В преддверии нового учебного года отдел литературы по культуре и искусству предлагает педагогам детских музыкальных школ ознакомиться с обзором нотных изданий, предназначенных для обучения игре на фортепиано юных музыкантов, которые только начинают заниматься на этом музыкальном инструменте.
В преддверии нового учебного года отдел литературы по культуре и искусству предлагает педагогам детских музыкальных школ ознакомиться с обзором нотных изданий, предназначенных для обучения игре на фортепиано юных музыкантов, которые только начинают заниматься на этом музыкальном инструменте.
В начальный период учебы очень важны упражнения, благодаря которым закладывается фундамент техники игры на фортепиано. Однако очень часто дети не любят заниматься гаммами и этюдами из-за "сухости" материала. Если хочется разнообразить уроки интересными и необычными заданиями, то особое внимание рекомендуем обратить на сборник Г.А. Емельяновой "Упражнения-трансформеры" (Ростов н/Д, 2009).
Автор издания нестандартно подошел к изложению программного материала. "Упражнения-трансформеры" могут превращаться в пьесы и ансамбли, небольшие этюды и произведения крупной формы.
Кроме того, Г.А. Емельянова для одновременного развития музыкальных и технических сторон предлагает использовать на уроках вокально-хоровые навыки учащихся. В связи с этим многие упражнения сопровождаются подтекстовками для осмысленного и правильного интонирования мелодии с текстом.
Издание также проиллюстрировано веселыми образными рисунками.
Немало интересных упражнений содержится в сборнике "Веселая музыкальная гимнастика" С.А. Барсуковой (Ростов н/Д, 2010).
Предложенные пьесы способствуют развитию технических навыков начинающих музыкантов: исполнению различных штрихов, двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, игре двумя руками в зеркальном и параллельном движении, координации рук.
Важным достоинством представленного пособия является то, что, по мнению автора, нотный материал постигается юными музыкантами очень легко. Это происходит благодаря тому, что основная часть упражнений состоит из 5-6 нот, которые играются на белых клавишах в одной позиции.
Все упражнения легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и так далее.
Пьесы иллюстрированы картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление учащегося, и расположены в порядке постепенного усложнения материала.
В начале исполнительского пути юные музыканты только соприкасаются с великим музыкальным наследием, поэтому во время первой встречи с известными классическими произведениями у детей должно появиться желание сыграть их в дальнейшем в оригинале.
Так, в первом выпуске сборника "Большая музыка – маленькому музыканту" (СПб, 2004) Т.Ю. Гальперина стремится пробудить у учащихся желание играть и слушать хорошую музыку.
Легкие переложения позволяют детям быстро прочитать нотный текст и получить удовольствие от исполнения хорошей музыки. С этой целью некоторые пьесы изложены в более легкой тональности, упрощена фактура, в ряде случаев приводятся только небольшие фрагменты произведений.
Знакомство с творчеством каждого композитора дополняется его краткой биографией и историческим анекдотом, который с ней связан.
Веселые, озорные, добрые пьески представлены в издании "Жил-был у бабушки" (СПб, 2000).
В него вошли музыкальные материалы из собрания очень известного до революции петербургского педагога А.А. Колесникова.
Особое внимание он уделял возможности научить ребенка не только играть на фортепиано, но и петь. По мнению педагога, дети, которые умеют петь, быстрее воспринимают законы ритмики, ориентируются в интервалах, пробуют подобрать второй голос к мелодиям и, тем самым, могут постигать тайны гармонии.
Мелодии многих песен переработаны А.А. Колесниковым, некоторые из них написаны впервые.
В сборнике "Азбука игры на фортепиано" (Ростов н/Д, 2010) можно найти редкие произведения в джазовом стиле и обработки современной эстрадной музыки.
Музыкальный материал сопровождается текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух.
Предлагаемое количество материала дает возможность педагогу импровизировать в выборе объема программы в зависимости от возможностей ученика.
Игры-упражнения будут способствовать лучшему усвоению музыкальной грамоты. В них могут участвовать дети и взрослые.
Это далеко не все сборники произведений для обучения игре на фортепиано юных музыкантов, которые мы можем Вам предложить. Предлагаем ознакомиться со списком нотных изданий по данной теме, находящихся в отделе литературы по культуре и искусству:
1. Ах, вы сени мои, сени : маленькие пьески для маленьких детей : фп. / сост. А. Веселова ; худож. А. Веселов. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2010. - 32 с.
2. Донченко, Татьяна Михайловна. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! [Ноты] : первые уроки маленького пианиста / Татьяна Донченко ; Любовь Захарова. - Изд. 3-е, стереотип. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 77, [2] с. : ил. - (Мои первые ноты).
3. Королькова, Ирина Станиславовна. Крохе - музыканту [Ноты] : концертный репертуар для самых маленьких. Ч. 3 / И. Королькова. - Издание 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 55, [1] с. : ил. - (Мои первые ноты).
4. Королькова, И. Первые шаги маленького пианиста [Ноты]. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
5. Литовко, Юрий. Я буду пианистом [Ноты] : первые шаги в музыке : пьесы для фортепиано : 1-2 класс ДМШ / Ю. Литовко ; оформ.: А. Веселов, Ю. Дрюков. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2012. - 16 с. ; 29. - 0096 : 113-49.
6. Малыш и американская музыка [Ноты] : облегч. перелож. для фп. / сост. и перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2010. - 33 с.
7. Малыш и западноевропейская классическая музыка [Ноты] : облегч. перелож. для фп. / проект А. Веселовой ; сост. и перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2009. - 56 с.
8. Малыш и русская классическая музыка [Ноты] : облегч. перелож. для фп. / проект А. Веселовой ; перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2010. - 44 с.
9. Малыш и французская музыка [Ноты] : облегч. перелож. для фп. / проект А. Веселовой ; сост. и перелож. В. Дуловой. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2009. - 20 с.
10. Пора играть, малыш! [Ноты] : для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ : учебно-методическое пособие / [авт.-сост. С. А. Барсукова]. - 7-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 75, [1] с. : ил. - (Учебные пособия для ДМШ).
11. Пьесы для маленьких и самых маленьких [Ноты] / Сост. Е. Борисова, Л. Костромитина. - СПб. : Союз художников, 2001. - 28 с.
12. Сонатины для маленьких и самых маленьких [Ноты] : (Фп.) / Сост. Л. Костромитина. - СПб. : Союз художников, 2002. - 36 с.
13. Симонова, Татьяна Робертовна. Чудесные клавиши [Ноты] : пособие для начинающего пианиста / Т. Симонова ; [стихи И. А. Прудникова]. - Санкт-Петербург : Композитор. Санкт-Петербург, 2002. - 59 с.
14. Торопова, Наталья Михайловна. Первые нотки [Ноты] : сборник пьес для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ : учебно-методическое пособие / Н. М. Торопова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 47, [1] с. - (Учебные пособия для ДМШ).
15. Хромушин, Олег Николаевич. В джазе только дети [Ноты] : фп. : этюды в манере джаза для маленьких и очень маленьких / оформ. А. Веселова. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2007. - 23 с.
16. Этюды для маленьких и самых маленьких [Ноты] / сост. Л. Костромитина. - СПб. : Союз художников, 2001. - 20 с.
Мы надеемся, что предложенная литература позволит найти новые интересные музыкальные произведения и сделать с их помощью уроки яркими и запоминающимися, в ходе которых дети освоят нотную грамоту и приобретут первоначальные навыки исполнительства на фортепиано.