Чернявская Ирина Евгеньевна,
заведующая отделом гуманитарной литературы
ГБУК «Псковская областная универсальнаянаучная библиотека»
Внестационарное обслуживание появилось одновременно с возникновением публичных библиотек. Весь период своего существования этот вид библиотечного обслуживания развивался и совершенствовался, являясь важным инструментом распространения знаний, информации, культуры. В России внестационарное библиотечное обслуживание возникло в начале ХХ века. В резолюции Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу в 1911 г. признавалась необходимость общественных передвижных библиотек или отдельных библиотек для обслуживания мелких посёлков, например, в виде специальных фургонов с возчиками-библиотекарями, которые должны были совершать еженедельные объезды своего района.
Если говорить о целях внестационарного библиотечного обслуживания, то это, прежде всего, дифференцированное обслуживание пользователей за пределами стационарной библиотеки и приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учёбы или отдыха населения, обеспечение доступа к информационным ресурсам библиотеки граждан, не имеющих возможности посещать библиотеку (инвалидов, престарелых и др.)
Задачи внестационарных форм библиотечного обслуживания:
- обеспечение прав граждан на доступ к информации;
- бесплатное получение полной информации о составе библиотечных фондов и другие виды библиотечного информирования;
- привлечение к чтению населения;
- доведение библиотечной услуги до каждого жителя в соответствии с его потребностями и интересами.
Внестационарное библиотечное обслуживание выполняет важную социальную роль, поскольку позволяет получить основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности (в связи с отдалённостью проживания, по состоянию здоровья или в силу специфики работы) посещать стационарную библиотеку.
В сложившейся ситуации, в период ремонта, библиотеке, важно не утерять свои позиции, а наоборот, расширить их и «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния.
В своей работе отдел гуманитарной литературы ПОУНБ использовал различные формы внестационарного обслуживания, особое внимание хочется уделить книгоношеству и организации выездных читальных залов.
Книгоношество – одна из наиболее традиционных форм внестационарного обслуживания. В обобщенном варианте книгоноша – это распространитель либо продавец книг в розницу. Так же называли библиотечных работников, доставляющих литературу в труднодоступные или отдаленные районы. Сейчас суть книгоношества заключается в том, что библиотекарь приносит книги и периодику читателю, который в силу возраста, здоровья не может сам прийти в библиотеку. Таким местом для нас стало Специальное отделение для одиноких престарелых, проживающих в специализированном жилье. Книгоношество играет гуманную роль, помогая пожилым и немощным людям сохранять социальные связи, реализуемые через чтение и общение.
Так, 30 октября 2018 года специалистами отдела гуманитарной литературы был проведен обзор российского литературного журнала «Наш современник». Встреча началась со знакомства с биографией и творчеством главного редактора журнала С. Ю. Куняева. Говорили о писателях и поэтах, часто публикующихся в журнале. Особое внимание было уделено поэту Н. Рубцову, его великолепным стихам, которые прозвучали во время мероприятия.
27 декабря был проведен обзор российского литературного журнала «Иностранная литература».
На таких мероприятиях всегда хочется создать особую атмосферу, и это получается у сотрудников. Свободное, доброжелательное общение оказывается очень полезным для людей пенсионного возраста, они не только получают информацию о новых книгах, журналах, но и обмениваются мнениями, спорят и уже считают сотрудников ПОУНБ единомышленниками и друзьями.
Следующая форма внестационарной работы, используемая отделом, – организация выездных читальных залов.
В период с октября по февраль отделом было организовано 3 выездных читальных зала, посредством которых книги и периодические издания из фондов библиотеки могли изучаться по месту работы и учёбы. Выездные читальные залы в учебных заведениях организовывались по договоренности с руководителем учебного заведения, сотрудникам ОГЛ выделялось помещение (библиотека), определённые дни недели и часы работы. Учёт велся в журнале по графам: дата, мероприятие, количество присутствующих, где проводится и кем, выдача документов по содержанию. Данные суммировались и отражались в итогах по внестационарному библиотечному обслуживанию.
26 ноября сотрудники отдела гуманитарной литературы ПОУНБ посетили одну из школ города, где организовали выездной читальный зал. Представленные книги для педагогов рассказывали о том, как повысить своё педагогическое мастерство, книги для родителей разъясняли, как суметь понять своего ребёнка и максимально раскрыть его способности, а школьникам была представлена познавательная литература.
