Галактионова Светлана Алексеевна,
заведующая отделом абонемента
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.
Сегодня в России проблема чтения стоит как никогда остро. Современное поколение мало читает. Интерес к чтению в России неуклонно падает. Это признают не только эксперты, но и чиновники. Причины называются разные, но многие сходятся во мнении, что книги нынче заменяются телевизором и Интернетом. Уже не первый год идут споры о том, что делать, как вернуть людей к литературе.
Россия давно потеряла статус самой читающей страны. По статистике, больше всех сейчас читают индусы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов – при среднемировом в 6,5 часа в неделю. С таким количеством часов Россия не входит даже в десятку самых читающих стран. Успокаивать себя можно только тем, что англичане и американцы читают ещё меньше.
В 21 веке чтение детей и взрослых стало осознаваться властью и обществом как государственная проблема. Чтению большое внимание уделяет и наш президент. Он говорит: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Есть опасность, что этот статус мы можем утратить. У нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Это тревожный факт. В данной ситуации повышение читательского интереса является общенациональной задачей».
На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки.
Национальная программа поддержки и развития чтения начинается со слов: «Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни соответствовало общепризнанным мировым стандартам. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем».
Программой поставлена и главная задача: вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы его будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет.
Вопрос продвижения чтения в нечитающей среде постоянно стоял на повестке дня практикующих библиотечных специалистов. В библиотечном деле России ХХ века над всеми другими процессами доминировала идеология. Например, в 30-е годы к чтению относились как к «орудию политической борьбы». Подразумевалось, что просветившись, в классовую борьбу включатся широкие народные массы.
В 60-е годы чтение воспринималось как средство участия в «строительстве будущего». В то время делался акцент на проведении массовых мероприятий идеологической направленности. Они зачастую носили формальный характер и проводились в основном для тех, кто уже был читателем библиотеки. В это же время широкое развитие получили читательские клубы и объединения по интересам, которые действовали при библиотеках.
Новое время принесло новые проблемы и новые возможности. Появилась гуманистическая позиция, в соответствии с которой ценность чтения заключается в развитии личности. Продвижение (пропаганда) книг, их авторов, составление библиографических списков, баз данных начинает уступать место другой задаче – развитию процесса чтения, формированию отношения к чтению как к удовольствию.
Поэтому основными своими задачами библиотекари сейчас считают формирование благоприятной среды библиотеки, где каждый может найти помощь, а также формирование потребности в чтении, развитие культуры чтения и читательского вкуса. Все это позволяет читателю самостоятельно определять свой круг чтения.
Не секрет, что читаем мы сегодня намного меньше, а некоторые из нас не читают вообще. И не потому, что интересных книг стало меньше (у каждого, наверняка, есть стопка книг, отложенных для прочтения) — просто время изменилось. После тяжёлого рабочего дня гораздо легче включить телевизор и найти среди десяти-восемнадцати и более каналов интересную передачу. Чтение требует совсем других усилий, запуска других психологических и интеллектуальных процессов, более сложных и более затратных. А человеческий организм на уровне подсознания привык себя экономить. Значит ли это, что эту ситуацию невозможно изменить? Наверное, можно, но для этого нужно осознать её и изменить подходы к ней. Чтение, несмотря ни на что, пока ещё остается жизненно важным навыком.
Сегодня перед библиотеками стоит важная задача – переломить ситуацию нечтения. И задача эта не из легких, так как библиотеке сложно конкурировать с массой развлечений, на которые люди готовы потратить больше своего свободного времени, чем на чтение книг.
Решая задачу формирования у населения потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Во-первых, читая художественную литературу, человек переживает эмоции восторга, жалости, любви, сострадания и таким образом тренирует душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рождает человека, не просто потребляющего информацию, а получающего знания.
Задача библиотеки в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь читателям открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.
Виды и формы современных библиотечных мероприятий
1. Деятельностные формы: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие к сотрудничеству и включению в читательскую, творческую, литературную деятельность.
- В течение нескольких лет на абонементе проводились акции по продвижению книги и чтения:
- Акция «Лидер летнего чтения» в 2012 -2013 г. По результатам акций были выявлены победители, прочитавшие наибольшее количество книг за летние месяцы. Всем победителям были вручены грамоты и памятные подарки.
- В летние месяцы 2014 г. на абонементе проводилась акция «Книжный лидер летнего чтения». В начале сентября были подведены итоги акции, информация была выставлена на сайте библиотеки. В отделе абонемента лидировали книги по нескольким темам:
Классики российской литературы – М. Булгаков («Мастер и Маргарита») и Д. Гранин («Мой лейтенант»)
Классики зарубежной литературы – Э.М. Ремарк («На западном фронте без перемен») и Г.Маркес («Полковнику никто не пишет»)
Современная духовная литература – Е. Чижова «Лавра» и «Не святые святые» архимандрита Тихона.
2. Информационные формы: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам, премиям в области литературы, книгам юбилярам, писателям-юбилярам, обзоры новых книг, тематические подборки книг, встречи с участниками литературного и издательского процесса.
- Участие абонемента в книжном форуме «Русский запад», на котором проходили встречи с участниками литературного и издательского процесса.
К книжному форуму «Русский Запад» 2014 г. были налажены связи с детским издательством «Самокат» (г. Санкт- Петербург). Специалистом издательства М. Орловой для студентов ПГУ и учащихся 4 лицея были проведены:
Лекция «Современное чтение малышам до трех лет: главные принципы, главные современные книги и мировые тренды в детском чтении» и мастер – класс по книге «Карты» А. и Д. Мизелинских. Также в рамках форума прошла творческая встреча детского писателя В. Сотникова с юными псковичами.
В 2015 году отдел отвечал за подготовку и проведение мероприятий детской площадки «Русского Запада». Для учащихся различных школ города прошли следующие мероприятия: семинар «Закулисье детской книги» - работа современного редактора», лекция «Детская литература «оттепели» - забытые и новые имена» (Илья Берштейн (Москва), «Как говорить с детьми о войне» - презентация книжной серии «Как это было», познавательно–развлекательная программа для детей иллюстратора детских книг Варвары Помидор (СПб).
- Литературные гостиные «У Великой»
В течение года абонементом проводятся литературные гостиные по творчеству писателей – юбиляров. Цикл «Литературная гостиная «У Великой» проходит в Псковской областной библиотеке уже много лет и включает в себя различные литературоведческие мероприятия: беседы, обзоры, презентации, выставки книг, посвященные юбилеям знаменитых поэтов и писателей. Одними из последних были проведены гостиные по творчеству Даниила Гранина и Ивана Крылова.
- Обзоры
Одной из традиционных форм работы абонемента по популяризации лучших художественных произведений являются обзоры литературы по творчеству писателей –юбиляров, литературным премиям, тематические обзоры художественной литературы. Главная цель обзора состоит в том, чтобы привлечь, заинтересовать читателя книгой, вызвать у него желание прочитать это произведение. Обзор должен быть живым и увлекательным для читателей.
Отделом абонемента проводятся обзоры для:
- Учащихся школ города
- Педагогов русского языка и литературы в ПОИПКРО («Лауреаты литературных премий» и «Писатели – юбиляры»)
- Для пожилых людей в специальном доме для престарелых.
Таблица обзоров художественной литературы абонемента
Год |
Школы |
ПОИПКРО |
Спец. Дом для престарелых |
Радио |
2012 |
- |
- |
3 |
4 |
2013 |
Летний лагерь - 8 |
- |
4 |
3 |
2014 |
3 Летний лагерь - 5 |
1 |
4 |
3 |
2015 |
3 Летний лагерь -4 |
3 |
5 |
2 |
2016 |
10 Летний лагерь -3 |
1 |
6 |
1 |
2017 |
10 Летний лагерь -5 |
2 |
6 |
- |
2018 |
15 Летний лагерь -5 |
3 |
4 |
- |
«Говоря о том, что реально происходит в книжной отрасли, с Программой поддержки чтения и с читательской компетенцией, следует отметить, что если наши 9–10-летние дети действительно занимают хорошую позицию в мире по чтению, определяемую методикой PEARS(международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), то уже 15-летние, по оценкам PISA, скатываются всё ниже и ниже», – привёл данные статистики заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьев.
Совершенно справедливо, что основная проблема – в школе. Если в начальной школе мы сохранили советскую систему подготовки, там учат читать, то в средней мы теряем подростков, и к 15 годам они не могут быть конкурентными среди своих сверстников из развитых стран. Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу молодого поколения, а также на их речь. Начинать приобщать нужно к чтению с первых классов.
Уже шестой сезон с июня по август Псковская областная универсальная научная библиотека в помощь организаторам летних школьных лагерей проводит цикл мероприятий «Летнее чтение». Отдел абонемента принимает активное участие и проводит 5-6 мероприятий в библиотеке или на площадках школ города (в 2018 году) ежегодно. Исходя из опыта проведения обзоров для начальной школы вывод один – дети не читают и родители им не читают.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
На литературных встречах ребята знакомились с жизнью и творчеством знаменитых детских писателей и поэтов А. Барто, К. Чуковского, Маршака, П. Бажова, Н. Носова и других, с удовольствием вспоминали и читали вслух стихи, разгадывали ребусы и загадки, смотрели мультфильмы, участвовали в викторинах.
Для учащихся старших классов проводятся обзоры по творчеству писателей – юбиляров и тематические обзоры, например «Серебряный век русской литературы», «Тема революции в художественной литературе», «И была надпись вины его – царь», «Человек в тоталитарном обществе» и т.д.
