунок разорвала на мелкие части, но вывод сделала правильный: нужно учиться, учиться и еще раз учиться. И практиковать. С каждой новой акварелью росла уверенность в себе. Теперь пишу и маслом. Кстати, свою первую работу, которую я выставила напоказ в интернете, приобрела жительница Пскова. И для меня это был знак свыше, ведь через несколько лет именно в этот прекрасный город мы с родителями переехали жить.
- Часто получается писать?
- Стараюсь каждый день. Но если не удается (родители пожилые, требуют много заботы и внимания), страдаю ужасно, до физической боли. Мне нужно дорваться до листа бумаги и выплеснуть эмоции. Даже если я все испорчу.
- Иногда на привычное стоит посмотреть другими глазами. Где вы в Пскове ищете красоту и что считаете местом силы?
- Буквально на каждом шагу. Однажды на фоне уже чистых от снега тротуаров увидела огромный сугроб. В нем было столько света, игры цвета, теней, тонов, полутонов, что я тут же принялась его фотографировать. Проходившая мимо женщина спросила, зачем я это делала, и ушла в недоумении… А фото сугроба так и осталось в моем телефоне. Дожидается, пока я нарисую.
- Вы – человек продуманный и организованный, или пишете, когда «накроет»?
- По-разному бывает. Иногда и концепция в голове есть, и самодисциплина присутствует, а без труда вообще ничего не бывает. Хотя любой художник, приступая к процессу, до конца не понимает, что у него получится. Вот и я, запланирую что-то, а получается совсем другое…
- Вы в своей жизни занимались не просто разными, а кардинально противоположными вещами. Как в вашей голове все это уживалось?
- Математика - очень красивая наука. Как и живопись. И здесь, и там нужно искать решение. И в жизни, конечно, тоже. Главное - правильно выстроить условия.
- Элина, вы, нежная и хрупкая женщина, создаете впечатление очень стойкого человека. Ваше умение держать удар и не отчаиваться может пригодиться всем нам. Как не сойти с ума, когда такое происходит?
- Нужно взять себя в руки: это не общая фраза. Никто за вас - и кроме вас – этого не сделает. Ни психологи, ни близкие. Не позволяйте страху, панике и унынию разрушить свою жизнь. А чтобы спасти душу и вернуть вкус к жизни, занимайтесь творчеством.
Беседовала Ульяна Михайлова