Выездные читальные залы стимулируют интерес к книге, привлекают новых читателей, приобщают детей к чтению и приближают библиотеку к людям. Особенную важность такая форма работы имеет в небольших населенных пунктах, в которых нет большого выбора книг. Именно поэтому отдел гуманитарной литературы 3 декабря в «Майском союзе юных экологов “Ласточка” им. Е. Вагановой» в п. Вернявино Палкинского района организовал работу выездного читального зала «Береги землю!».
13 февраля сотрудники отдела гуманитарной литературы ПОУНБ посетили одну из школ города, где организовали выездной читальный зал. Тема «Научно-познавательная литература школьникам» была предложена учебным заведением. Представленные книги имели целью помочь школьникам в написании докладов и рефератов, расширяли знания по таким дисциплинам, как история, география, математика, литература.
Кроме доставки и выдачи литературы сотрудники ОГЛ внестационарно проводят различные культурно-просветительские мероприятия, обзоры, часы информации, викторины.
Отдел ориентирован на партнерство с образовательными учреждениями. Данный вид партнерства решает прежде всего задачи, связанные с широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания. Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса.
В период ремонта отдел продолжает вести работу по следующим направлениям:
Историко-патриотическое – направлено на воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своей Родине, стремление к получению дополнительных знаний, приобщению к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.
23 и 24 октября в одной из школ города прошел познавательно-исторический час ко Дню народного единства на тему: «В единстве народа – великая сила». Целью мероприятия было формирование представлений об истории создания этого государственного праздника, углубление и расширение знаний по истории России.
5, 11, 12 декабря для учащихся школ города прошли Уроки мужества, посвященные Дню Неизвестного Солдата (3 декабря), Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (5 декабря), Дню Героев Отечества (9 декабря). Мероприятия были нацелены на воспитание у учащихся чувства патриотизма, развитие интереса и уважения к истории своего и других народов, формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.
27 января Россия отметила 75-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. Это трагическая страница в истории нашей страны, важная дата для русского народа и международного сообщества, ведь в осажденном городе погибли представители многих наций. 29 января сотрудники отдела гуманитарной литературы для псковских школьников провели час памяти «Ленинград сражался, Ленинград победил». В ходе мероприятия школьники узнали, как приговоренный нацистами к смерти город – выжил, как жители блокадного Ленинграда стояли в бесконечных очередях за хлебом, спасались от бомбежек, работали и умирали для победы…
Экологическое просвещение населения.
Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная помочь экологическому образованию. За отчетный период проведена большая работа по экологическому просвещению. Приоритетным направлением работы сектора является экологическое информирование населения (сайт «Твой след на земле»), экологическое просвещение подрастающего поколения.
Цели и задачи, которые ставил перед собой сотрудник сектора экологической информации:
- привлечь внимание к экологическому просвещению;
- способствовать формированию экологической культуры;
- обмен опытом работы по экологическому воспитанию;
- корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.
Несмотря на имеющиеся проблемы, работа сектора и отдела в целом в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные викторины на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в экологических акциях, проведение встреч с интересными людьми.
20 и 21 сентября в одной из школ города прошел экологический урок «Жил-был лес», приуроченный ко Дню лесника (16 сентября), где в игровой форме детям рассказали о том, как лес стоит на страже природы и людей, о правилах поведения на природе, о мерах защиты леса и его богатств.
9 и 10 октября в одной из школ города прошел экологический урок «Соседи по планете: их права и наша защита», приуроченный к Всемирному Дню защиты животных. В ходе мероприятия дети познакомились с историей праздника, узнали о том, какие проводятся акции (мероприятия) в защиту животных. Встреча была нацелена на воспитание гуманных общечеловеческих качеств у детей – заботы и сострадания, чувства ответственности за прирученных животных.
12 октября отдел принял участие в торжественном мероприятии – открытии автогородка в Стремуткинской СОШ. Площадка для изучения детьми правил дорожного движения – совместный проект Администрации Псковского района, ООО «ПсковАгроИнвест», Администрации с/п «Ядровская волость», ГБУ «Управление автомобильных дорог Псковской области». Комитет по образованию Псковской области. Юные экологи из «Майского союза» вырастили саженцы ясеня для аллеи «Дружбы и взаимопомощи». На торжественном открытии площадки сотрудник отдела гуманитарной литературы ПОУНБ выступила перед учащимися школы, учителями и почетными гостями мероприятия и рассказала о ясене пенсильванском, который будет расти на аллее. Гости праздника узнали о легендах и мифах, связанных с этим деревом, об особенностях посадки и ухода, получили много другой интересной и полезной информации, после чего состоялась посадка деревьев.
31 октября отмечается Всемирный день городов. В этот день отдел гуманитарной литературы для экологов из Майского союза рассказал об экологии города, загрязнении воздуха и других проблемах. Для нашего города большое значение имеет развитие гражданской авиации, хотя в плане экологии самолеты требуют отдельной работы. Поэтому основным событием этого дня стала незабываемая экскурсия, организованная Псковским центром ОВД (Филиал «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»). В ходе экскурсии участники Майского союза узнали о работе авиадиспетчеров, посмотрели познавательный фильм, посетили аэропорт и побывали в самолете.
С 4 по 14 ноября прошел комплекс экологических уроков «Реки Псковской области». Цель занятий – познакомить детей с основными реками Псковской земли, развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам и направить их на конкретные шаги по охране природы в повседневной жизни.
4 ноября прошел экологический урок в воскресной школе при Спасо-Елиазаровском монастыре. После занятия дети устроили экологический десант на Елизаровское озеро и убрали мусор на берегу.
9 ноября отдел гуманитарной литературы отправился в Майский союз юных экологов им. Е. Вагановой в пос. Вернявино Палкинского района, с которым продолжает продуктивное сотрудничество. Участники союза поиграли в интерактивную игру, больше узнали о реках, а также сами поделились своими знаниями и опытом по охране водных ресурсов.
11 ноября урок прошел в воскресной школе при Пушкиногорской школе-интернате (пгт. Пушкинские горы). Игровой урок помог учащимся узнать о реках и их охране, а также самим рассказать о протекающих в их родных городах реках.
13 и 14 ноября отдел гуманитарной литературы посетил одну из школ города Пскова с экологическим уроком «Реки Псковской области», на котором учащиеся 1-4 классов поиграли в командную игру, в ходе которой определили, из каких частей состоит река, почему реки важны для природы и человека, а также какие шаги в охране природы они могут совершать уже сейчас.
Красная книга Псковской области стала важным эффективным инструментом для изучения природы родного края. В связи с этим мы продолжаем цикл экологических уроков, направленных на знакомство школьников с представителями Красной книги Псковской области. 28 ноября 2018 года сотрудником отдела гуманитарной литературы сектора экологической информации для учеников одной из школ города Пскова был проведён экоурок «Обыкновенный зимородок». Рассказ сопровождался познавательной презентацией и видеороликом, который помог ребятам окунуться в мир живой природы и увидеть, как птица ведёт себя в естественной среде обитания. В ходе экоурока школьникам напомнили о бережном отношении к представителям дикой природы и необходимости их защиты.
5 декабря по инициативе сектора экологической информации была организована встреча представителя компании ООО «АСПО» с учениками одной из псковских школ. В ходе мероприятия заместитель директора по экологии Вадим Николаевич Левин рассказал о работе предприятия «АСПО» и мусороперерабатывающего комплекса в деревне Котово. Дети узнали, что в комплексе есть несколько цехов, в одном из которых изготавливают полимерпесчаную тротуарную плитку из отходов. Ребятам рассказали, как у себя дома правильно организовать раздельный сбор отходов. Участники занимательного урока коснулись вопроса экологической культуры горожан.
На сайте «Твой след на Земле» с 5 декабря по 31 декабря 2018 года включительно стартовал конкурс детских экологических плакатов. Девиз конкурса: «Береги!» – очень ёмкий по содержанию и необычайно актуальный сегодня для нас всех, наших решений и дел. Плакат – это отличный способ быстро донести своё мнение до окружающих. Создавая плакаты, юные художники города Пскова выразили свой взгляд на окружающую нас природу и обратились с призывом любить и охранять природу. Посетители сайта могли перейти по ссылке http://ecology.pskovlib.ru/konkurs и проголосовать за понравившийся плакат. Школьники, набравшие наибольшее количество голосов, были награждены благодарственными письмами и призами.
Отдел в целях решения общих задач выстраивает взаимовыгодные отношения с природоохранными организациями:
С 5 по 31 декабря 2018 года на сайте «Твой след на Земле» впервые стартовал конкурс детских экологических плакатов. Организатором конкурса выступил сектор экологической информации отдела гуманитарной литературы.
11 января 2019 года, во Всероссийский день заповедников и национальный парков, в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углублённым изучением английского языка» состоялось награждение победителей, которые определились путём интернет-голосования.
Девизом конкурса стал призыв: «Береги!». Нарисовав плакаты, юные художники города Пскова выразили свой взгляд на окружающую нас природу и обратились с призывом любить и охранять природу.
Неслучайно по инициативе сектора экологической информации на мероприятие была приглашена начальник информационного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области Александрова Ирина. Сотрудник Росприроднадзора рассказала детям о том, как осуществляется контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, защиты лесного фонда и водных объектов.
Ирина Александрова в торжественной обстановке поздравила школьников, набравших наибольшее количество голосов, наградила победителей, занявших первые 3 места, грамотами и особым призом – Красной книгой Псковской области. Красная книга стала символичным подарком, ведь не только учёные, но и специалисты в области природоохранной деятельности провели серьёзную исследовательскую работу при создании Красной книги. И у победителей конкурса появилась прекрасная возможность ознакомиться с ценной информацией о растениях и животных, обитающих в нашем регионе. Все конкурсанты получили сертификаты участника.
30 января в целях популяризации региональной Красной книги сектор экологической информации отдела гуманитарной литературы Псковской областной научной библиотеки пригласил активных пользователей, специалистов, опытных и любопытных любителей природы стать активными участниками викторины «По страницам Красной книги Псковской области» на сайте «Твой след на Земле».
В разделе «Викторина» нужно было ответить на 34 вопроса по Красной книге Псковской области. Ответив на все вопросы правильно, участник получал электронный сертификат «По станицам Красной книги Псковской области».
8 февраля была организована выездная встреча заместителя директора по экологическому просвещению НП «Себежский» Голубева Андрея Николаевича с учениками одной из псковских школ.
Ребята узнали, что на юго-западе Псковской области располагается Себежский район, который за богатство озерами называют «Псковской Швейцарией». На территории района располагается Себежский национальный парк, имеющий статус особо охраняемой природной территории федерального значения. Напомним, что в Красной книге Псковской области содержится информация об этом уникальном объекте природы. Всю красоту Себежского края помог передать короткометражный фильм, который с большим интересом посмотрели учащиеся.
Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ)? Какие общекультурные, научные, рекреационные, просветительские функции они выполняют? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы её сохранить? Ответы на эти вопросы смогли дать школьники в конце встречи.
По уже сложившейся давней традиции «Национальный парк Себежский в гостях у псковичей» – это мероприятие необходимое и очень интересное для выполнения одного из основных направлений деятельности парка и сектора экологической информации – экологического просвещения подрастающего поколения.
Актуальные мероприятия по календарю событий, праздников и знаменательных дат.
28 ноября для студентов-филологов ПсковГУ прошел час информации «Литературно-художественные журналы России». В ходе мероприятия студенты узнали об истории «толстых» журналов в России и познакомились с самыми крупными литературно-художественными журналами, которые представлены в том числе и в фонде ПОУНБ. Кроме того, слушателям были представлены произведения, номинированные на престижные литературные премии 2018 года, которые были напечатаны в литературно-художественных журналах: «Люди Черного дракона» Алексея Винокурова (Знамя. – 2016. – № 7), «Бюро проверки» Александра Архангельского (Октябрь. – 2018. – № 3-4) – из шорт-листа премии «Большая книга» – и «Прыжок в длину» Ольги Славниковой (Знамя. – 2017. – № 7-8) – лауреат премии «Ясная поляна». Посетило 34 слушателя.
27 и 28 ноября в одной из школ города был проведен познавательный час «Что такое этикет». Целью мероприятия было показать детям, в чем заключается уважение к людям и как оно выражается в поведении, и приобщить к правилам хорошего тона. В основу легла книга Натальи Бабиной «Секреты этикета», из которой учащиеся узнали об этикете общения и учебном этикете. Особое внимание было уделено приветствию как основному правилу этикета, поскольку накануне отмечался Всемирный день приветствий. Школьники узнали об истории этого праздника, совершили виртуальное путешествия по странам мира и не только познакомились с разными традициями приветствий, но и сами попробовали поприветствовать друг друга как это делают в Индии, Китае, Кении, Новой Зеландии и других странах. Просмотр мультфильма о хороших манерах закрепил полученные в ходе урока знания. Посетило 65 школьников.
25 и 26 декабря в одной из школ города был проведен познавательный час «Новый год шагает по планете» о традициях празднования Нового года в разных странах мира.
17 января во многих странах мира отмечается День детских изобретений. Человечеству известно немало важных вещей, которые изобрели дети и подростки. Часто мы пользуемся плодами пытливого детского ума и фантазии, даже не подозревая об истории их создания. Список детских изобретений постоянно пополняется – ведь маленькие изобретатели постоянно рождаются на всех континентах. 15 и 16 января сотрудники отдела гуманитарной литературы ПОУНБ в одной из школ города провели культурно-просветительское мероприятие «День детских изобретений». Учащиеся узнали, что именно дети изобрели ласты для рук, водные лыжи, меховые наушники, батут, фруктовый лёд и множество других полезных вещей. Особенно важное изобретение – рельефно-точечная азбука для незрячих, разработанная 15-летним Луи Брайлем, ослепшим в детстве. Чтобы ближе познакомиться с этим изобретением, дети рассмотрели и пощупали книги для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля. Встреча с элементами жизни людей с нарушениями зрения помогает детям развивать эмпатию и лучше понимать особенные потребности других. Книги для людей с особенностями зрения были предоставлены Псковской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих.
Одна из важнейших задач образования – формирование познавательной активности и расширение кругозора учащихся, а также повышение интереса к родному языку. Именно для этого сотрудников отдела гуманитарной литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки пригласили принять участие в Неделе русского языка и литературы в одной из школ города, которая проходит с 6 по 14 февраля и приурочена к Международному дню родного языка (21 февраля). В рамках данной акции сотрудник отдела гуманитарной литературы Мария Польская провела 4 культурно-просветительских мероприятия на тему «Почему языки такие разные», в основу которых легла одноимённая книга лингвиста, члена РАН, доктора филологических наук, профессора МГУ Владимира Плунгяна. Эта книга в 2011 году получила престижную премию «Просветитель» в области гуманитарных наук, благодаря своей простоте и образности она подходит как любому школьнику, так и взрослому, который ничего не знает о лингвистике, но очень хочет узнать. Выбор именно этой книги обусловлен не только её безусловной познавательной ценностью, но и раскрытием не самых привычных вопросов при изучении русского языка. Она поможет развеять представление о языке как о наборе правил, которые кто-то зачем-то когда-то придумал, а теперь их нужно выучить, чтобы сдать экзамен. Юному читателю намного интереснее и проще изучать язык, когда он представляет, как язык живёт и развивается, какую структуру имеет и почему, в чём разные языки отличают и чем похожи и т. д. В ходе урока школьники узнали о том, что такое лингвистика и диалекты, какие языки – родственные русскому и почему так получилось, как они изменяются и развиваются, что такое языковые группы и семьи, какие языки самые распространённые и многое другое. Завершился урок просмотром небольшого познавательного видеоролика об эволюции языка. На мероприятии учащиеся сравнивали русский язык с белорусским и украинским, попробовав почитать стихи на этих языках, искали устаревшие обороты в сказках А. С. Пушкина.
Итог:
В период ремонта отделом проведено 39 культурно-просветительных мероприятий.
Внестационарное библиотечное обслуживание является одним из актуальных направлений библиотечной деятельности. Можно выделить несколько безусловно положительных моментов внестационарной работы:
- Формы внестационарного обслуживания способствуют расширению круга читателей и, в целом, повышению имиджа библиотек.
- Внестационарное обслуживание позволяет удовлетворить информационные потребности пользователей в контексте привычной среды.
- Внестационарное библиотечное обслуживание позволяет библиотекам укрепить координационные связи с различными организациями и учреждениями.