Сивакова Ирина Александровна,

заведующая сектором тифлоинформационного отдела

осп «Псковская областная специальная библиотека

для незрячих и слабовидящих»

Актуальность проекта:

На  современном этапе развития в  обществе формируется новое понимание мира как сообщества, состоящего из различных микросоциумов, от равноправного взаимодействия которых зависит успешное будущее человека. В обществе формируется новая культура – уважение к различиям между людьми.  Во многих регионах нашей страны постепенно внедряется система инклюзивного образования, которая предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуется преодолеть ряд барьеров: архитектурный, финансовый и т.п. Но еще более значимыми оказываются барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами. Социальные барьеры не имеют внешнего выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами, но их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе.

Ежегодно в Декаду инвалидов сектор по работе с детьми задействует детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ, в мероприятиях, посвященных теме толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. В 2015 году в библиотеке была проведена детско-юношеская акция «Горячие сердца», в которой приняли участие старшеклассники Таможенно-правового лицея и студенты Областного колледжа искусств.

Акция включала в себя три этапа:

  1. «Ликбез для друга»: беседу об этике поведения с инвалидами и грамотном оказании им помощи провел сотрудник библиотеки.
  2. Помощь в сопровождении незрячих и слабовидящих читателей по библиотеке, проведение их в концертный зал, где состоялся концерт, организованный Псковским областным колледжем искусств им.Н.А.Римского-Корсакова.
  3. Распространение информации в учебных заведениях об акции, незрячих людях и правилах, которые необходимо соблюдать при оказании им помощи. Распространение памяток, изданных библиотекой: «О библиотеке» и «Правила оказания помощи незрячим людям». Эта деятельность возлагалась на участников-волонтеров при участии классных руководителей.

Цель проекта: Проведение ряда ознакомительных экскурсий, которые позволят:

1. Познакомиться с миром слепых  людей, узнать об особенностях обучения в специальных учреждениях (школах,  реабилитационных центрах).

2. Узнать о способах восприятия  информации незрячими. 

3. Познакомится с их повседневной жизнью (увлечения, достижения, профессии).

4. Получить тот информационный минимум, который не позволит  испугаться человека, имеющего физические ограничения, избавит  от предвзятой оценки особенных людей и даст  возможность вести себя уверенно при общении с особенными людьми. 

Участники проекта:

- учащиеся  общеобразовательных школ города;

- учащиеся специальных школ города (дети с ЗПР, глухие дети);

- студенты  педагогических колледжей.

План проекта:

В рамках проекта предполагается:

- знакомство участников с особенностями восприятия информации людей с различными нарушениями зрения;

- мастер-класс «Особенности общения с незрячими людьми»;

- знакомство с книгами специальных форматов;

- изучение основных принципов чтения и письма шрифтом Брайля и мастер-класс «Шрифт Брайля»;

- знакомство со специальными техническими средствами реабилитации инвалидов по зрению (бытовые тифлоприборы, аудиотехника и компьютерные технологии);

- «Истории успеха» – биографии знаменитых незрячих людей;

- разработка и раздача буклета с правилами общения с незрячими и слабовидящими людьми. 

Ожидаемые результаты:

1. Изменение отношения участников  проекта к незрячим людям:

- разрушение стереотипов восприятия людей с глубокой зрительной патологией;

- толерантное поведение – развитие коммуникативных навыков.

2. Повышение социальной активности участников проекта - дальнейшее распространение полученной информации среди ближайшего окружения участников проекта (друзья, знакомые, родственники).

3. Расширение партнерских отношений с учебными и коррекционными заведениями г. Пскова.

Высокая социальная значимость проекта состоит в том, что он:

- расширяет представления  учащихся о людях с особыми потребностями;

- формирует некоторые предпосылки для осуществления инклюзивного образования в школах;

- способствует уменьшению социальной напряженности  в обществе;

- способствует популяризации деятельности специальной библиотеки;

- формирует некоторые предпосылки для дальнейшей деятельности в области волонтерской и благотворительной деятельности.

Срок реализации проекта: 12 месяцев.

Перспектива:

В дальнейшем планируется провести ряд массовых интерактивных мероприятий для детей, которые будут носить инклюзивный характер, т.е. включение в процесс, как зрячих людей, так и людей с ОВЗ.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество