Галактионова Светлана Алексеевна,

заведующая отделом абонемента

ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.

Сегодня в России проблема чтения стоит как никогда остро. Современное поколение мало читает. Интерес к чтению в России неуклонно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. Причины называются разные, но многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяются телевизором и Интернетом. Уже не первый год идут споры о том, что делать, как вернуть людей к литературе.

Россия давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов – при среднемировом в 6,5 часа в неделю. С таким количеством часов Россия не входит даже в десятку самых читающих стран. Успокаивать себя можно только тем, что англичане и американцы читают ещё меньше.

В 21 веке чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. Чтению большое внимание уделяет и наш президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей».

На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки.

Национальная программа поддержки и развития чтения начинается со слов: «Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни соответствовало общепризнанным мировым стандартам. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем».

Программой поставлена и главная задача: вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы его будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет.

Вопрос продвижения чтения в нечитающей среде постоянно стоял на повестке дня практикующих библиотечных специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами доминировала идеология. Например, в 30-е годы к чтению относились как к «орудию политической борьбы». Подразумевалось, что просветившись, в классовую борьбу включатся широкие народные массы.

В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в «строительстве будущего». В то время делался акцент на проведении массовых мероприятий идеологической направленности. Они зачастую носили формальный характер и проводились в основном для тех, кто уже был читателем библиотеки. В это же время широкое развитие получили читательские клубы и объединения по интересам, которые действовали при библиотеках.

Новое время принесло новые проблемы и новые возможности. Появилась гуманистическая позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче – развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.

Поэтому основными своими задачами библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.

Не секрет, что читаем мы сегодня намного меньше, а некоторые из нас не читают вообще. И не потому, что интересных книг стало меньше (у каждого, наверняка, есть стопка книг, отложенных для прочтения) — просто время изменилось. После тяжёлого рабочего дня гораздо легче включить телевизор и найти среди десяти-восемнадцати и более каналов интересную передачу. Чтение требует совсем других усилий, запуска других психологических и интеллектуальных процессов, более сложных и более затратных. А человеческий организм на уровне подсознания привык себя экономить. Значит ли это, что эту ситуацию невозможно изменить? Наверное, можно, но для этого нужно осознать её и изменить подходы к ней. Чтение, несмотря ни на что, пока ещё остается жизненно важным навыком.

Сегодня перед библиотеками стоит важная задача – переломить ситуацию нечтения. И задача эта не из легких, так как библиотеке сложно конкурировать с массой развлечений, на которые люди готовы потратить больше своего свободного времени, чем на чтение книг.

Решая задачу формирования у населения потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Во-первых, читая художественную литературу, человек переживает эмоции восторга, жалости, любви, сострадания и таким образом тренирует душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рождает человека, не просто потребляющего информацию, а получающего знания.

Задача библиотеки в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь читателям открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.

Виды и формы современных библиотечных мероприятий

1. Деятельностные формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие к сотрудничеству и включению в читательскую, творческую, литературную деятельность.

  • В течение нескольких лет на абонементе проводились акции по продвижению книги и чтения:
  1.  Акция «Лидер летнего чтения» в 2012 -2013 г. По результатам акций были выявлены победители, прочитавшие наибольшее количество книг за летние месяцы. Всем победителям были вручены грамоты и памятные подарки.
  2. В летние месяцы 2014 г. на абонементе проводилась акция «Книжный лидер летнего чтения». В начале сентября были подведены итоги акции, информация была выставлена на сайте библиотеки. В отделе абонемента лидировали книги по нескольким темам:

Классики российской литературы – М. Булгаков («Мастер и Маргарита») и Д. Гранин («Мой лейтенант»)

Классики зарубежной литературы – Э.М. Ремарк («На западном фронте без перемен») и Г.Маркес («Полковнику никто не пишет»)

Современная духовная литература – Е. Чижова «Лавра» и «Не святые святые» архимандрита Тихона.

2. Информационные формы: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам, премиям в области литературы, книгам юбилярам, писателям-юбилярам, обзоры новых книг, тематические подборки книг, встречи с участниками литературного и издательского процесса.

  • Участие абонемента в книжном форуме «Русский запад», на котором проходили встречи с участниками литературного и издательского процесса.

К книжному форуму «Русский Запад» 2014 г. были налажены связи с детским издательством «Самокат» (г. Санкт- Петербург). Специалистом издательства М. Орловой для студентов ПГУ и учащихся 4 лицея были проведены:

Лекция «Современное чтение малышам до трех лет: главные принципы, главные современные книги и мировые тренды в детском чтении» и мастер – класс по книге «Карты» А. и Д. Мизелинских. Также в рамках форума прошла творческая встреча детского писателя В. Сотникова с юными псковичами.           

В 2015 году отдел отвечал за подготовку и проведение мероприятий детской площадки «Русского Запада». Для учащихся различных школ города прошли следующие мероприятия: семинар «Закулисье детской книги» - работа современного редактора», лекция «Детская литература «оттепели» - забытые и новые имена» (Илья Берштейн (Москва), «Как говорить с детьми о войне» - презентация книжной серии «Как это было», познавательно–развлекательная программа для детей иллюстратора детских книг Варвары Помидор (СПб).

  • Литературные гостиные «У Великой»

В течение года абонементом проводятся литературные гостиные по творчеству писателей – юбиляров. Цикл «Литературная гостиная «У Великой» проходит в Псковской областной библиотеке уже много лет и включает в себя различные литературоведческие мероприятия: беседы, обзоры, презентации, выставки книг, посвященные юбилеям знаменитых поэтов и писателей. Одними из последних были проведены гостиные по творчеству Даниила Гранина и Ивана Крылова.

  • Обзоры

Одной из традиционных форм работы абонемента по популяризации лучших художественных произведений являются обзоры литературы по творчеству писателей –юбиляров, литературным премиям, тематические обзоры художественной литературы. Главная цель обзора состоит в том, чтобы привлечь, заинтересовать читателя книгой, вызвать у него желание прочитать это произведение. Обзор должен быть живым и увлекательным для читателей.

Отделом абонемента проводятся обзоры для:

  1. Учащихся школ города
  2. Педагогов русского языка и литературы в ПОИПКРО («Лауреаты литературных премий» и «Писатели – юбиляры»)
  3. Для пожилых людей в специальном доме для престарелых.

 Таблица обзоров художественной литературы абонемента

Год

Школы

ПОИПКРО

Спец. Дом для престарелых

Радио

2012

-

-

3

4

2013

Летний лагерь - 8

-

4

3

2014

3

Летний лагерь - 5

1

4

3

2015

3

Летний лагерь -4

3

5

2

2016

10

Летний лагерь -3

1

6

1

2017

10

Летний лагерь -5

2

6

-

2018

15

Летний лагерь -5

3

4

-

 

 «Говоря о том, что реально происходит в книжной отрасли, с Программой поддержки чтения и с читательской компетенцией, следует отметить, что если наши 9–10-летние дети действительно занимают хорошую позицию в мире по чтению, определяемую методикой PEARS(международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), то уже 15-летние, по оценкам PISA, скатываются всё ниже и ниже», – привёл данные статистики заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьев.

Совершенно справедливо, что основная проблема – в школе. Если в начальной школе мы сохранили советскую систему подготовки, там учат читать, то в средней мы теряем подростков, и к 15 годам они не могут быть конкурентными среди своих сверстников из развитых стран. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу молодого поколения, а также на их речь. Начинать приобщать нужно к чтению с первых классов.

Уже шестой сезон с июня по август Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь организаторам летних школьных лагерей проводит цикл мероприятий «Летнее чтение». Отдел абонемента принимает активное участие и проводит 5-6 мероприятий в библиотеке или на площадках школ города (в 2018 году) ежегодно. Исходя из опыта проведения обзоров для начальной школы вывод один – дети не читают и родители им не читают.

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

На литературных встречах ребята знакомились с жизнью и творчеством знаменитых детских писателей и поэтов А. Барто, К. Чуковского, Маршака, П. Бажова, Н. Носова и других, с удовольствием вспоминали и читали вслух стихи, разгадывали ребусы и загадки, смотрели мультфильмы, участвовали в викторинах.

Для учащихся старших классов проводятся обзоры по творчеству писателей – юбиляров и тематические обзоры, например «Серебряный век русской литературы», «Тема революции в художественной литературе», «И была надпись вины его – царь», «Человек в тоталитарном обществе» и т.д.

  • Другой испытанной формой популяризации книг и чтения являются выставки.
  1. Использование в работе жанровых выставок позволяет не только наиболее полно раскрыть отдельные части фонда, но и удовлетворить потребности читателей библиотеки в литературе по интересующей их теме. На абонементе в фонде выделены стеллажи для книг, написанных в жанре военной прозы, детектива, любовного романа, исторического романа, мистики.
  2. Широкий простор для приобщения читателей к серьёзной художественной литературе и реализации творческих возможностей библиотекаря даёт выставка одной книги. Библиотекарь получает возможность представить книгу максимально разнообразно, что значительно повышает шанс заинтересовать пользователя чтением «трудной» литературы. Книга предстаёт перед читателем в различных аспектах. Это история создания произведения, его прототипы, переиздания книги, иллюстрации разных художников, судьба книги и её автора.
  3. В целях пропаганды лучших художественных произведений писателей России и бывшего СССР на абонементе используется такая форма выставочной работы, как выставка одного автора, обычно к юбилейной или памятной дате писателя. На ней представлены не только произведения какого-либо писателя, поэта, но и различные материалы о его жизни и творчестве. Это дневниковые записи, мемуары, воспоминания современников, статьи литературных критиков.
  4. Современным и удобным инструментом для популяризации библиотечных услуг, книги и чтения, привлечения новых пользователей служит библиотечный сайт.

Использование в библиотечной деятельности компьютерных технологий, возможностей Интернета позволяет внести новизну в уже привычные, традиционные формы выставок, наполнить их большим информационным и эмоциональным содержанием. Такой формой выставочной работы являются виртуальные выставки. Огромное достоинство этих выставок заключается в том, что читатель может знакомиться с библиотечным фондом, не заходя в библиотеку. Более того, пользователь получает возможность изучить представленные на выставке книги, не ограничиваясь сроками существования экспозиции. И, что немаловажно для взрослой аудитории, имеющей ограниченный объём свободного времени, с предлагаемой литературой можно ознакомиться практически круглосуточно, независимо от графика работы библиотеки.

  1. Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.

 

  • Акция «Сто лучших книг России» проводилась абонементом в 2012 г. По результатам опроса читателей библиотеки был сформирован и представлен на сайте список 100 лучших книг, которые можно рекомендовать для прочтения.
  • Ежегодно в январе абонементом готовятся рейтинги «Топ 10» или «Самые читаемые книги».
  • Ежедневно, на кафедре проводятся беседы с читателями. В непосредственном живом общении библиотекарь – читатель ведется разговор о прочитанных книгах, даются рекомендации стоит ли читать данное произведение или лучше не рекомендовать его другим читателям; предлагаются новинки, поступившие в отдел, и другие произведения, близкие по тематике чтения читателей, информируются о новых произведениях полюбившегося автора.


4. Инновационные формы популяризации художественной литературы.

 

  • Новыми формами продвижения чтения серьёзной литературы являются
    «Библионочь»

В рамках «Библионочи – 2016», посвященной году кино, отделом была подготовлена и проведена викторина «Оскар, Ника и другие… на книжной полке» (какие известные книги были экранизированы и получили мировые премии в области кинематографа).

  • С 12 по 14 февраля 2018 года Псковская областная универсальная научная библиотека проводила акцию, посвященную Дню всех влюбленных и организовала таинственное и романтическое «Свидание с книгой». Вместе с другими отделами в акции участвовал и абонемент.

Специально подобранные книги оборачивались плотной непрозрачной бумагой так. На получившийся сверток крепилась бирка с текстом нестандартной аннотации без указания автора и заглавия книги. Например: «Классический роман о расчетливой любви» (Стендаль. Красное и черное); «Роман о любви, ради которой женщина продала душу дьяволу» (Булгаков. Мастер и Маргарита). Читателю предлагалось самому выбрать наугад одну или несколько книг для прочтения.

Заключение:

Продвижение книги, чтения было есть и будет основным направлением в деятельности абонемента. По статистике 2018 года самой читаемой литературой на абонементе остается художественная. Более 90% выдачи составляет художественная литература. В обслуживании читателей абонемент применяет как классические формы библиотечных мероприятий, так и с удовольствием участвует в инновационных формах, проводимых областной научной библиотекой.

В одном из предисловий к своей книге Юрий Поляков заметил: «Если после прочтения какой-нибудь книги в вашей голове задержалось хотя бы несколько авторских фраз и мыслей, значит, это приличный писатель и хорошая книга. От плохих в голове остается только желудочная тяжесть и обида на первопечатника Ивана Федорова».

Мы надеемся, что у наших читателей не остается желудочной тяжести и обиды на Ивана Федорова, потому что они продолжают читать книги на абонементе и с удовольствием идут к нам за новой порцией впечатлений от художественной литературы.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество