Президент Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира Татьяна Жукова – личность в библиотечном сообществе мегапопулярная. Ее выступления разбирают на цитаты, просят автографы и приглашают на профессиональные форумы.   

 

 Она объездила весь мир, но по-прежнему любит бывать в Пскове и Пушкинских Горах – местах, откуда родом не только знаковые произведения Александра Сергеевича, но и самые интересные библиотечные проекты, в том числе съезд школьных библиотекарей России и фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском».        

Достижений и регалий у Татьяны Дмитриевны не перечесть, но о самом важном официальные документы умалчивают. Потому что не существует в природе такого звания: «Главный друг детей». Хотя кто же, если не она?

Татьяна Жукова – горячий, страстный и неутомимый защитник детского чтения. Она не занимается детьми как видом деятельности, она их действительно любит. Не рассматривает под лупой юных читателей, но с головой погружается в их мир и постигает его законы.  

duhobereg121124-3.jpg

Татьяна Дмитриевна – мастер задавать правильные вопросы о книгах. Не важно, что ДУМАЕТ ребенок по поводу главной мысли произведения, уверена она. Главное – что он ЧУВСТВУЕТ. И на этот вопрос современным детям, механически потребляющим тонны самой разной информации, ответить гораздо сложнее. Они не умеют, точнее не привыкли, а еще точнее не научены смотреть в глубь себя. Чтение смещает фокус с внешнего мира на внутренний, освещая трудный, но такой необходимый путь к себе.

О правильных книгах, чистых душах и многом другом беседуем с Президентом Ассоциации школьных библиотекарей Русского мира, главным редактором журнала «Школьная библиотека» и детского журнала «Читайка», членом Российской библиотечной ассоциации (РБА), председателем Секции школьных библиотек Татьяной Жуковой.  

– Вы называете чтение духовным оберегом детства. Вместо «почему» спрошу «от чего»? С какими вызовами сталкиваются современные дети и от чего их нужно оберегать?   

– Есть такой термин – расчеловечивание или духовно-нравственная деградация. Этот процесс можно назвать обратной стороной цифровизации. В эпоху искусственного интеллекта, космических технологий и перехода в очень сложный новый мир важно не потерять самого человека, его духовную составляющую. Хорошие, правильные книги в сохранении детской души и формировании ее внутреннего духовного каркаса бесценны и незаменимы.

 Еще Парацельс говорил, что яд от лекарства отличает доза. Вот и Всемирная паутина сама по себе не несет никакой угрозы. Главное, в чьи руки она попадет. 

 Вот поэтому в таком важном деле, как детское чтение, важна чистота помыслов взрослых. По степени влияния на эволюцию человечества Всемирную паутину сравнивают с открытием огня, который может и обжечь, и согреть. Интернет – это некая интеллектуальная оболочка вокруг Земли, позволяющая всем вместе создавать коллективный разум. Но еще Владимир Иванович Вернадский говорил, что разум этот должен быть одухотворенным.

  Бытует мнение, что наши дети и особенно внуки умнее нас. Тогда почему не покидает ощущение, что мы упустили что-то очень важное?

– По уровню технологической продвинутости дети значительно опережают взрослых. Они уже с года нажимают на кнопки быстрее родителей. Однако технологии опережают этику, а фокус на внутреннего человека нарушен. Известный профессор Татьяна Владимировна Черниговская часто повторяет: «В будущем мы можем превратиться совсем в тупиц: соцсети уже отнимают впустую все наше время. Виртуальная среда – это еще страшнее. Это изменение в мозгу. Память людей, живущих в цифровую эпоху, хуже памяти их бабушек и дедушек. Наблюдается   нарушение концентрации, дефицит внимания. Это тоже признаки болезни».  Кванториумы и робототехника – это прекрасно, но развивать только искусственный интеллект, недооценивая природный, было бы ошибкой.  Технологии должны создаваться под смыслы и быть природоподобными, природосообразными. Нужны знания о своей природе, в данном случае – о природе ребёнка.

Не читать совсем – плохо, но и «глотать» все без разбора – не вариант, особенно детям. Каждый год в России издается миллион книг, духовными оберегами становятся единицы. Так что читать?       

