Сивакова Ирина Александровна,
заведующая сектором тифлоинформационного отдела
осп «Псковская областная специальная библиотека
для незрячих и слабовидящих»
Актуальность проекта:
На современном этапе развития в обществе формируется новое понимание мира как сообщества, состоящего из различных микросоциумов, от равноправного взаимодействия которых зависит успешное будущее человека. В обществе формируется новая культура – уважение к различиям между людьми. Во многих регионах нашей страны постепенно внедряется система инклюзивного образования, которая предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуется преодолеть ряд барьеров: архитектурный, финансовый и т.п. Но еще более значимыми оказываются барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами. Социальные барьеры не имеют внешнего выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами, но их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе.
Ежегодно в Декаду инвалидов сектор по работе с детьми задействует детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ, в мероприятиях, посвященных теме толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. В 2015 году в библиотеке была проведена детско-юношеская акция «Горячие сердца», в которой приняли участие старшеклассники Таможенно-правового лицея и студенты Областного колледжа искусств.
Акция включала в себя три этапа:
- «Ликбез для друга»: беседу об этике поведения с инвалидами и грамотном оказании им помощи провел сотрудник библиотеки.
- Помощь в сопровождении незрячих и слабовидящих читателей по библиотеке, проведение их в концертный зал, где состоялся концерт, организованный Псковским областным колледжем искусств им.Н.А.Римского-Корсакова.
- Распространение информации в учебных заведениях об акции, незрячих людях и правилах, которые необходимо соблюдать при оказании им помощи. Распространение памяток, изданных библиотекой: «О библиотеке» и «Правила оказания помощи незрячим людям». Эта деятельность возлагалась на участников-волонтеров при участии классных руководителей.
Цель проекта: Проведение ряда ознакомительных экскурсий, которые позволят:
1. Познакомиться с миром слепых людей, узнать об особенностях обучения в специальных учреждениях (школах, реабилитационных центрах).
2. Узнать о способах восприятия информации незрячими.
3. Познакомится с их повседневной жизнью (увлечения, достижения, профессии).
4. Получить тот информационный минимум, который не позволит испугаться человека, имеющего физические ограничения, избавит от предвзятой оценки особенных людей и даст возможность вести себя уверенно при общении с особенными людьми.
Участники проекта:
- учащиеся общеобразовательных школ города;
- учащиеся специальных школ города (дети с ЗПР, глухие дети);
- студенты педагогических колледжей.
План проекта:
В рамках проекта предполагается:
- знакомство участников с особенностями восприятия информации людей с различными нарушениями зрения;
- мастер-класс «Особенности общения с незрячими людьми»;
- знакомство с книгами специальных форматов;
- изучение основных принципов чтения и письма шрифтом Брайля и мастер-класс «Шрифт Брайля»;
- знакомство со специальными техническими средствами реабилитации инвалидов по зрению (бытовые тифлоприборы, аудиотехника и компьютерные технологии);
- «Истории успеха» – биографии знаменитых незрячих людей;
- разработка и раздача буклета с правилами общения с незрячими и слабовидящими людьми.
Ожидаемые результаты:
1. Изменение отношения участников проекта к незрячим людям:
- разрушение стереотипов восприятия людей с глубокой зрительной патологией;
- толерантное поведение – развитие коммуникативных навыков.
2. Повышение социальной активности участников проекта - дальнейшее распространение полученной информации среди ближайшего окружения участников проекта (друзья, знакомые, родственники).
3. Расширение партнерских отношений с учебными и коррекционными заведениями г. Пскова.
Высокая социальная значимость проекта состоит в том, что он:
- расширяет представления учащихся о людях с особыми потребностями;
- формирует некоторые предпосылки для осуществления инклюзивного образования в школах;
- способствует уменьшению социальной напряженности в обществе;
- способствует популяризации деятельности специальной библиотеки;
- формирует некоторые предпосылки для дальнейшей деятельности в области волонтерской и благотворительной деятельности.
Срок реализации проекта: 12 месяцев.
Перспектива:
В дальнейшем планируется провести ряд массовых интерактивных мероприятий для детей, которые будут носить инклюзивный характер, т.е. включение в процесс, как зрячих людей, так и людей с ОВЗ.