30 ноября исполняется 155 лет со дня рождения известного русского живописца ‒ Константина Андреевича Сомова. В преддверии этого знаменательного события отдел литературы по культуре и искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку «Романтик Серебряного века», посвященную его жизни и творчеству.
Автопортрет
Константин Андреевич Сомов ‒ интереснейший портретист, тонкий пейзажист, великолепный график, крупнейший представитель объединения «Мир искусства». Он восхищал современников ювелирной техникой, орнаментальным мастерством, декоративным чувством цвета. В настоящее время его полотна хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, Италии, США, Канаде и в других странах дальнего зарубежья.
На выставке представлены альбомы репродукций и отдельные исследования о творческом пути художника, которых печаталось не так много.
При жизни Константина Сомова вышла книга Сергея Эрнста, который был лично знаком с мастером, что придало тексту еще большую значимость и достоверность. С этим изданием можно ознакомиться в Региональном центре по работе с редкими и ценными документами.
Кроме того, большое количество интересных статей было написано близкими к «Миру искусства» критиками: Сергеем Маковским, Осипом Дымовым, Николаем Радловым и другими. Особую ценность имеют публикации Александра Бенуа, близко знавшего художника и сумевшего тонко отметить существенные черты его творчества. Некоторые из них можно прочитать в сборнике "Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников" (1979). Эта книга также содержит эпистолярное наследие художника, которое заинтересует истинных почитателей искусства. Оно рисует широкую панораму культурной жизни России, Германии, Америки и Франции на протяжении четырех десятилетий, включающей не только живопись, но и литературу, музыку, театр.
Вниманию посетителей предложен еще сборник «Силуэты русских художников» Сергея Маковского, ярко проявившего себя как историк искусства и организатор многих выставок. Книга была написана в 1921 году в эмиграции, но в России она впервые увидела свет в 1999 году. В одной из глав автор дает краткую характеристику творчества художника. В советское время серьезных монографий о Константине Сомове не издавалось. Был написан ряд статей в общих трудах о русском искусстве конца XIX ‒ начала XX века и в альбомах, изданных к 100-летию живописца. Часть из них можно увидеть на нашей выставке.
Центральное место в экспозиции занимает первое в советском искусствознании монографическое исследование творчества Константина Сомова ‒ научная работа Елизаветы Журавлевой, которая была напечатана в издательстве «Искусство» в 1980 году. В ней автор рассматривает процесс становления искусства художника на основе изучения его произведений, архивных материалов и литературных источников. Особое внимание исследовательница уделяет пейзажам и портретам Константина Сомова. Отдельные главы посвящены графическим работам мастера. Увлекательно написанный текст сопровождается большим количеством цветных иллюстраций.
В заключение приведем слова Елизаветы Журавлевой, которыми она закончила последнюю главу этой интересной книги: «Способность творчески преобразить натуру, опоэтизировать ее, стремление поднять культуру рисунка и живописи, высокий профессионализм ‒ все это делает искусство Сомова живым наследием, представляющим большой интерес для нашей современности». С данным высказыванием невозможно не согласиться и в настоящее время, поэтому приглашаем всех желающих на выставку.
С изданиями о жизни и творчестве Константина Сомова можно ознакомиться в отделе литературы по культуре и искусству по адресу: Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, 3 этаж, каб. 302.
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
(72-84-06)
Картина на логотипе: Государственный Русский музей, г. Санкт - Петербург.