- Другой испытанной формой популяризации книг и чтения являются выставки.
- Использование в работе жанровых выставок позволяет не только наиболее полно раскрыть отдельные части фонда, но и удовлетворить потребности читателей библиотеки в литературе по интересующей их теме. На абонементе в фонде выделены стеллажи для книг, написанных в жанре военной прозы, детектива, любовного романа, исторического романа, мистики.
- Широкий простор для приобщения читателей к серьёзной художественной литературе и реализации творческих возможностей библиотекаря даёт выставка одной книги. Библиотекарь получает возможность представить книгу максимально разнообразно, что значительно повышает шанс заинтересовать пользователя чтением «трудной» литературы. Книга предстаёт перед читателем в различных аспектах. Это история создания произведения, его прототипы, переиздания книги, иллюстрации разных художников, судьба книги и её автора.
- В целях пропаганды лучших художественных произведений писателей России и бывшего СССР на абонементе используется такая форма выставочной работы, как выставка одного автора, обычно к юбилейной или памятной дате писателя. На ней представлены не только произведения какого-либо писателя, поэта, но и различные материалы о его жизни и творчестве. Это дневниковые записи, мемуары, воспоминания современников, статьи литературных критиков.
- Современным и удобным инструментом для популяризации библиотечных услуг, книги и чтения, привлечения новых пользователей служит библиотечный сайт.
Использование в библиотечной деятельности компьютерных технологий, возможностей Интернета позволяет внести новизну в уже привычные, традиционные формы выставок, наполнить их большим информационным и эмоциональным содержанием. Такой формой выставочной работы являются виртуальные выставки. Огромное достоинство этих выставок заключается в том, что читатель может знакомиться с библиотечным фондом, не заходя в библиотеку. Более того, пользователь получает возможность изучить представленные на выставке книги, не ограничиваясь сроками существования экспозиции. И, что немаловажно для взрослой аудитории, имеющей ограниченный объём свободного времени, с предлагаемой литературой можно ознакомиться практически круглосуточно, независимо от графика работы библиотеки.
- Интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.
- Акция «Сто лучших книг России» проводилась абонементом в 2012 г. По результатам опроса читателей библиотеки был сформирован и представлен на сайте список 100 лучших книг, которые можно рекомендовать для прочтения.
- Ежегодно в январе абонементом готовятся рейтинги «Топ 10» или «Самые читаемые книги».
- Ежедневно, на кафедре проводятся беседы с читателями. В непосредственном живом общении библиотекарь – читатель ведется разговор о прочитанных книгах, даются рекомендации стоит ли читать данное произведение или лучше не рекомендовать его другим читателям; предлагаются новинки, поступившие в отдел, и другие произведения, близкие по тематике чтения читателей, информируются о новых произведениях полюбившегося автора.
4. Инновационные формы популяризации художественной литературы.
- Новыми формами продвижения чтения серьёзной литературы являются
«Библионочь»
В рамках «Библионочи – 2016», посвященной году кино, отделом была подготовлена и проведена викторина «Оскар, Ника и другие… на книжной полке» (какие известные книги были экранизированы и получили мировые премии в области кинематографа).
- С 12 по 14 февраля 2018 года Псковская областная универсальная научная библиотека проводила акцию, посвященную Дню всех влюбленных и организовала таинственное и романтическое «Свидание с книгой». Вместе с другими отделами в акции участвовал и абонемент.
Специально подобранные книги оборачивались плотной непрозрачной бумагой так. На получившийся сверток крепилась бирка с текстом нестандартной аннотации без указания автора и заглавия книги. Например: «Классический роман о расчетливой любви» (Стендаль. Красное и черное); «Роман о любви, ради которой женщина продала душу дьяволу» (Булгаков. Мастер и Маргарита). Читателю предлагалось самому выбрать наугад одну или несколько книг для прочтения.
Заключение:
Продвижение книги, чтения было есть и будет основным направлением в деятельности абонемента. По статистике 2018 года самой читаемой литературой на абонементе остается художественная. Более 90% выдачи составляет художественная литература. В обслуживании читателей абонемент применяет как классические формы библиотечных мероприятий, так и с удовольствием участвует в инновационных формах, проводимых областной научной библиотекой.
В одном из предисловий к своей книге Юрий Поляков заметил: «Если после прочтения какой-нибудь книги в вашей голове задержалось хотя бы несколько авторских фраз и мыслей, значит, это приличный писатель и хорошая книга. От плохих в голове остается только желудочная тяжесть и обида на первопечатника Ивана Федорова».
Мы надеемся, что у наших читателей не остается желудочной тяжести и обиды на Ивана Федорова, потому что они продолжают читать книги на абонементе и с удовольствием идут к нам за новой порцией впечатлений от художественной литературы.