Народные промыслы
«Народные промыслы. Искусство изготовления глиняных изделий. Керамика Псковской земли»
Одно из самых древних и почитаемых в мире ремесел – гончарство еще в начале 20 века имело широкое распространение в нашей стране. Не было уезда в России без гончаров. Объяснялось это тем, что хрупкий, но необходимый в хозяйстве товар – посуду невыгодно было возить на дальние расстояния, а запасами хорошей глиной всегда славилась деревенская Русь. Не было недостатка и в мастеровых людях, легко перенимавших и быстро осваивавших любое, самое «хитрое» ремесло. Как правило, этим ремеслом занимались целые деревни, так называемые центры гончарства.
Горшечное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Посуда и игрушки каждого центра отличались своеобразием. Объяснялось это не только художественными особенностями сложившихся «школ» гончарного искусства, но и чисто утилитарными моментами. Свойства местной глины, приемы ее обработки, режим и способы обжига, сложившийся характер декора и многие другие особенности отличают изделия разных областей и стран.
Обилие различной археологической керамики, в том числе остатки плинф, киотов, изразцов, свидетельствует, что Псковская земля издавна являлась крупным керамическим центром. Здесь изготовлялось множество глиняных изделий бытового и строительно-декоративного назначения. Неполивные, рельефные изделия считаются наиболее ранними. Изразцы церкви Георгия со Взвоза, керамиды (могильные плиты) Псково-Печерских монастырских пещер, многочисленные археологические находки (печные изразцы, лемех) говорят о том, что в 15-16 веках в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерной муравленой поливой, декоративная керамика с рельефными изображениями птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур, обеспечивающая внутренние потребности интенсивно строящегося Пскова и его пригородов. В других русских центрах не встречается подобных образцов, что свидетельствует об уникальности псковского керамического производства.
Образцы декоративной керамики 17-18 веков говорят о значительном влиянии на псковское керамическое производство Москвы. Появляются полихромные изразцы, а позднее – расписные. Усиленное строительство каменных гражданских зданий, которые украшались красивыми изразцовыми печами, обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. Однако в 19 веке городские ремесленные мастерские начинают ветшать и мельчать. Традиционные ремесла живут полной жизнью лишь в псковской деревне. Уходит за пределы города и керамическое производство. Центрами гончарства стали прилегающие к Пскову деревни Лопатино, Хяхино, Яблонец, Кебь и другие, расположенные по местам крупных выходов глин. Благодаря обилию глин, развитой системе рек и озер, устойчивому спросу на посуду гончарство развивалось по всей территории Псковского края.
В Псковском крае изготовлялись практически все известные виды керамических изделий, от изразцов, применявшихся для украшения храмов, до игрушек. Особенно многообразна бытовая керамика: корчаги, лагуны, лохани, тазы, миски, блюда для пирогов, подойники, водолеи, кринки, сметанники, молочники, латочки-чашечки, чайники, солонки. Глину добывали в близлежащих карьерах; пользовались верхним, наиболее чистым от примесей слоем. В основе глиняного теста – глина, песок, толченая каменная масса. Чтобы убрать нежелательные примеси, глину вымачивали в бочках или специальных ямах, вымораживали, оттаивали. Формировали на ручных или с ножным приводом гончарных кругах. Обжигали чаще в русских печах, реже – в специально приспособленных. Керамика, изготовленная в глубинке, утилитарнее, архаичнее; ближе к уездным центрам сказывается вкус городского покупателя: она выполнена с большим изяществом и нарядностью.
Повсеместно в Псковском крае бытовала чернолощеная керамика. Черный цвет – результат обжига в сильно коптящем пламени с ограниченным доступом воздуха. Такой обжиг назывался морением или томлением, а посуда – «синюшками». Синюшки очень ценились, так как молоко, хранимое в них, давало большой отстой сливок, чем в обыкновенной керамике. Лощение производилось камешком или палочкой, когда отформованный сосуд подсыхал сверху.
Псковские игрушки ближе всего к архаической народной пластике. Персонажи глиняных свистулек: птицы, бараны, козлы, всадники, коровы, мужики. Они сохранили древний способ декорирования натуральными керамическими красителями (ангобами и эмалями с подкраской цветными глазурями). Для псковской пластики характерны налепные детали, например: нос, глаза, борода, усы, уши, пуговицы на одежде, грива у лошади. Детали могут быть процарапаны по сырой глине. Часто игрушки делали дети и женщины. Игрушки, как и все псковское гончарство, гармоничной, крепкой, основательной пластикой, приземистыми пропорциями, общим настроением ближе всего к древней псковской архитектуре.
Вашему вниманию предлагаются книги об искусстве керамики и статьи из периодических изданий о гончарном ремесле Псковского края.