Яшнев Василий Иванович (1879-1962) - композитор, гитарист, педагог, общественный деятель.
Учился в Санкт-Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, Н.А. Соколова, А.К. Глазунова. По окончании консерватории в 1913 году занимался композиторской деятельностью, преподавал в музыкальных классах Педагогического музея, в Музыкальном институте и Академической капелле. Освоил игру на гитаре. После Великой Отечественной войны с 1945 г. жил в Пскове. В 50-е и 60-е годы XX века руководил самодеятельным оперным коллективом при Доме народного творчества. Изданное в 1959 году педагогическое пособие В. И. Яшнева «30 пьес для шестиструнной гитары» и сегодня не утратило своей значимости при обучении игре на этом инструменте.
Три эпохи библиотеки Василия Ивановича Яшнева
Личное собрание музыканта в Центре по работе с редкими и ценными документами
Псковской областной универсальной научной библиотеки
Яшнев Василий Иванович (1879-1962) - композитор, гитарист, педагог, общественный деятель.
Учился в Санкт-Петербургской консерватории у Н.А. Римского-Корсакова, Н.А. Соколова, А.К. Глазунова. По окончании консерватории в 1913 году занимался композиторской деятельностью, преподавал в музыкальных классах Педагогического музея, в Музыкальном институте и Академической капелле. Освоил игру на гитаре. После Великой Отечественной войны с 1945 г. жил в Пскове. В 50-е и 60-е годы XX века руководил самодеятельным оперным коллективом при Доме народного творчества. Изданное в 1959 году педагогическое пособие В. И. Яшнева «30 пьес для шестиструнной гитары» и сегодня не утратило своей значимости при обучении игре на этом инструменте.
Личное книжное и нотное собрание В.И. Яшнева согласно его желанию было передано в Псковскую областную универсальную научную библиотеку (ПОУНБ) друзьями после кончины музыканта в 1962 году.
Сначала библиотека В. И. Яшнева хранилась в музыкально-нотном отделе ПОУНБ, с сотрудниками которого у композитора сложились почти дружеские, да и творческие взаимоотношения. С созданием же в Псковской областной библиотеке Центра по работе с редкими и ценными документами личная библиотека композитора была передана туда как отдельная коллекция, где также находится систематический топографический каталог на нее. Книги и ноты описаны, сведения внесены в электронную базу данных «Редкая книга».
Коллекция регионального уровня, личная творческая, условно названа: «Библиотека В. И. Яшнева».
Название выставки: «Три эпохи библиотеки Василия Ивановича Яшнева» отсылает нас к перипетиям биографии музыканта. Называя В. И. Яшнева человеком трёх эпох, мы имеем в виду:
1) его жизнь до 1917 года – учебу в Консерватории, первые опыты сочинительства, работу с придворным оркестром;
2) 20-е – 30-е годы – период нэпа, издательской инициативы, увлечения гитарой, активную преподавательскую деятельность;
3) послевоенный, т. н. «псковский» период, когда самой заметной стороной жизни Василия Ивановича становится, организованная им самодеятельная опера.
Все три периода представлены и в личной библиотеке музыканта, однако, учитывая перипетии военного времени – эвакуации, утраты жилья в Ленинграде и переезда в Псков, вероятнее всего, большая часть собрания формировалась уже после 1945 года.
И, тем не менее, хронологические рамки, хранящихся в библиотеке В.И. Яшнева документов довольно широки: более 100 лет с 1852 по 1961 гг. (В.И. Яшнев скончался в 1962 г.)
Директор Псковского областного колледжа искусств, гитарист Егор Вячеславович Студинов в своей статье посвященной В.И. Яшневу пишет: «…коллеги не забывали Василия Ивановича, нередко гостившего в послевоенном Ленинграде, а сам Василий Иванович продолжал поддерживать профессиональные контакты с бывшими учениками, гитарными мастерами, нотоиздателями. Е. Ларионов вспоминал, как однажды Яшнев зашел в нотный магазин на углу Садовой и Невского (теперь он отсутствует) и продавец, зная почти всех питерских гитаристов в лицо, выдавая на просмотр ноты, тихонько сказала: «А вот сидит сам Василий Иванович…». Ничего странного не было в том, что продавцы нотных магазинов, где он внимательно и подолгу знакомился с каждым новым сборником, знали Яшнева в лицо.»
На многих нотах в коллекции музыканта стоит штемпель магазина № 37 Ленкниготорга.
Общий объем коллекции «Библиотека В. И. Яшнева» – 1902 единицы хранения.
По виду изданий это: ноты – 1504 экземпляра, из них 34 – рукописные; книги – 142, периодические издания - 252, афиши – 4, фотоальбом постановки оперы «Алеко» в 1960 году.
По тематическим характеристикам: музыка, музыкальный театр, художественная самодеятельность, ноты. Основная часть изданий на русском языке. В нотах вокальных произведений, особенно изданных до 1917 года, встречаются параллельные тексты на немецком, французском, английском языках. И даже латынь в издании «Реквиема» Моцарта.
Человеческая личность непременно накладывает неповторимый отпечаток на все, к чему прикасается.
Библиотеки известных людей, мастеров-профессионалов многое могут рассказать о своих владельцах. Так и нотное собрание Василия Ивановича Яшнева демонстрирует нам его музыкальные предпочтения, раскрывает исполнительские пристрастия, и даже помогает обнаружить некоторые неизвестные штрихи биографии композитора.
В нотной коллекции В.И. Яшнева среди 25 клавиров крупных музыкальных произведений: восемь - клавиры опер Рихарда Вагнера (причем, только один «Лоэнгрин» издан в 1959 году, все остальные дореволюционные), пять – Николая Андреевича Римского-Корсакова (учителя В.И. Яшнева), два – Петра Ильича Чайковского. Остальные десять – это клавиры опер «Кармен» Ж.Бизе, «Травиата» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Вертер» Ж. Массне, «Деревенская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Алеко» С. Рахманинова, «Русалка» А. Даргомыжского и «Морозко» М. Красева.
Последний подарен композитору благодарными учениками, о чем свидетельствует надпись: «В память о пятидесятилетии педагогической деятельности дорогому учителю Василию Ивановичу от коллектива учащихся педучилища».
Среди, завещанных В.И. Яшневым библиотеке нот подавляющее большинство (более 1200 экз. из 1504, т.е. почти 80%) вокальные произведения: романсы, песни, издания отдельных оперных партий.
Среди авторов вокальной музыки хозяин библиотеки собирал преимущественно произведения А. Алябьева, А. Аренского, М. Глинки, А. Гречанинова, Э. Грига, Ш. Гуно, А. Даргомыжского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, П. Чайковского, Ф. Шуберта и Р. Шумана. Меньшую часть в нотном собрании В. И. Яшнева занимают песни и романсы современников – Ю. Шапорина, М. Фрадкина, В. Соловьева-Седого, Б. Мокроусова и других.
По всей вероятности именно вокальная музыка была наиболее близка Василию Ивановичу, т.к. и сам он написал несколько романсов, рукописные и печатные экземпляры которых хранятся в его нотной коллекции.
В 2013 году при тщательном изучении библиотеки музыканта удалось установить некоторые ранее не известные эпизоды биографии В.И. Яшнева, например то, что он два года учился в знаменитой петербургской школе Карла Мая.
В нотном собрании В. И. Яшнева есть рукописный экземпляр драматической поэмы «Муза», на котором читается посвящение «Дорогому другу Бруно Рейхардт». Сначала с помощью Интернета, благодаря замечательному сайту http://www.kmay.ru/ нам удалось найти Бруно Рейхардта, который учился в школе Карла Мая с 1892 по 1902 год. И здесь же мы установили, что и сам В.И. Яшнев учился в этой же школе с 1897 по 1899 год.
Мы связались с сотрудниками музея школы Карла Мая и общественный заместитель директора музея Мурат Тимурович Валиев сначала предоставил нам краткие сведения об однокашниках В. Яшнева и Б. Рейхардта, среди которых Владимир Константинович Рерих – младший брат известнейшего Н. К. Рериха; Михаил Дмитриевич Семенов (Тян-Шанский) – внук П. П. Семенова-Тян-Шанского; Борис Валентинович Яковенко – будущий известный философ.
В дальнейшем сотрудничество с музеем продолжилось. 24 апреля 2014 года на Яшневских чтениях, проходивших в Псковской областной универсальной научной библиотеке, М. Т. Валиев представил развернутый доклад «Серебряный век Школы Карла Мая». В докладе говорится о наиболее известных личностях, преподававших и учившихся в этом неординарном учебном заведении, раскрыта внутренняя атмосфера школы в годы учебы там В. И. Яшнева. Полный текст выступления опубликован в сборнике Яшневских чтений, а также на сайте общества друзей школы Карла Мая http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=3673
Вот еще одна деталь биографии В И. Яшнева, раскрытая благодаря изучению библиотеки композитора. Вероятно, теплые дружеские отношения связывали В.И. Яшнева и вокалиста Константина Степановича Исаченко. Об этом свидетельствуют посвящения некоторых вокальных произведений: «Посвящается певцу-художнику К. С. Исаченко» и дарственные записи на изданиях романсов самого В И. Яшнева: сильно выцветшая надпись, в которой отчетливо читается только «…милому Косте..» и дата «15/IV 915 г.», или, например, «Дорогому Косте от Васи Яшнева. 20/Х 908 г. СПб».
Все издания произведений В. И. Яшнева с посвящениями «Косте Исаченко» лежат в одной коричневой папке, на которой присутствует карандашная владельческая запись: «Исаченко».
Можно предположить, что после смерти Константина Степановича Исаченко в Ленинграде в 1959 году Василий Иванович Яшнев забрал себе гораздо ранее подаренные им Исаченко произведения. Косвенным свидетельством данного предположения могут служить ноты, переписанные Яшневым в Публичной библиотеке в 1957-1958 гг., с комментариями: «Переписал для концерта 3/XII 58 г. В. Яшнев» или «Переписано 6/IV 57 г. в Библиотеке имени Щедрина. В. Яшнев». Маловероятно, что композитор стал бы это делать, если имел у себя ранее 1959 года печатные варианты.
Ну и коль скоро мы заговорили о рукописных материалах, упомянем романс «Под шум дождя» на второй странице которого В. И. Яшнев оставил запись: «…лучшему и неизменному другу с начала моей музыкальной деятельности в знак глубокой симпатии и в память концерта 3/II в Мариинском Дворце. Когда мы жили и были неизменны своему искусству среди холода и голода революции. В. Яшнев. 27/II 1921 г.» - очень жаль, что часть текста утрачена, и мы не можем теперь установить, кому же адресованы эти слова. В качестве адресата записи можно представить и «дорогого друга Бруно Рейхардта», и «милого Костю (Исаченко)».
В процессе описания библиотеки музыканта обнаружилась и еще одна интересная запись. С большой долей вероятности можно утверждать, что на первой странице нот романса А. Аренского «Менестрель» (П.Юргенсон, [1903]) из библиотеки В.И. Яшнева содержится автограф Ф.И Шаляпина - «Ф Шаляпин 2/XII 910 Москва». И хотя на нотах есть штемпель магазина, видимо В.И. Яшнев купил этот экземпляр у букинистов, он акцентирует наше внимание на еще одном эпизоде в биографии музыканта. Преподаватель Псковского музыкального училища певица Валентина Васильевна Федорова упоминала: «Однажды Василий Иванович рассказал мне, как в одном из концертов аккомпанировал Федору Ивановичу Шаляпину». Факт вполне возможный, если учесть дружеские отношения Яшнева и Исаченко, а также то, что Исаченко многие оперные партии готовил с Шаляпиным.
Деятельная натура Василия Ивановича дает себя знать и в годы нэпа (Новой экономической политики), когда он становится инициатором создания кооперативного музыкально-издательского товарищества «Тритон». «Тритон» издает много вокальной музыки малых форм и педагогических пособий, в числе которых и «Школа-самоучитель для мандолины по нотной и цифровой системе» самого В.И. Яшнева, напечатанная в 1930 году.
Вокальная музыка выпускается целыми сериями: «Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов», «Вокальные ансамбли» и т.п.
«Тритон» просуществовал десять лет. В 1935 году был выпущен каталог, который подвел итоги деятельности издательства. Выпущено 70 книг и брошюр и около 700 музыкальных произведений. В книге «Музыка и музыканты Ленинграда» итогам работы «Тритона» дается такая оценка: «Принимая во внимание, что в выпуске изданий, в качестве авторов, составителей, редакторов и т.п., участвовали известные композиторы, музыковеды и педагоги, следует признать немалые заслуги «Тритона» в публикации произведений советской музыки малых форм, пополнении советского педагогического и концертного репертуара рядом ценных произведений и методических трудов, популяризации знаний о музыке и ее крупнейших представителях. В меру своих сил и возможностей издательство «Тритон» содействовало развитию советской музыкальной культуры».
Выпускал «Тритон» и книги по истории музыки. Одна из этих книг сохранилась в библиотеке Василия Ивановича.
Штелин, Якоб Яковлевич.
Музыка и балет в России XVIII века / пер. с нем. и вступ. ст. Б. И. Загурского, под ред. и с предисл. Б. В. Асафьева. - Ленинград : Тритон, 1935. - 189, [1] с.
Даже «в современной истории европейского искусствознания страницы, отведённые историографии русского искусства в XVIII веке, заполнены весьма скудно... До последнего времени считалось, что Россия в этой области была глухой окраиной... То, что совершил Якоб Штелин, не имеет аналогий в европейской литературе XVIII века по истории искусства. Никто в Западной Европе не мог тогда даже подумать о постановке подобной цели — написания «истории всех художеств» своей страны. Штелин, взявшийся за этот титанический труд, не был кабинетным учёным, глядевшим на мир из окна своего особняка и покрывавшим бисером готической вязи сотни листов ин-фолио ради перечисления сведений, почерпнутых из других источников. Пятьдесят лет он неустанно содействовал своим талантом, обширными знаниями и безмерным трудолюбием развитию искусства в России и закреплял на бумаге то, что за это время увидел, узнал и услышал. Ценность и значение записок Штелина определяются прежде всего тем, что он сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII века. Его рукописи — единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени — позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Написанные ярким, образным языком, полные точных наблюдений и характеристик, хотя и довольно лаконичные, они в каждой строчке заключают большой фактический материал, который сегодня не всегда сразу поддаётся пониманию и нередко нуждается в подробном комментировании.» - пишет во вступительной статье к переизданию «Записок Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России.» (1990 год) ведущий специалист Российского государственного исторического архива Константин Владимирович Малиновский, который потратил многие годы на изучение наследия Якоба Штелина.
Тем значимее для отечественного музыкознания был выпуск этих «Записок» издательством «Тритон» еще в ныне далеком 1935 году. Значимо для нас то, что именно эта книга сохранилась в библиотеке В. И. Яшнева на протяжении тяжелых 30-х и 40-х годов ХХ века.
Издание включает: предисловие редактора Б. Асафьева, статью Б. Загурского «Музыкальная культура в России XVIII века» и записки Якоба Штеллина – «Известия о музыке в России», «Известия об искусстве танца и балетах в России». Книгу украшают 16 иллюстраций.
Подробнее о кооперативном музыкально-издательском товариществе «Тритон» рассказывается в одноименной виртуальной выставке.
Среди скромного книжного собрания В. И. Яшнева наибольший интерес представляет конволют, состоящий из двух, сплетенных вместе, учебников по элементарной теории музыки. Первая книга это «Учебник элементарной теории музыки в объеме курса консерваторий», составленный профессором Санкт-Петербургской консерватории А. Пузыревским и изданный в 1914 году. Второй том «Практическое руководство к изучению элементарной теории музыки», составленное Н. Потоловским и изданное в 1909 году. На форзаце и титульном листе первой книги владельческий штемпель с ошибкой: «Библиотека В. И. Яшненва»; на титуле второй запись рукой В. И. Яшнева: «Из библиотеки Проф. Яшнева». Известно, что в Самарском областном государственном архиве социально-политической истории хранится «Доклад проф. Яшнева о постановке музыкального дела в Самаре». Таким образом, можно сделать вывод, что в период пребывания в Самаре в 1919-1920 году, Василий Иванович Яшнев титуловался «профессором».
Пятитомник трудов Б. В. Асафьева явно не случайно попал в библиотеку Василия Ивановича, ведь с Борисом Владимировичем Асафьевым Яшнев был знаком и сотрудничал в издательстве «Тритон».
Асафьев, Борис Владимирович. Избранные труды. В 5 т. - Москва : АН СССР, 1952.
В собрании В. И. Яшнева хранятся три тома «Истории русской музыки» музыковеда, заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения Юрия Всеволодовича Келдыша. Старшего брата известнейшего советского ученого-инженера математика и механика Мстислава Всеволодовича Келдыша.
Есть в библиотеке композитора издания «Музыкального календаря» за 1958, 59 и 60-й годы. Первый «Музыкальный календарь» вышел на 1957 год и уже следующий на 1958 год Василий Иванович приобрел в личную библиотеку. В конце издания календаря на 1959 год есть список важнейших юбилейных дат на 1960 год, где рукой владельца подчеркнуты только три: 18 января – 125 лет со дня рождения Ц. А. Кюи, 8 июня – 150 лет со дня рождения Роберта Шумана и 9 октября – 125 лет со дня рождения Камилла Сен-Санса. Без внимания владельца в этом списке остались 150-летие Шопена, 275-летие Баха, 120-летие П. И. Чайковского.
А уже в следующем календаре подчеркнуты практически все перечисленные важнейшие юбилейные даты на 1961 год, среди которых и 21 марта – 25 лет со дня смерти А.К. Глазунова, у которого В.И. Яшнев учился в Санкт-Петербургской консерватории, 28 марта – 80 лет со дня смерти М.П. Мусоргского, и другие.
В 1960 году изданы очерки о жизни и творческой деятельности композиторов-современников В.И. Яшнева, Леонида Владимировича Николаева и Александра Вячеславовича Оссовского, чьи имена, сейчас известны, пожалуй, лишь музыковедам.
Савшинский, Самарий Ильич. Леонид Владимирович Николаев : очерк жизни и творческой деятельности. - Л. : Советский композитор, 1960. - 65, [1] с., 1 л. портр.
Бронфин, Елена Филипповна. Александр Вячеславович Оссовский : Очерк жизни и творческой деятельности. - Л. : Советский композитор, 1960. - 63 с.
В книге о Л. В. Николаеве есть пометы В. И. Яшнева, демонстрирующие его профессиональное (музыкальное, исполнительское) кредо: «Л. В. говорил своим ученикам: «Исходить следует из авторского текста. Надо быть внимательным к указаниям темпа, агогических оттенков, точек, лиг и т.п. Нужно войти во всё это, потому что несоблюдение указанного в нотах может изменить характер пьесы, лишить её необходимых и пленительных деталей и даже сделать её пьесой наполовину вашего, а не авторского сочинения… Дело не в «буквоедстве», но есть границы, которые подсказываются вкусом, тактом, уважением к автору и любовью к произведению, а не суетным желанием покрасоваться. Наиболее частой причиной невыполнения авторских указаний является даже не сознательное намерение исполнителя, а то, что он не позаботился внимательно прочесть текст, т. е. попросту небрежность, недопустимая в искусстве»».
О том, что именно эту исполнительскую скрупулезность прививал своим ученикам и педагог В. И. Яшнев, говорит пианист-концертмейстер Борис Владимирович Шелков, лично знавший музыканта.
Также Яшнев особо отмечает характерное для Леонида Владимировича Николаева выражение: «Надо впеть в пальцы!» - Подразумевается, что эта работа направлена на синтез игровых и слуховых восприятий, т. е. «впеванье» одновременно означает «вслушивание».
В. И. Яшнев многие годы преподавал в различных учебных заведениях и в его библиотеке есть литература по музыкальной педагогике, в том числе и довоенные издания.
Изданий краеведческого характера в библиотеке музыканта всего два: «Русские народные песни из репертуара сестер Федоровых» (1954) и «На сцене художественная самодеятельность» (1955). В последнем сборнике рассказывается о постановке самодеятельным оперным коллективом под руководством В. И. Яшнева «Евгения Онегина» и помещены три фотографии.
На сцене - художественная самодеятельность / Упр. культуры исполкома Пск. обл. Совета депутатов трудящихся, Обл. Дом народ. творчества ; авт. текста Б. Березский. - Псков : Псковская правда, 1955. - 32 с.: ил.
Здесь мы плавно переходим к рассмотрению изоматериалов, хранящихся в библиотеке Яшнева – их немного. Это афиши опер, осуществленных самодеятельным коллективом под руководством Василия Ивановича.
Живой интерес вызывает альбом с программой, фотографиями и газетными вырезками, посвященный постановке оперы С. В. Рахманинова «Алеко». На двух фотографиях в альбоме присутствует и сам В. И. Яшнев. Правда смотрит он почему-то не в объектив, а куда-то в сторону.
Значительной частью библиотеки Василия Ивановича является периодика – музыкальные газеты и журналы.
Подшивки «Русской музыкальной газеты» за 1910 и 1917 годы дополняют наше представление о музыкальных вкусах владельца библиотеки.
В подшивку за 1910 год вложен список, выполненный рукой Яшнева, в котором перечисляются, видимо, интересные для него материалы из «Русской музыкальной газеты». Характерно, что это вновь Вагнер. На протяжении более чем десятка номеров в 1910 году «Русская музыкальная газета» публикует статью Эд. Шюре «Матильда Везендонк и ее роль в жизни Вагнера». Вспомним, что в послевоенной России творчество «антисемита» Вагнера не жаловали.
В самих подшивках газет подчеркиваний и помет обнаружить не удалось.
Основную часть периодики в библиотеке В. И. Яшнева составляет журнал «Советская музыка» с 1933 по 1961 год.
Три последних года своей жизни Василий Иванович выписывал журнал «Музыкальная жизнь». Журнальные массивы пока подробно не исследовались.
Множественные владельческие пометы имеются на изданиях из библиотеки В.И. Яшнева.
Наблюдая различие почерков можно сделать вывод, что не все они сделаны рукой самого музыканта.
Краткое описание библиотеки В. И. Яшнева помещено на сайте «Книжные памятники Псковской области», который ведет Центр по работе с редкими и ценными документами ПОУНБ. http://kn-pam.pskovlib.ru/fond/collection/jashnev_v.php
В заключении хочется заметить: при изучении библиотеки Василий Ивановича Яшнева возникает много вопросов, создается впечатление, что подробная биография этого человека еще не написана. Достаточно полно мы представляем послевоенную жизнь композитора, педагога и общественного деятеля В.И. Яшнева, некоторые сведения имеем о его работе в 20 - 30-е годы ХХ века. О жизни Василия Ивановича до 1917 года знаем, что он учился в школе Карла Мая, Консерватории и сочинял музыкальные произведения, которые печатались в известных столичных издательствах и очень мало знаем о его происхождении – родителях, детских годах; почти ничего нам не известно о личной жизни музыканта.
Хочется надеяться, что дальнейшее изучение библиотеки композитора добавит еще какие-либо факты к биографии Василия Ивановича Яшнева, человека столь много сделавшего для становления музыкальной культуры и образования в Пскове после Великой Отечественной войны.
На данный же момент наиболее подробные сведения о композиторе представлены в двух сборниках, изданных Псковской областной универсальной научной библиотекой и приуроченных к 135-летию со дня рождения В.И. Яшнева:
Василий Иванович Яшнев (1879-1962) : к 135-летию со дня рождения : сборник биографических и библиографических материалов / [сост. : С. Л. Бакалова ; ред. : А. О. Тимофеева ; гл. ред. : В. И. Павлова]. - Псков : ЛОГОС Плюс, 2013. - 61 с., [7] л. ил., фот., портр. : ил. - Библиография в примечаниях в конце статей. | |
Человек трёх эпох : материалы чтений, посвященных 135-летию со дня рождения Василия Ивановича Яшнева (24 апреля 2014 года) / [сост. : С. Л. Бакалова ; гл. ред .: В. И. Павлова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2014. - 63 с., [7] л. ил., фот., портр. : ил. - Библиография в примечаниях и в конце статей. |
Использованные материалы:
- Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Часть I. Гимназия и реальное училище Карла Мая в Санкт-Петербурге. 1856—1918. — СПб.: Наука, 2005. — 538 с.
- Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Часть II. Другие времена. 1918-2006. — СПб.: Наука, 2009. — 512 с.
- Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Приложения. — СПб.: Наука, 2009. — 336 с.
- Василий Иванович Яшнев (1879-1962) : к 135-летию со дня рождения : сборник биографических и библиографических материалов / ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», Центр по работе с редкими и ценными документами ; [сост. С. Л. Бакалова ; ред. А. О. Тимофеева ; гл. ред В. И. Павлова]. – Псков : ЛОГОС Плюс, 2013. – 76 с.
- Детская музыкальная школа № 1 им. Н.А. Римского-Корсакова : 70 лет : буклет / сост. Т. В. Дубровская. – Псков, 1997. – 10 с.
- Записки об изящных искусствах в России. В 2 т. / сост., пер. с нем., вступ. ст., предисловия к разделам и примеч. К. В. Малиновского. — М.: Искусство. 1990.
- Книжные памятники Псковской области. URL: http://kn-pam.pskovlib.ru/fond/collection/jashnev_v.php (дата обращения 05.11.2014)
- Музыка и музыканты Ленинграда : Сб. ст. / Ред.-сост. Л. Н. Раабен и др. - Л. : Советский композитор. Ленинградское отделение, 1972. - 239 с.: нот. ил. - (Музыка и жизнь). - Библиогр.: с. 233-238.
- Сайт Общества друзей школы Карла Мая «Майский Жук». URL: http://www.kmay.ru/ (дата обращения 05.11.2014)
- Студинов Е. В.И. Яшнев – музыкант и педагог. // Вопросы музыкознания и музыкального образования : сборник научных трудов. Вып. 3. – Вологда, 2007. – С. 231-237.
- Управление государственной архивной службы Самарской области. Самарский областной государственный архив социально-политической истории. URL: http://regsamarh.ru/sogaspi/map/parti/committee/14138/ (дата обращения 05.11.2014)