Грищенко Наталья Геннадьевна,
зав. отделом литературы по культуре и искусству
Взгляд на библиотеку только как на информационный центр узок и однобок. На самом деле её возможности гораздо шире. Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.
Все чаще библиотеки становятся центром общественной и культурной жизни. В связи с этим значительно возрастает роль досуговой функции библиотек, реализации которой во многом способствуют клубы.
Клубы по интересам в библиотеках – один из ярких мировых трендов. Интернет разрушил монополию книг и библиотек на информацию, однако выявил новую потребность – в живом общении с носителями знания. Люди хотят встречаться, ходить на интересные лекции и мастер-классы. Интернет-коммуникации дали возможность творческим людям узнавать друг о друге и одновременно выявили голод живого общения. Опубликоваться в сети сейчас легко, а вот выступить вживую перед аудиторией — настоящий вызов.
Библиотеки оказались подходящими организаторами: они обладают информационными фондами, интеллектуальной аурой и физическими пространствами. Добавить к этому современный дизайн, немного энтузиазма и можно вливаться в глобальную тенденцию.
Клубная работа имеет свою специфику, она значительно отличается от других видов библиотечной деятельности и требует помимо желания, специальных знаний, умений и навыков.
Специфика работы библиотечного клуба заключается в прямом выходе на организацию процесса чтения, пробуждение и поддержки интереса к книге и чтению, формированию читательской культуры и компетентности. С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.
Воспитание чтением особенно эффективно в работе клубов по интересам, которые позволяют дифференцированно вести работу с отдельными читательскими группами, и, что самое важное, в сочетании с индивидуальным подходом к каждому читателю. Воспитательная сила книги во многом зависит от читателя, от его способности к полноценному чтению. Библиотекарь, продумывая программу деятельности клуба, формы и методы работы с книгой, помогает в читательской самореализации. Клубы и кружки как социально-культурное явление имеют глубокие исторические корни. Клубная деятельность людей, организованная на основе взаимного интереса в свободное от повседневных жизненных забот время, существует, наверное, столько, сколько существует само человечество. Так, уже в античности для греческой цивилизации были характерны любительские сообщества («лесхи»), предполагавшие бескорыстный взаимный интерес их членов и стабильную организационную структуру.
«Клуб», в современном понимании этого слова, возникает на более поздней стадии общественного развития. По мысли B.И. Даля, «клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений». Специалисты по клубоведению понимают под «клубом» добровольное объединение людей на основе единства их целей, задач, интересов, деятельности, места и времени общения. Важно отметить, что клубом называют только такое объединение, в котором свободная коллективная деятельность людей носит общественно значимый характер, не является асоциальной. «Клуб, – замечает C.С. Комиссаренко, – есть продукт культуры человека, его преобразовательной деятельности, направленной на обустройство себя и окружающего мира». Другими словами, клуб создают для того, чтобы удовлетворить духовные потребности, развить природные задатки и способности, реализовать разнообразные интересы и в конечном счете творческий потенциал личности.
Признаками клуба называют: стабильный состав участников, наличие совместной деятельности на основе общего интереса, свободный выбор занятий, оформленность группы, регулярность встреч и др. Наряду с понятием «клуб» в профессиональной литературе также используются понятия «клуб по интересам», «любительское объединение», «читательское объединение», «творческое объединение». «Объединение» по смыслу означает тот же клуб, но с более сложной организацией и функциональной структурой. Добавление слов «любительский» или «по интересам» свидетельствует о том, что в основе лежат интерес человека к чему-либо, его увлеченность, призвание, наклонности, заложенный в нем творческий потенциал. Зачастую сам участник клуба не может объяснить причину и природу своего увлечения (хобби).
Первоначально клубы получают распространение в Англии XVII века. Условным моментом возникновения английских клубов считается 1652 год, когда в Англию был завезен кофе. Летописец Самюэль Пэппис упоминает таверну «Кофейный клуб», в которой собирались его друзья, чтобы обменяться новостями, обсудить их. У кофеен-клубов позже появились постоянные посетители: в одной собирались торговцы, в другой – солдаты, в третьей – брокеры и т. д. Сначала вход в клубы был свободным, однако потом заведения стали закрытыми для чужих. Женщинам вход в клубы был строго запрещен. Старейшие члены клуба принимали решения о допуске новых, собирались членские взносы, вводились различные ограничения. В дальнейшем клубы стали перебираться из кофеен в специально построенные здания. В России первый Английский клуб был открыт в 1770 году в Петербурге. Членами клуба являлись В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.
Клубы при библиотеках получают распространение в 20-е годы XX века. В резолюции 1-го Съезда библиотечных работников РСФСР (1-7 июля 1924 года) подчеркивалось, что массовая работа библиотек «должна быть рассчитана на впечатление формой, воздействие влиянием на зрение, слух, на любознательность людей, используя театральные клубные массовые действия». В массовых библиотеках страны открываются клубы самых различных направлений. Зачастую библиотека и клуб, особенно в сельской местности, находятся под одной крышей. Так, например, в отчетном докладе Комитета ВКП(б) Ухтинского уезда отмечалось, что «в уезде имеется 7 изб-читален, 3 клуба и 31 красный уголок. В каждом очаге культуры работает 5-7 кружков. В библиотеках и кружках-читальнях проводят беседы, спектакли, громкие читки, обсуждения газет и журналов и др.».
Мощным импульсом для дальнейшего развития клубов при библиотеках стало принятие «Положения о любительском объединена, клубе по интересам» (июль 1986 года). В официальном документе были определены основные направления содержательной деятельности клубов. На основе данного признака были выделены:
• объединения общественно-политической направленности (клубы политической информации, политклубы, клубы избирателей, клубы международников, клубы философов и др.);
• объединения интернационалистической, патриотической и военно-патриотической направленности;
• объединения производственной и научно-технической направленности (клубы деловых встреч, клубы экономистов, новаторов, рационализаторов и изобретателей, клубы технического творчества – радиолюбителей, технического моделирования, картинга и др.);
• объединения естественно-научной направленности (любителей астрономии, садоводов, цветоводов, аквариумистов, собаководов, любителей кошек и др.);
• объединения морально-этической направленности (дискуссионные клубы);
• объединения эстетической направленности (любителей музыки, театра, кино, литературы, песни, изобразительного искусства, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т. п.);
• физкультурно-оздоровительной направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Количество любительских клубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка – это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.
Библиотека превращается в многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением, удовлетворением и реализацией своих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальным досугом и информацией! В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.
О том, как видят будущее библиотек студенты:
«Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».