– Ответ на этот вопрос был получен еще сто лет назад. Русский педагог, мыслитель и общественный деятель Виктор Петрович Острогорский вывел некую простую формулу: «Читать то, что утешает и возвышает». Именно такие книги могут стать духовным оберегом на всю оставшуюся жизнь. В первую очередь, конечно, сказки. Читая их, у ребенка создаётся правильный камертон, который будет настраивать его на добрые чувства. Тогда во взрослом возрасте он будет легко ориентироваться в потоке информации, отличая ложь от правды, хорошее от плохого, лицемерие от искренности.

В одном из своих выступлений Вы сказали, что хорошие книги обеспечивают духовную безопасность ребенка, тогда как отсутствие привычки читать в детстве может обернуться трагедий. Неужели все настолько серьезно?       

– Да, особенно сейчас, когда в родительство вступило пропущенное поколение 90-х, не получившее в силу объективных обстоятельств «книжную прививку».  Современные дети растут среди нечитающих взрослых и вне доступа к хорошим книгам. В итоге, по данным Института детской физиологии Российской академии образования, лексический запас современных мам не превышает шестисот слов. В итоге дети не умеют говорить, плохо запоминают и боятся проявлять свои чувства. Формируется функциональная неграмотность, которую называют цивилизационным вызовом ХХI века.   

duhobereg121124-2.jpg

 – Кризис детского чтения налицо, но благодаря таким специалистам и энтузиастам, как Вы, проблема обсуждается и решается на государственном уровне. Недавно наш Президент поручил разработать программу поддержки детского, юношеского и семейного чтения в России. С чего планируете начать?

– Мы занимаемся этим давно, а внимание главы государства только подтверждает актуальность и правильность выбранного пути. Буквально на днях на заседании Совета по поддержке русского языка и языков народов России Президент РФ Владимир Путин заявил, что школьные библиотеки должны стать точкой притяжения и пространством знаний для детей. Выход из кризиса я вижу в двух направлениях: повышении читательской компетенции и грамотности родителей и создании активной читательской среды в школе и дома. На это направлен флагманский проект РШБА «Читающая школа», ядром которого стал наш проект «Читающая мама». Ведь практика материнская чтения в России существует с ХVIII века.

Все это актуально и ценно, но насколько востребовано у нечитающего поколения?      

– Востребовано, да еще как. В Краснодаре вот уже несколько лет работает первая в России комната читающей мамы, а под Челябинском в нее ходят не только родители, бабушки и дедушки, но и весь поселок. Люди соскучились по живому общению и хорошим книгам.                     

 – О воспитательной и терапевтической роли искусства сейчас говорится немало. Почему именно чтение является духовным оберегом, а не живопись, например, и или музыка?  

–Как говорил великий русский библиограф Николай Александрович Рубакин, «сколько читателей, столько повествований». Чтение уникально тем, что дает недостроенный образ. За черными печатными буквами мы видим то, что не нарисовано. Девочки – бал Наташи Ростовой, мальчишки – бородинские баталии. Чтение в отличие от искусственного интеллекта пробуждает фантазию, гибкость мысли, творческий подход к реальности, развивается образное и ассоциативное мышление. Все это активно заставляет работать не только левое, но и правое полушарие, а значит – развивается целостное мышление, которое сегодня необходимо для креативной деятельности.    

Это уже физиология…

– Да, и она тоже. Для целостности мышления нужно, чтобы одинаково хорошо были развиты и левое, и правое полушария. Первое отвечает за логику, второе – за долговременную память, творческую деятельность, поиск креативных решений. Все должно быть в гармонии, а современная система образования дает перекос только в одну сторону. Природа ведь очень экономная. Как говорят ученые, функции сворачиваются за ненадобностью. Если все время заниматься стереотипной деятельностью, новые нейронные связи не образуются. 

Детей не учат рассуждать и выражать свои чувства, их натаскивают на решение определенных задач. А потом требуют креатива и творчества. Но для этого нужно, чтобы работало правое полушарие головного мозга. Развивать его и помогает чтение.     

- Но ведь творческое мышление – это хоть и важный, но не единственный аргумент в пользу детского чтения?

– Читать нужно не для того, чтобы получать хорошие оценки, а чтобы научиться чувствовать. И в этом плане мне нравится выражение «Душа – не орган, а оргАн».   Если правильно его настроить, возникает резонанс с миром. Ребенок наполняется добротой, начинает больше понимать и принимать этот мир, чувствует себя в безопасности.     

duhobereg121124-5.jpg

В детстве родители – первые, после Бога, их слова не подлежат сомнению. Но переборщить с назиданиями в долгосрочной перспективе тоже опасно. Как правильно говорить с ребёнком о книгах, чтобы не возникло отторжения?       

– Важно, чтобы взрослый не превращался в учителя литературы. Уроки – в школе, дома – разговор по душам. Родителям мы советуем делать то, на что не способны ни компьютер, ни телевизор – ОБНИМАТЬ ребенка с книгой. Наши дети нуждаются не в знаниях, а в объятиях и душевном комфорте. Кстати, по данным опроса, 90 процентов подростков охарактеризовали книги только как источник информации, не обнаружив никакой эмоциональной привязки к чтению. Не удивительно, что те же 90 процентов на вопрос о своем состоянии выбрали ответ «одиночество».  

– Не каждая прочитанная или рекомендованная к прочтению книга становится «той самой», своей. Как ее выбрать?

– Мы всегда говорим на родительских собраниях, что для каждого ребенка существует своя точка входа в пространство книги. Все зависит от самого ребенка и его жизненной ситуации. Может быть, у него низкая самооценка, или не получается выстраивать отношения с друзьями, или в семье не ладится. На каждую проблему найдется своя книга. Это как аптека для души. А если «лекарство» подобрано правильно, у ребенка вспыхивают глаза, и он не может оторваться от книги. Кстати, ученые доказали: всего 6 минут чтения книги снижает уровень стресса на 68 %.  

 – Вы уже не в первый раз принимаете участие в фестивале книги и чтения «Осень в Михайловском», который проводит Псковская областная универсальная научная библиотека. Ваши выступления всегда становятся ярким событием. Насколько полезным и актуальным является такой формат общения?

– Такие фестивали помогают решить одну их главных проблем нашего сообщества –   разобщенность. Все самое сложное нужно решать вместе, приходя к единому знаменателю. Как говорил Юрия Михайлович Лотман, «…мир держится на разнообразии. И каждый из нас – лишь часть Истины. А вместе мы – путь к ней». Само понятие чтения многоаспектное, многоплановое, междисциплинарное. И такие фестивали объединяют нас, очень разных. Фестиваль «Осень в Михайловском – 2024» в очередной раз продемонстрировал, какие разные практики по продвижению книги и чтения можно использовать, и как много сегодня возможностей для развития креатива и творчества через чтение.   

– В апреле прошлого года, приезжая в Псков, Вы говорили о возможном совместном проекте с нашей библиотекой. Все остается в силе?      

– Да, конечно, и руководство Псковской области на нашей стороне. В частности, первый заместитель Губернатора Вера Васильевна Емельянова, филолог по образованию. Она любит библиотеки и всегда поддерживает инициативы, связанные с чтением. Проект «Читающая мама – читающая семья – читающий Псков» будет основан на нашей книге «Добру откроем сердце», где выбран жанр рассказа. А также, учитывая географию создания замечательной книги нашего поколения Вениамина Каверина «Два капитана», мы предложили реализовать известный во всем мире проект «Большое чтение»: «Одна книга – одна семья – один регион». На мой взгляд, это та самая книга, которая может объединить поколения, общие ценности и смыслы. А потом выйдем и на российский уровень: одна книга – одна страна!

duhobereg121124-4.jpg

  Подытоживая Подводя итог нашего разговора, хочется услышать что-то вдохновляющее о чтении и его роли в нашей жизни!

– Девизом нашей ассоциации являются замечательные слова Николая Александровича Рубакина: «Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель». Давайте вместе читать! Это даст и нам, и нашим детям огромную энергию и духовную защиту.  Замечательно об этом сказал Фазиль Искандер: «Культурный человек крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам, ведь его ценности не в кубышке, а в банке Духа». И наполняют этот банк лучшие произведения, которые оставили нам писатели. У нас замечательный традиции. Давайте вместе возрождать статус самой читающей страны: в этом ее стратегическое и недосягаемое преимущество.

Ульяна Михайлова,

начальник пресс-службы библиотеки

        

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество